Механизмы культурной эволюции человека

                Введение.

           В моей  новой  книге предпринята попытка реконструкции исторического пути, следуя которому вид приматов Homo sapiens создал цивилизацию. Путь культурной эволюции превратил вид, не обладавший какими либо значимыми морфологическими преимуществами, в доминирующий вид на планете Земля.
          Это стало возможным потому, что завершающая  стадия эволюции   Homo sapiens происходила не как эволюция большинства видов, за счет создания для себя некоторых морфологических преимуществ (быстрых ног или острых клыков), а за счет модификации поведения, которая стала возможной при некоторой структуре мозга появившейся у наших предков. Эволюция мозга обеспечила, в конечном счете, большие преимущества вида при выживании и размножении, чем  быстрые  ноги  или  острые  клыки.

               Огорчая некоторых, я всё же должен заявить, что человек не является божественным созданием, и даже не произошел от обезьяны, он и есть продвинутая обезьяна, примат, поведение которого регулируется не только системой связанной с генетикой, а также второй системой поверх генетической, системой основанной на структурах мозга, системой функциональной. Она сформирована функциональными регуляторами мозга МЭМами, которые определяют ментальность человека и часто являются факторами, сдерживающими инстинктивное (генетическое) поведение. Но это сдерживание наблюдается не во всех случаях, не у всех индивидуумов и не всегда. Поэтому приходится смотреть на человека с двух точек зрения, чтобы лучше его понять - с социокультурной точки зрения и биологической.

            Чтобы уяснить влияние на поведение человека генетической и социокультурной систем представим шофера на автомобиле определённой марки. Куда ехать, каким путем, с какой скоростью определяет сам водитель. Но скорость уже ограничивается техническими данными машины, а расход топлива зависит от конструкции машины. Да водитель тоже может на него немного влиять, применяя определённые приёмы вождения.
             Генетического детерминизма не существует в большинстве случаев, но желания и воли недостаточно, чтобы решить некоторые сложные задачи. Нужен талант, который является врожденным  (заданный  генетикой) потенциалом человека. Мозг, разум и талант это различающиеся субстанции. Разум и талант, если они есть, проявляются у человека в социумах.
            Человеческие социумы это популяции, подверженные естественному отбору, способные к наследованию приобретённых культурных достижений. Заметим, что человек на необитаемом острове не может культурно эволюционировать. Эволюционировать могут только социумы, как в  биологии эволюционируют популяции, а не индивидуумы.
               Эволюция социального поведения, как любая эволюция живого, есть следствие определённых механизмов наследования, а значит, требует наличия репликаторов, способных эти механизмы реализовать.
Поскольку гены, служащие репликаторами всей биологической эволюции, не могут фиксировать приобретённые в течение жизни полезные изменения (это постулат генетики), то приходится признать, что наблюдаемая культурная эволюция человека, видимо, происходит с помощью других репликаторов (не генов) и другого механизма наследования.
            Необходимо упомянуть, что никакой эволюции культуры самой по себе нет. Культура неживая, и эволюционировать не может. Выцветание красок со временем на картине художника нельзя назвать эволюцией.
           Имеет смысл только выражение «культурная эволюция человека». Нам еще предстоит дать в  книге определение культуры, так как такого определения (адекватного) никто пока не предложил. Но эволюция человека, в том числе и культурная,  должна иметь 3 атрибута, присущие биологической эволюции любых живых объектов. Для биологической эволюции это  - изменчивость вида, отбор и наследование.

             Живая природа развивалась преимущественно путем дарвиновского естественного отбора, а наш вид возник благодаря генетическим комбинациям и в силу экологической необходимости, а не по воле Бога. Руку Бога можно при большом желании усмотреть там, куда ещё не проникло внимание естествоиспытателя. Сколько бы мы ни пытались приукрашивать столь мрачное для верующих заключение метафорами и образами, оно остается наследием последнего столетия научных исследований.

             Традиционные религии, как и другие человеческие институты, развивались с тем, чтобы упрочить жизнестойкость и влияние своих последователей. Религии, основанные на философских принципах, заряжаются целью коллективного самовозвеличивания. Поэтому их следует считать утопиями.

              В книге впервые сформулировано обобщенное понятие культуры, предложены механизмы культурной эволюции человека, где репликаторами являются МЭМы, совокупность которых фенотипически проявляется как ментальность, создающая психологический портрет человека, определяющая способ его мышления и, в конечном счете, определяющая его поведение в конкретных условиях. Иными словами, ментальность рассматривается как фенотип всего комплекса МЭМов человека.

             Такой подход к культурной эволюции позволяет строить некоторые модели поведения локальных социумов, осторожно применяя схемы популяционной генетики.
            Социология изучает поведение людей в больших и малых социумах. Делается это чисто эмпирически. Никакой основы кроме философских домыслов в основу этой важной для практики науки не положено. Основатели науку эту начали разрабатывать с чистого листа, не учитывая, что Homo sapiens один из видов приматов, проходящий стадию культурной эволюции.

              Так как философы проникли в эту науку, то они поднимают наивные, малосодержательные вопросы: «Способны ли люди управлять условиями собственной жизни или их действия являются следствием воздействия внешних социальных сил? Является ли общество продуктом человеческих действий?».

                Влияние на поведение человека генов, воспитания, образования и социальной среды по-разному рассматривается разными школами социологов. А ведь однозначные ответы на эти вопросы могут быть предложены социобиологией. Именно она должна стать основой социологии, чтобы заполнить пустыню между биологией и социологией.
               Человеческие  общества (социумы)  это  только  биологические  объекты,  которые  развиваются   во  времени  под   влиянием    отбора,   как  все  другие  виды  живой природы,  а  наследование  является  неотъемлемой  частью  этого  развития.  Человек    и  социумы,  являются    частью  биологической  эволюции,   которая  утверждает,    что  все  живые  объекты  в  природе  произошли  из  одного  первоначального  живого  объекта.
                Даже    папа  Иоанн Павел II объявил      в   обращении к католической церкви  о согласии Ватикана перевести эволюционное учение Дарвина из разряда гипотез в ранг научной теории.  В своем выступлении папа признал приемлемым верить в то, что тело человека – результат  эволюции.
             Идею  эволюции  нельзя  считать  только  одной  из  гипотез объясняющей  мироустройство,  как  проповедуют  упертые  креационисты.   Это  единственная  разумная  теория,  позволяющая  объединить,  имеющиеся  сведения  о  жизни  разных  существ  в  разные  времена.
                Если   вы  признаёте  эти  очевидные  утверждения,  то     обсуждать    повороты  эволюционного  пути  социумов  следует   с  учетом  эволюционной  теории,     а  не   философских  и   морально - этических  представлений,  потому   что  они  разные   у  разных  людей  или  групп.     Выводы,   в  результате  обсуждения,  будут  разными  исследователями  сделаны  разные.
                В  науке   выводы,  сделанные  учеными   на  основании  предъявленного  опыта  должны  быть  одинаковыми.   Если   какая -  то  научная  теория  не  позволяет  делать  однозначные  выводы,  то  теория  считается  неудовлетворительной.
                Например,  если  рассматриваются  некоторые  вопросы   внутриклеточного  развития,  то   выводы  американских  и  российских   ученых  будут  находиться  в  согласии,  но  если  рассматриваются  вопросы,  относящиеся  к  социальному  развитию,  т.е.  развитию  с  участием  множества   многоклеточных  организмов  вида  Homo sapiens,  то  согласия,  как  правило,  нет.   
                Некоторые  скажут,  что  тут  всё  зависит  от  точки   зрения.  Да,  это  правильно.  Но  в  науке  не  должно  быть  разных  точек  зрения  на   какое  то  явление.  Разногласия  преодолеваются  в  результате  общения     выработкой   единого  подхода.               
                Если   использовать  для  рассуждений   о   судьбе  государств,   их  совместного  существования   на  планете  инструментарий,  из   арсенала  биологии,  то  согласия  достичь  будет  легче.  Это  не  означает  призыва,   приравнять  человека  к  животным,  но  напоминает,   что     все  живые  организмы строятся  с    использованием  одного  и  того  же  универсального  генетического  кода,   все     имеют  клеточное  строение  и  у  каждой    клетки  имеется  ядро  с  набором  генетического  материала  в  нём.
                В  то  же  время  нельзя  не  отметить  разницу  в  поведении  человека  и  других  видов,    но  она  вызвана  не  прямохождением  человека  или  его  способностью  много  трудится.
                Она   вызвана   наличием  дополнительной  системы  регулирования  поведением,  использующей  свойства  мозга.  Механизмы  культурной  эволюции  человека,  сделали   его,   не  обладающего   какими  либо   выдающимися   морфологическими  признаками,   доминирующим  видом  на  планете,  позволили  создать  цивилизацию.
                Зачем  же  нужно  писать  книжку,  популяризирующую  биологический  инструментарий  для  рассмотрения  социальных  проблем  общества? 
Дело  в  том,  что   сейчас  проблемы  общества  рассматриваются  с    позиции  философии,  гуманитарных  представлений  и  прочее.  Такой   подход  выработан  в  ходе  долгого  эволюционного  развития  и  это,   как  будто,  указывает  на  обоснованность  его  применения.  Но  это  не  так.   
                Традиции  являются  важным  элементом механизмов  наследования  в  культурной  эволюции  человека,  но  они  не  могут  быть  основой  современных  научных  представлений.  Ушло  время,  когда  И.Ньютон    свою  великую  книгу  с  изложением  механики  назвал   «Математические начала натуральной философии» (1684—1686).  Такое  название  это  традиция  глубокой  старины.
                Никакой  философии  в  его  книге  уже  нет.   Ньютон  соединил  отдельные  сведения  о  механических  явлениях,  частично  выявленных до  него («Я   стоял  на  плечах  гигантов»  писал  Ньютон)  в  одну  цельную  теорию,  скреплённую  не  философским  языком,  а  математическим. 
                Далее  множество  естествоиспытателей  последовали  по  этому  пути,  отказываясь  от  философских  вербальных  описаний  действительности.  Однако  через  200  лет  после  Ньютона  два «мудреца»  опубликовали  «Манифест» призывающий,  на  основе  некоторых  их   философских  представлений,  взяться  за  модернизацию  социальных  отношений  в  человеческом  обществе.    Их  философские  представления  ничего  общего  не  имели  с  биологическими  понятиями.  Они  считали,   что  человеческие  общества  напоминают  пластилин,  из  которого  можно  лепить  что  угодно.  Это  представление  о  возможности   конструировать   социальные  отношения  согласно   желанию   элиты  сохранилось  в  России  до  наших  дней.  В   книге  показано,   что   есть  большая  разница   в   биологическом  и  инженерном  проектировании.
 
                В  биологическом  конструировании  нет  никаких  чертежей   и  эскизов  конечного  результата.  Создаются  структуры,  но  никто  не  знает   конечного  результата.  Структуры  являются  живыми  с  момента  появления  и  остаются  таковыми  во  время  онтогенеза.  Ответственность за биологическое конструирование лежит на всех его участниках, а не на руководителе, как в случае реализации инженерных проектов.
                Процесс создания тела человека контролируется не какими-то отдельно взятыми частями эмбриона, а системой в целом.  Живая  система  всё  время  должна  оставаться  живой,  без  выключений  на  ремонт  или  реконструкцию.  Системы  многоклеточного  организма  имеют  определённую  автономию,  не  управляются  из  единого  центра.
                Государства  и  отдельные  социумы,  состоящие   из  живых  людей,  сами  являются  живыми  организмами  со  своими  потребностями  и  возможностями.    Социальная  жизнь  связана  множеством  последовательных  цепочек,  и   разрывы  в  некоторых  из  них  приводят   к    разрушению  системы,  такому   которое  происходит  при  легком  касании     карточного  домика,   после  чего  происходит  последовательное разрушение  конструкции.
                Однако   управляющие  элиты,  как  и  оппозиционные  к  ним  силы,  предлагают  решения    якобы  для  пользы  социума,  по  замене  отдельных  кирпичиков  строения  на  другие,  полагая   что  социальные  системы  таким  образом  можно  перестраивать. Теория   пластилина.   Но  так  как  системы  живые,   то  даже  хорошие  стремления  реформаторов  могут  привести  к   нежелательному  результату. 
                Конкретные  примеры   подобного   необоснованного  поведения  рассмотрены  в  последних  главах.


Рецензии
Да, человеческая плоть прошла эволюционную шлифовку в животном мире в качестве животного Homo sapiens. До сих пор подчиняется законам биологии и в случае чего человек бежит в больницу. Что есть, то есть. Но если «капнуть глубже», то можно обнаружить, что тело человека - это конструкция, состоящая из атомов и молекул, которое подчиняется законам физики. Так почему бы вам не остановиться на том, чтоб человека называть «физическим телом». Это вполне корректно. Кстати, Стивен Хокинг на полном серьёзе считал, что для описания человека, и даже человеческого общества вполне достаточно уравнений физики.
По-видимому, вам не понравится такое предложение. Но чем лучше ваше утверждение, что человек – это вид приматов. А абракадабра в виде «…вид приматов Homo sapiens создал цивилизацию» не поддаётся никакой логике. «Планета обезьян», не меньше. По-видимому, вы не сильны в систематике. А систематизировать объект исследования – это уже половина его познания.
Признаком принадлежности любого объекта к тому или иному виду материи является его эволюционная ниша. То есть та среда, в которой происходит его воспроизводство. Если вы «топите» за обезьяну, то укажите экологическую нишу, в которой воспроизводится сей вид. В каких лесах и ландшафтах обитает, в какую трофическую цепочку входит. Что-то мне подсказывает, что вам не удастся найти экологическую нишу сего примата. Да, она была. Когда-то. 13 тысяч лет назад. Но теперь место человека определяется его экономической нишей. В ней он кормится, и экономическим законам подчиняется. И вы, надо полагать, тоже им подчиняетесь, коль скоро промышляете писательством. Это не в укор, а в подтверждение моего предположения, что в лесу, вас если и найти, то только на пикнике.

Алексей Кимяев   14.02.2021 18:45     Заявить о нарушении
Вместо рецензии вы используете место для публикации собственного бреда. Это неправильно. У вас есть свой аккаунт, так там и публикуйте свои взгляды.

Виктор Ефременко   14.02.2021 23:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.