Абхазы и Абазины это не Черкесы!

Эта фраза, которую приходится порой читать и слышать открыто или за своей спиной, как от адыгов, так и от абаза в связи с отстаиваемой нами, единомышленниками концепции единого Черкесского мира, позиции, вызывает порой самые противоречивые чувства.
 
О чём речь?

Удивительна жизнь наших древних, но таких маленьких народов. Никогда не забуду, как на одной из встреч земляков наш замечательный ученый и черкесский старейшина Юрий Агирбов рассказал случившуюся с ним в Китае историю. Не помню чему было посвящено там мероприятие – встреча была или научная конференция, - но на ней был затронут вопрос о судьбах малых народов.

Речь Юрия Исуфовича была посвящена Абазинам, и в ходе её изложения было упомянуто, что их, Абазин, на территории России осталось 30 тысяч человек. Наш старейшина был крайне впечатлён тем, с каким пониманием и глубочайшим сочувствием отнеслись китайцы к этому факту и  к самому народу.

Но каково было теперь его полное потрясение, когда в переводе с китайского он услышал цифру, что Абазин не 30, а 300 тысяч! Подумав, что это оговорка, он уточнил число у переводчицы, и та подтвердила цифру 300 тысяч. При этом душевно добавила, что китайцы очень сильно вам сочувствуют… Случился конфуз…

Что оставалось нашему старейшине? Смиренно и с искренней благодарностью принять сочувствие китайских коллег. Поправлять их, как он признался, что называется, рука не поднялась…

Рассказ этот звучал не без чувства юмора и самоиронии и вызвал наш общий смех. Но в душе-то это был смех сквозь слёзы.  К чему я об этом вспомнил?

Когда смотришь на положение дел по вопросам численности наших народов не из «окопа» повседневной жизни, а как ученый, то сердце сжимается от боли и тревоги. Ведь есть абсолютно точные, научно выверенные данные о том, какова должна быть численность этнической популяции людей как для её физического, биологического выживания, так и для развития в современную полноценную нацию.
 
С этой точки зрения, народы/народности Черкесского мира – адыги и абаза – находятся в зоне высокого риска. Кто-то в сравнительно меньшей, кто-то в большей, но ВСЕ.
 
Цифры о том, что нас где-то в Турции и по всему миру «миллионы» - миф! Они относятся, скорее, к сфере самоутешительной «психотерапии», чем к реальным научным данным. Идёт губительная для объективного самовосприятия подмена понятий.
 
Ибо нельзя ВСЕХ ПОТОМКОВ изгнанных и вынужденно выселившихся из тогдашней Черкессии и Абхазии представителей наших племён считать Адыгами и Абхазами, или иными, кто объединён ТАМ общим (пока?) именем ЧЕРКЕСЫ.
 
К таковым относятся только те, кто сохранил даже НЕ ЯЗЫК, а своё НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ. Тех, кто ПОМНИТ и знает КТО ОНИ по своим этническим и историческим корням. А главное САМИ считают себя ЧЕРКЕСАМИ и практикует в жизни ЭТИКУ своих предков. И не имеет никакого принципиального значения, на каком языке они сегодня разговаривает в повседневной жизни – турецком, арабском или каком-то ином (об этом ещё в 2013 году здесь – «Что значит БЫТЬ черкесом?" (http://proza.ru/2013/10/10/1309).
 
А таких осталось МАЛО, их НЕ МИЛЛИОНЫ! Дай Бог, чтобы набралось в лучшем случае хотя бы несколько сот тысяч. Кто-то может этому возразить? Давайте! Только без лирики и блефа. Заранее скажу - ничего не получится.

Что делать в такой ситуации?

(продолжение - http://proza.ru/2020/08/20/1126)

В заставке картина - "Шутки в сторону", художник Иван Славинский


Рецензии
То что написано в паспорте не важно. Самосознание - то, кем себя считает потомок черкесов, тоже не важно. Человек, не получивший истинно черкесского воспитания, которое раньше опиралось на нартскую мифологию и нартскую религию, это не черкес. Как только человек принимает за правду еврейскую мифологию и догмы выведенные из неё, это очень далеко от черкеса. К сожалению или к счастью, но догмы имеют огромное значение, они формируют мировоззрение, они определяют кто перед нами

Нарт Черкес   19.08.2020 21:28     Заявить о нарушении
По этой логике черкесами являются (или были?) все народы, которые обладают нартским эпосом. На сегодня людей, которые были бы воспитаны строго или исключительно на нартской мифологии или иных, опирающихся на неё этических учениях просто нет, а значит и говорить о "черкесах", получается, не приходится. Если имеется в виду нашем Хабзэ, то возникает ещё больше вопросов в связи с тем, что сама эта религиозно-этическая система имеет свои разделы, для различных людей в обществе с феодальной иерархией. К тому же все базовые ценности Хабзэ никак не противоречат тем же этическим канонам Ислама,которые нельзя понимать упрощенно. Тем более, что и в самом Исламе открыто признается правомерность для народов иметь и свои национальные традиции.
Относительно "еврейской мифологии". Если имеются в виду труды еврейских мудрецов, вошедших в Тору, то их идеи имеют куда более древние корни. К тому же сами евреи, как народ, появились лишь тогда, когда часть семитских племен, к которым относятся и арабы, стала исповедовать Иудаизм. Следует иметь в виду, что и пророк Авраам/Ибрахим, родоначальник таухида - единобожия - сам евреем не был. Но это уже отдельная большая тема. Частично об этом здесь - http://proza.ru/2019/06/09/596.


Азамат Джанымбей   20.08.2020 06:54   Заявить о нарушении