Сюрпризы Бергенской филармонии

В очередном репортаже из Норвегии я расскажу о сюрпризах Бергенской филармонии, преподнесённых зрителям во время традиционного новогоднего концерта по заявкам читателей ежедневной газеты города Бергена “Bergens Tidente”.
 
Но вначале несколько слов о Бергене – бывшей столице королевства в Средних веках. Я уже делился с читателями своими впечатлениями о нём, но не удержусь, чтобы ещё раз сказать, как он красив своей древней и современной архитектурой, уникальным ландшафтом! Особенно хорош центр, окружённый горами, известными как Семь Гор (Seven Mountains).

Плотность населения Бергена самая высокая в стране, а так как в центре давно нет места для строительства новых домов, и не разрешается надстраивать дополнительные этажи на зданиях, то правительство страны разрешило заселять склоны горы Флёйен.

В центре города – пристань. В любое время года там можно увидеть эффектные яхты и кругосветные круизные лайнеры с туристами, мечтающими собственными глазами увидеть одну из красивейших гаваней мира, погулять по улочкам, сохранившим средневековую неповторимость.

Порт расположен в глубине Бю-фьорда. Входные фарватеры порта Берген проходят между шхер. Длина причального фронта 15,5 км с глубинами до 17 м. В числе обычных - 3 причала для ролкеров, причалы для морских паромов и крупнотоннажных танкеров. Есть данные, что суммарный оборот морских грузоперевозок порта Берген составляет 3,5 млн. т.
Не исключаю, что кому-то приведённые сведения дадут повод для дополнительных размышлений…

А ещё город привлекателен симпатичными, доброжелательными и весьма закалёнными людьми. Они порой даже в дождь или мороз передвигаются пешком с непокрытой головой и в достаточно лёгкой одежде.

Известно, что Берген – самое дождливое место в Норвегии, а, возможно, и во всей Европе. По этому поводу даже шутки есть, типа «Дети Бергена солнышка не видели, маленькие ещё». Как тут не пошутишь, если в январе 2007 года был зафиксирован рекорд продолжительности дождя: 85 дней, начиная с октября 2006 года, не просыхали улицы древнего града. В другие годы также очень часто идут дожди, тем не менее, коммуны изредка выделяют средства на помывку стен многоэтажных домов, чтобы они выглядели ещё более чистыми и нарядными!

В небольшом по численности населения Бергене не так много, на мой взгляд, интересных мест, которые стоит посетить. Наверное, за неделю пребывания в нём их все можно обойти. И одно из них точно не желательно игнорировать. Я имею в виду знаменитый и прекрасный Бергенский Григ-халле! Это Концертный зал Грига (норв. Grieghallen), названный в честь великого норвежского композитора.

Здание было спроектировано датским архитектором Кнудом Мунком (дат. Knud Munk), выигравшим конкурс на проект будущего концертного зала на 1500 мест в 1965 году. С момента окончания строительства в 1978 году он является домом для филармонического оркестра Бергена.

Мой репортаж из Концертного зала – это не музыкальный обзор или анализ исполнительского мастерства. Это просто повод прикоснуться к прекрасному искусству, к коему я отношусь, конечно, с большим уважением и, простите за пафос, трепетом, потому что являюсь лишь почитателем таланта композиторов и деятелей музыкального искусства, поклонником многих музыкантов.

На новый концерт Бергенского филармонического оркестра – одного из лучших и старейших в Европе я мечтал попасть больше двух лет. Всё как-то не получалось, да и дочь, живущая с семьёй в Бергене, особого желания послушать серьёзную музыку где-то, помимо своего дома, не проявляла.

В этом году мне повезло: билет с оттиском штрих-кода на концерт в Григ-халле Ира купила по интернету и тут же распечатала на принтере.
 
И вот, вечером 3 января я вновь в зале, где всегда звучит прекрасная музыка. Горожане и гости Бергена любят бывать в нём, несмотря на высокую стоимость билетов, и потому здесь всегда аншлаг.

Большой зрительный зал очень красив и удобен. А в тот замечательный вечер он был заполнен до отказа седовласыми дамами и джентльменами, ухоженными и отлично одетыми. Разумеется, были и молодые люди, но их оказалось не так много, потому что, видимо, далеко не вся молодёжь увлекается симфонической музыкой.

Забегая вперёд, отмечу, что для Ирины, после ознакомления с программой концерта, которую я показал ей, вернувшись с концерта, было откровением, что он отличился интересным жанровым разнообразием: даже лёгкая музыка и чтение присутствовали. После моего рассказа о концерте мне показалось, что она даже немного пожалела, что не пошла со мной.

Ну, а в этом репортаже с концерта я решил обратить внимание читателей ещё и на сюрпризы, преподнесённые зрителям.

Первым из них я бы назвал сделанный организаторами концерта отличный выбор номеров из обилия предновогодних заявок от читателей городской газеты.

В ожидании начала я попытался подсчитать количество музыкантов в составе оркестра. Насчитал около 60 человек. Много это или мало – не мне судить, но по некоторым данным в этом, одном из старейших не только в Норвегии, но и в Европе симфонических оркестров насчитывается около 100 человек! Вот это уже солидно.

На большом светящемся экране, висящем за спинами оркестрантов, красовалась надпись, которая в переводе с норвежского языка звучит примерно так: «Добро пожаловать на новый бергенский концерт по заявкам в 2019 году».

С моего 56 места – последнего на 29 ряду (неблизком к сцене) обзор, тем не менее, был превосходным и слышимость безупречная. Динамики не били по ушам барабанным грохотом, как на рок-концертах и многих эстрадных представлениях.

Рядом со мной тихо и с очень довольным видом сидели два «божьих одуванчика» в возрасте 80-90 лет. Не знаю, из каких соображений, но они были в зимних, хоть и лёгких на вид пальто, и в них бабушки сидели даже во время антракта. Может быть, им было прохладно, даже холодно, несмотря на комфортную температуру внутри Григ-халле или они стеснялись своих платьев?.. Шучу, но предположу, что, возможно, не хотели оставлять без присмотра свою верхнюю одежду в гардеробе, куда был открыт доступ всем желающим, говорящий о высоком уровне культуры и, разумеется, достатка норвежцев. Никому в этом обществе не придёт в голову надеть чужую одежду, которая, как и своя собственная, в магазинах стоит несоизмеримо дешевле по сравнению с той, что продаётся, допустим, в торговых точках постсоветского пространства.

К сожалению, спросить причину их поведения я не мог, не зная их родного языка, а также предполагая, что вряд ли я быстро смогу найти в зале того, кто мог бы мне помочь в переводе.

1 ОТДЕЛЕНИЕ
Представление началось почти ровно в 7 часов вечера. Раздался чёткий голос, вещающий о начале действа, и чуткий зал почти мгновенно затих. Потом вышел седой человек, оказавшийся Первой скрипкой. Музыканты поприветствовали его и взялись вместе с ним за окончательную настройку инструментов, которая закончилась с появлением из-за кулис стройного молодого человека.

Сюрприз концерта в том, что это был не основной дирижёр, а его ассистент – Нилс Эрик Мосейдвог. Он – выпускник Королевской датской консерватории и уже отлично зарекомендовал себя в качестве дирижёра симфонических оркестров в Тронхейме и Осло.

Нильс пожал, как положено по традиции, руку Первой скрипке, вступил на своё рабочее место, взял с пюпитра заветную палочку, взмахнул ею и… концерт начался.

Первым произведением в исполнении оркестра мощно прозвучало двухминутное произведение Рихарда Штрауса ;pningstema, Soloppgang (Восход солнца), Так говорил Заратустра (Also sprach Zarathustra) Op.30.

Любопытно, что в Интернете составители немецкого сборника «50 шедевров классики» именно эту симфоническую поэму великого композитора поставили на первое место. Видимо, не случайно. «Уверяю вас, - пишет в одном из комментариев преподаватель полифонии Маргарета Маст, - вещь более чем серьёзная. И написана она в годы прозрения человечества «пред силой бессмертной ума» Ницше. А о самом Ницше забываешь, когда слушаешь… А какое там фугато! - первое в истории музыки фугато на последовательно двенадцатитоновую тему».

Я соглашусь со знатоком, потому что поэма действительно могучая и никого не оставляет равнодушным при её звучании!

Такая музыка настраивает любого, кто её услышит, на хорошее начало нового дня или, как в нашем случае, она настроила нас на предстоящий отличный вечер, на новую встречу с шедеврами музыкального искусства.

Отзвучали аплодисменты, и на авансцену вышли ведущие: молодой человек и женщина средних лет. Они говорили сдержанно, но в то же время с юмором, на который зал откликался улыбками и смехом.

Несмотря на непонимание происходящего диалога ведущих со зрителями, мне не было скучно: я с интересом наблюдал поведение зала. В принципе мы все не ради речей оказались в этом зале, а из-за музыки, и, разумеется, какие-то пояснения к музыке и цитаты из заявок зрителей не лишние в такого рода концертах. И не исключено, что кое-кто из авторов заявок присутствовал здесь! Видимо, им и был адресован комментарий ведущих, живо воспринимающийся зрителями-слушателями.

Впрочем, без переводческого участия моей дочери этот репортаж также вряд ли увидел бы свет. Ведь даже с помощью словаря мне было весьма затруднительно (я самостоятельно попытался это сделать) перевести на русский язык некоторые замысловатые фразы из программки этого концерта…

Вторым номером прозвучала две части из Первой симфонии («Титан»), ре мажор, написанной великим композитором Густавом Малером в 1884-1888 гг. Кроме десяти симфоний он написал, оказывается, около сотни интересных и популярных в Австрии и Германии песен, а также осуществил более десятка обработок сочинений Бетховена, Брукнера, Вебера, Моцарта и Шуберта. Сочинил сюиту из оркестровых сочинений И.С.Баха 1909, прозвучавшую впервые в Нью-Йорке 10 ноября 1910 г.

Далее в концерте выступили местные знаменитости.
Сопрано Каролина Веттергрин спела Caro Nome (дорогое имя) - арию Джильды из оперы Джузеппе Верди "Риголетто" и арию Джульетты из оперы «Ромео и Джульетта» Шарля Гуно, а трубач Мартин Винтер исполнил боса-нову Х.К. Грубер Патроль... Три моб.части из тромпета и камерного оркестра.

О Каролине известно, что её детство и юность прошли в Бергене, потом она училась в высшей музыкальной и Высшей оперной школах Осло. В качестве солистки-практикантки исполнила несколько крупных партий в Норвежском театре оперы и балета, затем по приглашению выступала в королевском Доме оперы в Лондоне, в Театре оперы и комедии в Берлине и в Баварской государственной опере в Мюнхене.
Несмотря на молодость, она прекрасно освоилась в искусстве, и сегодня замечательно пела, за что была награждена громкими аплодисментами.

Англичанин Мартин Грубер был трубачом много лет, начиная с 2000 года, в не менее знаменитом в Европе Берлинском филармоническом оркестре, затем играл в нескольких британских оркестрах.

Искусство певицы и музыканта произвело хорошее впечатление на публику, и она наградила их долгими, пока они шли за кулисы, аплодисментами!

И вновь зазвучал великолепный оркестр: знаменитое адажио из балета «Спартак» Арама Хачатуряна, бодрый марш из Карельской сюиты Яна Сибелиуса и бравурный галоп Ганса Христиана Лумбие.

2 ОТДЕЛЕНИЕ
Второе отделение отличалось бОльшим разнообразием жанров. Сначала прозвучала тема Хедвикс из Гарри Поттера, на которую зал отреагировал вежливо. А вот потом оркестр тихо-тихо заиграл сюиту №1 из произведения Эдварда Грига «Пер Гюнт» -  смерть Осы, а на её фоне артистка Кристина Моен читала по книге волшебную сказку Ганса Христина Андерсена «Девочка со спичками». Все нюансы её чтения отображались на большом экране, и зал с удовольствием внимал сюжету, разглядывая чтицу. Сюрприз произвёл благожелательное впечатление.

Мне удивительно и вместе с тем понятно и очень приятно, что норвежцы настолько любят творчество нашего великого композитора Петра Ильича Чайковского, что практически в каждом концерте серьёзной музыки звучит что-то из его произведений.
Но сегодня сюрпризом оказалось, что в праздничном концерте были исполнены не одно, а два произведения гения: «Вальс цветов» и Полонез из оперы «Евгений «Онегин».
 
Вальс не только изумительно звучал, но и прекрасно смотрелся в исполнении красивой пары танцоров в костюмах той эпохи. Для их плавных и точных по музыке па вполне хватало большой сцены перед оркестром. Они также были награждены громкими аплодисментами.

Между двумя произведениями Чайковского прозвучали выступления школьницы (также сюрприз) Hermine Svortevik Oen, которая очень мило спела «Песню Сельмы» композитора Евы Уил Скрам. За смелость и хорошее исполнение она была удостоена букета белых цветов от ведущего. При этом он ещё задал юной певице несколько вопросов. На них она бойко ответила, вызвав тем самым оживление и улыбки в зале.

Девочку сменила Halie - красивая девушка в зелёной блузке и чёрной юбке-миди. В сопровождении откуда ни возьмись (не из оркестра) гитариста она спела две современные песни. Одна из них в переводе "Игристое вино», а другая - «Не ваше». За их исполнение артисты также удостоилась цветов и горячих аплодисментов зрительного зала.

На этом сюрпризы не кончились. Неожиданно по приглашению ведущей поднялась на сцену из зала скромно одетая молодая женщина и сменила на дирижёрском месте Мосейвога… Тот безропотно пошёл отдыхать за пределы сцены. Дама, как и положено, пожала руку Первой скрипке и приступила к исполнению обязанностей руководителя процессом, который, конечно же, был ей прекрасно знаком.

Под управлением нового дирижёра оркестр сыграл "Радецкий марш" Иоганна Штрауса. Ведущая, как «виновница» ситуации, не ушла за кулисы, а стала «дирижировать» залом. Видимо, для того, чтобы не только морально, но и физически помогать гармонии. Никто не возражал, а оркестр – тем более, ибо всем было очевидно, что сбоя в этом деле не будет. Но сбой всё же случился. С техникой.

Вдруг замигал экран, потом, погас вовсе, но, к счастью, как оказалось, не навсегда. Проблема, скорее всего, случилась с транслирующей камерой, потому что неожиданно раздался очень громкий хлопок, по силе звука похожий на взрыв какой-нибудь лампы освещения. Кое-кто, конечно, вздрогнул, но исполнение не прервалось. По окончании марша раздался ещё один хлопок, который, может быть, тоже был запланирован в качестве последнего сюрприза, но уже привыкшие к ним зрители на него не отреагировали.
 
Исполняющая обязанности дирижёра пожала на прощание руку Первой скрипке, поклонилась залу и под аплодисменты степенно удалилась за пределы сцены.
 
Перед исполнением последнего номера на авансцену вышли все солисты и музыканты, принимавшие участие в концерте по заявкам. Зажглись люстры, и в сопровождении оркестра зрители, вставшие возле своих кресел, вместе с артистами спели известный всем норвежцам религиозный псалом скандинавов «Прекрасная земля».

Концерт завершился включением экрана: техника поддалась порядку. На лицах зрителей можно было прочесть полное удовлетворение от хорошо проведённого вечера.
Геннадий МИНГАЗОВ


Рецензии
Добрый вечер. Спасибо за путешествие в мир музыки. Можно я прокомментирую - старички имеют слабый ток крови,им холодно, им не так много осталось, так что пусть себе кутаются и наслаждаются музыкой. Вы заставили улыбнуться: когда я была на концерте Вагнера, мой кавалер тоже считал состав оркестра; когда мы пошли с сыном подруги в филармонию - малыш тоже считал оркестрантов. В чем причина?

Елена Багина   29.07.2019 00:10     Заявить о нарушении
Мне трудно объективно судить, так как я не специалист в области психологии "сильного" пола, но думаю, что это свойство левого полушария, отвечающего за рацио.
А за рецензию и вопрос спасибо, Лена. Творческих Вам успехов!

Геннадий Мингазов   31.07.2019 19:09   Заявить о нарушении
Благодарю за пожелания! И вам всего наилучшего!

Елена Багина   31.07.2019 20:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.