Простые люди, или Автостоп до Каменска

В кабинете проректора по внеучебной работе было тихо. Опустив глаза, все присутствующие ждали нагоняя от начальства.

– Я не понимаю, – выразительно интонируя каждое слово, начал проректор, – почему вчера на мероприятии по гражданско-патриотическому воспитанию студентов присутствовали представители только одного факультета?

Все продолжали сидеть молча, и только одна молодая особа сидела улыбаясь, гордо подняв голову. Тут один седовласый, приятной внешности мужчина набрался смелости и произнёс:

– Ну ладно, а как сотрудников и студентов вдохновить поговорить о подвигах и любви к родине? Сейчас это не модно, вот на лекцию «Как заработать миллион?» у меня на факультете очередь.

– Вот спросите Елену Николаевну, - указав рукой на улыбающуюся даму, сказал проректор, - как ей удаётся в плотном графике жизни вдохновлять студентов ходить на особо важные мероприятия? Только что защитила кандидатскую, растит двух малышей – и ничего, работы не боится! Всё верно я говорю, Елена Николаевна?

Молодая дама, раскрасневшись, только кивнула головой. Кресло заместителя декана ей действительно досталось рано, не по возрасту. Карьеру Елена Николаевна считала делом важным и перспективным. Очень старалась угождать начальству и быть на хорошем счету. Будущее своё не связывала с Россией, мечтала переехать куда-нибудь за рубеж, например во Францию. В общении и дружбе была весьма избирательна. Защитив диссертацию, вознеслась над простыми, глупыми людьми, не понимающими красоты научного слова и умных мыслей. Административный персонал кафедры, как и всех людей без учёных степеней и руководящих постов, считала вторым сортом.

Ей было очень приятно слушать, как её хвалит начальство, но тут раздался звонок администратора её родной кафедры. Если бы позвонил кто-нибудь другой, то трубку это занятая женщина, конечно, не взяла, но тут кафедра. А это значит – зовут её прямые обязанности: преподавание студентам.

– Слушаю вас, Лидия Евгеньевна, буду говорить тихо, я на совещании, – несколько высокомерным тоном прошептала Елена.

– Елена Николаевна, простите, что отрываю вас, но вы не забыли, что у вас сегодня пара в Каменске? – заботливо проговорила секретарь кафедры.

– Конечно, конечно, я всё помню! – стальным голосом отчеканила Елена.

Закрутившись на работе, засидевшись в кабинете проректора, она совершенно забыла, что должна быть уже в пути. Извинившись перед присутствующими, вылетела за двери и побежала ловить проходящую через вокзал маршрутку.

Она очень торопилась, так как пара, по её воспоминаниям, должна была начаться через три часа, а дорога до этого ненавистного Каменска занимает в среднем около двух. Билет она, конечно, ещё не купила, и есть ли там ближайшие рейсы, она тоже не знала.

Случилось худшее. Текущий рейс по неизвестным причинам был отменён, а ближайший автобус - как оказалось - приедет только через полтора часа.

На кафедре она была молодым, набиравшим авторитет преподавателем, ей очень хотелось всё и везде делать правильно. А теперь Елене Николаевне Мальцевой грозил выговор и очень серьёзный разговор с заведующим, потерянное доверие каменских студентов, а самое страшное – общественное порицание коллег-преподавателей её кафедры и факультета.

Так она и стояла в нерешительности посреди зала ожидания с двумя большими сумками, содержащими полный гардероб для трёх дней чтения курса «управленческий учёт».

Вдруг откуда-то с неба раздался приятный мужской голос:

– Девушка, вам срочно нужно в Каменск?

– Да-да, а откуда вы знаете?

Высокий, худощавый, прилично одетый парень, уже давно внимательно следивший за перемещениями по вокзалу интеллигентной особы, продолжал:

– Знаете, у вас на лице, написано, что вы пропустили именно этот автобус. Я вас с удовольствием довезу.

– А это дорого? – произнесла Елена, глядя на неожиданно появившегося в её жизни спасителя. В целом он ей понравился и внушал доверие.

– Ничего, договоримся. За копеечку пойдёт?

Ей стало приятно, что водитель так легко относится к деньгам и даёт ей возможность выбрать цену самой. Значит, она ещё очень хорошо выглядит. И ему будет приятно подвести красивую женщину до соседнего города, и деньги для него не имеют никакого значения. Однако в голову лезли и другие мысли. Мама Лене с детства говорила, что садиться в машину к незнакомцам очень опасно, но Лена ведь выросла и сама уже дважды стала мамой, поэтому этот внутренний страх быстро подавила в себе. Неожиданная возможность, пусть даже авантюрная, быть вовремя на паре в Каменске её вдохновила.

– Хорошо, поедем! А как вас зовут?

– Сергей Евгеньевич!

– Хорошо, Сергей Евгеньевич, поехали, а то я действительно опаздываю, – ответила несколько удивлённая таким официозом Елена.

В машине Сергей Евгеньевич спросил про цель поездки и, поняв, что с ним едет преподаватель, начал изо всех сил умничать.

– Вот посмотрите, какая красота за окном! Русская природа, берёзки, осины! Как писал какой-то поэт: «Осенняя пора! Очей очарование!» – дальше цитировать он не смог, хотя и хотел. Пауза была недолгой, он быстро перенаправил мысль в другое русло: – А люди живут и не замечают красоту своей родины, мечтают уехать куда-нибудь подальше отсюда. Что их гонит? Я вам отвечу: нажива, деньги. А деньги – это что? Ветер, сегодня есть, завтра нет, что за ними гоняться? Вы согласны?

– Да, однако… – начала говорить Елена, но поняв, что от неё требуется только кивок головой, замолчала.

– Вот я не понимаю, как люди уезжают из России, бросают её? Почему они хвалят Европу или, ещё хуже, Америку? Это же бездушные, безнравственные люди, у которых в душе пусто, там ничего нет… Где она, любовь к своей родине, к сестре, к матери? Что они о себе думают? Что для них ценно? Вот скажите, вы, наверное, таких видели?

– Да, Сергей, – решив поддержать высокопарный поток слов почти бесплатно везущего её водителя, сказала Елена. – Думаю, для таких людей важнее материальные, нежели духовные ценности.

Эмоциональный водитель не унимался. Елене же он нравился всё меньше и меньше. Её что-то стало в нём раздражать.

– Вы со мной согласны, это здорово! Как приятно, когда тебя как культурного человека может понять попутчик! Мало таких духовно наполненных людей, как я и вы!
Беседуя о высоком, они уже проехали треть пути. Тут Сергей посмотрел на приборную панель и вскрикнул.

– Ой, да мы почти на нуле едем! Надо искать заправку! Давайте-ка сюда свои денежки.

– А сколько? – растерялась Елена.

– Ну, пятьсот для начала подойдёт, – улыбнувшись, сказал Сергей Евгеньевич.

– У меня есть только триста рублей на автобус туда и обратно, – растерянно объявила пассажирка.

– Вот так сюрприз! А как же твоя обещанная тысяча? – недовольно воскликнул Сергей Евгеньевич.

– Я не знала, что «копеечка» – это тысяча рублей, – жалостливо произнесла Елена.
Всё громче и громче он продолжал:

– Да ты знаешь деточка, что ты наделала? Ты меня решила подставить, дура? Как я теперь доеду? Давай сюда свои вонючие деньги и вали из моей машины. Как я, по-твоему, должен теперь добраться в город? Я из-за тебя потерял кучу времени и ничего не заработал! Я высажу тебя около ближайшей автобусной обстановки. Дальше сама.

Машина остановилась. Расплатившись за треть поездки, Елена, не говоря ни слова, вышла и громко хлопнула дверью. Сергей Евгеньевич уехал.

Она осталась стоять без денег около маленькой лесной остановки одна-одинёшенька на тридцать первом километре к городу Каменску. Слёзы уже хотели брызнуть из её очаровательных глаз, но усилием воли были остановлены. Она назвала себя дурой, которая совершенно не научилась к своим тридцати годам разбираться в людях, и поблагодарила Бога за то, что он избавил её от этого «грязного», «испорченного на корню» человека: «Вот тебе и любовь к родине, вот тебе и вера в людей! Нет, я знаю, что хороших, добрых, бескорыстных людей на свете больше!» С этими мыслями молодая женщина подняла руку и начала голосовать. Машины на федеральной трассе неслись, забрызгивая всё, что было рядом: траву, деревья, нашу несчастную путешественницу. Но на её удачу остановился небольшой старенький "москвич", в который при других обстоятельствах в городе она бы никогда и не села, но тут совсем другое дело… На переднем стекле был наклеен крупный треугольный знак «Инвалид».

– Здравствуй, дочка! Что случилось? Почему одна посреди леса?

– Я… я… – замялась Елена, и у неё теперь действительно потекли слёзы. – Меня высадили из машины тут, посреди леса…Я опаздываю к студентам в Каменск… Деньги у меня тоже забрали… – всхлипывая, выдавливая совершенно нелогичные, несвойственные преподавателю фразы, произнесла Елена.

Мужичок лет семидесяти с некрасивым, перекошенным на один бок лицом, ничего, конечно, не понял из её объяснения. Ясно ему было только одно, что девчонке нужно срочно помочь.

– Давай залезай в машину, помогу, чем смогу.

Лена пригрелась в его смешной, тёплой машине и почти успокоилась.

– У меня тут вот оказия случилась. Еду к врачу, Ольге Ивановне, в Рассветное. Она-то молодец, руки у неё золотые! Вылечит меня, а то вот окаянный зуб-то разболелся и флюс вылез, мочи нет, вон как рожу-то мне перекосило! А вчерась Дуся моя чуть не померла: давление подскочило, а тут я с этим зубом. Она мне утром и говорит: лучше езжай давай к Ольге в Рассветное. Вот я и еду, а тут ты, дочка, на дороге, чистенькая такая, городская, заплаканная стоишь… Думаю, помогу, чем смогу.

– Дедушка, а мне-то в Каменск надо…

– Я понимаю, доченька, но честно, это совсем по другой ветке, но всё же тебе со мной ближе будет, останется только двадцать пять километров, считай, четверть часа на машине. Может, там, дай бог, кто-то ещё тебя подбросит, да и автобусы через Рассветное ходят. Я не могу до Каменска, жена больная дома ждёт. Мне бы побыстрее с этим зубом окаянным разобраться и в зад!

Он ещё что-то говорил и причитал на здоровье своё и супруги, но Елена его уже не слушала. Она хотела позвонить администраторам в Каменск, предупредить, что опаздывает, но телефон, не получив сегодня нужное количество электричества, предательски потух. Теперь она уже никуда не спешила, а просто, как в детстве, смотрела в окно на осенний лес, разглядывая золотые берёзы, пылающие красные осины и вечнозелёные мохнатые ёлки.

Дедок же что-то старательно рассказывал, думая, что развлекает молодую особу.

– Ну вот, дочка, приехали. Рассветное, вылезай.

– Спасибо вам, вы очень, очень добрый человек! Дай бог вам здоровья и вашей жене!

– Хорошо, и тебе, милая, скорее добраться до Каменска!

Елена опять голосовала около дороги, как и час назад. Ей теперь действительно оставалось около двадцати пяти километров пути. По её расчётам она ещё могла приехать вовремя, если бы прямо сейчас остановился "мерседес" и доставил её из этой забытой богом деревушки до города Каменска. Но "мерседеса" не было, и машин тоже.

Но тут, к её удивлению, прямо перед ней, скрипя тормозами, остановилась фура. Открылась дверь и огромного роста, крепкий, с волосатыми руками мужчина громко сказал, перекрикивая работающий двигатель:

– Красавица, тебе куда?

– Я… мне… в Каменск… – дрогнувшим голосом выдавила из себя путешественница.

– О! Мы дальше, но мимо Каменска проедем! Садись!

Елена испугалась не на шутку, увидев в кабине ещё одного, сменного водителя в полосатой майке с весёлым, но помятым от сна лицом. Мысли бились в её голове: «Если я сяду в их машину, что будет? Я быстро доеду до своих студентов! А вдруг они сейчас вдвоем в кабине фуры попользуют меня и выбросят моё холодное тело в ближайшем перелеске? Нет! Вроде неплохие с первого взгляда ребята…»

Думать было некогда, сама судьба послала ей эту фуру. Она зажмурила глаза от страха, протянула руку и залезла в кабину.

Когда машина тронулась, молодая женщина отошла от шока и быстро произнесла:

– Я Елена Николаевна Мальцева, преподаватель, кандидат наук. Еду в Каменск к студентам. Опаздываю. Денег у меня нет. Повезёте?

– Ладно, нам денег не надо, правда, Коль? – весело произнёс первый водитель.

– Натурой рассчитаешься, – хитро сказал второй.

Елена побледнела.

– Да шутим, шутим… – хором сказали дальнобойщики.

Мужики расхохотались.

– Вот, Коль, я первый раз в жизни разговариваю с кандидатом, а ты?
Коля отвечал редко, больше кивал и улыбался. Видимо, он был по натуре скромный, но весёлый парень.

– Еду себе один, Коля спит, а тут на дороге красавица, да ещё и кандидат наук! Расскажи, кто поверит? Надо же кому-то лодырей, как мы, да, Коль, учить? А каких наук-то кандидат?

– Социологических, – нараспев произнесла Елена.

– Вот это да! – прогремел голос первого дальнобойщика.

– Каких-каких? Сексологических? Смешные какие-то науки! – хихикнул второй.

– Про это на парах студентам я не рассказываю, учу менеджменту, читаю «управленческий учёт», – улыбнулась Елена.

Елене стало тепло и уютно рядом с этими исполинами. Ей было приятно, что она вызывала у них уважение, и страх сексуального домогательства прошёл сам собой. В сиденье грузовика, поднятом высоко над землёй, Елена чувствовала себя как королева на троне. Перед ней ковром расстилалась дорога, а «тойоты» и «мерседесы» казались маленькими жучками под ногами динозавра, в кабине которого она сейчас была.

– Ой! А мне нравится эта песня, сделайте громче! – по-дружески попросила Елена.

– Нет! Ну-ка давай, красавица, спой что-нибудь сама! – весело произнёс первый водитель, - Пой, пой, а то не повезу дальше! Надо же билетик отработать!

Елена затянула: «Эх, дороги, пыль да туман, холода тревоги да степной бурьян…», а дальнобойщики подхватили эту песню, не соврав ни одной ноты. Потом трио пропело «Огней так много городских на улицах Саратова…», «Ой цветёт калина в поле у ручья…» и много-много других задушевных русских песен. Не прошло и полчаса часа, как эта троица почувствовала родство душ.

– Ну вот, Елена Николаевна, вы приехали! Будьте здоровы!

– Добирайтесь следующий раз автобусом, а то мало ли что может случиться в дороге!

– Спасибо, ребята! Удачи вам!

Прыгнув из машины на асфальт Каменска, Елена глянула на часы: до пары оставалось пятнадцать минут. Не дожидаясь городского автобуса, а номер его она и не знала, Елена побежала к филиалу университета, который, по словам коллег, располагался на центральной площади. Несколько раз останавливала прохожих спросить дорогу, никто в помощи ей не отказал. Она стучала каблучками по асфальту и думала: «Какой красивый, чистый городок, какие приветливые лица! Сколько у нас в России простых, милых, добрых людей! Нет, не все испорчены деньгами и показухой крупных городов!»
Чудо, но за пять минут до начала пары она уже стояла перед администратором.

– Добрый день, я Елена Николаевна Мальцева, преподаватель курса «Управленческий учёт».

– А я Вера Георгиевна Пылаева, узнала вас по голосу. Заходите, раздевайтесь, продрогли, наверное. Расскажите, как добрались, без приключений?

Эта приятная пожилая женщина говорила почти нараспев, по-матерински усадив Елену в кресло и дав ей чашку чая и самодельное песочное печенье.

– Спасибо вам за заботу, вы такая добрая, тёплая женщина, прямо как мама… Но мне ведь нужно бежать к студентам. Какая у меня аудитория?

– Елена Николаевна, у вас пара через три часа.

Елена изумленно раскрыла глаза и стала тяжело дышать, как будто ей не хватало воздуха.

- А вы что, не знали? Может, забыли? - продолжила свой монолог Вера Георгиевна.


«Да?.. Значит я, глупая, зря так спешила? – спросила сама себя Елена. – Нет, не зря. Этот чудесный день мне был дан не просто так».

– Можно я здесь отдохну? – с улыбкой спросила у администратора Елена.

– Отдыхайте, конечно! До пары здесь можно выспаться, – ответила заботливая женщина и укрыла Елену своим теплым пуховым платком.

Забравшись в мягкое кресло и закрыв глаза, Елена в подробностях вспоминала свой сумасшедший день, сердце её бешено колотилось от странного нового чувства радости и гордости за людей, простых, милых, добрых, готовых помочь без денег и почестей, – жителей её огромной, самой красивой страны – России.


Рецензии
Спасибо, Дарья!
И я порадовался вместе с ЛГ...
Мир вашей душе!

Иван Супрунович   17.02.2020 03:11     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.