Абхазы и Абазины это не Черкесы! - II

(продолжение, начало здесь - http://proza.ru/2020/08/19/1599)

Вероятно надо понять и осознать, наконец-то, что не стоит путать мир в головах некоторых особо ретивых в своём «этнопатриотизме» ученых, журналистов,  блогеров и обывателей с реальной жизнью наших предков, как в прошлом, так и с жизнью их потомков сегодня.

Строго говоря, с учетом буквы закона и недавней новейшей истории, «черкесами» могут называть себя только потомки кабардинцев и бесленеевцев, а так же записанные черкесами абазины и другие адыги  в Карачаево-Черкесской Республике, которые были обозначены так при Советской власти, что зафиксировано и сегодня в положениях о КЧР, как субъекте Российской Федерации.

Но тут сразу могут возразить, что надо использовать название не по формальному признаку, а по тому КАК это сложилось исторически, как и к кому употреблялось это название. Отлично!

Попытка «монополизировать» имя "черкесы" в исторической науке, а это делается многими современными Адыгами - не только простыми людьми, но и учеными, а так же различного рода общественниками -  не выдерживает критики. Поскольку надо учитывать какой этап истории, и с каким этническим, а так же функционально-сословным и воинским наполнением содержания названия «черкесы» берется за основу. И тут возникает смысловой коллапс – от этимологии и фактически синонимов самого слова, до того кто, когда и по какому поводу ТАК назывался.
 
Только Адыги, этнические группы и воинские подразделения тюркских народов, все народы Северного и Западного Кавказа, наемники на границах Хазарии, в Литве и Руси? И это ещё не все варианты. Всему этому перечню и не только можно найти обоснование. Дело вкуса и предпочтений.

Что из этого следует? Похоже, сегодня важно не просто само по себе название «ЧЕРКЕСЫ», а то, что это название ДАЁТ или ОТБИРАЕТ.
 
«Даёт» очень многое – фактически «оптом» приписать исключительно себе всё то заслуживающее уважения и даже восхищения, что сделано людьми под именем «черкесы». Почему «оптом»? Потому, что в таком варианте не предполагается конкретизации и уточнения О КОМ на самом деле идет речь в преданиях, хрониках, летописях и других источниках.

«Отбирает» также многое – как минимум то, что наложением «монополистами» на исторические события своего рода лекала «черкесы», целый ряд народов или их предков лишается  своей подлинной истории.
 
Но и это не всё. За последние годы, особенно после  Грузино-Абхазской войны 1992-1993 годов, а так же в ходе подготовки к Олимпиаде 2014 года  в Сочи и после неё, от имени/названия «черкесы» или общего исторического и духовно-нравственного Черкесского мира некоторые народы, а точнее часть их элит и «общественников», стали отказываться или  дистанцироваться.
 
Конкретно речь идет об Абхазах и Абазинах. С последними ситуация и мотивировка в целом понятна и прозрачна. Об этом подробно было сказано мною ещё в 2014 году – «Об абазинах» (http://proza.ru/2014/04/26/1884). Позволю себе цитату из статьи:

«Абазины нигде и никогда себя не выпячивали, считая НОРМОЙ зачастую даже жертвенное служение общим интересам.

Однако случилось так, что в период, когда настала реальная угроза потери абазинами своей самобытности и они стали напоминать о СВОИХ назревших проблемах и интересах, то это, частью современных адыгов, было воспринято как "бунт" и чуть ли ни "подрывная деятельность" вследствие ВДРУГ, с их точки зрения, начавшего расти национального самосознания абазин...

Должен сказать - абазины ничего не забывали и так. За "рост самосознания" было воспринято простое напоминание о себе, своих делах и своих насущных проблемах в надежде на то, что к ним отнесутся так же с пониманием и деятельно, как отзывались всегда абазины на адыгские, а так же абхазские просьбы и проблемы».

А вот с Абхазами всё намного сложнее...

(продолжение - http://proza.ru/2020/08/22/1172)      


Рецензии