Добродушный лентяй или психически больной?

Кто не знает добродушного барина-лентяя Обломова, чьё имя со школьных лет для каждого из нас стало нарицательным?
Лентяй? Да. Но «приятной наружности», добрый и хороший человек. Иван Гончаров его таким и описывает на протяжении всего романа.
А может быть Обломов вариант прокрастинатора, предпочитающего переносить все дела на завтра? Таких вполне достаточно и в наше время.

Каждое из этих предположений трудно оспорить, если не взглянуть на динамику личности Ильи Ильича Обломова глазами психиатра.

В молодости Илья Обломов был совсем другим человеком, но постепенно – по какой-то причине – происходит трагическая, вернее патологическая метаморфоза его личности. Илья Ильич превращается в лежебоку и «философа покоя», отказываясь от духовной жизни и реальной действительности. Апатия с ничегонеделанием становится его доминирующей чертой.

Причиной такого личностного изменения могло быть эндогенное процессуальное заболевание, которое в конечном итоге приводит к инвалидности. В наше время сложно было бы «прокормить» так долго не работающего мужчину, ему наверняка бы оформили вторую группу инвалидности по психическому заболеванию.

В романе хорошо описана динамика первичного психического «сдвига». Шизоидность личности Ильи Ильича нарастала постепенно и сопровождалась неврозоподобными ипохондрическими включениями. Неадекватная тревожность и ожидание опасности «от всего, что не встречалось в сфере его ежедневного бытия». И если вначале «вся тревога разрешалась вздохом и замирала в апатии или дремоте», то потом страхи стали приобретать явно психотический характер.

Интересно отметить, что такие психопатологические феномены, как потеря интереса к окружающему и различные фобии, были во многом списаны автором (Иваном Гончаровым) с самого себя.

Даже столь мощный психо-гормональный стимул, как влюблённость, оказался не в силах изменить уже патологически нарушенную личность нашего героя. Очарование Ольгой Ильинской лишь на какое-то время преображает Обломова. «Встает он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки... Выходит он в сюртуке, прекрасно сшитом, в щегольской шляпе… Он весел, напевает...» Казалось бы ещё немного и отношения с любимой женщиной вернут героя к нормальной жизни.  Но Обломов быстро устает от той активности, которой отдаётся деятельная Ольга. У него вновь доминируют идеи собственной неполноценности: «Нет, этого быть не может! – вслух произнес он, встав с дивана и ходя по комнате. – Любить меня, смешного, с сонным взглядом, с дряблыми щеками… Она все смеется надо мной... Он опять поглядел в зеркало. “Этаких не любят!”» В конце концов Ольга понимает тщетность своих усилий.

Разорвав отношения с обаятельной Ольгой Ильинской наш герой вступает в прозаическую связь с домохозяйкой Агафьей Матвеевной, у них рождается ребёнок. Через несколько лет Илья Ильич умирает от повторного кровоизлияния в мозг.

В образе Ильи Обломова можно отметить чёткие симптомы депрессивного состояния: идеи самоуничижения, самообвинения, психопатоподобные проявления депрессии. Прогрессирующие нарушения в эмоциональной и волевой сферах уже позволяют назвать описываемую клиническую картину апатической депрессией.
Его интеллект не страдает, как это нередко бывает при подобных расстройствах, но у героя «между наукой и жизнью лежала целая бездна, которой он и не пытался перейти и не извлёк никакого практического сока для жизни. Жизнь у него была сама по себе, а наука сама по себе».

В данном случае можно констатировать наличие бесплодного фантазирования в рамках аутистического мышления. Патологическому изменению личности соответствует и социальное снижение героя по «общественной лестнице», нарастание черт инфантильности и отрыв от реальности. В условиях психотравмирующей ситуации возникают идеи отношения, которые уже свидетельствуют о нарушении в сфере мышления. «Вон, вон, эти франты смотрят на меня, потом на ложу Ольги!.. франты, кажется, смеются, смотрят на меня… Господи, господи!» Описанная сцена - уже проявление паранойяльного синдрома.

Любопытно отметить, что симпатия автора всегда остаётся на стороне лежебоки-Обломова даже в самых непопулярных поступках последнего. Гончаров всякий раз подчеркнёт его положительные черты: «в нём дороже всякого ума: честное, верное сердце!» И это не удивительно: некоторые психотические расстройства Ильи Ильича мало чем отличались от психотических расстройств самого И.А. Гончарова.

В специальном словаре психиатрических терминов описаны два варианта «синдрома Обломова». В первом варианте доминируют «слабоволие, апатия, лень. Эти лица нуждаются в опеке и покровительстве… Часто при этом наблюдается ипохондричность, наклонность к фобическим переживаниям». Второй вариант синдрома относится к трудностям утреннего подъёма у депрессивных пациентов. Наш герой явно относится к первому варианту синдрома, названного его именем.

ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ.

Обломову «из реабилитационных соображений» можно было бы установить щадящий диагноз апатической депрессии. Но учитывая все приведённые выше психопатологические синдромы, корректнее было бы говорить о параноидной форме шизофрении с приступообразно-прогредиентным течением.

***
Опубликовано на сайте журнала «Наша психология» 08.10.18 г.


Рецензии
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.