О власти Глава 3 Какая система власти нужна РФ Ред

В какой системе власти нуждается Россия?

Какая система власти подходит для России?

Благородный муж заботится об общих, а не партийных интересах, а низкий, наоборот, заботится  о партийных, а не общих интересах.

Изречение великого китайского мудреца Конфуция, жившего в 551-479 годах до н.э.
Благородный муж – достойный, уважаемый человек, занимающий высокое положение в обществе.

Поскольку в те времена партии не существовали, по всей вероятности, Конфуций под партиями подразумевал элиты, кланы или сословия. В России также существуют элиты,  сословия и кланы, приближённые к власти на разных уровнях и территориях, которые нередко по решениям, попустительстве или бездействии власти пользуются необоснованными привилегиями.

В предыдущих главах о власти в России я указывал, что не являюсь дипломированным специалистом по государственному устройству. Однако, мне не безразлично состояние страны: застойные явления в экономике, отставание во внедрении высоких технологий в гражданских отраслях промышленности, казнокрадство и коррупция, сильное социальное расслоение – немыслимое богатство меньшинства и бедность значительной части населения богатейшего в мире по природным ресурсам государства. И основная доля ответственности ложится на органы власти. Я не вхожу ни в какую политическую партию и движение, не участвую в политических акциях, а высказываемые соображения отражают моё личное мнение.

Чтобы попытаться сформулировать ответ на очень непростой вопрос заголовка, необходимо уточнить, какие формы организации государственной власти существуют в странах мира. Я подробно рассматривал этот вопрос в предыдущей главе, но, поскольку некоторые читатели этой главы с ними не знакомились, вкратце повторю основные положения.

 Формы власти включают в себя форму правления, территориальное устройство и политический режим.

Форма правления - это способ организации высших государственных органов власти, их структура и организация разделения функций между ветвями между ними. Существуют две формы правления: монархия и республика.

Территориальное устройство определяет внутреннюю структуру страны, составляющие её части и взаимоотношения между ними и центром, и может быть построено по унитарному или федеративному типу.

Политический режим правления – это совокупность методов и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть: демократический, авторитарный, тоталитарный, деспотический, теократический режимы.

В настоящее время в мире насчитывается 251 страна. Подавляющему большинству из них присуща одна из перечисленных форм организации государственной власти. По всей видимости, существует некоторое количество малых государств, организация власти в которых не укладываются в перечисленные, но они не представляют для нас интереса.

Переходим к самому главному исходному моменту. Наша страна с её тысячелетней историей является самой уникальной в мире, в которой, по моему мнению, затруднительно, а может быть и невозможно использовать традиционные решения по организации власти без опасности её разрушения.

В чём же заключается уникальность России?  Разумеется, в её огромных размерах и природных богатствах, сложном территориальном устройстве, многонациональном составе населения. Площадь России превышает 117 миллионов квадратных километров, в состав страны входит 85 разных субъектов: 22 национальные республики, 9 краёв, 46 областей, 3 города федерального значения, одна автономная область и один автономный округ. В стране с численностью населения в 146,8 миллионов человек, согласно переписи 2010 года, проживают граждане 194 национальностей, в том числе русские – 115 млн чел., татары – 5,5 млн. чел., украинцы – 2,9 млн. чел., башкиры – 1,67 млн. чел., чуваши – 1, 63 млн. чел. Численность граждан каждой из остальных национальностей – от 1 чел. до 1%.

Проблема власти в нашей стране в разной степени существовала в течение многих лет. Не будем касаться дореволюционных периодов, в которых было немало драматических и трагических событий, которые влияли не только на судьбы правящих кругов, но и ставили под угрозу само существования России, как независимого государства.

После февральской революции были созданы предпосылки внедрения аналога западных демократий. Однако, разброд и междоусобная борьба среди влиятельных элит и партий, продолжение войны с Германией, тяжёлое положение в экономике страны позволили большевикам в октябре 1917 года революционным путём взять власть.
По моему мнению, самой важной проблемой во все времена в истории России была процедура законной передачи высшей власти от предшествующей к новому правящему клану. Её сбои крайне болезненно сказывались на развитии страны.
В советский период эта проблема решалась узким кругом лиц, входивших в высшие органы правящей партии, вследствие чего граждане страны были практически отстранены от участия в этом процессе. Однако в этот период руководители, входившие в правящие структуры, в процессе продвижения по карьерной лестнице приобретали серьёзный опыт руководящей государственной или партийной работы, при этом каждый партийный руководитель обычно занимался и организацией хозяйственной деятельности. Отрасли промышленности и сельского хозяйства как правило, возглавляли талантливые специалисты. Вспомним А.И.Микояна, А.Н.Косыгина, В.В.Бахирева и других. Во главе Академии наук и её институтов стояли крупные учёные с мировым именем. Не случайно в советское время страна динамично развивалась, были получены выдающиеся достижения в науке, искусстве, развитии экономики.

Вместе с тем, кулуарная система управления и передачи власти порождала застойные явления в экономике, политической жизни страны и привела к ухудшению материального положения граждан, разочарованию народных масс. Приход к власти слабого, велеречивого лидера Михаила Горбачёва, предательская политика ряда высокопоставленных руководителей из его окружения, захват центральных средств массовой информации сторонниками западной модели управления привели к сильному ослаблению власти и нестабильности в стране. В результате власть перешла к амбициозному Борису Ельцину и либеральной оппозиции, которые антиконституционным путём развалили СССР.  Далее начался грабёж национального достояния внутри страны, сдача позиций на международной арене, потеря обороноспособности государства. Возникла реальная угроза распада теперь уже России. Потребовались решительные действия, чтобы остановить этот процесс, которые были осуществлены после ухода Ельцина.

В большинстве западных стран, у кого раньше, у кого позже к этому времени были созданы и апробированы конституции, в которых жёстко прописывались правила, на основании которых формировались высшие органы власти, состоящие из независимых законодательных, судебных и исполнительных органов.  Важное значение имело функционирование политических партий с многолетним опытом работы.  Формирование высших органов власти производилось по результатам выборов, при этом партия или блок партий, получившие большинство голосов, получали мандат на управление страной на период до следующих выборов. В большинстве случаев победа той или иной партии не вызывала потрясений в государстве. Правящая команда по результатам своей деятельности или продолжала руководить страной или передавала власть другой победившей партии. Этим достигается конкуренция властных структур, развитие и стабильность страны.
 
Так что же? Какая система власти нам нужна?

1. Рассмотрим сначала форму правления: монархия или республика. Монархия – устаревшая форма правления, постепенно уходящая из употребления.   Даже там, где она сохранилась, суверены, например, Елизавета Вторая, практически лишены реальной власти. Исключение составляют некоторые арабские страны, например, Саудовская Аравия, Оман, в которых власть главы не ограничена. Впрочем, при некоторых режимах правления власти лидера позавидует иной король. Значит, выбираем республиканскую форму правления.

2. Территориальное устройство.  Унитарное государство или федерация. Здесь выбор ещё проще. При наших размерах, многонациональном составе населения Россия может быть только федеративным государством, иначе спокойствия в стране не достигнуть.

3. Приступаем к самому сложному вопросу - режим правления: демократический, авторитарный, тоталитарный, деспотический, теократический. Все они присутствуют в мире.  Особенности каждого из них отражены в главе 1 цикла статей о власти в России: «Системы власти в мире». Я думаю, что для большинства граждан России выбор сужается до двух первых: демократический или авторитарный.

Однако, моё мнение таково, что для России не подходит западная модель государственного устройства и демократических институтов, если мы хотим сохранить страну в существующих границах. Печальный пример развала СССР именно по причине попытки внедрить в наших условиях западные модели показали всю опасность уже для России подобных экспериментов. К настоящему моменту распались не только ранее существовавшие могущественные многонациональные империи, в том числе Британская Империя, Австро-Венгрия, но и небольшие государства, населённые даже близкими нациями: Югославия, Чехословакия и другие. Некоторые государства распались по религиозным противоречиям: Индия мирным путём была разделена англичанами на два государства, затем от мусульманского Пакистана через кровопролитную войну отделилась Бангладеш, разделился после многолетней жестокой междоусобной войны на два государства Судан. А последние потрясения, связанные с попытками отделения Шотландии от Великобритании и Каталонии от Испании ярко подтверждают опасность далеко не мирного распада России при ослаблении сильной централизованной власти.

 Такая реальная опасность существовала и после февральской революции 1917 года, и только благодаря Октябрьской революции удалось сохранить почти в неизменных границах Российскую империю, за исключением Польши и Финляндии. Зато в 1945 году в состав СССР, а значит и России, вошли Калининградская область, Южный Сахалин и Курилы.

Авторитарный режим правления с жёсткой вертикалью власти создаёт больше гарантий сохранения России, как самостоятельного государства в существующих границах. В течение многих веков Россия с её необъятными просторами и природными богатствами являлась объектом алчных устремлений могущественных государств. Драматический распад СССР создал для его народов, в том числе и русских, оказавшихся за рубежом, множество трудных проблем, которые не закончились и поныне. Не допустить повторения подобных катастроф может только государство, имеющее сильную государственную власть, надёжную оборону, динамично развивающуюся экономику, в  котором обеспечена социальная справедливость, благосостояние граждан.

Так что же? Выбираем авторитарный режим?  Не совсем так. При авторитарном режиме слишком много власти сосредотачивается у лидера, а он не всегда правильно распоряжается ею, неизбежны ошибки и просчёты в разных сферах, что наносит значительный ущерб государственным интересам. Некоторые из них рассмотрены в главе 6 цикла статей «О власти в России».  По моему мнению, необходим симбиоз авторитарного и демократического режимов правления, где власть лидера была бы ограничена разумными пределами за счёт усиления самостоятельности законодательной и судебной властей, учёта мнений конструктивной оппозиции. Стабильность и развитие государства не должны полностью зависеть от единственного конкретного лица.

 Как вариант, может быть создание Государственного Совета в узком составе при президенте, только не под руководством таких неподходящих лиц, как например, Медведев, с широкими полномочиями, вплоть до права отмены спорных решений, или вместо президентской формы правления наделить властными функциями этот Совет во главе с председателем, где его решения принимались бы коллегиально. Необходимы также создание и отработка   такой выборной конституционной системы передачи власти, которая базировалась бы на свободном волеизъявлении избирателей, а не определялась административным ресурсом. От того, удастся ли этого достичь, зависит будущее развитие России, возможность существенного повышения благосостояния народа. К сожалению, в России ощущается большой дефицит авторитетных лидеров, пользующихся доверием граждан, причём  не только среди государственных деятелей, но и среди партийных вождей, что очень затрудняет возможность выбора лидера среди нескольких достойных кандидатов.

Нынешняя система власти препятствует появлению таких лидеров, а высшие лица в  законодательных и судебных структурах власти, призванных по Конституции  создавать баланс ветвей власти, поставили себя в подчинённое положение по отношению к исполнительной власти. Во многих случаях они автоматически одобряют любые её предложения, что создаёт опасность принятия ошибочных решений, наносящих ущерб долгосрочным интересам  страны в международном и внутреннем плане, а также жизненным интересам  её граждан.
 
Вместе с тем, нельзя допускать и ослабления системы власти, которое неминуемо приведёт к внутренним межнациональным конфликтам, чреватым большими бедами для страны и её граждан.
 
Надо найти правильное, взвешенное решение, оно необходимо в целях обеспечения стабильности в стране и её успешного динамичного развития.
           Продолжение Глава 4 Главные внешние угрозы для РФ
  http://proza.ru/2018/09/23/4


Рецензии
Александр, согласен с вами, что нужна такая система власти, которая сохраняет страну. Вернее правильная власть должна выполнят две главные функции:
1. Сохранять территориальную целостность страны или приумножать ее.
2. Сохранять и приумножать свой народ.
Если власть не выполняет эти два пункта, то такая власть не нужна.
После 1917 года власть не смогла выполнить ни первый, ни второй пункт.

Александр Туранский   26.04.2020 10:53     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение и отклик. Однако, смею отметить, что вплоть до 1991 года территория страны увеличилась за счёт Калининградской области, Курил, Южного Сахалина.

Александр Смирнов 83   26.04.2020 12:50   Заявить о нарушении
Все это так. Но все же СССР за все свои 74 года так и не смог достичь размеров Российской Империи.
Я, в свое время, не поленился и все подсчитал. У меня получилось следующее:
В 1917 году мы навсегда потеряли территории:
-Финляндию, территория которой составляет 338,424 тыс.кв.км.
-Царство Польское, территория которой составляет 127 тыс.кв.км.
-Карсская область (передана Турции), площадью 18, 930 тыс.кв.км
-Ардаганский округ (передан Турции), площадью 3,907 тыс. кв.км
-Сурмалинский уезд (передан Турции), площадью 3,693 тыс.кв.км.
Итого: 491, 954 тыс. кв.км
В ходе ВОВ приобрели территории:
Южного Сахалина, площадью 36,090 тыс. кв.км.,
-Курильских островов, площадью 10,5 тыс. кв.км.,
-Калининградской области (Восточной Пруссии), площадью 15,1 тыс. кв.км.
-Черновицкой области (Северной Буковины), площадью 8,097 тыс. кв.км,
-Ивано-Франковской области (в составе Галиции), площадью 13,928 тыс.кв.км,
-Львовской области (в составе Галиции), площадью 21,833 тыс.кв.км.,
-Тернопольской области (в составе Галиции), площадью 13,823 тыс. кв.км
-Закарпатской области (Закарпатье), площадью 12, 777 тыс.кв.км,
Итого: 132,148 тыс. кв. км
Таким образом Российская Империя была больше СССР на 359,8 тыс. кв км.
Некоторые полагают, что СССР все же был больше, чем Российская Империя, называя такие цифры: площадь СССР - 22 402 200 кв. км, а площадь РИ - 21 799 825 кв. км. Но это из-за того, что в РИ площадь страны считали без учета площади поверхности внутренних водоемов, а в СССР этого не делали. К тому же, таких точных карт, как сейчас, в 1913 году еще не было, так как не было аэро и космической фотосъемки. Отсюда такое разночтение.

Александр Туранский   26.04.2020 13:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.