Рождество Иисуса Христа было так...

История рождества встречается в двух Евангелиях — от Матфея и от Луки, и оба эти евангелиста рассказывают ее по-разному.

Почему Лука  не говорит ничего о волхвах и бегстве в Египет? Почему в Евангелии от Матфея нет пастухов и ангелов?

Потому что эти истории дополняют друг-друга.

Перед нами две коробочки фрагментов из которых нужно сложить  необыкновенную мозаику под названием  Рождество. Просто каждый фрагмент должен стоять на правильном месте. Если этого не учитывать, может показаться, что Матфей и Лука рассказывают  совершенно разные истории.

История  рождения Иисуса у Луки начинается с точного определения времени происходящего:  « В те дни вышло от Кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею»    (Лук.2:1-2)

У слова «цезарь» очень интересная эволюция. Первоначально оно было прозвищем римского консула Гая Юлия (того самого Юлия Цезаря) и означало «пышноволосый». В этом прозвище был скрыт определенный сарказм, так как консул был изрядно лысоват и скрывал этот изъян при помощи лаврового венка. Кесарь Август, упоминаемый Лукой, — Октавиан, внучатый племянник Юлия Цезаря. Формально он был первым римским императором. Именно в его правление Иудея была присоединена к Римской империи.

Публий Сульпиций Квириний появлялся на иудейском горизонте дважды: в 4 г. до Р.Х. и в 7 году по Р.Х. Переписей под его руководством было две. Одна — в правление Ирода, другая, после которой произошло восстание Иуды Галилеянина, — в 6 году новой эры.
 
Рождественская история разворачивается на фоне первой переписи. «И пошли все записываться, каждый в свой город, - повествует апостол Лука. - Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна...» (Лук.2:4-6)

По поводу путешествия в Вифлеем было высказано много скептических замечаний: мол, нет необходимости ходить из города в город, когда можно записаться в списки по месту жительства, к тому же беременную на последнем месяце  разумно было бы оставить дома, в Назарете… Спустя две тысячи лет мы можем только предполагать, какими были условия переписи и какими мотивами руководствовался Иосиф, отправляясь с беременной Марией в сто пятидесяти километровое путешествие, но Евангелие от Матфея дает нам возможность сделать вполне вероятное предположение, что у святого семейства было намерение поселиться в Иудее. Мф.2:19-23

Так или иначе, звездной ночью в окрестностях Вифлеема, не то в пещере, не то в загоне для овец появился на свет обещанный Богом удивительный Младенец, Спаситель мира, о котором вещали древние пророки. Мария спеленала Его и положила в ясли, потому что им не было места в гостинице.

Первыми Младенца увидали пастухи, содержавшие ночную стражу у стада. Много чудесного свершилось с ними в эту ночь. Они видели сияющее облако Славы Господней и слышали славословие ангелов. ( Лук. 2:6-16)  «Встань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой и слава Господня взошла над тобою. Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак — народы, а над тобою воссияет Господь ... и придут народы к свету твоему, и цари к восходящему над тобой сиянию...», -  пророчествовал Исайя за семьсот лет до Рождества Христова (Ис.60:1-2).

По закону Моисея Младенца нужно было обрезать на восьмой день, а после завершения сорока дней очищения принести в Иерусалимский храм, чтобы посвятить Господу. Все это время Мария и Иосиф  находились в Вифлееме. От Иерусалима их отделяло всего два часа ходьбы. В храме Мария и Иосиф встретили праведного и благочестивого человека, по имени Симеон, который произнес очень важные пророческие слова: Христос — спасение, уготованное всем народам, свет к просвещению язычников и слава Израиля.

В это время волхвы со сказочно богатыми дарами были еще где-то на пути к Иерусалиму.

На это указывают три факта:
 
1. Двенадцатая глава книги Левит подробно описывает ритуал, связанный с рождением первенца. Женщина, пришедшая в храм, должна  была принести в жертву годовалого ягненка и голубя. Тем, у которых не хватало денег на агнца, разрешалось пожертвовать двух горлиц.  Именно такую скромную жертву и принесла богобоязненная и благочестивая Мария.

2. Во время посещения храма в Иерусалиме ничего не знали о волхвах и родившемся Царе Иудейском.

3. Волхвы нашли Младенца не в яслях, а в доме. За сорок дней, прошедших со дня рождения Иисуса, перепись закончилась и Иосиф с Марией нашли более или менее подходящее жилище.

Волхвы пришли с востока, а на востоке от Израиля находится Иордания, Сирия и Саудовская Аравия.  Во времена Иисуса это было Набатейское царство со столицей в Петре. Здесь проходили караванные пути, везущие благовония. Еще дальше на восток - Персия (Иран) и Вавилония (Ирак).

Волхвы — это древнеславянское слово, обозначающее языческих жрецов, предсказателей будущего. На самом деле в Евангелии употреблено слово «маги». Оно встречается и Ветхом Завете, в книге пророка Иеремии ( Иер. 39:3,13). Когда Иерусалим был взят войсками Навуходоносора, среди князей царя Вавилонского упоминается Нергал-Шарецер, начальник магов. В то время так назывались астрологи-звездочеты.

У Исайи есть удивительное пророчество, перекликающееся с Евангельской историей Рождества: «… множество верблюдов покроет тебя ( имеется в виду Иерусалим) — дромадеры из Мадиама и Ефы; все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа» ( Ис. 60:6).

Пастухи и волхвы, поклонившиеся Младенцу Иисусу олицетворяют все человечество — евреев и язычников, которым принадлежит великое обетование спасения, искупление  и  вечная жизнь.


                ( Продолжение следует)


Рецензии
Действительность была прозаической.
По возвращении Марии в Назарет,после посещения дома Захария в городе Иудин (Лука: 39-40) пришло время ее сочетаться с Иосифом, но оказалось, что она имеет во чреве. Иосиф же, муж праведный, не желал огласить ее, хотел тайно отпустить. Но когда подумал о гневе своих родственников, решил сочетаться с Марией и, дабы скрыть время рождения младенца, ушел с женою в небольшой поселок Вифлеем. Его вместе с беременной женой приютили пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. За проживание в овечьем стойле, молоко и хлеб Иосиф помогал пасти овец.

Радиомир Уткин   20.04.2020 20:33     Заявить о нарушении