Арифметика претензий

 Решите задачу: у Васи было три яблока. Вова и Петя украли по одному. Вася хвать – всего одно осталось. Он к Вове: «Ты взял?». А тот: «Не, я не при делах – это всё Петька!». Вопрос: сколько яблок по Вовкиной версии украл Петя?

Правильный ответ: два яблока. Потому, что если ты не признаёшь за собой своей доли вины, то кто-то другой окажется в конечном итоге у тебя виноват на столько же больше. Так устроены законы природы.

Теперь задачка чуть посложнее. Допустим, толкнул Вова Петю, а тот его в ответ, а этот сильнее, а тот ещё сильнее, и пошла драка (называется эскалация конфликта). Но вот не хочет Вова признавать, что виноват он. Он считает, что имел право толкнуть Петю (было, мол, за что). А вот Петя, по его логике, права толкаться не имел, потому, что тут как бы с чистого листа счёты начинаются. И вот не хочет Вова свой толчок засчитывать, и баста. Хочет сразу с Петиного начинать. И вот толкнул он Петю, скажем, на 10 условных очков неправоты, а тот его в ответ 15 (типа 10 тебе в обратку – ты это заслужил, ну а 5 я перегнул/накинул сверху, чтобы неповадно было), но Вовка в обратку уже на 20, а тот уже на 25, и пошло-поехало. И у каждого своя арифметика вышла.

У Пети получается: «Вова сразу сначала ушёл в минус на 10, а я потом только на 5 перегнул, но зато он потом сразу на 15 в свою сторону, а я потом опять только на 5…». И, т.о., в первом акте Вовка оказался неправ на 5, во втором ещё на 10, в третьем ещё на 15, и т.д.. Но у Вовы своя арифметика: первый толчок мы не считаем (вот не засчитываем, и баста), так что сразу начинаем со второго. Петька уходит сразу на – 15, а я всего на – 5 в свою сторону, а он уже на – 20, и т.д.. Короче, петькина неправота в вовкиной арифметике получается 10 на первом акте, ещё плюс 15 во втором, и плюс 20 в третьем.

Интересное дело: всего какие-то лишние учтённые/неучтённые 10 очков, могут изменить понимание общего счёта на сколько угодно в зависимости от эскалации конфликта. В первом акте расхождение может быть 15, во втором плюс 25 равно 40, а в третьем ещё плюс 35 равно 75. Интересная арифметика, да?

Ситуация та же, что и с яблоками: не захотел признавать себя в чём-то виноватым – значит, во всём виноватым окажется другой. А при эскалации конфликта вина оппонента растёт, как снежный ком, который каждый в своём понимании катит в ту сторону, в какую ему выгодно.

Теперь задача ещё чуть сложнее. Допустим, пропагандируется такой образ жизни: жили мы раньше тяжко, жили бедно, жили под гнётом, но вот восстали мы, сбросили с себя их оковы, прогнали своих поработителей, и дышим теперь свободно. Но только неймётся им, и сидят они за границей, куда сбежали от гнева нашего праведного, и планы свои коварные вынашивают, как бы напасть на нас, да порядки свои старые вернуть. И вот как нападут они на нас, будем биться с ним изо всех сил, и достижения свои отстаивать. И все, кто есть, в бой пойдут, от мала до велика, но ежели среди нас плохиш окажется, который дров нарубит, где у нас ящики лежат с бомбами чёрными, снарядами белыми да патронами жёлтыми, и всё это подожжёт, да к буржуям поползёт бочку варенья да корзину печенья за свои хлопоты получать, то это и есть самый настоящий предатель и нет ему прощения никакого. И вот живёт общество с такой моралью, но только в жизни всё немного иначе получается.

Живут люди одного народа на одной земле, объединённые общим языком и другими признаками, и ещё вроде бы моральными в отношении друг друга какими-то обязательствами (по крайней мере, так они сами про это думают). И вдруг появляется среди них кто-то, кто решает состроить свой культ личности. Да причём поддерживаемый не добровольным желанием других его возвеличивать, а террором. А кто не хочет ему дифирамбы петь, тому расстрел или срок лагерный (и родственникам ещё подчас репрессии, чтоб совсем неповадно было). И вот требует этот культ считать его хозяина великим стратегом, под руководством которого любого врага шапками закидаем, и быть благодарным ему за это по гроб жизни. И начинается преследование людей за то, что они с чем-то не согласны (ну, или за то, что кому-то показалось, что они с чем-то не согласны).

И тут вдруг начинается война – та самая, для которой столько шапок заготовили, но тут вдруг выясняется, что не в состоянии хозяин культа личности всё провернуть на обещанном уровне, за сомнения в котором столь активно преследовали. А враг прёт вперёд, и по шапкам от него больше получать выходит, чем его закидывать. И вместо того, чтобы начать с «простите нас» в отношении тех, кто оказался прав в своих сомнениях, система занимает позицию «Вам даётся шанс искупить свою вину…», и в таком порядке отправляет их воевать.

Все идут на фронт, да не на простой, а на такой, в котором командир подчас скорее своих солдат в атаку бросит, зная, что у них нет шанса, чем ослушается приказа и спасёт их жизни (такова расплата за существование в режиме, учащего высших с низшими так обращаться). И заведёт их в окружение, и бросит там на произвол судьбы, и улетит самолётом, знамя не забыв прихватить, а не поместившимся в самолёт от лица системы будет поставлено условие «Кто в плен сдастся, тот предатель». И к родственникам их, вместо того, чтобы пасть перед ними на колени, и сказать: «Простите нас за то, что мы так с вашими родными так поступили», система будет относиться, как родственникам изменников, которые ещё должны прятать свой взгляд и виновато опускать голову.

А кто решит, что лучше плен, чем смерть за такую систему, тому тоже легко не будет. Плен будет такой, в отношении которого не была подписана конвенция об отношении к пленным, как людям. И который использует этот момент, как только может. И когда некоторые из этих людей после всего этого решат против своей бывшей системы воевать, и даже без каких-либо печений и варений, вот тогда совсем разные взгляды у будут у них, и у тех, кто системе верным остался, в вопросе, кто кого предал. Но если верные сторонники системы, своей вины видеть ни в чём не захотят, а захотят видеть только во всём вину только тех, кто на сторону врага перешёл, ох не сойдутся у них счёты, да?


Рецензии
Всё заносили десятники в книжку.
Брал ли на баню, лежал ли больной...
Может и есть там теперича лишку...

1. "Живут люди одного народа на одной земле, объединённые общим языком и другими признаками"

Вот не было этого.
Один из главных мотивов эмигрантской политической аналитики - констатация того, что разные части вроде бы одного народа чуть ли не говорили на разных языках.

2. "в отношении тех, кто оказался прав в своих сомнениях"
система возможности "искупить свою вину" не предоставляла.

Искупать вину предоставлялась возможность уголовным преступникам.

"Политические" могли быть отправлены на фронт только при пересмотре дела: либо в случае реабилитации, либо в случае сокращения срока, либо в случае переквалификации статьи с политической на уголовную.

3. Вы действительно считаете, что пребывание в гитлеровском плену было ужасно именно тем, что советские командиры не содержались отдельно от нижних чинов и им не предоставлялось предусмотренных Женевской конвенцией привилегий?

Вопрос на засыпку: что Вы знаете о Гаагских конвенциях "О законах и обычаях сухопутной войны", на которых стороны отвоевали Первую Мировую?

Беднарский Константин Викторович   15.08.2022 14:38     Заявить о нарушении
1. Вообще данная статья – это собирательный образ того, что можно найти в мировой истории или додумать. Я специально не приводил в ней ни имён, ни дат, чтобы каждый мог искать аналогии, какие считает нужным. Надо, наверное, убрать её из этого сборника, или обозначить почётче, чтобы не сбивать с толку читателя.
Но если искать аналогию к сталинизму, то всё равно, если какой-то народ претендует на какую-то общность и какие-то в отношении неё обязательства, то должны быть и обязательства по отношению к тем, от кого они требуются. Про это как бы и речь.

2. Хорошо, я это учту, если буду добавлять конкретику. А пока вопросы:
Не могло ли быть пересмотров / сокращения сроков / переквалификаций каких-то дел в связи с чисто нуждой в бойцах на передовой? Не брали ли на фронт чсиров? Не могло ли быть какого другого несправедливого отношения к человеку со стороны системы (именно политической системы), за которое система отвечать не хотела?

3. Простите, не понял, при чём тут содержание командиров в плену. Я вроде не об этом писал.
<что Вы знаете о Гаагских конвенциях "О законах и обычаях сухопутной войны", на которых стороны отвоевали Первую Мировую? >
То, что они написаны на новоязе. А ещё то, что немцы во 2МВ соблюдали их меньше, чем в 1МВ. А к чему вопрос?

Роман Дудин   15.08.2022 22:31   Заявить о нарушении
С собирательным образом как-то не получилось.

"тому расстрел или срок лагерный" - лагеря для содержания заключённых были изобретены менее 140 лет назад (1896 год).

"конвенция об отношении к пленным, как людям." первой такой конвенции меньше 135 лет (1899 год).

"И заведёт их в окружение, и бросит там на произвол судьбы, и улетит самолётом, знамя не забыв прихватить" - самолётам меньше 120 лет (1903 год).

"смерть за такую систему" - насчёт систем - это уже совсем свежачок.

Коротковатая какая-то мировая история получается.

А если углубиться чуть больше, то обнаружится, что ещё 300 лет назад обозначенное Вами:
"И вот требует этот культ считать его хозяина великим стратегом, под руководством которого любого врага шапками закидаем, и быть благодарным ему за это по гроб жизни. И начинается преследование людей за то, что они с чем-то не согласны (ну, или за то, что кому-то показалось, что они с чем-то не согласны).",- было естественной, единственной и непререкаемой нормой.

Первые шесть абзацев статьи могут трактоваться как абстрактно-теоретические.
Остальные - явно актуально-политические.

И, на мой взгляд, в разделе "Антисталинизм" - эта статья была на месте.
Её содержание (во всяком случае, на момент написания) реально входило в систему Ваших антисталинских взглядов.
То, что в этих взглядах имелись некоторые погрешности - это другой вопрос.

Беднарский Константин Викторович   16.08.2022 03:17   Заявить о нарушении
< Коротковатая какая-то мировая история получается. >
Ну так образ-то умозрительный. Ну не улетал Мамай с Куликова Поля самолётом – на коней вскочил, и тикать. Но смысл-то примерно тот же.
Хотя с самолётом, конечно, возможностей побольше – без него надо, чтоб не полностью окружение захлопнулось. Ранее у полководцев возможностей чуток поменьше было.
< ещё 300 лет назад >
300 лет назад ещё много чего было. И людей кое-где ещё на кострах сжигали, и крестьяне верили, что мыши сами в соломе зарождаться могут. А вообще культ личности в любое время может быть, даже сейчас – время ему вообще не помеха. Просто с цивилизованностью и адекватностью ему, я считаю, не по пути, и претендующее на эти статусы общество должно обходиться без того, что было нормой 300 лет назад.
<То, что в этих взглядах имелись некоторые погрешности >
Значит, поправить погрешности.

Роман Дудин   16.08.2022 04:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.