Рецензия на «Патографический портрет Шуберта» (Александр Шувалов)
Отмечаю противоречия в тексте. С одной стороны (после заболевания, 1822 г): "Скачкообразное течение болезни, против которой в те времена врачебное искусство было почти бессильно, вызывало у Шуберта до тех пор неизвестные ему резкие смены настроений". Но как же "неизвестные", если в предыдущих строках говорится (1818 год): "В это же время у Шуберта стала нарастать эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, а также связанная с ними склонность к алкоголю"? Другое противоречие: "Такого с ним ещё не бывало: он писал о страдании и страдал, писал о тоске и безысходно тосковал". Но как же "не бывало", ведь ранее сказано: "За жалобной песней последовал целый ряд песен с названиями, которые для 14-летнего подростка кажутся более чем странными: «Убийца отца», «Песня гробокопателя», «Похоронная фантазия» и др."? Что касается "Неоконченной симфонии", то музыковеды более склоняются к мысли, что она не требует продолжения по самому характеру представленного в ней музыкального развития, она двухчастная в принципе. Неоднократно предпринимались попытки (другими композиторами) дописать "недостающие" две части, но все они неубедительны. В некоторых отношениях Шуберт сочинял "лучше" Бетховена; думаю, что он это понимал, но, независимо от этого, вряд ли впадал в отчаяние по такому поводу (странное предположение). Никодим Терский 13.02.2024 16:18 Заявить о нарушении
Спасибо, Никодим, за отмеченные неувязки в моём тексте. Удачи Вам!
Александр Шувалов 14.02.2024 09:47 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |