Рэмбо - от первой крови до последней

Рэмбо - это особая страница американского кино. Сколько журналистов ломали свои перья, строча восхваления и критику, сколько режиссеров пытались повторить успех и гнали всякую муть в других фильмах, а сколько пытались нажиться на успехе самого первого и настоящего Рэмбо, того единственного и шедеврального, чтобы снимая продолжение с упорством идти от плохого к худшему, и чтобы в конце дойти до полного и неразбавленного отстоя!

Но начнем сначала. С "Первой крови". Мне повезло смотреть его не в том возрасте, на который он рассчитан, а тогда, когда наш советский союз его разрешил. И тем не менее то ведро манипулятивных техник, которые использовал режиссер (были ли они применены сознательно или интуитивно - это не важно) на меня подействовало, но все же я уже могла это видеть, осознавать, отследить. Заметить те кнопки, которые нажимал этот фильм. И признаюсь, мое восхищение было полным.

Ведь каждую тайную мечту подростка режиссер вытащил и выложил как карты на стол - одну за другой, одну за другой. Возможно секрет таких фильмов и книг в том, что автору удается зачерпнуть пригоршню своих секретных фантазий, тех самых, в которых взрослому стыдно признаться, но которые переживаем все в определенном возрасте. И вот она магия, когда подросток полностью вживается в подаренный ему образ:

Вот я иду по обочине - одинокий и никем не понятый, никого не трогаю, но тут злой мир на меня обрушился. Вот меня арестовали ни за что... вот меня пытают... вот вам моя спина, изуродованная шрамами, а туповатые парни-полицейские, сами ничего на свете не повидавшие, с ужасом смотрят на эти шрамы - следы прошлых ран... Вот они меня мучают, и тут включились просто воспоминания (сейчас бы сказали - пост-травматик-стресс-дизордер PTSD) и я слетел с катушек - и вот я такой весь из себя непобедимый и сразу всех покрошил. А потом эти придурки толпой с винтовками и вертолетами на одного, и я не виноват, он сам оттуда упал! Ну что ж, тогда война... И появляется полкан и говорит полицейским о том, какой я крутой зеленый берет, и что он приехал не спасать своего парня от полицейских, а этих полицейских спасать от этого парня. А как вам ночная перекличка по рации? А как вам последний выход печального героя перед строем побежденной армии? Так много эпизодов, которые без стеснения вытащил режиссер из своего подросткового "я", те сладкие ночные мечты и фантазии стали явью и влюбили в себя Америку, а потом и весь мир...

А потом была вторая, третья серии - по нарастающей шло количество крови и взрывов, а с ними и количество идиотизма. И кстати, уже было заметна игра актера. Меня сразу с настроения сбрасывает сцена начала второй серии - когда Рэмбо забирают из каменоломни. Он настолько ненатурально играет, что невольно видишь камеру, которая это снимает, и режиссера, который говорит, что сойдет и так. Не сошло. Кроме того в каждом последующем фильме нарастают прегрешения по отношению к физике. Ни взрывные волны не действуют на стального героя, ни гравитация, ни пули его не берут. К тому же авторы особо не размышляют над сюжетом.

Ну а "Рэмбо, последняя кровь" - это даже трудно охарактеризовать. Потому что всем сразу было ясно, что сюжет там нужен только ради мясорубки в конце, потому над ним даже и думать не стали - его просто украли. Банально, грубо, без затей. Племянница Рэмбо похищена злой бандой, ее всячески пытают, сажают на наркотики, она умирает. И конечно старик начинает разборки с бандой, хотя сначала они его побили всем скопом, а потом он их. И всё. Без фантазий. Весь конец фильма - это непрерывное мочилово, страшная и бессмысленная жесткость и груды мяса и костей во всех подробностях. Весь самодельный лабиринт, старательно показанный вначале, конечно же "выстрелит" в конце. И банда будет терять своих плохих парней одного за другим, а потом и всех оптом накроет большим взрывом, но конечно главный злодей будет страдать в конце по полной, и вы увидите это всё в тошнотворных подробностях.

Это уже не фильм как таковой, это такой зомби-фильм; сериал на самом деле давно умер, но все равно он еще ходит - полуистлевшее смердящее привидение былой славы.

Ну я понимаю, Сталлоне уже стар и невостребован, но все же не бедствует. Ну и на кой? Стыдно же...


Рецензии
Сюжет и кинематографические приемы фильма "Рэмбо" атакуют нейрозоны рейтинговых инстинктов говорящих приматов.
Вечные повторения в эпосе темы "из грязи, да в князи". Мощнейший инстинкт группы b- всю рационалистику давит.Чем примитивнее, тем слаще.

Александр Васильевич Гринь   13.02.2022 23:06     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр, вы совершенно правы - на уровне говорящих приматов, в том числе и подростков. И тем не менее, если в первом фильме ещё была какая-то интрига и развитие характера, то в последующих - это уже банальная эксплуатация образа. А образ уже умер. Я и говорю - если первый это ещё фильм, то последующие - это зомби-фильмы. Они умерли, но они об этом ещё не знают.

Соня Ляцкая   14.02.2022 00:19   Заявить о нарушении
А, ведь, и первый - тоже пошловатый эпос. "Махнет десницей - улица, отмахнется -переулочек."
Брутальный бабуин, одиночку побеждающий многочисленных врагов, всегда будет вызывать сладкие переживания в психике гуманоидов.

Александр Васильевич Гринь   21.02.2022 10:26   Заявить о нарушении
Увы, так оно и есть, и это самый популярный жанр. Самой так и хочется сочинить такого героя... 😁

Соня Ляцкая   21.02.2022 16:40   Заявить о нарушении
Глубина вашего мировоззрения уже должна заставить вас искать ответ на вопрос "зачем"...

Александр Васильевич Гринь   06.03.2022 10:15   Заявить о нарушении
Уважаемая Соня! Я позволю себе согласиться с Александром Васильевичем и не согласиться с Вами. То, что Вам понравилось это понятно, оно и всем понравилось, А.В. объяснил почему. "Из грязи в князи" в голливудской киношной индустрии называется история андердог - героя, который изначально находился в худших условиях, чем противник, побежденный им в конце. То, что Джон Рембо шел никем не понятый, это не так. Одинокий - да, а понимания ни от кого он и не ждал. Ветеран войны, который живет прошлым, помните, на нем даже куртка была форменная, ездит по боевым товарищам или их родственникам. И вдруг мы видим ужасающую несправедливость по отношению к нему со стороны полицейских, побои, унижения. А он ничего не сделал. Но это разбудило в нем зверя и супермена, которым сделала его американская армия. И смотря на экран, мы всей душой переживаем за такого героя, не замечая, что ему все время как то неправдоподобно везет: то кабан под деревом проходил, на котором он сидел, то заброшенная штольня подвернулась, то мороз у них в америке не очень морозистый, если он с голым торсом нормально себя чувствовал, то иголка с ниткой в кармане оказалась. Вы представьте, как бы мы отнеслись к таким моментам, если бы это был наш герой? А американскому - можно. Мощнейший посыл этого фильма - для американских граждан: да, мы проиграли Вьетнаму (хотя как можно было проиграть имея таких чудо-богатырей?), но зато у нас есть такие парни, как Джон Рембо, с которыми не сравнится никто на свете! и в последующих картинах франшизы, он доказывает, как может послужить Америке в борьбе с ее врагами. Для неамериканцев нет в этом фильме ничего ценного. Просто американские кинематографисты здорово научились завоевывать сердца зрителей ))

Александр Смоликов   20.02.2023 10:59   Заявить о нарушении
Уважаемый Александр, я вполне согласна с оценкой самого сценария Рэмбо. Я примерно о том и пишу в своём очерке. А вот ваши рассуждения о неправдоподобной удаче несколько мимо кассы. Действительно, в американском лесу можно встретить кого угодно. Ко мне во двор иногда приходят олени. А там штат дикий, там кого только не бродит. И их много. Я работаю в закрытой организации, где отгороженное пространство, и стоят в лесу три десятка зданий. Так в том самом лесу гуляют пара десятков оленей. А штольни потому что шахтёрский край. Автор как бы имеет право на допущение и снабдить героя дополнительными средствами. Если посмотрите мой рассказ "Мимоходом", то мне тоже пришлось герою дать возможность сбежать тривиальным способом - небольшой грот как защиту от тепловизора. Я такие гроты вижу, здесь они есть, особенно в скалистых местностях. И мороз в Америке не такой морозистый. Здесь тепло. За всю зиму у нас в Мэриленде не опускалось ниже минус десяти, и это было всего 3-4 раза. Обычно +8 или даже теплее. Ну а иголка с ниткой - он взял куртку у то ли резервиста, то ли военного на сборах. Ничего неожиданного, что люди в лесах могут быть запасливыми. И уверяю, что в тот момент, глядя на экраны, может только у вас и возникла эта мысль, да и то только после очередного (не первого) просмотра. Однако спасиб, что зашли и почитали. Очень приятно. С уважением и наилучшими пожеланиями

Соня Ляцкая   20.02.2023 17:24   Заявить о нарушении
"Просто американские кинематографисты здорово научились завоевывать сердца зрителей ))"
Американский кинематограф изобилует всякими "избранными" героями и почёсывает основания рейтинговых инстинктов говорящих приматов. Во-первых, - сам инстинкт низменный, во-вторых, сначала "сердца зрителей" так вгоняют в примитив, а потом "завоёвывают" уже любым идиотством.

Александр Васильевич Гринь   20.02.2023 20:29   Заявить о нарушении
И это неизбежно, если завоевание это приносит деньги. Потому изучается, куда хочет смотреть зритель , какого типа героев хочет видеть. Сначала некоторые находят образы интуитивно, и если это работает, то включается поток. К сожалению бизнес много вредит искусству, и редко что пробивается на поверхность, что не приносит деньги, но является истинным произведением.

Соня Ляцкая   20.02.2023 21:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.