Художник В. Перов диссидент или патриот?

Споры о  пользе и вреде вольнодумства не стихают и в наши дни, хотя, свобода мнений и стала одной из главных общечеловеческих ценностей.
Некоторые любители поэзии А.С.Пушкина не признают, что их кумир является автором поэмы  «Гаврилиада». –  Слишком тёмным пятном падает она  на солнце русской поэзии.
Богохульство там имеет вид пошлости и глумления.
Известно, что Пушкин отказывался от причастности к этой поэме. 
Несомненно только то, что она появилась в ту эпоху, когда церковь и самодержавие были крепкой опорой друг другу.
              При упоминании  художника В.Перова вспоминаются, в первую очередь, его известные картины «Охотники на привале» и  «Рыболов».
Но  В.Перов никогда не отказывался и от таких  своих картин, как  «Сельский крестный ход на Пасху» или «Чаепитие в Мытищах», которые  вызывали и восторг его современников - такой смелой и острой сатиры на служителей церкви  Россия ещё не видела - и осуждение особо лояльных к власти современников за оскорбление святынь.
 Картину «Сельский крестный ход на Пасху», практически,  арестовали после первого показа: было запрещено её выставлять на выставках и публиковать репродукции.
        Можно ли  сегодня её рассматривать, как историческое свидетельство состояния церкви в России?
Или, помня про закон об оскорблении чувств верующих, надо признать её клеветой и богохульством?
 Влияние этих картин на отношение людей к церкви  значительно сильнее, чем сказка Пушкина «О попе и его работнике Балде».
Картина претендует называться реалистичной. Если это действительно так, если это не отдельный недостаток и не случайный факт, а явление русской жизни, то не картину, а её замалчивание следует считать преступлением.
Если же это клевета и всего лишь язвительный характер художника, то, конечно, он  ответит за свои картины, как за всякое праздное слово.
              Библия не скрывает тот факт, что праотец Ной напился пьяным до безобразия.
 Не скрывает и того, что дочери Лота напоили отца пьяным до такой степени, что он не заметил, как они зачали от него детей.
Наоборот, эти факты только прибавляют ей достоверности.
Неужели картина о пьяном служителе церкви может бросить пятно на репутацию церкви?   
Что в наше время может добавить эта сатира к  обвинению патриарха в ношении дорогих часов  и в торговле водкой и сигаретами?

Можно ли сегодня посмотреть на эту картину другим, более снисходительным взглядом?
Ну, что такого страшного в том, что батюшка захмелел чуть больше, чем можно было бы по случаю светлого праздника? Может быть, причиной конфуза был недостаток закуски…
Тем более, что в старину самогоноварение было примитивным, могли и табачку для крепости подмешать… Вот один из участников даже упал под крыльцо и его отливают водой. А священник с трудом, но продолжает крестный ход…
Да, наступил на пасхальное яйцо, но разве праздник Пасхи от этого  перестаёт быть светлым?
Да, на картине священник выходит из дома последним, хотя он  должен возглавлять крестный ход. Но он ещё, может быть, догонит основную процессию, которая скрылась за уклоном, и займёт своё место во главе…
             Одной картины мало, чтобы подозревать художника в каких-то обвинениях церкви.
Но есть ещё несколько, которых не подвергали аресту.
Картина «Проповедь в селе» ещё может показаться  лёгкой сатирой на прихожан сельской церкви, засыпающих на проповеди подобно ученикам Христа в Гефсиманском саду.
А  «Чаепитие в Мытищах»  имеет силу плаката, обличающего лицемерие церкви: безногий участник Крымского поражения России с медалью на нищенском кафтане просит милостыню у дородного священнослужителя, а тот  даже не смотрит на него…
Но и тут можно возразить художнику: разве поп не имеет права и чаю попить спокойно?
Не лукавство ли, если не наглость, просить милостыню у самого стола?
Не похоже ли это на вымогательство?
Нищие на крыльце церкви – это обычное дело, а тут даже не в карман, а в рот священнику заглядывают…
Да ещё неизвестно, заслужил ли тот человек медаль…
В наше время развелось немало профессиональных «нищих», которые кормятся добротой и, можно сказать, эксплуатируют милосердие.
Иногда им содействуют в этом  СМИ…
          В.Перов написал свои сатирические картины в 1861-62 годах, то есть, вскоре после крестьянской реформы, возможно, на волне ожиданий освобождения от всякого гнёта, и церковного в том числе.
Эти и другие им подобные картины художников-передвижников не должны оскорбить чувства верующих, потому что библейские  пророки Ветхого завета обличали священников гораздо сильнее:
«Священники и пророки спотыкаются от крепких напитков…» (Ис.28.7)
«…И это псы, жадные душою, не знающие сытости, и это пастыри бессмысленные: все смотрят на свою дорогу, каждый до последнего на свою корысть»   (Ис.56.10)
«От пророка до священника – все действуют лживо, врачуют раны народа Моего, легкомысленно говоря: «Мир! мир!», а мира нет» (Иер.6.10)
Но о пророках в проповедях люди ничего не слышали.
 Евангельские упоминания фарисейства и лицемерия веры на фоне реальностей жизни становились банальными.
Могут ли оскорбить  чувства верующих картины Перова, Репина, Неврева и других художников, которые героически для того времени критиковали церковь?
«…действительность слишком возмутительна, чтобы со спокойной совестью вышивать узоры» - писал  И. Репин.
Под узорами надо понимать и натюрморты с пейзажами  и голыми женщинами.
От художника ждут не только красоты, но и проповеди…
Его картина  «Крестный ход в Рязанской губернии» была гораздо менее сатирическая, чем картина В.Перова,  но и её запретили выставлять на его персональной выставке.
Картина «Отказ от исповеди» - это уже открытое предупреждение о нарождающейся силе протеста против власти и того бога, который позволял своим служителям одобрять её беззакония.
«Смею думать, — писал  Перов, — что обнаружение зла, лжи и порока… не бесполезно, тем более, что предполагает полное сочувствие к добру и истине».
Незавершённая картина  К. Маковского «Освящение публичного дома»,
Н. Орлова «Освящение водочного магазина» - это клевета на церковь или «обнаружение зла»?

Несправедливо считать, что царская цензура «душила» всякую критику общества.
Художник В. Пукирев, например,  стал  профессором живописи  и знаменитостью за картину «Неравный брак». А сюжет её представляет собой острое обличение не только нравов престарелой  элиты, но  служителей церкви, венчающих  брак не по любви, что церковные правила строго запрещают.
Проблема в том, что право судить о мере дозволенного в искусстве присвоили себе самодержцы.
        Не потому ли  Россию и постигли её трагедии, что власть все силы бросила на борьбу с выявлением симптомов её страшных болезней, а не на лечение их?
А может быть, вся сатира художников-передвижников представляет собой  оцеживание комара и поглощение верблюда?
И все современные диссиденты в искусстве только раскачивают лодку и хамят, показывая случайную наготу отечества?
Известны же случаи, когда «ради красного словца не жалеют и отца»…
Случаются среди деятелей искусства и аферисты, но бывают у них и помрачения ума.
И те, кого называют душителями свободы искусства, иногда искренне полагают, что «заграждают уста нечестивым» ради благой цели…
Где же грань и мера дозволенного вольнодумства?
Во всяком случае, сила  общества и власти проявляются и в том, насколько они терпимы к проявлениям диссидентства.
У общества уже есть  трагический опыт  жестокого подавления всякого инакомыслия.
             О чём говорит тот факт,  что в царской России 19-го  предреволюционного века появлялись такие сатирические и жизненные картины, а в наш век свободы слова реализм  подменяется карикатурами в стиле В.Ложкина и В.Шульженко?
( Но это не в упрёк Ложкину и Шульженко)
Неужели  у  диссидентов уже  нет повода для сомнений, критики и «разоблачения зла»?
Знают победителей  конкурсов красоты «мисс Россия» и  кинофестивалей, а кто знает победителей конкурса художников?
Слышали скандалы с произведениями З.Церетели или Н.Сафронова.
А о картинах-сенсациях, возможно, знают только в узком кругу профессионалов. 
Нет сегодня ни передвижников, ни подвижников.
Возможно, уже и есть меценаты,  подобно Третьякову скупающие  не только яйца Фаберже, но и картины,  «неудобные в отношении содержания».
И наступит время, когда по стране будут гастролировать не только цирки и поезд  с оружием, захваченным в Сирии, но и выставки  картин Российских художников, написанных  на злобу  дня. 
Никто же не спорит, что художественные натуры имеют свойство видеть признаки беды раньше других.
Но скандальные сенсации сегодня вызывает не  острота поставленных ими  социальных проблем, а их вопиюще пошлые и оскорбительные попытки злоупотребления свободой творчества.
В 19 веке несколько  художников России подняли бунт против безыдейного искусства.
Сегодня есть впечатление, что «бунт»  среди художников поднялся против того, чтобы искусство служило истине и добру.
 


Рецензии
За что я люблю читать ваши опусы?
Они очень логичны,информативны,интересны.В них нет навязывания мнения автора.Более того,автор призывает к размышлению.Темы очень интересные и актуальные.
Спасибо что вы есть!
Вас хочется читать и читать.
Размышляя..

Алина Райз   16.10.2019 19:22     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.