Киев. Общество фотографов-любителей. Очерк 3

ФОТОГРАФИЧЕСКИЕ ВЫСТАВКИ И СЪЕЗД, ОРГАНИЗОВАННЫЕ ОБЩЕСТВОМ «ДАГЕР»

            Событиями в жизни Киева стали ежегодные выставки. Фотографы, которые соглашались принять участие в выставке, присылали работы за свой счет и вносили плату за участие. Главным мотивом участия в фотографической выставке для них была не только возможность продать какие-то из своих работ после завершения мероприятия, но и шанс получить награду – золотую, серебряную или бронзовую медаль, почетный диплом и тому подобное.
Награды присуждало жюри, в состав которого, кроме собственно фотографов, обычно входили художники, ученые, критики и тому подобное. Они оценивали присланные работы по отделам или секциям профессиональной, художественной, научно-технической фотографии, фотографической техники и тому подобное. Для участия в выставках, как правило, принимали от нескольких десятков до нескольких сотен работ.

        21 мая 1902 года Объединение «Дагер» провело свой 1-й фотоконкурс, а с 22 декабря 1902 года по 6 января 1903 года в Киеве прошла Первая полноценная фотографическая выставка. Местом её проведения стал актовый зал Киевской Первой гимназии.
        Было представлено 134 фотографии. В экспертной комиссии приняли участие известные художники: Харитон Платонов, Владимир Орловский, Николай Пимоненко, Иван Селезнев и др. Кроме работ уже признанных в то время мастеров Николая Щукина и Николая Бобыря, которые шли вне конкурса, остальные фотографии экспонировались под девизами (псевдонимами), что должно было гарантировать беспристрастность жюри.
         Высшую награду выставки- Серебряную ветку и Пальму первенства жюри присудило А.М.Губчевскому и С. Н. Дуржицкому.

         В 1904 году КФО организовало конкурс диапозитивов, а в следующем году- провело Вторую фотографическую выставку, на которой 54 участника, в том числе несколько иностранных, представили более 600 фотографий.

          В 1905 году в Киеве проходила 2-я фотовыставка, организованная Объединением «Дагер».
         Одним из тех, кто был отмечен Дипломом 1-й степени - фотограф из Мелитополя, Таврической губ.(Крым), Действительный член РФО с 1897 года - МАРК ФЁДОРОВИЧ (МОРДКО ФИШЕЛЕВИЧ) КИВАТИЦКИЙ.
М.Ф.Киватицкий в 1898 и 1899 годы получал награды Московского отделения РФО, а в 1903 году -  отмечен высшей наградой Витебского фотографического кружка, наградой Санкт-Петербургского фотографического общества за конкурс позитивов на международной выставке и высочайшей благодарностью Великой княгини Ксении Александровны.

          Тогда же Диплом 2-й степени получил московский фотограф, член правления РФО, один из инициаторов создания журнала «Вестник фотографии», а затем член его редакции - ГЕОРГИЙ АЛЬБЕРТОВИЧ ВЕРДАН (1857-1913)
          О Георгии Вердане удалось найти информацию, что это был на редкость талантливый человек: прекрасно знал искусство, великолепно играл на рояле и скрипке.

           Выставочная деятельность Общества. значительно оживилась после того, как в 1906 году его возглавил Николай Петров,который с самого начала стремился к максимальной интеграции киевских фотографов и любителей европейской художественной среды. Достичь этой цели можно было только путем проведения в Киеве выставок международного уровня.

КИЕВСКАЯ ПЕРВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ ФОТОВЫСТАВКА  1908 ГОДА

        Подготовка к первой Международной выставке началась в конце 1906 года. К ней также были привлечены и члены Фотографического отдела Киевского отделения Русского присоединились и члены Киевского отделения Российского технического общества(КО РТО), Фотографический отдел которого с 1906 года также возглавлял Николай Петров.
          В организационный комитет входили: Н.А.Петров, Н.И.Бобырь, Н.Н.Барсуков, И.А. Булгаков, А.Н.Губчевский, заведующий КО РТО Николай Иконников, В. С. Кульженко, Адольф Налеса.
         Одним из центральных вопросов подготовки Выставки- был вопрос средств. И хотя Василий Кульженко предложил бесплатное изготовление билетов, каталогов и плакатов силами его Школы графики и книгопечатания, ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ выделил 260 руб. на изготовление полиграфической продукции и рекламу (анонсы четырьмя языками, билеты, каталоги, плакаты, газетная реклама, афиши, вывески, флаги), а также: расходы на монтаж экспонатов (170 руб), изготовление и рассылка наград (200 руб.), почтовые услуги (100 руб.) и прочее (170 руб.). В общем расходы на устройство выставки достигали 900 руб.

         Все расходы должны были быть компенсированы: от продажи 2000 входных билетов (550 руб.), выставочных каталогов (75 руб.), а также взносами участников выставки (100 руб.) Еще 50 руб. планировалось получить в качестве наложенных почтовых платежей.
          Кроме того, журнал «Фотографические новости» разместил каталог выставки и рекламу различных спонсоров, в том числе не только Киева, но и Москвы, и Санкт-Петербурга, которые уплатили по 25 руб.за рекламу.

         Возглавить жюри был приглашен известный фотомастер из Полтавы, получивший медали на фотовыставках в Стокгольме (1897) и Париже(1889)- ЙОЗЕФ (ИОСИФ) ЦЕЛЕСТИАНОВИЧ ХМЕЛЕВСКИЙ.
         
        Членами жюри Выставки были замечательные ученые, фотографы и художники:  Георгий Де Метц, Николай Беляшевский; художники: Владислав Галимский, Владимир Менк, Николай Нестеров, Николай Пимоненко и Иван Селезнев; фотографы: Николай Бобырь, Александр Губчевский, Василий Кульженко, Николай Петров.

          В числе призов были предусмотрены: 2 диплома с золотыми медалями, 5 дипломов с большими золотыми медалями, 8 - с малыми серебряными медалями, 10 - бронзовых медалей и 15 похвальных листов.
           Планировалось, что выставка должна состояться во время рождественских каникул 1907 - 1908 гг., однако из-за сложностей с согласованием правил проведения выставки с Министерством торговли и промышленности, открытие мероприятия пришлось несколько раз переносить.

           В конце концов, 15 декабря 1908 года, в роскошном зале Киевской Биржи, на углу Крещатика и улицы Институтской, построенного по проекту киевского архитектора Георгия Павловича Шлейфера(1855—1913), состоялось торжественное открытие Первой международной фотографической выставки. Кстати, площадь для проведения выставки Биржевой комитет выделил бесплатно, но при условии, что КОФ «Дагер» не будет пользоваться электрическим освещением и обеспечит очистку биржевого зала до 20 января 1909 года.

         К участию были приглашены известные фотографы Российской империи, а так же Великобритании, Германии, Франции, Италии, территорий, находившихся в составе Австро-Венгерской. Среди них фотографы из Российского фотографического общества Москвы (Александр Данилович Гринберг; 1885-1979), Крыма (Василий Никандрович Сокорнов); города Бридлингтона Англия (В. Биггинс, Дж. Мэдисон(George Madison), Франции (Ж. Виоль и Х. Росин), Киева (А.П. Фишер) и Германии (Е. Штейгер).
            Собрания своих фотографических работ прислали: Варшавская фотографическая школа; Латышское фотографическое общество из Риги; Профессиональное общество фотографов-владельцев из Одессы и Юга России; Дрезденское фотографическое общество; Венгерский клуб фотографов-любителей, Фото-техническое общество в Берлине и Новое фотографическое общество в Берлине. По результатам выставки награды получили 40 фотографов, ряд творческих объединений, а также производители фототехники и материалов.

            Высшие награды (малую золотую медаль) получили известные на то время фотографы: Сергей Александрович Лобовиков(1870-1941) из Вятки- за пейзажи; немецкий фотограф-портретист, член Королевского фотографического общества -Рудольф Дюркооп (1848-1918) из Гамбурга - за портреты и группы; а также Киевская художественно-ремесленная учебная мастерская печатного дела за «отличное ведение преподавания и за замечательные работы учащихся мастерской».
            
         Большими серебряными медалями были отмечены: Михаил Владимирович Тарновский(Киев)- за пейзажи; Генрих Гинц (Heinrich Hinz) (Фленсбург, Германия)- за пейзажи и портреты; дочка киевского художника, педагога и архитектора- Павла Ивановича Шлейфера (1814 -1879), владелица рентгенкабинета - Анна Павловна Шлейфер(Киев)- за снимки, выполненные с помощью Х-лучей; Л. Гринвальд (Бремен) - за портреты; а также работы членов Дрезденского фотографического общества.

Малые серебряные медали получили: Иосиф Андреевич Мильчевский(Киев) за портреты и пейзажи;
         пионер цветной фотографии в России, член Русского фотографического обществ, изобретатель, издатель, педагог, сделавший в апреле-сентябре 1905 года около 38 цветных фото с видами Киева- СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ПРОКУДИН-ГОРСКИЙ(1863-1944)(Санкт-Петербург) за цветные фотографии;
          И.О.Книпович(Киев) за снимки предметов старины и быта ; Василий Никандрович Сокорнов(1967-1946) из Алупки(Крым) - за видовые фото;
        график, фотограф и предприниматель,управляющий Зе­мельного банка,из Новозыбкова(Черниговской губернии), постоянный участник многих фотографических выставок, в том числе, 2-й фотовыставке общества «Дагер» (1905),Международ­ной фотовыставке в Киеве(1908), награжденный 17-ю медалями, одна из которых - за стереоскопический снимок в Швейцарии - АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ДОСЕКИН(1867-1942)  - за портреты.
        Также были премированы: Дрезденское фотографическое общество (Германия)- за фотобумагу и цветные фотографии, Акционерное общество «Кодак» из Санкт-Петербурга за фотоаппараты и фотобумагу.
         
       Кроме того, Специальным призом за снимки машин, приборов и лекционных таблиц-  была награждена фотографическая лаборатория при Механических мастерских Киевского политехнического института.
В 1909 году, в журнале «Искусство и печатное дело» обозреватель, под псевдонимом Гелиар, так охарактеризовал произведения, представленные на выставке: «Трудно оторваться от этой прекрасной коллекции, которая поражает разнообразием позирования, эффектов освещения, а также техническими аспектами, в смысле мягкости окраски и приятному туше». В том же номере отмечалось, что «даже громкие фамилии иностранцев не в состоянии были умалить достоинства работ, выставленных членами Общества «Дагер», ни в каком отношении». В 1910 году тот же журнал отмечал, что «работы Киевского Общества фотолюбителей «Дагер», судя по отзывам специальной прессы Германии, Англии и Италии, имели выдающийся успех на Международной выставке в Дрездене (1909)»

II СЪЕЗД РОССИЙСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ ПО ФОТОГРАФИЧЕСКОМУ ДЕЛУ

Одновренно с Выставкой, с 28 по 31 декабря 1908 года, в помещении КО ИРТО (Крещатик, 10), был проведен II съезд российских деятелей по фотографическому делу. В нем приняли участие ведущие ученые, инженеры и фотохудожники.
         В том числе- член правления РФО, один из инициаторов создания журнала «Вестник фотографии», а затем член его редакции - ГЕОРГИЙ АЛЬБЕРТОВИЧ ВЕРДАН (1857 - 1913). В 1905 году Г.А.Вердан был отмечен Дипломом 2-й степени на Киевской фотовыставке. В 1909 году журнал «Вестник фотографии» опубликовал о съезде его рассказ.
         
    Председателем съезда был избран Николай Петров, который был инициатором и организатором его проведения, а также автором «Положения о Втором съезде».
             На заседаниях обсуждались такие актуальные вопросы, как организация фотографического образования, авторское право, выставочная деятельность, перспективы цветной фотографии.
            Одним из основных вопросов съезда стала проблема организации фотографического образования. В своем докладе Николай Петров первым в России предложил ввести преподавание фотографии в высших учебных заведениях страны.

           С двумя докладами, посвященными фотографическому образованию в Вене и подготовке специалистов-фотографов в его Художественно-ремесленной учебной мастерской печатного дела выступил ВАСИЛИЙ СТЕФАНОВИЧ КУЛЬЖЕНКО.
Делегаты съезда даже посетили учебное заведение Кульженко и в своей резолюции высоко оценили ее деятельность как «единственной в Российской империи «школы фотографического дела». Кроме того, Делегаты обратились к Министерству промышленности и торговли с требованием увеличить ассигнования для фотографической мастерской, а также обратились к киевскому промышленнику В. Терещенко с просьбой открыть в его Художественно-промышленном училище факультет по подготовке специалистов фотографов. Что тот и сделал.

        С ещё одним докладом, посвященным преподаванию фотографии на съезде выступил фотомастер из Одессы, один из организаторов Всероссийского союза фотографов-профессионалов, впоследствии переименованного во Всероссийский союз фотографов, в котором состоял бессменным членом правления,отмеченный на Киевской фотовыставке Похвальным листом Министерства торговли и промышленности - АДОЛЬФ ИСАЕВИЧ (АБРАМ ИСААКОВИЧ) ГОРНШТЕЙН(1872-1926)
Горнштейн - участник  и призер многих  фотовыставок. В том числе на 2-й  фотовыставке ФО Харьковского отделения РТО в 1912 году отмечен серебряной медалью (за портрет), золотой медалью на конкурсе РФО (1912), серебряная медалью по разделу «Жанр» на VI художественно-фотографическом конкурсе РФО (1913), трех золотых медалей на VII художественно-фотографическом конкурсе РФО (1914) по группам: «Портрет», «Пейзаж», «Жанр», участник Первого итальянского международного салона художественной фотографии в Турине в декабре 1925 – январе 1916 г.
В 1911 г. фотографировал А. Н. Вертинского, а в 1917-1918 гг. выпустил фотооткрытку «Вертинский в костюме чёрного Пьеро».


         В резолюции съезда также подчеркивалась необходимость введения преподавания фотографии в технических учебных заведениях, организации специальных курсов и даже фотографической школы.
          Наибольший интерес представляет итоговая резолюция съезда, в которой провозглашалось, что фотография является прежде всего самостоятельным видом искусства.

        В 1909 году КФО провело два конкурса для начинающих фотографов.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ САЛОН ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СВЕТОПИСИ 1911 года

           В январе 1911 года киевское общество «Дагер» организовало очередную международную художественно-фотографическую выставку, на этот раз, посвященную 10-летию Фотографического общества.
            Выставка проходила в новом здании Городской публичной библиотеки (ныне Национальная парламентская библиотека Украины) на ул. Александровской (теперь М. Грушевского 1), построенном по проекту зодчего Збигнева Клаве.
           Однако, в этот раз, организаторы мероприятия отказались от практики присуждения наград, поскольку, как говорилось в Заявлении оргкомитета: "само участие в выставке является наградой", поэтому всем, кто был допущен после тщательного отбора к участию в выставке, были выданы почетные бронзовые плакеты (художественной работы медали прямоугольной формы).
             Все присланные работы, отбирало компетентное Жюри, в состав которого вошли: художник Александр Мурашко; киевский губернский архитектор, инженер и художник Владимир Эйснер; искусствовед и публицист Евгений Кузьмин; приват-доцент Киевского университета Михаил Воскобойников; специалист в области научной фотографии Василий Фаворский.

               Всего на выставке было выставлено 436 фотографий: 84 из которых представили члены товарищества «Дагер», среди них: А.К.Гольберт, Александр Михайлович Губчевский, Владимир Людвигович Гудшон, Николай Дмитриевич Коцюбинский, Владимир Ананьевич Лебов, А. Левицкий, Иосиф Андреевич Мильчевский, Пётр Карлович (Константинович) Новицкий, Николай Александрович Петров, Л. Г. Польгейм, Владимир Львович Русецкий, Михаил Владимирович Тарновский, А.Я.Темненко.
 
         Кроме того, свои фотоработы представили 58 фотографов вне Российской империи: фотообъединения из Австрии, Великобритании, Германии, США, Франции. В том числе: Общевенгерский союз фотографов-любителей; Будапештский камера-клуб; Мюнхенская школа фотографии; Парижский фотоклуб, а также отдельные фотографы из Вены, Праги, Инсбрука, Лондона, Ливерпуля, Кимберли, Гамбурга, Дрездена, Берлина, Амстердама, Алькмара, Копенгагена, Шарлеруа.

          На Выставке демонстрировались работы цвета мирового фотоискусства: французского фотографа, крупнейшего представителя пикториализма, Кавалера ордена Почётного легиона, одного из основателей Парижского фотоклуба- Робера Демаши (Robert Demachy; 1859 - 1936);
         французского фотографа-пикториалиста, члена Парижского фотоклуба, а с 1921 года- его президента, члена Британской фотографической ассоциации Констана Пюйо (Constant Puyo; 1857-1933);
          американского фотографа, галериста и мецената, одного из крупнейших мастеров пикториализма - Альфреда Стиглица (Alfred Stieglitz;1864-1946);
          одного из наиболее влиятельных мастеров фотографии XX века- Эдварда Стайхена(Edward Steichen;1879 -1973). Вместе с Альфредом Стиглицем стоял во главе американского «Фото-сецессиона». Представитель художественной и документальной фотографии. Во время Второй мировой войны занимался кинодокументалистикой, был удостоен «Оскара»;
             немецкого фотографа-портретиста - Никола Першайда(Nicola Perscheid; 1864 1930). Разработал «объектив Першайд»- мягкие линзы для широкоформатной портретной фотографии.
            Свою работу под названием "Голубой грот" прислал австрийский Эрцгерцог Иосиф Август (Erzherzog Joseph August; 1872 - 1962).

            Помимо этого, 147 фотографий европейских и американских мастеров представил из своего частного собрания Николай Петров.               

             К сожалению, киевский салон художественной фотографии 1911 года стал последним значимым событием в истории киевской фотографии на рубеже веков. Вскоре началась Первая мировая война, разрыв отношений с Германией, в результате  проведение международных выставок стало невозможным. В сентябре 1915 года вышел указ о запрете съемок в стратегически важных районах России.Затем последовал большевистский переворот, и подавляющее большинство фотографий рубежа ХІХ-ХХ вв. были уничтожены или исчезли, и лишь некоторым произведениям повезло осесть в семейных архивах и собраниях коллекционеров.
             Тем не менее, трудно переоценить историческое значение Фотографического Общества «Дагер» и, в первую очередь, усилий его руководителей Николая Петрова и Николая Бобыря, сделавших Киев в начале ХХ века одним из центров европейской фотографии. Фотографии, сделанные членами Общества, были отмечены серебряной медалью на выставке в С.-Петербурге(1903), имели успех на международной выставке в Дрездене (1909), выставках в Архангельске(1910), Иркутске (1912) и Кубани (1913-14), салоне художественной фотографии в Нижнем Новгороде (1913), 1-й Всероссийской выставке в Одессе (1917).

          Но, пожалуй, не менее важно для нас то, что киевские фотомастера оставили нам сотни фотографий, хранящих визуальный образ города рубежа XIX–ХХ вв.

ИСПОЛЬЗОВАНА ИНФОРМАЦИЯ:
       
1.Лариса Амеліна «Золота доба київської фотографії» 2.Геннадій Казакевич «Київські фотографічні виставки»  https://revolution.allbest.ru/culture/01230195_0.html
3.Геннадій Казакевич «Фабрики пам’яті: київcька професійна фотографія, 1850-1918» 4. Форум Осташков.Ру «Старинныя фотографiи изъ моей коллекцiи.» 5.Олесь Слипый «Киевский фотографический институт памяти Октябрьской революции (1921-1924)» 6.Мирослава Смоліна «Як старий Київ потрапив у кадр» https://bigkyiv.com.ua/yak-staryj-kyyiv-potrapyv-u-kadr/
7. «Киев (1840 - 1917) Все фотографы и фотоателье» 8. Н. М. Товстоляк «М. В. Тарновський та його родина» http://old.istznu.org/page/issues/43/30.pdf
        9.В.В. Янковий, Д. Стефанович «Виртуоз фотографии или имя, возвращенное из забвения» 10.В. Н. Чисников «Киевский профессор Н. А. Петров – один из основателей украинской школы судебной фотографии»          11. «Музей Российской Фотографии. Русская фотография. XIX век.(Петров Николай Александрович) »
12. Комаха Владимир Александрович «Фаворський Василь Іванович – один із фундаторів і перших керівників Київського науково-дослідного інституту судових експертиз
        13.Анатолий Попов. «Российские фотографы (1839-1930)» «Адольф Исаевич Горнштейн» https://mrf.museumart.ru/collection/adolf-gornshtejn
        14.А. Парамонов «Досекин Василий Сергеевич» http://www.otkudarodom.ua/ru/dosekin-vasiliy-sergeevich
        15.«Киватицкий Мордух Фишелевич (Марк Федорович)» http://www.rusalbom.ru/photo/default/38755?da            
        16. «Виставка-салон товариства «Дагер» у 1911 році в Київській публічній бібліотеці (Каталог до вернісажу) » 17. «Справочник-словарь о деятелях российской фотографии»
        18.«Хто вони — перші фотографи»         19.Марія Казьмирчук, Григорій Казьмирчук «Фотографія у Київському Університеті Св. Володимира 1909-12»


Рецензии
Уважаемый Влад! Какое же великое дело Вы ТВОРИТЕ. Так глубоко и с громадным интересом пишите Историю.
Неужели мой прадед - польский ссыльный, иркутский фотограф, получивший серебряные медали в Москве не "засветился" в фотографическом обществе в Киеве. Мне стало известно, что умер он в Киеве в 1907 году, похоронен на католическом кладбище. Или, может быть приехал в Киев уже тяжело больным человеком, лечиться.
Творческих успехов Вам и энергии для дальнейших исследований. С уважением, Ирина

Ирина Юлина   10.07.2019 11:19     Заявить о нарушении
Ирина, большое спасибо, что продолжаете следить за моими историческими исследованиями! Что касается фотографов, то, в данном случае, меня интересовали только те, у кого ателье были на Крещатике. А вообще в Киеве их было очень много. Я даже пользовался сайтом "Все киевские фотографы и фотоателье"(Киев 1840-1917).Посмотрите там.
Всего наилучшего.
Влад

Влад Каганов   13.07.2019 17:03   Заявить о нарушении
Спасибо.

Ирина Юлина   13.07.2019 23:44   Заявить о нарушении