3. Об астрологии как науке

     Известно, что любая теория научна в той мере, в какой она соответствует критериям научного знания, а это системность, рациональность, объективность и проверяемость на практике.
     Мы знаем, что астрология:
     - упорядочена в форме теории и развёрнутого теоретического понятия, т. е. системна;
     - в своих теоретических построениях опирается на доводы разума и рассудка, т. е. рациональна;
     - исследует природные явления таковыми, каковы они есть, т. е. объективна;
     - проверяема на практике.
     Это значит, что она вполне отвечает всем критериям научного знания и, следовательно, может считаться наукой. Иначе говоря, классическая астрология представляет собой теорию, с помощью которой и сегодня можно проводить объективные исследования природных явлений, описывать их, изучать их сущность, выявлять свойственные им закономерности, а также достоверно прогнозировать их дальнейшее развитие. То есть главными функциями астрологии, как и любой другой науки, является изучение, описание, объяснение и предсказание процессов и явлений природы, которые составляют предмет её исследований.
     Никто не станет отрицать, что геометрия, описанная Евклидом, научна и в наши дни, несмотря на появившиеся новые виды геометрии. Та же гуморальная медицина, практически применявшаяся вплоть до XIX века, тоже является научной и умеет и сегодня прекрасно лечить многие болезни. Причина тому проста: базисом их теорий является систематизированный и обобщённый опыт наблюдения над фактами, а не досужие вымыслы. Пройдут столетия, и наши потомки будут свысока смотреть на современную физику и медицину, как на устаревшие формы научного знания. Но такова суровая диалектика познания.
     Сравнительный анализ астрономических фактов и метеорологических феноменов, а это было крайне необходимо для земледельческих культур, привёл к пониманию наличия определённой взаимосвязи между расположением небесных тел и погодными явлениями. За столетия, а может и тысячелетия систематических наблюдений было установлено, что по положению светил и планет можно с той или иной степенью достоверности прогнозировать погоду, а, следовательно, и её влияние на урожай. Это свидетельствует о том, что на протяжении очень долгого времени существовали устойчивые институты (государственные или религиозные), которые обеспечивали непрерывное наблюдение за небесными объектами и метеорологической обстановкой на громадной территории, расположенной в средних широтах Северного полушария и простирающейся по долготе на тысячи километров.
     Важную роль в становлении астрономической модели сыграли мореплаватели и путешественники. Как правило, это были купцы, налаживающие торговые связи между городами и государствами, но были среди них и исследователи, подобные Геродоту и Питфею. Путешествия, особенно морские, требовали точной ориентации по сторонам света, и первым компасом для мореплавателей служили небеса. Отмечу, что ориентирование по звёздам и Солнцу практикуется в навигации и поныне.
     Навигаторы составляли подробные карты звёздного неба, отмечая склонение важнейшей небесной точки отсчёта в Северном полушарии — Полярной звезды в зависимости от приближения к экваториальным или полярным областям, и не исключено, что именно мореплаватели, впервые попавшие в Южное полушарие Земли, пришли к мысли о её шарообразности.
     Существенный вклад в развитие геоцентрической модели мира и теории шарообразной Земли внесли систематические наблюдения затмений Солнца и Луны, которые возможны только при условии, что они одновременно проводятся в удалённых друг от друга на значительные расстояния точках Земли. При этом крайне важно было получать астрономические сведения и из тех районов, где в этот момент времени затмения не наблюдались.
     Кроме того, наблюдатели должны были иметь возможность поделиться своими данными с другими наблюдателями, и данные эти требовалось излагать общими для них терминами, обозначать общими координатами и вписывать в общую для них астрономическую модель. Иначе говоря, для создания столь сложной модели Космоса, как геоцентрическая система, позволяющей делать точные расчёты движения космических тел относительно Земли и отдельных её областей, необходимым условием является существование целой сети астрономических обсерваторий с единым центром обработки полученной информации. При этом данная сеть должна охватывать территории, удалённые друг от друга по долготе и широте на тысячи километров. Однако ни Древний Вавилон, ни Древний Египет не отвечают этим условиям, разве что в какой-то период времени они были объединены общим религиозным культом, служители которого вели астрономические наблюдения и систематизировали их. Но это пока не подтверждено исторически.
     Если принять во внимание расшифровку Ачинского жезла (его возраст определён в 18 тысяч лет), на котором изображён солнечно-лунный календарь, можно сказать, что комплексные астрономические представления существовали уже в верхнем палеолите. К сожалению, знания об уровне развития цивилизаций того времени у современной науки весьма смутные и противоречивые: с одной стороны, древний человек делает примитивные орудия из камня, с другой — систематизирует астрономические наблюдения. Ну это всё равно, как если бы амазонский дикарь, сидя у костра, выводил геометрические теоремы.
     Мегалитические сооружения Азии, Европы, Африки и Америки и храмовые комплексы, подобные Гёбекли-Тепе, ориентировочно датируемые X – XIV тысячелетиями до Р. Х., возведение которых немыслимо без знания основ геометрии (а геометрия как наука родилась из астрономии) и использования математических расчётов и регламентированных единиц измерения, свидетельствуют о высокой степени цивилизованности их строителей.
     Мы плохо знаем древнейшую историю Земли. Мегалитические постройки и астрономические артефакты, подобные Ачинскому жезлу, Небесному диску из Небры, Дендерскому Зодиаку и проч., пока ещё недостаточно осмысленны. Об их датировках, подлинности и предназначении можно спорить, однако необходимо признать, что такого рода предметы предполагают не только развитую науку: геометрию, астрономию, математику, механику, физику и химию материалов, но и весьма значительные достижения в области технологий, наличие промышленности, способной изготовить необходимое количество самых разнообразных инструментов, развитую логистику и высокую культуру организационных работ. Всё это возможно при непременном условии: существовании на протяжении тысячелетий устойчивой государственной структуры (или квазигосударственной, как жреческие институты), ибо только в рамках единого государства можно достичь такого успеха в развитии наук и технологий. Россказни же про то, как полудикие племена собрались и построили с помощью деревянных киянок и медных зубил пирамиду или высекли в скале город, давно не выдерживают никакой критики. Даже набивший оскомину аргумент «100 тысяч рабов за 20 лет» давно уже не выглядит убедительным. То же можно сказать и о дикарях, выцарапывающих кремнём на кости мамонта солнечно-лунный календарь.
     На мой взгляд, всё это позволяет предположить, что ещё задолго до шумеров и египтян в средних широтах Евразии на протяжении нескольких тысячелетий существовало некое государственное образование, охватывающее громадные по географической долготе территории, возможно, от Гибралтара до Индии. И именно в этот период времени (XVIII – X тыс. до Р. Х.) проводились и были научно систематизированы астрономические наблюдения и построена первая геоцентрическая модель мира, заложен фундамент геометрии, математики, астрологии, метеорологии, географии, физики, философии и других наук.
     Особо следует отметить в астрономических исследованиях ведущую роль представителей религиозных культов, потому как именно с помощью астрономических расчётов жрецы, хранившие и развивавшие научное знание на протяжении тысячелетий, определяли время культовых праздников, мистерий и жертвоприношений. Даже сегодня в иудаизме и исламе, живущих по лунному календарю, с помощью астрономии вычисляются религиозные праздники и посты, а в христианстве — Пасхальный цикл.
     Позвольте, скажет возмущённый читатель, а как же Библия, где сказано, что некие сыны Божии спустились на землю и вступили в брачные союзы с дочерями человеческими и породили исполинов (Б., гл. 6, 2)? Или древняя Книга Еноха, описывающая грехопадение ангелов — сынов неба, спустившихся во дни Иареда на вершину горы Ермон и научивших людей различным искусствам, в том числе и астрологии, как ангел Баракиел (Книга Еноха, гл. 6; 8)? Значит, не было в истории человечества никаких контактов со сверхсуществами,  и всё это выдумки?
     Попробую объяснить и это. Лично я склонен думать, что наши предки, культуру и историю которых мы унаследовали, имели в глубокой древности контакт с некими людьми, превосходящими их знаниями, а, быть может, и способностями. Но были ли эти «сыны Божии» пришельцами из других миров или людьми из других областей Ойкумены — с других континентов или архипелагов, неизвестно. Я, например, полагаю, что это были представители древнейшей доисторической или допотопной культуры, которая исчезла по неизвестной причине — возможно, из-за глобального катаклизма.
     В любом случае, ясно одно: «сыны Божии» принадлежали к человеческому роду, иначе земные женщины не могли бы произвести от них никакого потомства, которое мы знаем под именем исполинов, рефаимов, сынов Енакиевых и т. д., и о которых известно, что, помимо гигантского роста, у некоторых из них наблюдалась разновидность полидактилии — шестипалость конечностей (2 Царств, 21:20).
     Если «сыны неба» были ангелами или нечеловеческими существами с иных планет, как это утверждают отдельные энтузиасты, то я позволю себе усомниться в том, что плотское соединение этих существ с женщинами (Бытие, 6: 1 – 4) могло привести к беременности и рождению детей.


Рецензии
Лео, спорить, практически, не с чем. Ясно, что, чтобы ориентироваться во времени и в пространстве люди смотрели вверх, на небо (не под ноги же им смотреть, думая "и где-это я в океане, лесу, пустыне, да где угодно нахожусь?") и сопоставляли своё месторасположение с расположением светил, а время связывали со сменой дня и ночи, что проще всего было опять же объяснить движением светил. Ясно, что хотелось ориентироваться как можно более точно, поэтому собиралась и систематизировалась информация. Как они так продвинулись до масштабного сбора информации - у меня предположений нет. А спорить/комментировать нечем.

Я пропустила определение астрологии, или оно будет где-то дальше? Вернее Вы пишите, что классическая астрология - это теория, и что астрология - это наука. Теория и наука - это одно и то же? А дальше пишете, что у теории и/или науки есть функции. Мне кажется, что здесь требуется уточнение.

Вызвало неприязнь определение теории данное в начале. Настолько не понравилось, что написала своё, естественно исходя из теории марксизма-ленинизма: Теория - это сформулированное субъективное суждение, основанное на некоторых фактах, представляющихся объективными, правильность которого доказуема через совпадение результатов тестирования теории с её предположениями (или постулатами, как угодно) - примерно так. А что наука? Надо подумать. Множество доказанных теорий по одному и тому же предмету? В отношении сборки и систематизации - вот в школьные годы увлекалась филателией - собирала, изучала, систематизировала..... наука? Ухожу, может быть подумаю и сформулирую позже.

Елена Тумина   10.04.2024 06:16     Заявить о нарушении
Елена, спасибо за отзыв. Определение астрологии будет в главе 5.
Что касается терминологии, то ещё раз хочу напомнить, этот цикл написан упрощённым, не научным языком, что предполагает некую вольность изложения. Поэтому вступать в дискуссию по поводу терминов не вижу особого смысла.
Суть главы заключается в том, что теория астрологии основана не на выдумках шарлатанов, а на строгих астрономических наблюдениях и физических фактах, и представляет собой древнюю форму научного знания.
Теория же, говоря простым языком, это упорядоченная система понятий, представлений и умозаключений, позволяющая объективно объяснять явления, анализировать и прогнозировать их развитие.
Основные критерии научного знания изложены в начале этой главы.

Лео Корсо   10.04.2024 13:26   Заявить о нарушении
Как угодно, маленькое замечание, по поводу "объективности" субъективного взгляда, как бы субъективный взгляд не старался быть объективным, он всё равно будет субъективным. Маленький пример. Начертите квадрат, каждый угол обведите маленькими кружчками и нарисуйте такие же кружочки посередине каждой стороны квадрата, а один кружчек нарисуйте посередине. У Вас получится 9 кружчков. Теперь нарисуйте прямоугольник, в который войдут четыре кружочка - один ценральный и три угловых. Вы получили объективную реальность - 4 кружочка, (кто бы спорил, что они существуют реально - скажем это объективный факт), и строите свою теорию, исходя из поведения этих четырёх кружочков между собой. Вроде объективно, других кружочков и связей Вы не видите, потом кто-то обнаруживает 5-й кружочек или не обнаруживает. То есть, Вы субъективны в определении объективности. Объективность может совпасть с Вашим субъективным взглядом (Вы увидите и опишите взаимосвязи 9-ти кружочков), а может и не совпасть. Вот 365 дней в году, 360 дней подтверждены, а 5 дней - дни богов или как угодно. Искушение сказать, что что-то не учтено в небесной бухгалтерии, или не так посчитано.

Также без фактического подтверждения теория - это гадание. А то, что Теория - это упорядоченная система понятий, представлений и умозаключений мне понравилось.

Елена Тумина   10.04.2024 18:50   Заявить о нарушении
P.S.: В отношении 360:120= 3. Чисто мои личные издержки. Люблю цифры, рассматриваю их постоянно, с разных позиций, чётные-нечётныем почему появились на экране в этом сочетании, кратные- некратные, делятся одни на другие или нет... Меня раньше можно просто было оставить одну, дав мне счётную машинку, и я бы сидела и занималась игрой в цифры. Прочитала у Вас о 360 днях и максимальном возрасте жизни в 120 лет, разделила, вышла на 3 поколения. Ни о чём. просто цифры.

Елена Тумина   10.04.2024 18:57   Заявить о нарушении
Елена, мне не хотелось бы погружаться в тонкости гносеологии, но если говорить кратко, то всякое представление субъекта об объекте является исключительно субъективным. Условно объективным принято считать субъективное представление, когда оно непротиворечиво описывает свойства объекта.

Средняя величина тропического года не 360, а 365,2422 суток. Это астрономический факт.

Возможность прогнозировать различные проявления объектов теории, является лишь одной из функций теории, и не исчерпывается ей.

Лео Корсо   10.04.2024 22:22   Заявить о нарушении
Я в основном согласна с тем, что Вы изложили в Вашем последнем комментарии. Рзговор исчерпал себя.

Елена Тумина   10.04.2024 23:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.