Рыцарь безумного образа
Дон Кихот, начитавшись рыцарских романов, уверился, что всё написанное в них – чистая правда. И решил стать странствующим рыцарем, чтобы бороться со злом. Такая инфантильность и доверчивость у взрослого человека, маниакальное подражание героям рыцарских романов можно рассматриваться как проявление своеобразной умственной отсталости. А поступки, которые он при этом совершал, воспринимаются нами как обусловленные галлюцинаторно-бредовыми переживаниями.
Именно поэтому поведение Дон Кихота вызывает у окружающих недоумение и смех, его начинают считать сумасшедшим. Рыцарь Печального Образа искренне полагает, что мир заколдовали злые волшебники, «дабы окутывать мраком и обращать в ничто подвиги праведников и освещать и возвеличивать деяния грешников». Дон Кихот начинает видеть врага и там, где его нет, и набрасывается со своим копьём на ветряные мельницы. (После романа Сервантеса выражение «бороться с ветряными мельницами» во всём мире стало синонимом бесполезных или абсурдных поступков).
Но автор, описывая нелепые поступки своего героя, отнюдь не собирался представлять его идиотом. Поэтому рассуждения Дон Кихота в тексте романа на вполне абстрактные темы воспитания, литературы, свободы, войны и мира больше подходят мыслителю-гуманисту, чем сбрендившему идальго. Стоит также внимательно перечитать и название романа, в котором автор представляет своего героя как «хитроумного», а не «безумного» идальго.
Как совместить два «несовместимых» факта: сочетание дурашливого поведения, протекающего с психотическими расстройствами, с достаточно высокой нравственностью и интеллектом? Это становится возможным, если анализировать фабулу повествования с психопатологической «колокольни».
Сервантес начинал писать сатиру на героя рыцарских романов, но по мере сочинения проникался сочувствием к своему персонажу. Во втором томе Дон Кихот постепенно «прозревает» и начинает видеть жизнь такой, какой она есть в действительности. Он уже сам подшучивает на окружающими, по привычке продолжающими считать его сумасшедшим, которым он уже намеренно прикидывается.
В финале романа Дон Кихот, перенеся заболевание «горячкой», начинает критически относиться к своим прошлым фантазиям. Перед смертью он полностью отрекается от своих «рыцарских подвигов» и признаёт, что вёл себя как безумец, а не как здоровый человек: «Разум мой прояснился, теперь он уже свободен от густого мрака невежества, в которое его погрузило злополучное и постоянное чтение мерзких рыцарских романов. Теперь я вижу всю их вздорность и лживость, и единственно, что меня огорчает, - это что отрезвление настало слишком поздно… Я был сумасшедшим, а теперь я здоров, я был Дон Кихотом Ламанчским, а ныне, повторяю, я – Алонсо Кихано Добрый».
Можно ли предположить, что у Рыцаря Печального Образа наступила «предсмертная ремиссия»? Но в связи с каким психическим расстройством? О возможности подобных «предсмертных ремиссиях» при шизофрении писал немецкий психиатр В. Майер-Гросс в отношении некоторых форм шизофрении.
Вернёмся к первоначальным рассуждениям: поведение Дон Кихота напоминало поступки больных людей, находящихся в состоянии галлюцинаторно-бредового психоза. Но вряд ли такие термины могли приходить в голову Сервантесу. Он всего лишь хотел показать своего героя глупым и нелепым, чтобы высмеять уходивший в прошлое рыцарский век. Но оказалось, что созданный образ соответствует психическому расстройству, при котором нарушения психики (бредоподобные фантазии и галлюцинации) сочетаются с сохранным интеллектом и полученным багажом знаний. Такое возможно только при шизотипическом расстройстве личности - заболевании, близком к шизофрении.
[Основные признаки этого заболевания: а) чудаковатое, эксцентричное поведение и внешний вид; б) взгляд на реальность, определяющий странности в поведении, не соответствующие культуральным нормам; в) иллюзорное восприятие, дереализация и деперсонализация; г) эпизодические психотические проявления галлюцинаторного и бредоподобного характера]
Таким образом, неадекватное и смешное поведение Дон Кихота – разумеется, весьма условно – можно трактовать как длительный приступ шизотипического расстройства личности.
***
Опубликовано на сайте журнала "Наша психология"
Свидетельство о публикации №220021200501
В этой флазе и есть весь Дон Кихот.
Очень нравятся Ваши патографические очерки. Читаю с удовольствием.
Александр Брич 18.05.2020 16:12 Заявить о нарушении
Александр Шувалов 18.05.2020 17:15 Заявить о нарушении