Александр Геращенко портрет в обрамлении

АЛЕКСАНДР ГЕРАЩЕНКО: ПОРТРЕТ В ОБРАМЛЕНИИ

Творить добро, однако стяжать впоследствии дурную славу – есть нечто в этом царственно-величественное, парадоксально заключил в свое время мудрец Антисфен. Жизнь порой оказывается еще более антиномична: казаться в глазах окружающих «идеальным спутником жизни» и «образцом мужчины» [1] и при этом быть хладнокровным убийцей – вот, пожалуй, предел «величия» земных негодяев.

Соликамский маньяк А.В. Геращенко представляется более чем странным даже на фоне своих наиболее одиозных «коллег по цеху». Из вереницы серийных убийц его выделяет довольно причудливая с точки зрения обывательской логики мотивация. Пермские сыщики прозвали Геращенко «коллекционером»: бывший морпех и действующий прапорщик МЧС в период с 1998 по 2005 гг. совершил серию вооруженных налетов на режимные объекты. Подоплека подобного рода нападений, казалось бы, более-менее ясна – завладеть табельным оружием с целью подготовки к более серьезному преступлению. Однако подлинным стимулом смертоносных похождений Геращенко были отнюдь не внешние, а внутренние факторы. Побудителем хитроумных вылазок прошедшего специальную подготовку военнослужащего в действительности являлась иррациональная тяга к огнестрельному оружию [2].

После задержания мономан признавался, что только обладание оружием гарантировало ему чувство защищенности.

«Я понимал, что если я буду им [оружием] владеть, — я буду защищен» [1].

Средство в случае «соликамского стрелка», таким образом, полностью подменило собой цель: «скупой рыцарь» с обаятельной физиономией еще одного печально известного «хорошего парня» Теда Банди оборудовал для своих фетишей специальные схроны-«киновии» в лесу и на чердаке заброшенного завода. Геращенко много времени проводил за чисткой и разборкой экспонатов своей коллекции. Тщательно смазывая револьверы, он, по всей видимости, таким способом пытался умилостивить этих кровавых «божков». Мировосприятие Геращенко, таким образом, концентрировалось вокруг патологической жажды владения смертоносными металлическими трубками, плюющимися огнем.

Однако «культовое сооружение», оборудованное в архивном помещении покинутого завода, вопреки тенденции не пережило своего единоличного алтарника-киновита. После пожара в здании заводского архива оперативники наткнулись на оскверненный «символ веры стрелка». На пепелище был найден тайник с АК-74, весь в ошметках обгорелой резины. Эта примечательная деталь (Геращенко на память о службе прихватил с собой резиновый рюкзак водолаза), а так же элементы пожарного снаряжения, обнаруженные в том же схроне, навели пермских сыщиков на след предполагаемого стрелка.

Экспертиза признала Геращенко полностью вменяемым. Однако до сих пор не совсем ясно, какие причины на самом деле подтолкнули образцового служащего пожарной охраны к убийствам. Весьма примечателен один эпизод. В 2004 г. во время нападения на завод «Урал» Геращенко совершил на первый взгляд, пожалуй, абсолютно бессмысленное даже в его собственной системе координат убийство. Он мог беспрепятственно забрать у беспечно задремавшей на посту охранницы наган, однако зачем-то безжалостно застрелил спящую женщину. На закономерный вопрос следственной группы – зачем убивать не оказывавшую сопротивления женщину, ведь можно было обойтись без крови – Геращенко довольно цинично ответил:

«Вероятно, можно было. Но я не стал» [2].

Пожалуй, этот предельно выдержанный, внешне бесстрастный и дисциплинированный человек в действительности куда более безумен, чем кажется. А мотивы, побудившие его убивать, несмотря на свою кажущуюся непостижимость, возможно, не столь глубоки и на самом деле лежат на поверхности.

В целом, поражает специфика нападений Геращенко, определяемая, в свою очередь, видоспецифичностью избранного маньяком круга жертв. Фактически все объекты атак «соликамского охотника» (за исключением Юлии Тюхтиной, которую Геращенко застрелил из ревности — еще один примечательный штрих к портрету якобы безэмоционального «супермена») являлись солдатами, сотрудниками милиции и служащими ВОХР. Теоретически все жертвы, таким образом, должны были быть вооружены (по крайней мере, на это рассчитывал убийца, когда планировал свои вылазки). Следовательно, Геращенко всегда действовал с заведомым риском для собственной жизни. Согласитесь, довольно нетипичное поведение, никак не вяжущееся с традиционным образом маньяка-извращенца, априори нападающего на слабых и беспомощных: женщин, детей, стариков.

Геращенко, подобно гофмановскому Кардильяку [3, с. 514-515], совершал свои нападения словно в пику абстрактным схемам. Общие места из учебников криминологии не могли пролить свет на подлинные побудительные мотивы соликамского убийцы.

Is fecit cui prodest, гласит крылатая поговорка. Миром правит интерес - ищи, кому это выгодно. Но какой интерес мог быть у безумного соликамского стрелка? Да и безумного ли? Убийство ради убийства? Или, как в случае с Рене Кардильяком, ради искусства? [3, с. 516] Не пора ли тогда провести душегубство по ведомству изящных искусств и ремесел?

Вспомним ещё одного знаменитого романного убийцу. Не донеси на себя сам, Раскольников так бы навсегда и остался недосягаем для полиции. В деяниях Родиона Романовича отсутствовала та обыденная корыстная логика, присущая криминальному убийству вообще и помогающая правоохранителям, в частности, выйти на след преступника. Однако именно потому, что Раскольников не был шаблонным киллером, в конечном счёте и оказался возможным этот акт саморазоблачения бывшего студента. Не был абстракцией из пособия по криминалистике и бывший морпех Геращенко.

Не прослеживается ли в деятельности А.В. Геращенко своего рода изощренная игра цинического разума «высших сил природы»? Солдат, как известно, учат убивать и умирать. Не является ли, следовательно, человек, добровольно избравший своей профессией владение оружием, садомазохистом на подсознательном уровне? Готовность убивать равно подразумевает и готовность быть убитым. «Всякий взявший меч, от меча и погибнет». «Путь самурая обретается в смерти»: любой надевший погоны или заступивший в караул с оружием в руках должен быть готов безропотно принять гибель. Не так ли размышлял Геращенко, когда планировал свой очередной эпизод? Жертва и палач в рамках такой изуверской логики как бы действуют заодно, выступая единой ипостасью. Убитый сам бессознательно жаждет быть убитым.

После задержания маньяк признавался, что его страстью была охота, однако ни одного животного этот вегетарианец и убежденный ЗОЖник, отказавшийся от алкоголя, табака и вообще любых психостимуляторов, так и не убил. «Я зверье, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове». Достойному охотнику полагается достойная добыча. Ex ungue leonem pingere: человек — наиболее хитрый и самый хищный зверь.

Подобного рода отстраненный, метафизический взгляд на поступки Геращенко справедливо может показаться вопиюще циничным. Однако такую оптику предписывает отчужденная логика самого убийцы: «соликамский рэмбо» действовал на своей земле, словно диверсант в тылу врага. В противном случае мотивация маньяка оказывается слабопостижимой.

Вместе с тем данный очерк не притязает подменять собой судебное разбирательство и тем более служить апологетикой душегубу. Это необходимое отступление – nota bene, как говорил Хайдеггер: «примечание для ослов». Рассматриваемое эссе скорее выступает элементом комплексного процесса структурной деконструкции общественно-исторических феноменов – точнее: отношений и взаимообусловленных эффектов между этими явлениями.

Насколько определяющим фактором в судьбе Геращенко стал факт распада СССР? Геополитическая катастрофа срезонировала, в первую очередь, институциональным кризисом: с развалом армии боец-подводник не смог продолжить службу в морской пехоте. Отношение к этому неблагоприятному фактору максимально рельефно запечатлелось в калейдоскопе судьбы несостоявшегося морпеха. После демобилизации в 1992 г. последовала череда безуспешных попыток устроится на контрактную службу, затем торговый флот и даже вербовка в Иностранный легион. В конечном счете, Геращенко оседает в родном городе на посту начальника караула пожарной охраны, однако серые будни тяготят бравого морпеха.

Сколько еще в стране осталось таких «рэмбо», обученных убивать и более ни к чему не приспособленных? – задается справедливым вопросом Владимир Петров, автор одной из первых заметок о Геращенко. – А самое главное: чем они в данный момент занимаются? [4]

У Густава Гасфорда в «Стариках» есть довольно примечательный эпизод. Новобранец Пайл сходит с ума и начинает разговаривать со своей винтовкой, не выдержав жесткой муштры в учебном центре подготовки морпехов США. «Рядовой Пайл, я горжусь…», – пытается отдать должное новичку сержант Герхайм, однако не успевает договорить. «Наиболее мотивированный морпех» прошивает инструктора насквозь пулей калибра 7, 62 мм., ни за что не желая расстаться со своим «символом веры стрелка».

 «Морской пехоте нужны убийцы»: сержант Герхайм при жизни любил с восторгом рассказывать, какие первоклассные стрелки выходят из Корпуса – Чарльз Уитмен и Ли Харви Освальд [4]. Пожалуй, этот скорбный список можно сделать интернациональным, добавив сюда Геращенко. Герхайм определенно гордился бы советским морпехом.

А.В. Геращенко, должно быть, был блестящий солдат, прочно усвоивший моральное кредо, привитое ему за годы службы командованием. Проблема заключается в том, что, как заметил в свое время Гюго, принципы, по итогу, могут низвергнуть человека в пропасть.



1. «Он был охотником на людей» // https://m.lenta.ru/articles/2020/02/16/strelok/

2. Приговоренный к пожизненному сроку остается загадкой для криминалистов // https://rg.ru/

3. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., «Худож. лит.»,1973. - 568 с. http://bookre.org/

4. Владимир Петров. «Диверсант» // http://www.permv.ru/archive/?article=8426

5. Густав Гасфорд. «Старики» // http://lib.ru/DETEKTIWY/HASVORD/shorttimers.txt


Рецензии
Перечитал второй раз и снова окунулся в глубокую философскую и исследовательскую аналитику, настоящее удовольствие для ума. Вопрос, кажется, рассмотрен со всех возможных сторон. Тем интереснее и вызывает свои мысли.
Но оценивать Геращенко, всё же, не возьмусь. И принимаю, Павел, ваши догадки. Но вспомнился забавный личный эпизод. В армии мне не случилось столкнутся с оружием. Таким образом, я так и оставался мирным художником. Но однажды зашёл в оружейный магазин... и как загорелись мои глаза! Среди пистолетов я выбирал того единственного "друга", как в фильмах Клинта Иствуда.) Той же ночью мне приснилось как я от кого-то отстреливаюсь. Да, наверное, одержимость "бездной, которая начинает смотреть в ответ" коварно меняет психику, возвращая дух древних воинов, безжалостной, по-определению, войны.
Мне ещё подумалось, что было бы, если бы Филипп, отец Александра Македонского, отправил сына начальником в какой-нибудь затхлый гарнизон? Так что да, социальные катастрофы нельзя не учитывать.
Спасибо!

Андрей Рамодин   20.05.2020 23:29     Заявить о нарушении
Меня всегда привлекали клинки. Касаемо же страсти к оружию в общем... Как-то давно читал в "Юности" одну военную повесть про курсантов. Там была, помнится, одна весьма примечательная сцена. Герой чистит оружие после стрельб и сокрушается, что автомат не попал ему в руки в детстве: любой мальчишка с радостью ухаживал бы за оружием безо всякого принуждения и напоминания. Теперь же священная обязанность по поддержанию снаряжения в чистоте новоявленному воину явно в тягость: от былого очарования оружием не осталось ни следа. Геращенко удалось пронести эту мальчишескую влюбленность в оружие через всю жизнь, однако эта любовь в зрелом возрасте, к сожалению, выкристаллизовалась в патологическую форму. Бальзак, кажется, полагал, что с возрастом у людей любовь превращается в порок...

Феминистки, пожалуй, заключили бы, что случай Геращенко - это последствия токсичной маскулинности, культивируемой патриархальным обществом. Что интересно, в повседневной жизни Геращенко не проявлял агрессии и был в глазах окружающих воплощенным совершенством. Можно, в свою очередь, посетовать на тоталитарный совок, индоктринировавший парня соответсвующей идеологией и вырастивший из него убийцу-диверсанта. В том то и дело, что морпех советской армии, присягавший под красным знаменем с серпом и молотом, убивал граждан по факту уже другого государства. Геращенко планировал свои хитроумные вылазки словно военные операции в тылу врага. Наверное, так убивает хищный зверь: волк или лев... Или бешеный пес, которого нет смысла судить, а можно лишь пристрелить.

N. B. : этот мой крайний пассаж не призван оскорбить Геращенко. Скорее это констатация факта: Геращенко, как и дикого хищника, не возможно понять, это нечто находящееся за гранью, по ту сторону добра и зла. Его даже, по большому счету, не за что презирать или ненавидеть, как какого-нибудь омерзительного Иртышова: бывший морпех не расчленял младенцев и не насиловал девочек.

И все же для меня Геращенко - по факту - это привка против ницшеанства. В логике и действиях соликамского стрелка проскальзывает поистине нечто запредельное, сверхчеловеческое. Наверное, сегодня, прежде чем восторгаться "белокурыми бестиями", следует посетить соликамскую колонию и посмотреть в глаза пожизненно осужденному Геращенко А.В. Заглянуть в бездну, так сказать.

Паша Цвибышев   21.05.2020 20:31   Заявить о нарушении
Павел, Ваши ответы так прекрасно дополняют Ваши статьи..
Что ж, Вы, конечно, более полно погрузились в Вашего "героя", хоть и как всегда добросовестно оставили ссылки. Кстати, мой старший брат к полтиннику сохранил любовь к холодному оружию, ищет идеальную сталь и тренируется втыкать ножи в деревья на пикниках.
Может, нам трудно понять подобных "персонажей" потому что убийцы (может, не все) переходят некоторую психологическую грань? Смерть одного человека - трагедия, тысячи - статистика. Вспоминаются мемуары З.Гиппиус, всеобщая реакция на смерть Николая II: "Убили, ну и что? Мало ли, кого сейчас убивают...". Когда впервые видишь мертвеца это шок, но если вынужден остаться рядом на продолжительное время, то он оказывается просто... телом, предметом, уж точно без всякой души и мистики. Убийцами (даже праведными, как на войне), может, овладевает эта бесчувственная естественность, ведь, как ни крути, это и циничная грань вообще мира - любящего и одновременно безжалостного к своим сыновьям.
Нынешний человеческий мир, к счастью, более сердоболен и участлив. Зверства прошлых эпох вызывают всемирное отторжение, хотя ничто ещё не гарантирует повторение Освенциема. Мне кажется, что Геращенки (как и нижегородский некрофил и проч.) никогда не исчезнут, это отражения тёмного мира. Но вспоминается рассказ одной писательницы о неком идеальном обществе, где убийство вызвало оторопь, чуть ли не сдвиг сознания - как же так, разве можно вообще убивать? Что ж, как говорится, только жить в эту пору прекрасную...

Андрей Рамодин   22.05.2020 21:38   Заявить о нарушении
Не гарантирует, конечно, не повторение Освенциема...

Андрей Рамодин   22.05.2020 21:41   Заявить о нарушении
И, конечно, за этой гранью жизнь совести. Прошлые солдаты вливаются в мирную жизнь. Геращенко же, как Вы, наверно, точно уловили - некий неподсудный зверь, неприкаянный хищник, ребёнок, взявший в руки автомат...

Андрей Рамодин   22.05.2020 21:47   Заявить о нарушении
Аналитические марксисты, кстати, отмечали, что ликвидация капитализма не гарантирует ликвидацию войн. В качестве примера приводили вьетнамо-китайский конфликт 1979 г. Обе стороны, ведь, по-факту, были социалистическими.

Паша Цвибышев   22.05.2020 22:15   Заявить о нарушении
Ну да, если подумать, войны могут быть - и были. Социализм, ведь, всего лишь переходная форма от капитализма к коммунизму. И появляются такие экспонаты как тот же националистический Китай. Который умудрился и с СССР повоевать. Но, согласитесь, на фоне общего социалистического лагеря он исключение. Сейчас же спорят, социалистический ли Китай вообще. В целом же соц.лагерь являл себя дружной семьёй. Тут и взаимовыручка, и распределение производства. Икарус делали всем соц.лагерем. Венгрия изготовляла лекарства. Отсюда даже о торговых войнах, как бы, речь не шла. Я, может, наивно сужу, но социализм мне представляется миром рабочих, а не деляг и барыг. А рабочий рабочего всегда поймёт. Что до коммунизма - тут я не спец, как, думаю, и все вообще.)

Андрей Рамодин   23.05.2020 20:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.