Зависть

«Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего». (Исх.20:17).
 
Зависть это желание иметь то, что по праву принадлежит другому человеку. Зависть всегда разрушительна и никогда не приносит человеку желаемого удовлетворения, потому что насытить зависть невозможно. Даже получив желаемое, человек, одержимый завистью, не получает облегчения, потому что получив одно, тут же начинает желать другое.
 
«Зависть – это язва души» (Сократ).
«Кроткое  сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей» (Притч.14:30).
 
Причина зависти не в том, что у человека чего-то не достаёт и даже не в социальном неравенстве, а только в искаженном восприятии реальной действительности. Можно сказать, что зависть это негативная реакция на успех другого человека.  Вместо радости за своего собрата, человек испытывает раздражение и желание отнять или разрушить все достижения другого.
 
Как так получилось? Почему вместо сорадости, вдруг, горькая зависть? Причем, многие понимают, что зависть не сулит ничего хорошего, а значит, завидовать губительно для души, но и избавиться от зависти не так просто. Одним самовнушением, что завидовать это плохо, преодолеть зависть невозможно.
 
Конечно, можно не смотреть в сторону тех, кто вызывает зависть и делать вид, что не замечаешь чужих достижений и успеха. Но это тоже не действенно, поскольку, невозможно закрыться от всего, тем более, что зависть может вспыхнуть ко всему, что человеку не принадлежит, а иметь всё на свете невозможно. И в этом корень проблемы. Зависть это скрытое, а иногда уже неуправляемое желание обладать тем, чего у тебя нет. Обладать, значит, стать владельцем того, что по праву тебе не принадлежит. Грубо говоря, зависть нацелена на устранение уже существующих прав с целью установить свои собственные права, причем, чаще всего любой ценой, вплоть до известного: «да, не доставайся же ты никому», то есть вплоть до уничтожения имущества и человеческих жертв.
 
Откуда, вдруг, такое желание? И почему не у всех оно возникает?
Ответ лежит на поверхности. Не все люди задумываются о моральной стороне любого успеха, как о самом важном достижении в жизни.  Для многих не важна цена вопроса, главное, результат. И когда другой человек становится успешней, то для большинства конкурентов это означает только то, что соперник оказался удачливей. А удача в основном расценивается как случайность, а значит, не может быть справедливостью. Таким образом, по мнению того, кто верит в удачу,  любой, кто окажется удачливей его, всегда побеждает незаслуженно. Если же побеждает он сам, то это всегда заслуженная удача или «проведение», а значит, всегда справедливо. Подобный надуманный вывод позволяет человеку обмануть свою совесть, и, если не открыто, то тайно презирать любого конкурента,  мечтая присвоить все его достижения на основании своей собственной справедливости.
 
Если же поставить мораль  во главу угла, то вера в удачу пропадёт, и зависть окажется не только ненужной для полноценной жизни, но и станет невозможной. Потому что, когда человек прежде думает о моральной составляющей любого дела, то озабочен не выгодой, славой или удачей, а тем, чтобы соблюсти свою личную честь и поступить по совести. Тогда ему не нужна удача и не нужна победа любой ценой, потому что нравственная составляющая для человека ценнее всякой победы и больше любого поражения.
 
Проще говоря, кто опирается на нравственные ориентиры, тот вначале видит моральную сторону любого дела, а уже потом все достижения. Тогда к тем людям, кто достиг успеха добросовестно, появится не зависть, а заслуженное почтение, а к тем, кто добивается  своего неправедными делами, может возникнуть только жалость. Потому что любой, кто поступает с другими бессовестно, мало того, что вредит другим, еще и сам навлекает на себя беду, а значит, уже находится в опасности. Ведь, «законы бумеранга» невозможно отменить и возмездие настигнет всякого, кто поступает аморально. Поэтому, если кто-то достиг успеха нечестно, то впереди его ждет сильное разочарование и падение.  Чему тут завидовать?
 
Другое дело, что многие не верят в неизбежность возмездия и уверены, что всё может сойти с рук, если умело утаить все нежелательные моменты, чтобы всё было «шито – крыто». В этом случае даже говорить не о чем. Если нравственность для человека не имеет значения, то он уже добровольно отказывается от человеческого достоинства и всех моральных обязательств. Это путь в лабиринт противоречий, из которого никто ещё не выходил без потерь. Проще говоря, кто пренебрегает моральными принципами и не верит в неизбежность возмездия, тот уже решил для себя, что можно не заботиться обо всех последствиях своих действий. Кстати, в таком случае, глупо возмущаться тем, что другие делают также. Но именно это и происходит, больше всех возмущаются те, кто меньше всего соблюдают собственные обязательства, поскольку они изначально уверены, что у них есть на это уважительные причины, а у других таких причин нет и быть не  может.
 
Более того, некоторые убеждены, что им априори позволено больше, чем другим, поэтому они имеют право относиться к другим с презрением, и не задумываются о морали по отношению к тем, кого считают хуже себя. Яркий пример тому не только фашизм, но и снобизм, а также любая форма высокомерия, когда человек получает удовольствие от унижения другого человека, оправдывая себя своей исключительностью и в упор не замечая индивидуальность другого. Тут уже становится бессмысленно призывать к общечеловеческим ценностям и говорить о чести и достоинстве.
 
Причем, социальное неравенство и общественное законодательство никак не отменяет человеческое достоинство и общечеловеческие ценности. Очевидно, что без строгой иерархии и власти, любое человеческое общество превращается в неуправляемую толпу. А это гораздо страшнее и губительнее любой власти. Поэтому только соблюдение закона всеми членами общества гарантирует мирное сосуществование.речь не о справедливости, а только о мире, ибо полной справедливости достичь невозможно.
 
Закон может многих не устраивать, но совершенный закон – это закон чести, можно сказать, заповеди Божии, которые не имеют никакого отношения к служению культу и всяческим ритуалам, а только и учат тому, чтобы не делать другому того, чего не желаешь себе и своим близким. Но к каждой совести стражу не приставишь, для многих людей общечеловеческая мораль не указ. Да, что там говорить, многие даже не намерены соблюдать собственные обязательства, что вызывает не только сожаление, но и ещё раз подтверждает, что верить голословно тому, кто не считается с моралью, просто глупо. Поэтому будет правильно, прежде чем иметь дело с человеком, для начала узнать о его нравственных ориентирах и о прошлом, а главное, самому стараться жить по совести.
 
Ведь, на самом деле,  никто не захочет иметь дело с человеком, который в любой момент может сложить с себя все принятые ранее обязательства и начать делать то, что придет ему в голову, при этом ни с кем и ни с чем не считаясь. Но в тоже время, многие убеждены, что их собственные желания и мечты важнее всех моральных принципов и долга, потому что личное счастье и амбиции важнее морали и всех обязательств. Это противоречие и рождает все известные пороки, включая зависть.
 
Если счастье аморально, то это уже несчастье.
Если победа нечестная, то это уже поражение.
Если эйфория от опьянения, то это уже безумие.
Если возникла зависть, то душа уже в беде. И надо думать не о том, как получить желаемое, а о том, как остаться человеком.
 
Конечно, большинство понимают губительную силу зависти и стараются придерживаться морали, чтобы не навлечь на себя беды. Но мало придерживаться, надо делать усилия над собой и учиться, чтобы осознано никогда не допускать в своей жизни безнравственных поступков в угоду своим или чужим желаниям. Следовательно, нужно понять, что не все желания, которые возникают у человека, являются полезными и нужными. Многие желания могут быть разрушительными и губительными, даже если кажутся на первый взгляд добрыми и приятными.  Чтобы отличить одно от другого и существует мораль. И только тогда будет правильно или, если хотите, угодно Богу, когда человек сам станет запрещать себе всё то,  что, во-первых, не соответствует его возможностям, а во-вторых,  не отвечает нравственным критериям. Иначе, ничего не спасёт от надвигающейся душевной боли и терзающего страха, который рано или поздно обязательно станет возмездием за непотребство и превратит любую, даже вполне состоятельную жизнь в мученье.
 
Как сделать свою жизнь доброй и честной в мире, где всё продаётся и покупается? Но нет ничего проще для человека, чем оставаться человеком, трудность только в том, чтобы не лгать себе и не нарушать собственных же обязательств. А если  обманулся и согрешил, то всегда есть время, чтобы подумать и уже не оправдывать свою глупость и слабость, а напротив, признать поражение и дальше работать над исправлением своих недостатков. Для чего всё это нужно? Как ни банально, но это нужно для спасения души. Можно сказать, для счастья, потому что истинное счастье, это не тогда, когда тебя понимают и ты получаешь желаемое, а когда совесть не мучает и ты свободен от пороков, и от зависти в том числе.


Рецензии
Интересная статья, но предположу, что автор немного обманывает себя, говоря, будто "нет ничего проще", но затем всё-таки признавая, что "трудность" всё же имеется ;)

Не лгать себе - "нет ничего проще"? Ну тогда, действительно, непонятно, откуда же на свете столько лгущих себе людей.

Надо бы поближе разобраться с этим "не лгать себе" - а возможно ли это в принципе? ;)

И вот такой абзац заинтересовал особо, при беглом просмотре.

"Откуда, вдруг, такое желание? И почему не у всех оно возникает?
Ответ лежит на поверхности. Не все люди задумываются о моральной стороне любого успеха, как о самом важном достижении в жизни. Для многих не важна цена вопроса, главное, результат. И когда другой человек становится успешней, то для большинства конкурентов это означает только то, что соперник оказался удачливей. А удача в основном расценивается как случайность, а значит, не может быть справедливостью. Таким образом, по мнению того, кто верит в удачу, любой, кто окажется удачливей его, всегда побеждает незаслуженно. Если же побеждает он сам, то это всегда заслуженная удача или «проведение», а значит, всегда справедливо. Подобный надуманный вывод позволяет человеку обмануть свою совесть, и, если не открыто, то тайно презирать любого конкурента, мечтая присвоить все его достижения на основании своей собственной справедливости."

Я, во-первых, не торопился бы с "поверхностью", мол, ответ только там и нигде больше не надо смотреть. Во-вторых, соглашусь с тем, что человек, снова, себя обманывает, обесценивая и не понимая цены, которую кому-то приходится платить за свой "успех", даже если кажется иначе. А если всё-таки пойти глубже, всматриваясь в принципы, по которым формируется зависть, то нельзя обойти стороной вот это "по мнению того, кто верит в" - вот именно оно, как мне кажется, играет существенную роль на той самой поверхности. Я бы также отложил немного в сторону "моральную сторону успеха", но не для того, чтобы эту сторону проигнорировать, а чтобы спокойно посмотреть на неё, задавшись вопросом - а что это такое? И попытаться ответить на этот вопрос трезво, непредвзято, правдиво, не обманывая себя, но и не затыкая себя - если с опорой на веру, то чётко указать, во что именно верить и почему это опора, и так далее. Всю механику процесса, как говорится, хотелось бы лицезреть.

Вот такой, навскидку, отклик. Прошу прощения за беглость. Обстоятельства. А вешку оставить захотелось.

Феронин   04.09.2021 10:38     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.