Патографический портрет Шуберта

(Репортаж № 29)

Франц Петер Шуберт (1797 - 1828) - австрийский композитор, один из первых крупнейших представителей музыкального романтизма. Его творческое наследие охватывает самые разные жанры: им созданы 9 симфоний, свыше 25 камерно-инструментальных произведений, 15 фортепианных сонат, множество пьес для фортепиано, 10 опер, 6 месс, ряд произведений для хора, для вокального ансамбля, около 600 песен. Но при жизни и длительное время после смерти композитора его ценили главным образом как автора популярных песен. Ни одна из девяти симфоний композитора не была исполнена при его жизни, а из двух десятков фортепианных сонат - только три, ни одна из его опер не была принята к постановке. Мало того: ноты его лучших Восьмой и Девятой симфоний были найдены лишь много лет спустя после смерти. Такое отношение к композитору было связано с тем, что после ухода Шуберта из жизни осталась масса неизданных рукописей. Даже ближайшие к нему люди не знали всего, что он написал, и на протяжении долгих лет его признавали в основном лишь как «короля» песни. А Шуберт в камерной и симфонической музыке являлся продолжателем традиций Бетховена, который сказал о нём: «…в этом Шуберте живёт искра божья». (А. Ноймайр, 1997).

Все эти перипетии дают нам основания предположить, что у Шуберта было немало поводов для развития депрессивных состояний: отсутствие признания для гения, пожалуй, самое тяжёлое из переживаний.

Франц появился на свет двенадцатым ребёнком. Первые годы жизни прошли в тесноте, бедности и болезнях. Заметив музыкальную одарённость мальчика, старший брат Игнац стал учить его игре на клавире, а отец – игре на скрипке. В 11-летнем возрасте Шуберт поступил в городской конвикт (интернат для хористов придворной капеллы). В нём царили полувоенные методы воспитания и строгий надзор, что, вероятно, ещё больше усугубило меланхоличность и увлечение подростка музыкой.

Его первая песня «Жалобы Агари в пустыне» начинается словами: «Здесь на холме горячего песка я сижу, и передо мной лежит мой умирающий ребёнок». За жалобной песней последовал целый ряд песен с названиями, которые для 14-летнего подростка кажутся более чем странными: «Убийца отца», «Песня гробокопателя», «Похоронная фантазия» и др.

Быстрое развитие музыкального таланта Франца стало вызывать у отца тревогу. Хорошо зная, как труден путь музыкантов, даже всемирно известных, отец хотел уберечь своего сына от подобной участи. В наказание за чрезмерное увлечение музыкой он даже запретил ему в праздничные дни бывать дома. Но никакие запреты не могли задержать музыкального развития гениального юноши.

После смерти в 1812 г. матери отец смирился с выбранной сыном жизненной дорогой и предоставил ему полную свободу действий. А ведущий композитор Вены  Антонио Сальери согласился давать бесплатные уроки талантливому ученику. После ухода из конвикта (у Франца стал ломаться голос и он уже не мог петь сопрано) Шуберт, чтобы избежать призыва в армию стал учителем музыки, продолжая заниматься собственными сочинениями. В 1814 г. он написал свою первую оперу «Замок сатаны». Сальери восторженно написал по поводу своего ученика: «Этот всё может: песни, мессы, странные квартеты и вот теперь – опера». (А. Ноймайр, 1997).

В это же время у Шуберта стала нарастать эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, а также связанная с ними склонность к алкоголю». Вопреки совету отца, он в 1818 г. бросил работу школьного учителя и посвятил себя единственной своей страсти – музыке. Но будучи непрактичным и плохо приспособленным к жизни человеком, а также истинным романтиком по складу своей души, вынужден был часто обращаться за материальной помощью к своим товарищам.

Шуберт «любил проводить вечера в гостинице в кругу весёлых друзей, причём нередко засиживались за полночь и в наслаждениях переходили меру... Но я, к сожалению, должен признаться, что много раз видел его пьяным». (Л. Зонлейтнер, 1964). В пивных Шуберт не только бездельничал и веселился. Он умудрялся сочинять там свои прекрасные песни. И даже когда попадал в больницу «из-за переполненной чувственными наслаждениями жизни и её последствий», то тоже не терял времени даром. (Л. Франкль, 1964).

К несчастью в 1822 г Шуберт заразился сифилисом. Тяжёлая болезнь негативно отразилась на его характере. Но стоит отметить и другой знаменательный факт: узнав о своей неизлечимой болезни, он отреагировал на неё лихорадочным взлётом композиторской деятельности. «Его охватила глубокая депрессия, которую он смог преодолеть лишь благодаря поистине лихорадочной продуктивности. Трудно поверить, что Шуберт в гнетущей атмосфере больницы - октябрь-ноябрь - закончил цикл “Прекрасная мельничиха”». (А. Ноймайр, 1997).

Несмотря на повышенный интерес к прекрасному полу, в 1824 г. Шуберт уже понимал, что брак для него невозможен. В дружеском кругу предпочитали не говорить о том, какой недуг стал причиной его постепенного угасания. «Видя в болезни наказание Божье, Шуберт поселился в одной из гостиниц и вёл жизнь затворника, находя утешение только в вине. Так как у него стали выпадать волосы, пришлось носить парик. Отчаяние и одиночество стали спутниками его последних дней». (Т. Мейснер, 1998). Но он ни на минуту не прекращал сочинение своих композиций. Часто друзья заставали его в постели за работой, с кипами исписанной бумаги. «С тех пор, как он стал жить один, друзьям приходилось заботиться о том, чтобы он не оставался совершенно заброшенным. Когда он сочинял, он мог забыть обо всём: о еде, об одежде, о мытье. Ему важно было только иметь достаточный запас табака. Хуже всего обстояло дело с хранением его собственных произведений». (Г. Гольдшмидт,  1968).

Шуберт сочинял музыку необычайно быстро. В отдельные дни он создавал до десятка песен! Музыкальные мысли рождались непрерывно, нередко и во сне: композитор едва успевал заносить их на бумагу. А если её не было под рукой, писал на оборотной стороне меню, на обрывках и клочках.

В двадцать семь лет композитор писал своему другу Шоберу: «Я чувствую себя несчастным, ничтожнейшим человеком на свете…» (Д.К. Самин, 1999). Это настроение отразилось в музыке последнего периода. Если раньше Шуберт создавал преимущественно светлые, радостные произведения, то за год до смерти он пишет песни, объединяя их общим названием «Зимний путь».  Такого с ним ещё не бывало: он писал о страдании и страдал, писал о тоске и безысходно тосковал. Свидетельством мрачного настроения и депрессий, доводивших иногда до мыслей о самоубийстве, может служить музыкальное переложение стихотворения Шпауна , специально написанного для Шуберта, «Юноша и смерть».

Скачкообразное течение болезни, против которой в те времена врачебное искусство было почти бессильно, вызывало у Шуберта до тех пор неизвестные ему резкие смены настроений. Жизнерадостность, столь свойственная его здоровой натуре, постепенно уступала место депрессии и вследствие прогрессирующей болезни всё больше господствовало над ним. «Как у каждого одарённого человека радость и страдание, в конце концов, способствовали его искусству; т.е., мы обязаны болезни всем тем, что дала Шуберту судьба в виде такого прекрасного цикла песен, как "Зимний путь", написанный в 1827 г.» (A. Reibmayr, 1908).

Шуберт начинал много сочинений и бросал их неоконченными, как в случае со знаменитой Неоконченной симфонией № 8 си минор. Возможно, он чувствовал, что не может сочинять лучше Бетховена и приходил в отчаяние, но в большей степени ему мешали неожиданные смены настроения. Есть и такое мнение современника: «Шуберт сочинял свои прекраснейшие песенные произведения настолько бессознательно, что по временам даже совершенно забывал то, что было им сочинено». (М. Лёвенталь, 1964).

В 1828 г. стараниями друзей был организован единственный при жизни Шуберта концерт из его произведений. Концерт имел огромный успех и принёс композитору большую радость. Шуберт скончался в возрасте 31 года после двухнедельной лихорадки от брюшного тифа. Австрийский поэт Франц Грильпарцер, сочинивший годом раньше надгробное слово Бетховену, написал на памятнике Шуберту в Вене следующие слова: «Музыкальное искусство похоронило здесь не только сокровище, но и прекрасные надежды». (W. Marggraf, 1978).

Преждевременная смерть прервала творчество Шуберта на самом пике творчества. Депрессия – частый спутник гениев – отнюдь не мешала его работе, более того – придавала музыкальному творчеству определённое своеобразие. Эпизодическое злоупотребление алкоголем имело место, но данных за клинически выраженный алкоголизм нет.

***


Рецензии
Отмечаю противоречия в тексте. С одной стороны (после заболевания, 1822 г):
"Скачкообразное течение болезни, против которой в те времена врачебное искусство было почти бессильно, вызывало у Шуберта до тех пор неизвестные ему резкие смены настроений".
Но как же "неизвестные", если в предыдущих строках говорится (1818 год):
"В это же время у Шуберта стала нарастать эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, а также связанная с ними склонность к алкоголю"?
Другое противоречие:
"Такого с ним ещё не бывало: он писал о страдании и страдал, писал о тоске и безысходно тосковал".
Но как же "не бывало", ведь ранее сказано:
"За жалобной песней последовал целый ряд песен с названиями, которые для 14-летнего подростка кажутся более чем странными: «Убийца отца», «Песня гробокопателя», «Похоронная фантазия» и др."?
Что касается "Неоконченной симфонии", то музыковеды более склоняются к мысли, что она не требует продолжения по самому характеру представленного в ней музыкального развития, она двухчастная в принципе. Неоднократно предпринимались попытки (другими композиторами) дописать "недостающие" две части, но все они неубедительны.
В некоторых отношениях Шуберт сочинял "лучше" Бетховена; думаю, что он это понимал, но, независимо от этого, вряд ли впадал в отчаяние по такому поводу (странное предположение).

Никодим Терский   13.02.2024 16:18     Заявить о нарушении
Спасибо, Никодим, за отмеченные неувязки в моём тексте. Удачи Вам!

Александр Шувалов   14.02.2024 09:47   Заявить о нарушении