Рыцарь безумного образа

Дон Кихот Ламанчский - один из первых «безумных» героев в истории художественной литературы. После Сервантеса их будет становиться всё больше и больше. К нашему времени едва ли не основная часть главных персонажей проявляет в той или иной мере психические отклонения, чем и привлекают повышенное внимание читателей. Риторический вопрос: нормальные герои нам уже не очень интересны?

Дон Кихот, начитавшись рыцарских романов, уверился, что всё написанное в них – чистая правда. И решил стать странствующим рыцарем, чтобы бороться со злом. Такая инфантильность и доверчивость у взрослого человека, маниакальное подражание героям рыцарских романов можно рассматриваться как проявление своеобразной умственной отсталости. А поступки, которые он при этом совершал, воспринимаются нами как обусловленные галлюцинаторно-бредовыми переживаниями.

Именно поэтому поведение Дон Кихота вызывает у окружающих недоумение и смех, его начинают считать сумасшедшим. Рыцарь Печального Образа искренне полагает, что мир заколдовали злые волшебники, «дабы окутывать мраком и обращать в ничто подвиги праведников и освещать и возвеличивать деяния грешников». Дон Кихот начинает видеть врага и там, где его нет, и набрасывается со своим копьём на ветряные мельницы. (После романа Сервантеса выражение «бороться с ветряными мельницами» во всём мире стало синонимом бесполезных или абсурдных поступков).

Но автор, описывая нелепые поступки своего героя, отнюдь не собирался представлять его идиотом. Поэтому рассуждения Дон Кихота в тексте романа на вполне абстрактные темы воспитания, литературы, свободы, войны и мира больше подходят мыслителю-гуманисту, чем сбрендившему идальго. Стоит также внимательно перечитать и название романа, в котором автор представляет своего героя как «хитроумного», а не «безумного» идальго.

Как совместить два «несовместимых» факта: сочетание дурашливого поведения, протекающего с психотическими расстройствами, с достаточно высокой нравственностью и интеллектом? Это становится возможным, если анализировать фабулу повествования с психопатологической «колокольни».

Сервантес начинал писать сатиру на героя рыцарских романов, но по мере сочинения проникался сочувствием к своему персонажу. Во втором томе Дон Кихот постепенно «прозревает» и начинает видеть жизнь такой, какой она есть в действительности. Он уже сам подшучивает на окружающими, по привычке продолжающими считать его сумасшедшим, которым он уже намеренно прикидывается.

В финале романа Дон Кихот, перенеся заболевание «горячкой», начинает критически относиться к своим прошлым фантазиям. Перед смертью он полностью отрекается от своих «рыцарских подвигов» и признаёт, что вёл себя как безумец, а не как здоровый человек: «Разум мой прояснился, теперь он уже свободен от густого мрака невежества, в которое его погрузило злополучное и постоянное чтение мерзких рыцарских романов. Теперь я вижу всю их вздорность и лживость, и единственно, что меня огорчает, - это что отрезвление настало слишком поздно… Я был сумасшедшим, а теперь я здоров, я был Дон Кихотом Ламанчским, а ныне, повторяю, я – Алонсо Кихано Добрый».

Можно ли предположить, что у Рыцаря Печального Образа наступила «предсмертная ремиссия»? Но в связи с каким психическим расстройством? О возможности подобных «предсмертных ремиссиях» при шизофрении писал немецкий психиатр В. Майер-Гросс в отношении некоторых форм шизофрении.

Вернёмся к первоначальным рассуждениям: поведение Дон Кихота напоминало поступки больных людей, находящихся в состоянии галлюцинаторно-бредового психоза. Но вряд ли такие термины могли приходить в голову Сервантесу. Он всего лишь хотел показать своего героя глупым и нелепым, чтобы высмеять уходивший в прошлое рыцарский век. Но оказалось, что созданный образ соответствует психическому расстройству, при котором нарушения психики (бредоподобные фантазии и галлюцинации) сочетаются с сохранным интеллектом и полученным багажом знаний. Такое возможно только при шизотипическом расстройстве личности - заболевании, близком к шизофрении.

[Основные признаки этого заболевания: а) чудаковатое, эксцентричное поведение и внешний вид; б) взгляд на реальность, определяющий странности в поведении, не соответствующие культуральным нормам; в) иллюзорное восприятие, дереализация и деперсонализация; г) эпизодические психотические проявления галлюцинаторного и бредоподобного характера]

Таким образом, неадекватное и смешное поведение Дон Кихота – разумеется, весьма условно – можно трактовать как длительный приступ шизотипического расстройства личности.
***

Опубликовано на сайте журнала "Наша психология"


Рецензии
«Что предпочесть? Радость безумия, или тупость здравого смысла?»
В этой флазе и есть весь Дон Кихот.
Очень нравятся Ваши патографические очерки. Читаю с удовольствием.

Александр Брич   18.05.2020 16:12     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Александр. Я не избалован отзывами и рецензиями. Рад, что Вам мои тексты нравятся.

Александр Шувалов   18.05.2020 17:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.