Хартман или Кожедуб чей ас был круче?

Рискуя быть непонятым на ПРОЗА.ру все же решусь поместить здесь не литературное произведение, а скорее историческое исследование с собственными выводами на тему, вызывающую в кругах любителей истории авиации яростные дебаты. Надеюсь, что кого-то это может заинтересовать, раз здесь есть рубрика «История и политика»…

Общеизвестно, что самым результативным немецким асом советско-германского фронта считается Эрих Хартман, а с советской стороны больше всех остальных советских асов сбил вражеских самолетов Иван Кожедуб. Так же хорошо известен и разительный разрыв между приписываемыми этим летчиками счетами побед – «целых» 352 против «всего» 62-х. И все же - давайте попробуем сравнить боевой путь этих асов и разницу в методике ведения воздушной схватки, чтобы разобраться, кто же на самом деле из двух «высших» асов советско-германского фронта был «круче» и принес больше пользы своей стране?

Щуплый Эрих Хартман (Erich Hartmann, 19.04.1922 – 20.09.1993) имел в Люфтваффе прозвище «Буби» («Малыш»). Он поступил в военное авиационное училище в 1940 году, уже с большим летным опытом – летал на планерах с 14 лет. Окончил обучение в 1942, и в августе того же года прибыл в состав 52–й истребительной эскадры (JG52), действовавшей на Кавказе. Но в бой он вступил не сразу – у немцев существовало правило не использовать в боевых вылетах «свежих» выпускников училищ, а до этого дать им в составе запасной группы «налетать» в прифронтовой полосе не менее 200 часов, чтобы освоиться с обстановкой и изучить местность. Так что в боевых вылетах «Буби» стал участвовать только осенью 1942-го. И, как и положено новичку в германской авиации, поначалу он сопровождал свои идущие на цель бомбардировщики, и отражал налеты советских штурмовиков на германскую пехоту.
Уже в своем третьем боевом вылете Хартман был сбит, и чудом остался в живых. Первую победу он одержал 9 ноября: сбил штурмовик Ил–2; но при этом и сам Хартман был подбит бортстрелком «Ила», и с трудом сел «на брюхо» в расположении своих войск. В общем, обычная боевая работа, какой занимались и все советские летчики, особого успеха «белокурому рыцарю» не приносила: спустя полгода, к концу апреля 1943, на счету «будущего великого аса» Хартмана числилось всего 8 сбитых самолетов.
Но постепенно «Малыш» набирался  опыта, прислушиваясь к советам асов своей эскадрильи. И наконец «дозрел»: в ходе грандиозной Курской битвы 7 июля 1943 года Хартман заявил об уничтожении за день 7-ми самолетов! Так ли это было на самом деле, сегодня сказать трудно. Но заявленный Хартманом успех изменил его положение: начальство заметило способного летчика, и назначило его командиром эскадрильи. Так «Буби» перешел из разряда «молодежи», уделом которой были рутинные сопровождения и прикрытие своих войск, в «элитную когорту» асов, занимавшуюся только «свободной охотой». В результате успешность Хартмана круто пошла вверх: еще бы, теперь он не отвлекался на «низменную скучную сопроводиловку бомберов», а соколом парил в вышине, выискивая очередную легкую жертву. Впоследствии Хартман охотно делился с журналистами методами своей боевой работы, без стеснения рассказывая, что нападал он только на отставших от общего строя «подранков» или  потерявшихся «желторотых» новичков, и сразу после молниеносного удара «смывался» с места атаки, чтобы не вступать в затяжной бой. При этом он зачастую даже не видел, сбил ли атакованного – победу фиксировала его «группа поддержки», наблюдавшая сверху за «схваткой». И бил немецкий «ас» только тех, кого можно было свалить одной очередью: с лета 1943 г в списке жертв Хартмана – практически одни истребители; с более живучими штурмовиками и двухмоторными бомбардировщиками, имевшими сзади вооружение, новоявленный «эксперт» больше не связывался… Правда, даже с попавшими в прицел «Буби» истребителями не всегда все проходило удачно: временами и «непревзойденный ас» тоже оказывался на земле. Бывало, его машину разбивали обломки взорвавшейся прямо перед носом жертвы, а чаще - Хартман попадал под меткую очередь оказавшегося поблизости советского летчика, не успев достаточно быстро «унести ноги»…
Тем не менее, «выдающаяся метода бить только слабых» неизменно приносила Хартману успех: уже в сентябре «Буби» одержал 100-ю победу, «заработав» награду асов – Рыцарский крест Железного креста; в октябре он заявил об уничтожении 150-го самолета, в марте 1944 – о 200-й победе, а в июле – о 250-й. В соответствии с ростом счета шел и карьерный рост: Хартман стал гауптманом (капитаном), кавалером Дубовых листьев, а затем и Мечей к Рыцарскому кресту.
В начале августа 1944 Хартман вновь «нарвался» не на желторотого новичка: он в очередной раз был сбит, но в этот раз – над советской территорией, и попал в плен. Однако хитрец тут же прикинулся тяжелораненым; захватившие его бойцы пожалели мучающегося щуплого мальчишку и положили его в грузовик, отправив в тыл с одним сопровождающим. Как только машина въехала в лес, «тяжелораненый» сиганул через борт в кусты – только его и видели…
Вернувшись в свою часть, Хартман вновь приступил к охоте на «подранков». И уже 24 августа он «поставил рекорд» - первым в истории авиации заявил о 300-й победе! Нацистская пропаганда тут же сделала из «Малыша» народного героя, а фюрер вручил «супер-асу» высшую степень Рыцарского креста – Крест с Бриллиантами, и назначил его командиром авиагруппы (полка)! И никого не обеспокоило то, что астрономические счета выдающегося «спортсмена» и «дышавших ему в затылок» других «супер-экспертов» Люфтваффе совершенно никак не повлияли на завоевание господства в воздухе, которое к тому времени прочно находилось в руках советской авиации. А расплачивалась за все это немецкая пехота, погибавшая под бомбами и РСами русских штурмовиков и бомберов, в то время, как ее «защитники» гонялись за поврежденными истребителями новичков…
Итак, 22-летний шустрый мальчишка стал командиром целого авиаполка! Толковым ли он был командиром – история и его бывшие подчиненные умалчивают.  Скорее всего, никаким. Иначе после войны кто-нибудь из ветеранов обязательно бы сказал доброе слово о заботливом «отце-командире». Да и остается ли время руководить не то что полком, но даже эскадрильей, если ты за день совершаешь по 5-6 вылетов не для выполнения боевых задач, а на «охоту» - в погоне за новыми рекордами…
В январе 1945 Хартман получил приглашение от известного аса генерала Галланда вступить в особую группу реактивных истребителей JV.44, воевавшую на Западе против американских воздушных армий. Хартман от этого предложения отказался, заявив, что ему, майору, ниже достоинства становиться рядовым летчиком (хотя в этом реактивном подразделении в качестве рядовых воевали полковники, тоже имевшие на своих счетах трехзначные цифры побед). Лично мне думается – дело было не в вопросе престижа. Просто Хартман понял, что в JV.44 ему придется драться против армад напичканных батареями крупнокалиберных пулеметов многомоторных «Летающих крепостей», а в таких атаках легко погибнуть. Нет, уж лучше продолжить заниматься на Востоке «свободной охотой», выбивая «подранков», и избегая боев с настоящими асами…
Свою последнюю, 352-ю победу Хартман одержал 8 мая 1945 (почему-то эта победа значится в его списках как… Як-11, которого в то время еще не существовало в природе!). В тот же день по приказу командования он распорядился уничтожить все уцелевшие самолеты и вместе с остатками полка сдался в плен частям американской пехоты. Но через несколько дней американцы передали Хартмана советскому командованию, и Эрих провел 10 лет в советских лагерях как военнопленный. Был освобожден и вернулся в Западную Германию в 1955 г.
Всего за время боевых действий Хартман совершил 1.404 боевых вылета, участвовал в 825 воздушных боях (что это были за «бои», я уже описал выше) и сбил 352 самолета противника. Из них 345 советских, и 7 американских истребителей Р–51 «Мустанг» - над Румынией, в последние месяцы войны. Но вот что интересно: в сохранившемся и опубликованном списке побед Хартмана записаны только первые 150 побед с указанием типа сбитого самолета и места уничтожения; дальше – пустота, где в лучшем случае упоминается только тип сбитого самолета... Хартман после войны утверждал, что документы на его победы за 1944 – 1945 гг «просто потерялись»…
Многих любителей военной истории интересует: а сколько же раз сбивали «лучшего аса всех времен и народов»? Так вот: за время участия в войне Хартман был сбит не менее 16 раз; 4 раза он сбивал себя сам – при стрельбе «в упор», обломками взорвавшейся перед ним жертвы. В 12-ти остальных случаях его «доставали» советские летчики с намного меньшими счетами личных побед. Вот и думайте, кто из них «круче» - увешанный Железными крестами «спортсмен», или простые ребята, раз за разом «втыкавшие в землю» прославленного аса. В живых же при таком количестве поражений Хартман оставался благодаря невероятному везению и хорошей защищенности кабины пилота на Мессершмитте, который был действительно отличным самолетом…

Трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб (1920-1991), как и его немецкий «антипод», тоже занимался планерным спортом; правда, не так долго, всего один год - в 1940 его призвали в Красную Армию. Направленный в Чугуевскую военную авиашколу, Кожедуб за время обучения зарекомендовал себя с самой лучшей стороны, и после выпуска его оставили в этом училище на должности инструктора. С тех пор и вплоть до осени 1942 года Кожедуб занимался подготовкой молодых летчиков: после начала войны  его рапорты с просьбой отправить на фронт начальство долгое время оставляло без ответа. Лишь в ноябре 1942 сержанта Кожедуба откомандировали в направлявшийся на Воронежский фронт 240-й истребительный авиаполк (240-й ИАП).
Первый боевой вылет закончился для сержанта неудачей - он едва не погиб. Причем Кожедубу досталось и от «Месса», которого он не заметил, и от собственной зенитной артиллерии. Правда, ему все же удалось посадить поврежденную машину, но та была признана не подлежащей восстановлению. А дальше началась рутинная боевая работа: воздушная разведка, сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков, патрулирование над своими войсками, чтобы не допустить их бомбежку вражескими самолетами. Главной целью этих задач было – уберечь своих, отогнать врагов, а не набить как можно больше побед; гнаться за поврежденным врагом и добивать его запрещалось – иначе оставишь подопечных без прикрытия… Во многом поэтому постепенно набиравшийся боевого опыта Иван Кожедуб одержал свою первую победу только через полгода после прибытия на фронт – 6 июня 1943-го.  А дальше дело пошло веселее – за последующие три дня его счет пополнился еще тремя отправленными на землю немцами. В августе лейтенант Кожедуб стал командиром эскадрильи; однако в отличие от Хартмана, сразу же «переквалифицировавшегося» в «свободные охотники» он продолжал со своими подчиненными все ту же неброскую работу по прикрытию своих ударных самолетов и наземных войск. Она не способствовала быстрому росту побед – подбитых уходящих противников чаще приходилось «отпускать», чтобы не «оголить» участок патрулирования. Тем не менее, хорошо освоивший расположение уязвимых мест вражеской техники и постоянно совершенствовавший навыки своей стрельбы Кожедуб постепенно увеличивал счет сбитых немецких самолетов. К февралю 1944 в его «активе» числилось уже 20 подтвержденных побед, и летчику было присвоено звание Героя Советского Союза. А к сентябрю ставший настоящим воздушным снайпером капитан Кожедуб сбил уже 46 немецких самолетов: теперь он научился, не «оголяя» охраняемые объекты, смертельно поражать приблизившегося врага с первой же очереди! И под надежным воздушным прикрытием этого аса и других таких же летчиков советские наземные войска гнали врага все дальше на Запад, освобождая страну от оккупантов…
В сентябре 1944 года получившего звание Дважды Героя Советского Союза капитана Кожедуба перевели из обычного линейного 240-го ИАП в элитный 176-й гвардейский авиаполк (176-й ГИАП) - на должность заместителя командира полка! Этот полк был единственным в ВВС СССР, летчики которого занимались «свободной охотой». И вот только теперь, только в свободное от исполнения командных обязанностей время, Иван Никитович смог позволить себе иногда по примеру Хартмана «поохотиться», сбив до окончания войны еще 18 вражеских самолетов. За высокую результативность майор Кожедуб после войны, в августе 1945 года, был представлен к званию Трижды Героя Советского Союза.
Таким образом, личный счет Ивана Никитовича Кожедуба составил 64, а не 62 победы, как указывалось в отечественной советской литературе. Цифра «64» выявилась при современном изучении документов в архивах, которые в советское время были закрыты. Причем одну из этих побед майор Кожедуб одержал над реактивным истребителем Ме-262, имевшим намного более высокую скорость, чем советский Ла-7. Однако и это еще не все. В новой редакции мемуаров самого Кожедуба появилась информация о том, что в 1945 году он был вынужден  сбить 2 атаковавших его американских истребителя «Мустанг», которые приняли Ла-7 за «Фокке-Вульф» (однако в архивах эти победы по вполне понятным причинам не отмечены).
Что касается типов сбитых Кожедубом самолетов, то кроме истребителей Мессершмитта он уничтожил 20 «бомбовозов» Ju.87, He.111 и 3 бронированных штурмовика Hs.129, пытавшихся нанести урон советским наземным войскам. Кроме того, на счету советского аса 21 FW.190, среди которых сегодня трудно отделить «чистые» истребители от ударных машин (на советско-германском фронте значительное число Фокке-Вульфов являлись истребителями-бомбардировщиками и штурмовиками). Так что свои наземные войска Кожедуб защищал не в пример лучше, чем Хартман…
Всего за время войны Иван Никитович Кожедуб провел 330 боевых вылетов и 120 воздушных боев; при этом он ни разу не был сбит, и не получил ни одного ранения. Если же математически рассчитать боевую эффективность обоих лучших летчиков советско-германского фронта, в соотношении «проведено боев / сбито самолетов» то получится, что Хартман одерживал 1 победу за 2,3 боя, а Кожедуб – за 1,9.  Т.е., если бы у советского летчика была бы возможность заниматься только «свободной охотой», не отвлекаясь на сопровождения и прикрытия, он при такой же боевой интенсивности, как у немца, вполне мог бы одержать не меньше, если не больше побед, чем «лучший ас всех времен и народов»…

Если Вас заинтересовала эта статья, и вообще интересует военная история, загляните на мой сайт «Войны и оружие прошлого», где я регулярно размещаю подобные материалы по самым разным эпохам и темам. Адрес сайта: http://retroflayer.ru/publ/


Рецензии
Большое спасибо, очень интересно как всегда!

Соня Ляцкая   30.04.2020 01:12     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.