стихи одного из казнённых

Ниже приводятся стихи (подстрочники) одного из казнённых в берлинской тюрьме во время Второй Мировой войны.
Это был неординарный человек с удивительной биографией. До этой, его последней тюрьмы, он стихов не писал.
Позже ещё будет о нём рассказ, а здесь несколько стихотворений.

      Alfred Schmidt-Sas (казнён 5.04. 1943)

Утешение для домашнего употребления (оригинальный текст в конце)

Играет ли кто золотыми ли, деревянными ли фигурами
Это неважно как в шахматной игре, так и в жизни.

КАК играет,
РАДИ ЧЕГО играет,
это важно,
в этом виден весь человек!

Унесёт ли поспешно после расправы подручный,
или уложат в роскошный государственный гроб -

КАК умрёт,
РАДИ ЧЕГО умрёт,
это важно,
в этом виден весь человек!

Любимой

Любимая, я отчётливо чувствую,
когда ты обо мне думаешь,
когда лодка твоей тоски
направляется к моему берегу.

Тогда днём ко мне проникает
вдруг твой мир,
ночью мне светит сон,
в котором я у тебя.
Широкий плащ накрывает меня,
волшебно и тепло,
и моя голова — усталого ребёнка-
Покоится  в твоих руках.

А вот что получилось у Бориса Вайнштейна:

Мысль обо мне стучит тебе в виски
Я это сразу чувствую и знаю
Плывёт ко мне ладья твоей тоски 
Рука ко мне протянута родная

О чём же больше мне мечтать ещё ? 
Твой мир вокруг меня, и я спокоен.
Накрыт твоей любовью как плащём,
Твои колени чувствую щекою. 

И раз с тобой, то верно я в раю
Пускай пришлют назавтра похоронку
Сейчас ты гладишь голову мою
Как гладила б усталого ребёнка.

По-моему, очень удачно получилось. 

Liebste

Liebste, deutlich spuere ich,
wenn du an mich denkst,
wenn du deiner Sehnsucht Boot
an mein Ufer lenkst.
Dann dringt tags in meinen Raum
ploetzlich deine Welt,
naechtlich leuchtet mir ein Traum,
der mich bei dir haelt.
Weiter Mantel huellt mich ein,
zauberhaft und warm.
Und mein Kopf - ein muedes Kind -
ruht in deinem Arm.


Песня о доме смертников

Там на Плётце над домом номер три*
не светят звёзды в небе, не пролетают птицы.

Когда псы ночью лают,
начинают сочиться слёзы
в камерах смертников
в доме номер три.

Голодный нож  наточен,  металл его блестит
Днём режет он по-лучше, но никогда не сыт.

Когда псы замолкают,
смерть делает обход
по камерам смертников
в доме номер 3.

Прикован к твёрдой койке, кто там лежит, не спит,
уставился на лампу и голову ломает всю длинную ночь?

Когда псы ночью лают…

Что тосковать по своим, по матери, жене и ребёнку?
Тех, живущих, для него уже недосягаемых.

Когда псы замолкают..

Запястие в железе, кто рыщет по узкому следу
в свободный час в четырёх стенах лишь оживший покойник?

Когда псы ночью лают…

Кто ест деревянным ножом, тому ремень не нужен,
моется раз в день и никогда не видит своего лица.

Когда псы замолкают...

*Тюремное крыло здания, куда помещали смертников, тюремного комплекса под Берлином у Плётцен-озера

Trost fuer den Hausgebrauch

Ob einer mit goldenen oder hoelzernen Figuren spielt
Das entscheidet beim Schachspiel und auch im Leben nicht

WIE einer spielt,
WOFUER einer spielt,
Darauf kommt es an,
Das zeigt den Mann!

Ob dich nach der Sektion eilig ein Diener wegtraegt,
Oder ein Staatsbegraebnis dich zum Prachtgrab bewegt -

WIE einer stirbt,
WOFUER einer stierbt,
Darauf kommt es an,
Das zeigt den Mann!

на фото Альфред Шмидт-Зас


Рецензии
Вашу публикацию прочитал с интересом, Маргарита. По смысловой нагрузке опубликованного здесь текста, чувствуется, что Альфред Шмидт-Зас был неординарным человеком.
С уважением,

Сергей Пивоваренко   27.02.2020 21:13     Заявить о нарушении
Да, Сергей, Алфред был неординарной личностью. Сын пекаря захотел летать и стал лётчиком. После Первой Мировой решил преподавать детям музыку и открыл в Берлине школу со своей методикой, отличной от прусской. Фактически был казнён за симпатию в молодости к коммунистам.

Маргарита Школьниксон-Смишко   28.02.2020 12:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.