Закон сохранения объективного противоречия

      Все люди с хорошим современным образованием знают о всеобщем законе материального мира, который сформулировал великий русский учёный М.В. Ломоносов. Это закон о сохранении вещества и энергии в замкнутых системах. Однако, мало кто знает о всеобщем законе сохранения объективного противоречия. Между тем, он является фундаментальным законом мироздания. Благодаря ему происходит движение и развитие не только физической, но и социальной материи. Окружающий нас материальный мир изначально и объективно противоречив. Объективное противоречие – вечный двигатель движения и развития всего, что есть, то есть бытия.
 
       Не случайно гениальный философ Г. Гегель дал универсальное определение метода научного познания окружающего нас мира. Это важно и актуально для всех наук. Он определил метод как «осознание формы внутреннего самодвижения содержания». Объективное противоречие в той или иной форме как раз и приводит в движение внутреннее содержание различных объектов – всего, что есть. Осознание его и есть метод познания. Всякое конкретное противоречие, содержащее в себе противоречие объективное (всеобщее), порождает конфликт и борьбу.

       Что ж, закон, потому и закон, что избежать его проявления в нашей социальной жизни никак невозможно. Надо принимать жизнь такой, какова она есть – во всём её противоречивом великолепии, то есть объективно. В социальном бытии «объективное» - это не только то, что находится (согласно прежней и устаревшей философской парадигме) вне сознания, но и то, что содержится в самом сознании (одновременно или, вернее, вневременно). О. - это хорошо осознанное «всеобщее» в его единстве с «единичным». Необходимо принимать и исполнять всеобщие законы сознательно. Истинная свобода – «осознанное подчинение необходимости» (Ф. Энгельс»), что и порождает возможность «господства над обстоятельствами со знанием дела» (К. Маркс).

       Для успешного разрешения всякого конкретного противоречия существует свой метод, который хорошо работает исключительно в рамках универсального (всеобщего) метода, содержащего в себе истину на все времена, - диалектического компромисса. Разрешённое конкретное противоречие, порождающее конфликт, требует к себе постоянного внимания, непрерывного возвращения на уровень сознания, благодаря усвоенному в поколениях знанию. Это обстоятельство порождает необходимость перманентных (и дополнительных) усилий для его удержания вне сферы и рамок актуального (острого) противоречия. Неисполнение указанной необходимости приводит к возвращению хорошо забытых конфликтов, бывших ранее и вновь ставших актуальными здесь и сейчас. По этой причине история никогда никого ничему не учит. Она наказывает за плохо выученные уроки.

       По той же самой причине, из-за волюнтаризма Н.С. Хрущёва в одностороннем порядке началось разоружение социалистического блока с идеологического отказа от дальнейшей борьбы с буржуазной идеологией и мелкобуржуазной психологией, Внутренний враг к большой радости и великому удивлению врага внешнего неожиданно победил. Пришли к власти варвары, жулики, воры и бандиты. Они и разрушили страну впервые победившего социализма. Произошла страшная геополитическая катастрофа, эхо от которой слышится и сейчас.

       Руководитель огромной страны, организовавший победу над фашистской Германией в Великой Отечественной Войне, И.В. Сталин, хорошо понимавший диалектику, высказал гениальный теоретический тезис об усилении классовой борьбы в процессе построения коммунистического общества. Эту установку никто не понял, не принял и не взял в расчёт. История жестоко наказала Россию и братские государства, входящие в бывший СССР, за плохо выученный урок.

       Вывод: Объективное противоречие вечно во времени и бесконечно в пространстве. Более того, оно является причиной движения-вообще (всеобщего движения), следовательно, и пространства, и времени тоже. О.п. уничтожить нельзя, оно несотворимо и неуничтожимо. Оно содержится во всяком конкретном противоречии, и никогда не уничтожается, а разрешается диалектическим компромиссом, временно переходя из одной конкретной и актуальной формы в другую. Противоречие между трудом и капиталом уничтожить невозможно. Его можно разрешить, отодвинуть на второй план, сгладив его социальную остроту. Капитал можно взнуздать и заставить быть социально ориентированным при жёстком контроле в условиях государственного капитализма и господстве идеологии марксизма-ленинизма, что бы на практике означало  диктатуру пролетариата.

      


Рецензии
Андрей Яковлевич, теоретическую базу Вы подвели хорошую - здесь без вопросов.
Но ведь практические выводы нужно делать с точностью до наоборот!
Да, противоречие между трудом и капиталом бесконечно во времени и пространстве.
Да, оно никогда не уничтожается, разрешается диалектическим компромиссом.

И он был найден - рухнула социалистическая система, 14 стран потерпели фиаско, даже Фидель, которого трудно в чём либо упрекнуть, не смог построить общество социального равенства. И причина этому простая, коммунисты не хотели замечать другого Объективного противоречия: социальное равенство - это утопия, природа не развивается по законам уравниловки, только - по законам равенства возможностей. О.П. как раз и заключается в том, что коммунистический рай на то и рай, чтобы олицетворять мёртвую структуру, не способную к развитию без противоречий.
И сегодня говорить о диктатуре пролетариата это всё равно, что вспоминать о рабах или феодальных крестьянах. Где Вы видели сейчас пролетариат? В Белоруссии? В Сирии? Даже "жёлтые жилеты" во Франции - это активная часть среднего класса, олицетворяющего общество потребления, а не "пролетариев всего мира", которые так и не соединились.
Вот уж действительно, история учит тому, что ничему не учит. Это Вы верно констатируете: сталинист остался сталинистом, коммунист-утопист - утопистом. Мечтать всегда проще, чем делать работу над ошибками.
С уважением.

Виктор Попов 7   19.10.2020 09:50     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Виктор! С удовольствием прочёл Ваш комментарий. Тем не менее, несколько логических ошибок я в нём обнаружил. В диалектике есть такое понятие как "тождество различия". Мы все люди,и в этом смысле равны, но равны не так, чтобы быть абсолютно равными. Гегель говорит, что "иное иного есть иное". В этой фразе есть двойной смысл. Первый, - иное иного есть то же самое, то есть тождество. Второй, - иное иного есть иное, то есть другое, отличное от первого. Так что, Высшая Теория Общественного Развития - марксизм-ленинизм - не такая поверхностная, как на первый взгляд кажется. Обе общественные тенденции - тождество и различие всегда находятся в перманентной борьбе, переходя одна в другую,утрачивая различие, сохраняя, при этом, непримеримость противоречия.Я о том и пишу, что разрешение противоречия требует дополнительных усилий для сохранения его разрешённого статуса. Если вы в борьбе решили, что победили и, вследствие этого, потеряли бдительность и расслабилис, то победа вашего противника вполне предсказуема. С приходом к власти Хрущёва коммунистическая идеология перестала развиваться, глубокие корни пустил оппортунизм. После 22 съезда КПСС идейных коммунистов, владеющих диалектической логикой, считайте - не было. На сегодняшний деньклассовая структура Российского общества размыта, можно сказать, классов и нет вовсе. Пролетариат люмпенизирован и деградировал. Однако классовое противоречие при капитализме будет всегда. Во что оно выльется - одному богу известно. Крот истории роет, хотя это и не заметно на поверхности. Социалистическая революция произойдёт обязательно. Субъективный фактор революционного процесса когда-нибудь да созреет. С уважением,

Зуев Андрей Яковлевич   19.10.2020 13:09   Заявить о нарушении
Уважаемый Андрей Яковлевич, не могу согласиться, потому что всё о чём Вы пишете, я испытал на своей шкуре будучи активным строителем коммунизма.
"После 22 съезда КПСС идейных коммунистов, владеющих диалектической логикой, считайте - не было". ???
Это не так. В те времена диплом о высшем образовании не давали, если не сдашь экзамен по марксизму-ленинизму, тем же законам Гегеля: перехода количества в качество, единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания.

Практика - критерий истины!
Это тоже из той оперы. Однако мы и от этого критерия нос воротим.
И если "оппортунисты-ревизионисты" китайцы сегодня под знамёнами коммунизма строят капитализм, то мы опять умнее - нам подавай Сталина.
Гордыня - наша воплощённая национальная идея.
Поэтому имеем то, что имеем.

"Высшая Теория Общественного Развития - марксизм-ленинизм - не такая поверхностная, как на первый взгляд кажется"??
Это только на первый взгляд она Высшая. Но фактически - это догма, стоившая миллионы жизней невинно убиенных. А где эти коммунистические академики и доктора общественных наук, разбежавшиеся при одном чихе пьяницы Ельцина?
Почему "Высшая Теория" оказалась в мгновении ока на свалке?
Когда-то меня учили, что эта теория-наука так же объективна, как физика.
Ошибочка вышла-с.
Или будем биться до последнего коммуниста...
Нам не привыкать.

Виктор Попов 7   19.10.2020 14:38   Заявить о нарушении
Я очень хорошо помню как преподавались общественные науки. Декларировались, вроде бы правильно, важные постулаты марксизма-ленинизма, но как-то поверхностно, в отрыве от моей личной жизненной практики. Это ощущение меня не покидает и спустя 50 лет.Учёба на лечебном факультете отнимала всё свободное время. Количество информации огромное. Успеть бы прочитать литературу по специальности. В обязательном порядке требовали конспекты по общественным наукам. Однако никто из преподавателей не поинтересовался, формируется ли у студентов целостная картина мира. Я, исходя из необходимости хорошо сделать что-то одно, к сожалению в ущерб общественным наукам, из самосохранения, начал писать конспекты совсем непонятным преподавателю почерком. К моему изумлению, конспекты принимались с похвалой. Я осознал формализм и бюрократизм в преподавании общественных наук. Однажды на экзамене по философии я поспорил с экзаменатором, утверждая, что научная философия должна органично вплетатьсЯ в мою жизненную практику. Никакая другая философия мне не нужна. Не смотря на несовпадение наших позиций, преподаватель оценил мои знания на отлично.Целостная картина мира, наконец, сфрмировалась в моём сознании спустя 42 года благодаря лекциям профессоров Красного ниверситета при Фонде Рабочей Академии (М.В. Попов). Должен заметить, что "гранит науки" грыз я, а не кто-либо другой. не так-то просто, оказываетсЯ, стать коммунистом по убеждению.

Зуев Андрей Яковлевич   19.10.2020 19:37   Заявить о нарушении
Хорошие мысли: - Где Вы видели сейчас пролетариат? В Белоруссии? В Сирии?
Даже "жёлтые жилеты" во Франции - это активная часть среднего класса, олицетворяющего общество потребления".
Вот именно:
"Истину абсолютную и истину относительную разделяет постоянно исчезающая граница. По этой причине абсолютная истина всегда содержится в истине относительной, а относительная истина – в абсолютной. Следовательно, в процессе познания относительная истина становится всё более абсолютной, а абсолютная истина – всё более относительной, будучи всегда конкретной".

Михаил Галакт   20.12.2020 14:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.