От Гаввафы до Голгофы

                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

                Содержание Библии многопланово и здесь рассматривается лишь её исторический аспект.
                Все, что описано в ней, случилось, но не все, что случилось, описано.
                Нужна, стало быть, историческая реконструкция, восстанавливающая события во всей их полноте.
                ТО, ЧТО В ИТОГЕ ПОЛУЧАЕТСЯ, РЕВНИТЕЛЯМ ДОГМ ЧИТАТЬ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ!!!


                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

                (Гаввафа - судейское место прокуратора Иудеи)



                ЗАМРИ, МГНОВЕНЬЕ, ТЫ УЖАСНО

         Думал ли Распятый, что его смертный час сохранят миллионы текстов, икон и изображений?* 
         Что сей страшный миг навечно застынет в камне, дереве, металле?

Такой дальновидный человек, как Иисус, без сомнения, предвидел свою «посмертную» славу. Еще в Заиорданье, собираясь воскрешать Лазаря, он утверждал, что прославится спасением друга [Ин 11 4]. Вскоре после исцеления умершего к Христу хлынули толпы почитателей, и он воочию убедился, как воодушевляет доверчивых людей победа над смертью**. Даже удивительно, как быстро слава воскрешенного Лазаря распространилась по всему Иерусалиму.
И если уж этот безвестный иудей из крошечной деревушки обрел такую известность, что первосвященники сговаривались умертвить его, то какой же оглушительный резонанс вызовет воскресение знаменитого проповедника и чудотворца, казненного язычниками у всех на виду! Из уст в уста станут передавать эту новость в праздничном Иерусалиме, а после Пасхи бесчисленные паломники разнесут ее по всему Израилю. Мессия пришел, Царь Иудейский явил силу свою!..

Ради такой славы или утверждения своего учения можно и пострадать - как говорится, Париж стоит мессы.
Позади долгий путь общественного служения, Гефсимания, предательство. Остается «всего лишь» выстоять на Гаввафе, погибнуть на Голгофе и восстать из склепа...

__________________________________________________


Величественная, но странная, очень странная картина...Многочисленные неувязки особенно заметны в суде Понтия Пилата. Его благосклонность к обвиняемому настолько очевидна, что требует какого-то объяснения.

В самом деле, исторический Пилат известен своей жестокостью, высокомерием и неприязнью к жителям Иудеи***. Ко всем, кроме одного. Дознание о преступлениях нищего иудейского проповедника и смутьяна надменный правитель проводит на редкость снисходительно****.

Евангелисты Матфей и Марк рассказывают, что священнослужители выдвинули множество обвинений против Иисуса, а последний отказался их опровергать. Тем не менее, прокуратор игнорирует все показания свидетелей и намеревается отпустить обвиняемого (Мф 27: 11-14,17).

Так же предвзято судит Пилат в Евангелии от Луки: задав подсудимому один единственный вопрос и не получив вразумительного ответа, прокуратор снимает с Иисуса все обвинения (?!) (Лк 23 2-4).
Римский чиновник без видимых причин оправдывает злодея, который препятствует сбору налогов в казну империи!

Так и не удосужившись задать вопросы по существу обвинений, Пилат торжественно подводит итог своему «расследованию»: «вот, я при вас исследовал и не нашел человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его» (Лк 23:2).

Волк рядится ягненком и в евангелии Иоанна. Согласно версии Иоанна обвинители остаются во дворе, а Пилат уводит Иисуса в преторию, задает пару безобидных вопросов (Ин 18:33-37) и возвращает его иудеям со словами: «я никакой вины не нахожу в Нем» (Ин 18 38). Поистине необычайное правосудие. Что-то неладно в римском протекторате, если прокуратор удаляется в преторию только для того, чтобы наедине обменяться с подсудимым парой фраз. Даже в сравнении с небезупречным расследованием Синедриона, где все-таки вызывали и придирчиво допрашивали множество свидетелей, такой суд выглядит карикатурой.

--------------------------------------------------------
      *Тем самым грубейшим образом нарушая вторую божью заповедь Декалога, под страхом смерти запрещавшую
       изображать своих кумиров.
     **Мария возливает миро на его голову; иудеи приходят в Вифанию посмотреть на него и на Лазаря; народ в
       Иерусалиме встречает его как Мессию…      
    ***Так Филон утверждает, что в письме к императору Калигуле Ирод Агриппа I называет Пилата человеком
        “от природы жестоким, самоуверенным и неумолимым” и упрекает его в “лихоимстве, бесчинствах,
         злобе, беспрерывных казнях без суда, ужасной и бессмысленной жестокости” (Philo.Leg. ad Gaium.38).
        Иосиф Флавий также приводит примеры жестокости Пилата по отношению к населению провинции.
   ****Пилат пытается уклониться от вынесения приговора («возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его»),
        возложить ответственность на Ирода («узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду»),
        объявить Иисуса невиновным («я не нахожу никакой вины в этом человеке»), освободить его в честь
        праздника («хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?») и подчеркнуть свое «особое мнение» («невиновен
        я в крови Праведника Сего; смотрите вы»).
--------------------------------------------------------


Более обстоятельно представлен суд Пилата в апокрифическом евангелии Никодима. Автор рассказывает, как священнослужители обвиняли Иисуса в различных грехах, а прокуратор добросовестно пытался разобраться в существе их претензий.
Одни обвинения казались ему надуманными, другие – голословными, третьи – противоречивыми.
Время от времени в дискуссию вступали сторонники Иисуса, которые уличали фарисеев во лжи и приводили примеры благодеяний и чудес Христа. В результате бурной полемики сторон игемон пришел к выводу о невиновности подсудимого, но, опасаясь мятежа, уступил натиску первосвященников и толпы. Версия Никодима выглядит куда правдоподобнее канонических, но и она не отвечает на множество вопросов:

• Почему прокуратор не находит у Иисуса никаких прегрешений?
       Понятно, что ряд обвинений мог показаться Пилату вздорными (осквернение субботы, изгнание бесов силой
       бесовской, незаконнорожденность и т.п.). Меситизм Иисуса Пилат мог отнести к компетенции Синедриона.
       Однако, некоторые реальные или вымышленные поступки подследственного (осуждение налоговых сборов,
       призывы к разрушению храма, сомнительная история с Закхеем, погром в храме, сопротивление страже)
       должны были его насторожить.

• Почему оказавшийся в затруднении игемон не отсылает Иисуса легату Сирии или в Рим (как обошелся прокуратор
       Феликс с разбойником Елизаром, а тысяченачальник Лисий и прокуратор Фест – с апостолом Павлом)? Почему
       он соглашается казнить невиновного человека, а не заключает его, например, в темницу? Ведь не побоялся
       же царь Ирод Антипа держать в застенке популярнейшего Иоанна Крестителя. Два года томился Павел в
       темнице у правителя Феликса.

• Почему Ирод Антипа издевается над Иисусом, если раньше царь признавал в нем воскресшего Иоанна [Мк 6 14], 
       которого почитал и боялся [Мк 6 20]?
  Почему Ирод возвращает Иисуса Пилату, если ранее пытался убить Христа [Лк 13 31], а теперь проповедник
       оказался в его власти?

• Почему Ирод и Пилат сдружились после осуждения Иисуса? Поступок прокуратора, вероятно, показался царю
       Галилеи жестом доброй воли, но чем же сам Антипа угодил Пилату?

• Зачем прокуратор уводит обвиняемого, если суд проходит гласно и все его участники остаются на
       Габте* у входа в преторию? Ни Феликс, ни Фест, ни Лисий не уединялись с подсудимым Павлом во время
       суда, а проводили открытое разбирательство.

• Отчего именно в ночь ареста Иисуса жене игемона - Клавдии Прокуле - снится Христос? Вряд ли
       тот сон был видением**. Стало быть, в    о_б_ы_ч_н_о_м    сне, как раз в ночь испытаний, Клавдия
       Прокула увидела   н_е_з_н_а_к_о_м_о_г_о    человека и даже уверилась в его праведности (?!)
       И почему римская матрона решила, что прокуратор помилует подсудимого всего лишь потому, что
       тот ей приснился?

--------------------------------------------------------
    *Каменный помост, расположенный в колоннаде на открытом воздухе.
   **До сих пор Иисус никому во сне не являлся; заступничество Клавдии мешало его планам; наконец,
           практичнее было бы присниться ПРОКУРАТОРУ, а не его жене.
--------------------------------------------------------




                ЗАКЛАНИЕ

Накануне Пасхи обыватели получили подарок от власть предержащих: можно полюбоваться на заслуженные страдания трех злодеев – поделом им! – и с легкой душой поспешить к праздничному столу, твердя по дороге: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи». Кажется, эллины называют это состояние катарсисом…

Жаль, конечно, тех двоих – такие молодые, а вожак их, говорят, был целитель от Бога, мертвых из гроба поднимал. Вот и лечил бы, употреблял во благо дар божий, а не смущал людей богохульными вымыслами. Ведь он дошел до того, что объявил себя сыном Всевышнего! А еще, говорят, не соблюдал законов Шаббата, грозился разрушить храм и предлагал своим тальмидам – тьфу, мерзость! – есть его плоть и пить его кровь. Хуже необрезанного! Такому любые святыни нипочем, недаром он даже в храме бесчинствовал. На кресте-то опомнился, кричал: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?». Страшно вспоминать…

Бог-то его, голубчика, пожалел, не оставил мучиться до ночи. Старики говорят, не бывало доселе такой легкой смерти у распятого – и трех часов не прошло, а уж он отошел. Ему даже голени не успели перебить. Тем двоим на закате перебили, а ему не стали: сам уже кончился. А так бы и его переломали. Солдатам ведь одно нужно - поскорее все закончить да к своим вернуться. Только копьем ткнули для порядка, но он даже не шелохнулся – мертвый же. Чудно, правда, откуда у неживого столько крови взялось? Вроде бы умер, тело уж коченеть стало, а кровь из раны так и хлынула, как у живого.

Гоим тоже глаза вытаращили, но тут рабби Иосиф пришел, тот самый - член совета из Аримафеи – и забрал самозванца. Оказывается, он тоже из этих. Сотник ему не препятствовал, видать, приказ получил от начальства своего.
Оттого он и глаз с месита не сводил, сотник-то. Все время рядом крутился, оберегал его. А когда тот о Боге вспомнил и закричал, сотник вдруг с места сорвался, побежал и питье какое-то ему поднес на иссопе.
Слыханное ли дело, чтобы римлянин вокруг еврея бегал, да угождал ему? И зачем побежал, если тот ничего не просил, только Бога призывал? Момзер этот жажду все-таки утолил, а как выпил, так сразу Богу душу и отдал. Тут же. Удивительное дело: как это он жаждал и пил при последнем вздохе, дух испуская?..

Трудно отказать в наблюдательности нашему гипотетическому обывателю-иудею. Примерно те же вопросы возникают у непредубежденного читателя этой трагической и загадочной истории:

• Почему Иисус, измученный допросами, истязаниями и дорогой на эшафот, на Голгофе отказывается утолить жажду
    перед казнью, отвергает «уксус» на кресте (Мк 15 23) и возжаждет только непосредственно перед смертью?
• Почему распятый разбойник, страдая от невыразимых мук на кресте, находит в себе силы и причины поносить
    Христа [Лк 23:39]?
    Откуда второму разбойнику известно, что Иисус «ничего худого не сделал»? Где он слышал про Царство Иисуса,
    которое «не от мира сего» и когда успел уверовать в него [Лк 23 42]? 
• Как удается разговаривать двум злодеям, распятым по крайней мере на расстоянии 5-6 м, боком друг к другу, с
   трудом поворачивающим свои головы и к тому же отделенным друг от друга крестом с распятым Иисусом?
• Как богоматерь догадывается, что сын обращается именно к ней, если рядом стоят еще три женщины? Как удается
    распятому Иисусу указать любимому ученику на одну из этих женщин, назначенную ему в матери?*
• Зачем Сын Божий громко взывает к Отцу, если Отец и без молитв всегда слышит своего Сына [Ин 19 25-27]?  Почему свою
   жалобу «возопил Иисус     г р о м к и м    голосом», хотя ни ее смысл, ни состояние умирающего не
   предполагали громкого крика?
   Неужели и эти слова предназначались «для народа, здесь стоящего»?
• Почему Марк и Матфей передают возглас Христа на арамейском языке и поясняют его смысл, хотя все остальные
   высказывания Спасителя сразу даны в переводе?**

--------------------------------------------------------   
     *«Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе».(Ин 19 25-27)
    **«а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой,
         Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф 27 46)
         Только один раз Иисус говорит по-арамейски и эта фраза напоминает заклинание:
         «И, взяв девицу за руку, говорит ей: `талифа куми', что значит: девица, тебе говорю, встань”.
        (Мк 5 41)
--------------------------------------------------------


• Почему один римский солдат понимает, что умирающий просит пить, если другие вояки по-арамейски не
   понимают ни слова (мол,"Илию зовет Он")? 
• Почему палач-римлянин с готовностью откликается на просьбу преступника, над которым смеются даже его
   соплеменники-иудеи? Почему римский солдат не считает зазорным БЕГОМ выполнять эту просьбу на глазах
   товарищей и презренных иудеев?*
• Способен ли агонизирующий человек испытывать и утолять жажду за мгновенье до смерти? Почему, «испив
   уксуса», Иисус    с р а з у    умирает, хотя непосредственно перед этим     г р о м к о   выкрикнул целую
   фразу?
• Почему его страдания на кресте обрываются необычно рано – «всего» через три часа?** Почему Сын Божий
   прилюдно не сошел с креста после трех часов страданий, чтобы неопровержимо доказать всему миру свою
   избранность?
   Такое знамение стало бы самым убедительным ответом на всеобщие мессианские ожидания***. 
• Случайно ли Иисус умирает до наступления темноты и потому избегает перебивания голеней?
• Почему из раны в мертвом теле обильно течет кровь, как будто в нем сохраняется кровообращение?
• Почему римский сотник после внезапной кончины своего «подопечного» славит Бога, словно сам исповедует иудаизм
   и/или является последователем Христа [Лк 23 47]? 
• Зачем прокуратор вызывает к себе сотника, когда Иосиф Аримафейский просит отдать тело Христа?****
• Почему любимый ученик безбоязненно присутствует при казни, стоит у подножия креста и слушает учителя,
    если остальные апостолы не решаются даже показаться на улице? Почему женщины христианской общины не
    скрываются, а открыто сопровождают своего наставника вплоть до его кончины?
• Зачем Никодим приносит для погребения Иисуса громадное количество мазей и благовоний (эквивалентное
   трем ведрам воды!) [Ин 19 39]?  Почему утром в воскресенье женщины намереваются помазать тело усопшего,
   если они видели, как обильно умастили его Иосиф и Никодим? (Лк 23 55-56) 
   Может быть, последние СОВЕРШАЛИ С ТЕЛОМ КАКИЕ-ТО ИНЫЕ МАНИПУЛЯЦИИ?

--------------------------------------------------------
      *«И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить»
        (Мф 27 48)
     **Обычно распятые умирали через 1-2-3 суток. Недаром Пилат был удивлен столь скорой кончиной
      осужденного (Мк 15 44)
   ***Преодоления позорной казни Мессией ждали ученики (Лк 24 21), фарисеи (Мф 27 42-43, Мк 15 32), воины
      (Лк 23 36-37) и разбойники (Лк 23 39).      
  ****«Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер?» (Мк 15 44)
             Пилат шлет адьютанта к сотнику, адъютант возвращается с сотником в преторию, прокуратор
             выслушивает сотника и отправляет его обратно. Почему Пилат сразу не              отправил Иосифа на
             место казни со своим письменным распоряжением?
--------------------------------------------------------


Перечисленные вопросы не равнозначны, каждый из них допускает различные объяснения, но в    с о в о к у п н о с т и     они вызывают сомнения в мистическом характере событий.
Ведь на этом варварском аутодафе богочеловек ничем не обнаруживает своей сверхъестественной природы, напротив, на пороге смерти он ведет себя вполне человечески (пробует и отвергает питье, разговаривает, мучится, взывает, жаждет, пьет, кричит, умирает). Поэтому не мешало бы «связующую нить» предсмертной череды событий поискать на грешной земле, обращая взоры к небу только в случае неудачи. Под таким «приземленным» ракурсом сквозь традиционную историю распятия неожиданно проступает совсем иная, невероятно дерзкая логика.

___________________________________________________


Далее речь пойдет о странном поведении Иисуса, римского сотника и прокуратора в последние три часа «человеческой» жизни богочеловека. Рассматривая события как звенья единого сюжета, а не россыпь больших и малых чудес, легко заподозрить    РУКОТВОРНЫЙ характер этого масштабного знамения.

Вспомним, как Иисус пробует и отказывается пить «уксус с желчью», хотя этот напиток притупляет боль, а Иисусу предстоят тяжелейшие испытания.
Затем окрестности покрывает тьма и под ее покровом Христос разговаривает с матерью и своим преданным учеником.
Спустя ТРИ часа мгла рассеивается и тогда распятый громко «вопиет» на неизвестном охране арамейском наречии.
Словно по сигналу римский солдат бросается за питьем и подносит его Иисусу. Внезапная смерть настигает Христа, как только он выпивает напиток, предложенный палачом. Страдалец еще успевает громко воскликнуть: «Свершилось» - и тут же испускает дух.
Ближе к вечеру, то есть спустя 1-2 часа, ликтор колет мертвое тело копьем и из раны течет кровь. Тем не менее, палачи больше не прикасаются к странному кровоточащему покойнику и перебивают голени только двум разбойникам.

Подоспевший Иосиф САМ снимает умершего с креста, не дожидаясь, пока этим займутся римляне или иудеи.
Иосиф и Никодим так спешат, что даже любимому ученику и четверым преданным женщинам не позволяют участвовать в погребении Учителя. Почтенные фарисеи предпочитают ЛИЧНО (с помощью своих доверенных слуг) подготовить и похоронить усопшего.
 
Довершая картину, евангелисты сообщают о землетрясении, помрачении солнца, порванной завесе и воскресших мертвецах… Вся эта апокалиптическая сумятица призвана отвлечь внимание от главного вопроса:
===============================================
         Действительно ли Христос УМЕР на кресте?
===============================================

Как ни странно, при ближайшем рассмотрении выясняется, что круг свидетелей этого события крайне узок. Еще короче список надежных свидетелей. Точнее говоря, -  ИХ НЕТ ВОВСЕ.

Как бы ни убеждал нас Иоанн в том, что распятый Иисус доверительно беседовал с учеником и Богоматерью, понятно, что стража не подпускала их вплотную к казненному*. Но на расстоянии, не прикасаясь к телу Христа, МАТЬ И ДРУЗЬЯ НЕ МОГЛИ КОНСТАТИРОВАТЬ СМЕРТЬ Основателя. Тем более не годятся в свидетели случайные прохожие и зеваки, наблюдавшие за казнью с дороги.
Иосиф и Никодим? Но они являлись адептами Христа и, кроме того, принимали чересчур активное участие в его погребении. Поэтому к их показаниям следует относиться с большой осторожностью.

Таким образом, в списке очевидцев остается только римская стража.  Однако, их «экспертиза» также ненадежна. Римляне всего лишь убедились, что распятый преступник НЕ РЕАГИРУЕТ на болезненный укол копьем, и поспешили зачислить его в покойники. Их совсем не удивило, что «мертвец» истекает кровью (?!). Если это не халатность или продажность, а искреннее заблуждение, то солдат можно понять. Ведь на их глазах самозваный «Царь Иудейский» внезапно закричал, жадно проглотил питье, пронзительно вскрикнул и, бездыханный, поник головой.

…Дело ясное – кончился бедолага. Быстро у него это получилось, видно, сжалился еврейский бог. Вот и сотник считает, что «Царь» не грешил, напрасно иудеи его осудили. Он, сотник, все время за этим «Царем» наблюдал, а потом даже к прокуратору ездил. Вернулся, велел ноги этому не перебивать и разрешил важному иудею снять его с креста – все равно ведь тот уже умер. Это обычай у иудеев такой – бездельничать в субботу, ничего не делать. А суббота у них начинается с вечера пятницы, в сумерки. Вот они и засуетились, чтобы не пришлось снимать мертвецов в субботу. Хотя чего тут суетиться: кинул их в яму - и вся недолга. С вожаком ихним хлопот, конечно, вышло побольше: они его и пеленали, и умащивали (понатащили уйму каких-то масел, благовоний – литр 100, никак не меньше). Спешили, слуг подгоняли, даже женщин не подпустили, а гробница-то совсем рядом, в двух шагах от Голгофы…


Вся эта суета смахивала на попытку поскорее укрыть казненного от посторонних глаз: от учеников, женщин, солдат и всех прочих**. Чтобы какой-нибудь чересчур наблюдательный зритель не обратил внимания на кровь, по-прежнему сочащуюся из раны, на едва заметное дыхание и редкое, почти неуловимое биение сердца. Чтобы он не заинтересовался, зачем так обильно умащивают тело и что это за масти…

Раньше других следовало проявить бдительность начальнику караула. Однако того больше заботило исполнение распоряжений прокуратора и благополучное завершение экзекуции. Игемон ясно дал понять, что ему небезразлична судьба пророка. Поэтому ретивый служака старается вовсю. Сотник-ЯЗЫЧНИК не только во всеуслышание объявляет казненного преступника праведником и Сыном Божьим, не только радуется его освобождению от мук, но и публично
ВОЗНОСИТ ЗА ЭТО БЛАГОДАРНОСТЬ ЧУЖОМУ ИУДЕЙСКОМУ БОГУ [Лк 23 47]!!
 
Если у кого-то из присутствовавших фарисеев и возникали сомнения в завершении дела, то уж теперь-то - после слов сотника - все усомнившиеся окончательно уверились в смерти Иисуса. Теперь Иосиф Аримафейский мог отправляться в преторию, чтобы просить прокуратора об аудиенции.

Дождавшись приема, Иосиф просит выдать ему тело казненного Христа, но Пилат затевает странную бюрократическую волокиту. Вместо того, чтобы вручить просителю соответствующее предписание, прокуратор посылает адьютанта на Голгофу за сотником.
Время идет, Иосиф нервничает…
Наконец, сотник прибывает и докладывает правителю о состоянии дел на вверенном ему посту. Все спокойно, народ разошелся по домам готовить пасхальный ужин – «седер» по-иудейски. Два злодея висят и ругаются, третий – Иисус из Назарета – уже помер. Караул на месте, следит за порядком. Какие будут указания?
Начальник велит передать тело пророка Иосифу, тот облегченно вздыхает и отправляется вслед за сотником к месту казни....

--------------------------------------------------------
         *«Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли ВДАЛИ и смотрели на это”.
          (Лк 23 49)
         *Если верить апокрифическому Евангелию Петра, то Иисуса сняли с креста примерно в 15 часов, то есть
          за 3,5 часа до захода солнца.
          «И тогда вытащили гвозди из рук Господа и положили Его на землю.И земля вся сотряслась, и начался
          великий страх. Тогда солнце засветило, и стало ясно, что час еще девятый».
          В таком случае особых ОСНОВАНИЙ ДЛЯ СПЕШКИ НЕ БЫЛО.
--------------------------------------------------------





                ИНТОКСИКАЦИЯ  ТЕЛА  -  КАНОНИЗАЦИЯ  ДЕЛА

Итак, наша гипотеза состоит в том, что
=======================================================
       Иисус, прозванный Христом, не погиб на кресте,
       а впал в КАТАЛЕПТИЧЕСКОЕ состояние,
       весьма НАПОМИНАЮЩЕЕ смерть.
=======================================================

Каталепсию*  вызвал напиток, поднесенный Иисусу одним из солдат.
Иисус сам подал ему сигнал, громко прокричав условленные слова.
Чтобы все присутствующие поверили в его смерть, Назарянин дождался, когда стихнет хамсин**  и снова посветлеет, громким криком привлек к себе внимание и выпил некий эликсир.

Эффективность этого зелья он проверил еще месяц назад - на Лазаре – и знал, что отрава действует очень быстро. Поэтому он успел издать предсмертный вопль и уронил голову, чувствуя как по телу разливается смертельный холод. Вскоре его пульс стал редким и слабым, дыхание неуловимым, а все члены окоченели, как у трупа.

Введенные в заблуждение солдаты, перестали обращать на него внимание и вечером не потрудились перебить ему голени.  Напоследок умершего ткнули копьем, но он не шелохнулся, поэтому ликторы без возражений отдали покойника Иосифу и Никодиму.
Последние сняли распятого с креста, обработали какими-то укрепляющими и восстанавливающими препаратами, перенесли и уложили в склепе Иосифа. Там же оставили светильники, гримерные принадлежности, белый хитон и эфирные масла для его пропитки. Чтобы избежать визитов посторонних лиц, вход завалили огромным камнем.

--------------------------------------------------------
        *Каталепсия – нарушение деятельности нервной системы, приводящее к окоченению членов и снижению
         чувствительности к боли и теплу. Человек, страдающий каталепсией может видеть и слышать, но не может
         шевелиться. Его дыхание, пульс, и другие жизнеобеспечивающие функции ослаблены до такой степени,
         что больной кажется мертвым. Эта метаморфоза может продолжаться от минуты до нескольких дней. В
         чистой форме наблюдается редко (напр., при сильном испуге), чаще как сложнение при помешательстве,
         при истерии. К. может возникать на одной из стадий гипнотического сна.
       **Издавна считалось, что в день распятия Христа был    х а м с и н    - сухой и жаркий юго-восточный
         ветер, несший с собой много песка и пыли. Это ветер возникает после весеннего равноденствия и дует
         с перерывами 50 дней.
         Хамсин начинается через некоторое время после восхода солнца, наибольшей силы достигает в
         послеполуденные часы и к закату солнца опять стихает.
--------------------------------------------------------


За этой процедурой наблюдали Мария Магдалина и, возможно, Мария Клеопова. Еще во время казни у Магдалины, хорошо знавшей Иисуса, зародились смутные подозрения в недостоверности происходящего*, которые окрепли, когда она проследила за подготовкой тела к погребению**.

В этой симуляции Иисусу помогал центурион, подкупленный заговорщиками или сочувствовавший им. Этот вояка стоял у подножия креста в момент «смерти» Иисуса, последовавшей за питьем «уксуса с желчью». Вероятнее всего, он и протянул распятому пресловутый иссоп с губкой. Убедившись, что напиток подействовал, сотник громогласно засвидетельствовал «кончину» Сына Божия, а ее скоропостижность и внезапность объяснил праведностью усопшего.
Позднее он уверил Пилата в том, что казненный иудейский проповедник действительно умер.
Такая легкая смерть удивила, но не заинтересовала правителя. Прокуратор преследовал цели сугубо меркантильные. Он быстро понял, что «Царь Иудейский» не представляет серьезной угрозы для спокойствия провинции, но чрезвычайно раздражает жрецов. Ситуация располагала к вымогательству, и прокуратор с удовольствием дразнил священнослужителей, затягивая решение. В конце концов он получил свою мзду и отправил-таки подсудимого на эшафот.
Во второй половине дня явился фарисей Иосиф и тогда Пилат, потянув время, вынудил раскошелиться и этого просителя. Не исключено, что правитель или его жена были знакомы с Иисусом и даже симпатизировали ему (последний был искусным врачом и в этом качестве мог посещать некоторые богатые дома)***. Поэтому Клавдия Прокула вступилась за божьего человека, а Пилат поначалу пытался уклониться от суда. Однако, настойчивость первосвященников и давление толпы вынудили его осудить Христа и заглушить угрызения совести звоном золотых.

--------------------------------------------------------
        *Марию, к примеру, могли насторожить внезапный переход Иисуса от разговора с матерью и
         учеником к агонии или кровь, струящаяся из раны на мертвом теле.
     **Поспешное снятие с креста, личное участие в этом незнакомого человека - Иосифа, количество мазей и
         их использование, отстранение чужими людьми женщин общины от подготовки тела и погребения – все это
         могло настораживать Марию.
    ***В одном из первых славянских переводов «Иудейской войны» Иосифа Флавия, говорится о том, что Иисус
           Христос исцелил его (Пилата)  умирающую жену.
           В Талмуде упоминается Иисус, который занимался колдовством, подстрекал народ к ереси и был повешен
           накануне Пасхи. Он был близок к царскому двору. (2г. ВТ Сангедрин, 43a.)
           В свите Христа были богатые и знатные женщины: Иоанна, жена домоправителя царя Ирода
           Агриппы, Сусанна и др.
           Существует предание о том, что Клавдия Прокула, жена Пилата, услышала об Иисусе от своей служанки, —
           финикиянки, уверовавшей в него. После смерти Пилата Клавдия стала одной из видных проповедниц
           благой вести.
           В апокрифе «Евангелие Никодима» утверждается, что услышав о смерти Христа «игемон и жена его
           предались печали глубокой, не ели и не пили в тот день».
--------------------------------------------------------


Такова общая «схема» Голгофской трагедии. На первый взгляд кажется невероятным произвольный переход в состояние каталепсии и благополучный выход из него в «расчетное время». Однако, практика йоги и некоторые другие факты и предания оставляют вопрос открытым. Сама по себе каталепсия и другие смертеподобные патологии – летаргия*, кома** – давно известны и изучены медициной, хотя неизменно вызывают удивление неспециалистов. (Широкую огласку получили, например, «воскресения» Петрарки*** и Гоголя**** ). Сложнее доказать, что «мнимую смерть» можно контролировать*****. За отсутствием надежных фактов приходится обращаться к слухам, легендам и мифам.

--------------------------------------------------------
          *Летаргия - болезненное состояние, похожее на сон, характеризующееся неподвижностью организма и
            отсутствием реакций на внешние раздражения. Чаще всего Л. наблюдается при истерии. Иногда Л.
            сочетается с бредом, каталепсией; искусственно можно вызвать ее при гипнозе. Иногда Л.
            наблюдается в виде “мнимой смерти”, продолжающейся в течение более или менее продолжительного
          времени.
        **Кома (от греч. koma - глубокий сон, дремота), коматозное состояние, угрожающее жизни состояние,
            характеризующееся потерей сознания, резким ослаблением или отсутствием реакции на внешние
            раздражения, угасанием рефлексов до полного их исчезновения, нарушением глубины и частоты
            дыхания, изменением сосудистого тонуса, учащением или замедлением пульса, нарушением
            температурной регуляции.
     ***Умерший Петрарка ожил за 4 часа до собственных похорон и затем прожил еще 30 лет.
    ****Гоголя нашли в гробу перевернутым на бок, а крышка гроба была изнутри исцарапана ногтями.
 *****Любопытные свидетельства такой человеческой способности приводит В.Мессинг.
           «Прямо на берлинской мостовой я упал в голодном обмороке. Привезли в больницу. Обморок не проходит.
            Пульса нет, дыхания нет... Тело холодное... Особенно это никого не взволновало и никого не
            беспокоило.
            Перенесли меня в морг... И могли бы легко похоронить в общей могиле, если бы какой-то студент не
            заметил, что сердце у меня все-таки бьется. Почти неуловимо, очень редко, но бьется...
            Привел меня в сознание на третьи сутки профессор Абель. Его очень удивила открывавшаяся у
            меня способность полностью управлять своим организмом»....
           «Еженедельно в пятницу утром, до того как раскрывались ворота паноптикума, я ложился в
            хрустальный гроб и приводил себя в каталептическое состояние. В ТЕЧЕНИЕ ТРЁХ СУТОК - С УТРА
            ДО ВЕЧЕРА — Я ДОЛЖЕН БЫЛ ЛЕЖАТЬ СОВЕРШЕННО НЕПОДВИЖНО. И по внешнему виду МЕНЯ
            НЕЛЬЗЯ БЫЛО ОТЛИЧИТЬ ОТ ПОКОЙНИКА». (Из книги «О самом себе»)
--------------------------------------------------------


       В этой связи вспоминаются многочисленные предания о «мертвой» и «живой» воде, средневековая легенда о
       Ромео и Джульетте, использованная У. Шекспиром, сказки А.С. Пушкина «Спящая царевна и семь
       богатырей», «Руслан и Людмила», роман Г. Уэллса «Когда спящий проснется», рассказы Э. По «Без дыхания»
        и «Правда о том, что случилось с мосье Вольдемаром», история Ферондо в «Декамероне» Боккачо*. О.
        Бальзак всерьез задавался вопросом: способны ли вызвать каталепсию экстаз или глубокая медитация. По
        большей части авторы, конечно, фантазировали, но не стоит забывать, что «сказка – ложь, да в ней
        намек…».

       Любопытная, хотя и не вполне достоверная, информация об овладении терминальными состояниями
       встречается в рассказах о йогах. А. Мень пишет: «По словам Патанджали, покоритель плоти «не
       погружается в воду или в болото и может ходить по остриям». И действительно, хорошо
       известно, каких невероятных результатов достигают многие люди, посвятившие себя йогическим упражнениям.
       САМОПРОИЗВОЛЬНАЯ КАТАЛЕПСИЯ, неуязвимость в состоянии транса, ограничение пищи до ничтожного
       количества, исчезновение пульса — все эти документально подтвержденные явления у йогов показывают,
       насколько велика власть духа, укрепленного тренировкой, и какое большое влияние способен он
       оказывать на тело». (А. Мень. История религии. т.6).

       Ученые не раз присутствовали при демонстрации самадхи**. Так в 1950 году йог Бабашри Рамдажи Джирнари
       на глазах 10- тысячной толпы забрался в камеру, утыканную гвоздями. Камеру опустили в глубокую яму,
       загерметизировали цементом и заполнили водой. Через 62 часа (все те же 2-3 суток!) камеру вскрыли.
       Врачи извлекли из нее закоченевшее тело Бабашри-йога, растерли его, и он ожил. Йоги утверждают, что
       вот так, балансируя между жизнью и смертью, тело человека может сохраняться тысячелетиями.
       В тибетских легендах говорится о пещерах, где в состоянии самадхи уже много лет покоятся тела
       тибетских лам. Индийские предания утверждают, что древние индийцы знали средства, приняв которые,
       человек впадал в кому с сохранением ясного сознания.

       Не первый год по страницам печати гуляют наводящие ужас истории о гаитянских живых мертвецах -
       зомби***. Техника превращения человека в зомби была завезена на остров жрецами “вуду” во времена
       работорговли и включает в себя два этапа: сначала убийство при помощи особого яда, а затем
       возвращение покойника к жизни. При поступлении яда в организм у жертвы синеет поверхность тела,
       стекленеют глаза — наступает клиническая смерть. Через несколько дней умершего похищают с
       кладбища и оживляют****. Жители Гаити настолько боятся зомбирования, что даже внесли соответствующую
       статью в свой уголовный кодекс*****.
       В 1982 году этноботаник Гарвардского университета У. Дэвис возглавил экспедицию на Гаити. Он
       обнаружил, что местные колдуны умеют готовить яд, способный вызывать летаргический сон. В
       процессе изготовления "порошка зомби" помощники колдунов соблюдают меры предосторожности: затыкают
       носы ватой, надевают плотные шапки и одежду из толстой мешковины. Когда ассистенты работают без
       защитных средств, им дают противоядие. Если ядовитый порошок втереть в кожу, то он парализует
       нервную систему, дыхание почти исчезает. Исследование отравляющего вещества показало, что его
       главным ингредиентом является тетродотоксин******, один из самых сильных нервнопаралитических
        токсинов, в 500 раз (!) превосходящий эффективность цианистого калия*******.

--------------------------------------------------------
         *Восьмая новелла «Декамерона» открывается аннотацией:  «Ферондо выпивает сонный порошок, и его заживо
          хоронят...».
       **САМАДХИ - особое физическое и психическое состояние, похожее на "мнимую смерть". В состоянии
         самадхи у человека резко замедляется обмен веществ, замирает дыхание, практически исчезает пульс.
      ***В довольно фантастичном евангелии Никодима встречается описание двух воскресших мертвецов,
         напоминающих зомби: «У этого Симеона было два сына, которые умерли, и все мы были при кончине их и
            погребении. Придите и посмотрите: гробницы их раскрыты, ибо они воскресли. И сейчас живут они
            вместе в городе Аримафее, (пребывая) в молитвах. Живы они, и идет молва, что ни с кем они не
            говорят, но только молчат, как мертвые».
    ****Ритуал "зомби" на Гаити странным образом перекликается с магической практикой, по сей день
           бытующей у аборигенов Австралии. По рассказам, записанным этнографами, человека, заранее намеченного
           в качестве жертвы, похищают и, положив на левый бок, вонзают ему в сердце заостренную кость
           или палочку.
           Сердце останавливается. Спустя время с помощью определенных манипуляций тело возвращают
           к жизни, приказав забыть обо всем происшедшем.
  *****Одна из статей УК Гаити гласит: "...также должно быть расценено как покушение на убийство любое
           действие на человека, которое не вызвало действительной смерти, а только состояние комы –
           более или менее продолжительное. Если после совершения таких действий человек был похоронен, то
           действие расценивается как убийство вне зависимости от конечного результата".
 ******Тетродоксин содержится, в частности, в тканях ядовитой рыбы фугу.
*******В 1982 году Ройзин проводил опыты на крысах и обезьянах с порошком, который отправил ему Дейвис.
           Некоторые из животных, принявших с пищею тетродотоксин, впали в коматозное состояние,
           оставаясь парализованными в течение суток, но потом поправлялись без каких-либо последствий
           отравления.
--------------------------------------------------------


       Сопоставляя высказывания евангелиста Матфея, апостола Петра и язычника Цельса можно заметить следы
       использования на Голгофе какого-то отравляющего вещества.

       Сначала ев. Матфей сообщает: «дали Ему пить уксуса*, смешанного с желчью».(Мф 27 34). Затем апостол
       Петр в своем апокрифическом евангелии переносит акцент на слово «желчь», поставив его на первое место:
       «Тогда кто-то из них сказал: “Напоите Его желчью с уксусом”, и, смешав, напоили. И исполнили все и
       довершили грехи над головами своими».
       Наконец, Цельс усиливает этот акцент: в его «Правдивом слове» христиане заявляют, что ВЕСЬ напиток
       состоял из желчи и осуждают это почти наравне с распятием Христа: “иудеи, казнив Иисуса и напоив его
       желчью, навлекли на себя гнев божий”. Отчего же подмешивание желчи вызывает такое негодование у
       последователей Христа? Возможно, объяснение кроется в неточном переводе с греческого: одно и то же
       греческое слово означает и «желчь», и «ОТРАВУ»! 

Эти разрозненные и не слишком надежные свидетельства показывают, что способность управлять «мнимой смертью» не так невероятна, как может показаться на первый взгляд.

Следующий вопрос связан с участием в заговоре римского сотника. Действительно ли возможно такое? Для ответа на этот вопрос прежде всего следует уточнить «национальность» центуриона. Известно, что прокураторы Иудеи в мирное время распоряжались только     в с п о м о г а т е л ь н ы м и     войсками**, поскольку римские легионы дислоцировались в Сирии — в подчинении имперского легата. Эти вспомогательные войска поставлялись племенами, состоявшими в союзных или договорных отношениях с Римом. Поэтому центурион ВРЯД ЛИ БЫЛ РИМЛЯНИНОМ***. Его отношение к местному населению вполне могло быть нейтральным или благожелательным – примеры благотворительности, сотрудничества и даже обращения в иную веру не раз встречаются в Новом Завете [Лк 7:2-4, Деян 10:1-2, 27:1-2, 27: 43]. Наконец, не стоит списывать со счетов и возможную коррумпированность стражи****. Таким или другим образом центуриона и привлекли к участию в заговоре.

--------------------------------------------------------
       *«То, что в Библии названо У., являлось, собственно, кислым вином...Смешанный с
         оливковым маслом, уксус применялся для утоления жажды (Руфь 2:14), а рим. солдаты пили У., разведенный
          водой”. (Библейская энциклопедия Брокгауза).
      **Ренан Э. Ж. Жизнь Иисуса. — СПб., 1906, стр. 284.
    ***Даже тысяченачальник римского гарнизона в Иерусалиме не имел римского гражданства по рождению
         (Деян.22:28).
   ****«некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам о всем бывшем. И сии, собравшись со
            старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, и сказали: скажите, что
            ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; и, если слух об этом дойдет до правителя,
            мы убедим его, и вас от неприятности избавим. Они, взяв деньги, поступили, как научены были;
            и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня». (Мф 28 11-15)
--------------------------------------------------------


Но мог ли распятый Иисус рассчитать время и подать сотнику условленный сигнал?  В самом деле, в пыльной буре, поднятой хамсином, стража могла не услышать крик или не заметить его агонии. Приходилось ждать, пока хамсин стихнет. Но и опаздывать было опасно: на закате казненных должны были снять, перебив им ноги. Вероятно, Иисусу помогал сотник (недаром ев. Лука отмечает, что кто-то из воинов неоднократно предлагал распятому «уксус» [Лк 23 36]), но Иисус дожидался подходящего момента, ориентируясь на сигналы субботних и пасхальных труб (Трудно даже представить, какой нечеловеческой выдержки потребовало от него это ожидание).

       В талмудическую эпоху трубными звуками еврейский суд объявлял о новом постановлении и о начале
       нового месяца.
       Шофар (рог) оглашал отлучение от общины недостойного ее члена и созывал горожан на похороны земляка.
       Накануне субботы трубили шесть раз. После первого звучания шофара прекращали работу
       находившиеся в поле земледельцы. Те, кто был ближе к городу, не спешили тотчас же домой: они ждали
       тех, чьи поля были отдалены от города, чтобы войти в город всем вместе. Второй трубный сигнал
       давался для городских торговцев, которые, услышав его, запирали магазины и закрывали ставнями лотки.
       Третий сигнал был адресован домохозяйкам: он давал знать, что пора убрать с печей кастрюли и чайники
       и зажечь субботние свечи. Следовавшие затем один за другим три трубных звука – два протяжных и один
       прерывистый – провозглашали, что в городе воцарилась святая суббота.

       Помимо субботних сигналов над Голгофой раздавались трубные звуки, возвещавшие начало, ход и
       окончание заклания пасхальной жертвы. Заклание агнца обычно совершалось после полудня с особой
       торжественностью. В два часа дня трубили в рог, и первая группа паломников вступала в Храм. Когда
       первая группа паломников заполняла Храм, ворота переднего двора закрывались. Между 3 и 5
       часами звучал сигнал к закланию ягнят.
       К вечеру ягнёнка жарили, чтобы с заходом солнца при появлении звёзд на небе, возвещавших
       наступление 15 Нисана, по звуку труб с Храмовой горы начать вечерю.






(полную версию книги "СЕ - ЧЕЛОВЕК" см. на сайте tomastwin.wix.com/history).


Рецензии
Основательная работа, интересная версия библейской истории с рационалистических позиций. Еще раз убедился, что представитель точных наук нередко не хуже гуманитариев разбирается в их хозяйстве.
Не могу согласиться с замечанием М. Беловой, что "Христос в вашем (Т.Т.) изложении не похож на образ, который рисует нам Евангелие". Многие свидетельства учеников Христа,хотя они и заинтересованы в его возвеличивании, указывают на его фанатичное стремление к славе и господству над людьми. "Кто не со мной, тот против меня". "Не думайте, что я пришел принести мир на землю, не мир пришел я принести, но меч." Это чьи слова? Эпизод со смоковницей, не давшей плодов Иисусу, объясняется богословами по-разному. Златоуст - "Для чего предано проклятию бездушное дерево? Христос показывает этим, что он может и силен наказать своих врагов, однако добровольно отдает себя на распятие." Мне кажется,ваша версия Томас Твин, снимает это противоречие. С уважением

Анатолий Белаш   20.10.2021 20:25     Заявить о нарушении
Спасибо Вам за внимание.
Вы правы: евангельский (а особенно - апокрифический) Христос весьма противоречив. Объяснения теологов тенденциозны и противоречат сами себе.
Поэтому такая удивительная личность заслуживает добросовестного беспристрастного исследования, без прославления и обличения. Мне даже кажется, что временами Христу можно посочувствовать.
С уважением,

Томас Твин   21.10.2021 17:26   Заявить о нарушении
Как не посочувствовать человеку, идущему пусть даже не на казнь, а на истязание, не важно ради чего. И сочувствия достоин и уважения. "А был ли мальчик?" Насколько убедительно доказана историчность Христа? С уважением

Анатолий Белаш   21.10.2021 18:28   Заявить о нарушении
Насколько я знаю, никаких бесспорных доказательств не существует. Иисус ничего не написал, канон охватывает только несколько лет его жизни. Свидетельствуют о его деяниях его же ученики, которых нельзя считать независимыми источниками. Да и они не видели многих важных событий, о которых рассказывают, - рождения, воскресения, воскрешения Лазаря. Немногие упоминания в авторитетных трудах (например, у М. Флавия) историки считают позднейшей вставкой.
Не случайно советские историки полагали, что Иисус Христос — это собирательный образ религиозного проповедника той поры.
Вместе с тем, мне трудно представить вымысел, который почему-то так пленил самых разных людей. Христу ведь помимо канона посвящено множество апокрифов, порой не очень-то лицеприятных.
О нём писали даже его ярые враги - иудеи. С чего бы?
Между тем, их ядовитое жизнеописание "Тольдот Иешу" полно конкретных деталей о происхождении и деяниях Иешу, создающих портрет ловкого манипулятора.
Но главное для меня - те многочисленные детали, странности, неувязки, шероховатости, эмоциональные срывы, удивительное соединение мудрости и демагогии, смирения и тщеславия, которые, на мой взгляд, рисуют живую реальную личность. У вымышленного героя таких нестыковок быть не должно.
Тертуллиан говорил: «Верую, ибо абсурдно». Я говорю то же самое про историчность Христа (но не его сакральность!)
С уважением,

Томас Твин   22.10.2021 08:39   Заявить о нарушении
Спасибо за подробный беспристрастный ответ. С уважением

Анатолий Белаш   22.10.2021 12:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.