Абсолютная музыка

Прочел книгу Марка Бондса "Абсолютная музыка" в переводе Артёма Рондарёва и хочу поделиться мыслями. Абсолютная музыка (кавычки не ставлю) - это музыка без "программы", не обременённая никаким "прикладным" использованием, не связанная с особенностями конкретного жизненного уклада, с национальными, социальными, религиозными и прочими традициями, музыка, воздействие на слушателя которой достигается исключительно за счет собственно музыкальных средств.

Такой музыки, как ни странно, в мире не так уж много. Расцвет её пришёлся на эпоху становления и развития европейского симфонизма, сопровождавшегося формированием таких музыкальных форм, как симфония, концерт, соната и т.д. (хотя и те часто обременяются "программой").

Читая книгу, вспомнил о жёсткой дискуссии, развернувшейся в своё время между Георгием Васильевичем Свиридовым и композиторами-симфонистами во главе с Дмитрием Дмитриевичем Шостаковичем (оба композитора в числе моих любимых). В чём заключался нерв дискуссии? Свиридов активно отстаивал мысль о том, что симфоническая музыка, особенно та, что основывается на гармонических экспериментах ХХ века, вредна для народа, так как по своей сути является космополитической, то есть антинациональной. Занимая непропорциональное место в национальной культуре, она "отвлекает" композиторов и слушателей от музыки "настоящей", приближенной к народу, к которой композитор, в частности, относил произведения для хора, песни, романсы и другую музыку, тесно связанную с национальной традицией.

Интересующихся отсылаю к дневникам Георгия Свиридова (книга "Музыка как судьба"). Как я теперь вижу, на самом деле спор между мастерами искусства шёл о месте абсолютной музыки в культуре вообще и в национальной культуре, в частности.

Что же изменилось за два с половиной десятка лет, прошедших с тех времён?  На мой взгляд, вот что.

Абсолютная симфоническая музыка, за исключением нескольких десятков общепризнанных хитов, стала уделом сугубо профессионалов, да ещё горстки слушателей - эстетов. Формотворчество практически иссякло, серьёзных новаций нет. Появление новых (электронных) инструментов не стимулировало её развитие, не стало тем толчком, каковым в своё время стало изобретение фортепиано.

Печальный пример. У скончавшегося недавно композитора Сергея Слонимского - девятнадцать симфоний (кто-нибудь их слышал?) и много другой музыки, а в сообщениях о смерти мастера говорилось, что умер автор песни "У кошки четыре ноги" из кинофильма Республика Шкид". Таково место и таков удел абсолютной симфонической музыки в современном мире. Об этом ли мечтал Георгий Свиридов?

Под симфонической музыкой теперь понимают, в лучшем случае, пьесы Эннио Морриконе или Нино Рота, а в основном - простенькую последовательность аккордов, исполняемых на синтезаторе, неплохо имитирующем драматичное звучание симфонического оркестра, которую мы можем слушать в современном кино и в компьютерных играх.

То же можно сказать и про хоровую музыку, которая (за исключением церковных песнопений исполняющихся на службах) превратилась в жанр абсолютной музыки для профессионалов и эстетов 60+.

Песни и другие "народные" жанры остались на своём месте, но их в повседневном укладе потеснили новые формы абсолютной музыки, типа "упс-упс", не имеющей начала и конца. Молодёжь в массе своей утратила способность воспринимать (дослушивать) музыкальные произведения, обладающие внутренним движением и завершённостью, то есть имеющие вступление, развитие, кульминацию и коду.

Скорость, дискретность, раздробленность сегодняшней жизни и развитие технических средств диктуют потребность в музыке орнаментного типа, которую можно начать слушать с любого места и в любом месте остановить. Этот продукт не предназначен для усвоения и накопления в организме, его нужно потреблять непрерывно, в фоновом режиме.

В прочитанной книге автор ограничился анализом классической музыки, не затронув смежные направления, такие как джаз, не говоря уж об электронной музыке. А если и есть какое-то развитие, то оно - там.  Что будет с абсолютной музыкой дальше, узнают и прочувствуют уже дети и внуки.


Рецензии
В чем ценность классической музыки? Без слов и наставлений она доступна сердцу, то есть душе сразу. Разум чуть позднее понимает и изумляется её духовной глубине. Но вот многим этой доступности и не надо. Ибо души таких людей мелки и пусты. Зачем волны, приливы и отливы лужам? Разве восхищено болото силой и мощью шторма? Каждый человек способен оценить лишь то что он понимает. Что ему подходит по уровню духовного развития. Тут то собака и зарыта... Это я про современную молодежь. Хотя и она не однородна в своей массе. К счастью.

Очень интересная и нужная тема. Удачи вам!

Галина Кадетова 2   14.07.2020 15:46     Заявить о нарушении
Классическая музыка - разная. Все готовы слушать Чайковского, но не все,скажем, Шенберга. Спасибо за отзыв.

Алексей Чурбанов   14.07.2020 19:05   Заявить о нарушении
Согласна и не согласна. Для меня "Просветленная ночь" значимей многих произведений Чайковского. В ней много желанного моей душе трепета. Хотя в целом с глубиной и многообразием Чайковского не поспоришь.
Храни вас Бог!

Галина Кадетова 2   15.07.2020 01:04   Заявить о нарушении
Здравствуйте. Очень уж занятная дискуссия, так что прошу простить, если что не так скажу, если "поперёк". Для начала отмечу, что... да, наверное, так: лично у меня знакомство с музыкой началось с песен бабушки. Хороший у неё был голос, чистый. Царствие ей небесное, моей доброй бабушке Анастасии Петровне. А ещё моё первое бессознательное музыкальное образование формировал банальный радиорепродуктор, что висел в каждом доме. Нет, Шёнберга или Вебера там не транслировали, зато я слышал Каллас. Слышал, слушал, и немел. Ещё я плакал под... смеялся вместе с... Нет, такого сейчас точно по айфонам не услышишь. Что? Да, когда я подрос, я увлёкся как раз "абсолютной", т.е. нечеловеческой музыкой. Чтобы ни гитары тебе живой, ни ударных, ни - тьфу-тьфу!- человеческого голоса! Мне это представлялось символом наступления новой "очень страшной, бесчеловечной, однако же крайне логичной в своей псевдоабстрактной отчуждённости к естеству, ко всему живому, эры". Закавычил я эту фразу ради шутки, в подражание "Комсомольской правде" 80-х годов. Однако дело не в "КП": я вдруг почувствовал, что Каллас в моём мире больше нет места. Расчеловечивание и денатурализация музыки представлялись мне естественным итогом торжественного, но излишне пафосного периода человеческой, классической музыки.
Нет, не стану я заглядывать в будущее, однако замечу, что нынешнее человеческое сообщество возвращается к ситуации века этак 19-го: элита продолжает в залах и операх слушать классику, народ же... да-да, - телечестушки и негрорусский рэп.

Дмитрий Криушов   15.07.2020 02:58   Заявить о нарушении
А мне тетушка устраивала на деревенском крылечке вечерние концерты. Песни летели над деревенькой и это было прекрасно. Им было далеко до арий Марии? Думаю нет - ведь их рождала Красота. И, наверное, не только сам голос певца, но и его душа. Жаль у меня нет музыкальных навыков, но слушать музыку люблю до сих пор. Её ценность и нужность для себя определяю просто - захватила ли она моё сердце. И если - да - ныряю в неё с головой и исчезаю в ней. А какой новой силой наполняет она душу - разве это расскажешь... Бах, Бетховен, Моцарт, Штраус, Стравинский и Скрябин сплетаются в дивную мелодию Радости. Моей Радости. Как и картины художников - нужных мне. Например изруганный многими Черный Квадрат, Пикассо - его ПОРТРЕТ ДОРЫ. Я пишу о них на Прозе - можете почитать. Это повод для знакомства, а я почитаю вас.
Удачи! И до встречи(надеюсь на это).


Галина Кадетова 2   15.07.2020 09:43   Заявить о нарушении
Я тоже вырос на русских песнопениях бабушки и мне всегда не хватало и сейчас не хватает русской народной ( не путать с Бабкиной и т.д.)музыки в моей жизни. Но люблю я и абсолютную симфоническую музыку, она тоже важнейшая часть моей жизни. Таким образом, во мне два челрвека, и я понимаю и Свиридова, и Шостаковича. А люблю больше всего Прокоыьева, ну, это к слову.

Алексей Чурбанов   15.07.2020 10:12   Заявить о нарушении
Алексей, а за что вам дорог Прокофьев? Жаль, но меня он не трогает за живое. Что-то я не открываю в нём, не нахожу. Вот у Скрябина "Поэма экстаза" пронзает всю меня до чувственного обморока.Вообще люблю тонкие звуки, высокие (взвиги Витаса люблю слушать!)Может откроете свой секрет? Буду благодарна...

Галина Кадетова 2   15.07.2020 13:54   Заявить о нарушении
Про Прокофьева много можно сказать.Последний мелодист. А поэма экстаза хороша, спорить не буду.

Алексей Чурбанов   15.07.2020 17:43   Заявить о нарушении