Церебральный сортинг и традиционная жизнь

К моему сожалению, с трудами и мыслями такого замечательного и даже примечательного по многим параметрам ученого, как Сергей Савельев - российский учёный, эмбриолог, эволюционист, палеоневролог, доктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией развития нервной системы Института морфологии человека РАН – я познакомился только в 2019 году.

Фигура колоритная, с целым рядом потрясающе интересных взглядов и подходов к пониманию природы и сущности Человека. Важнейшая его идея, безусловно, это необходимость внедрения в практику системы прижизненного церебрального сортинга – то есть выявление структур мозга предопределяющих те формы деятельности, в которых человек может быть максимально успешен. Её носителем и популяризатором он является по сей день.

Кое с чем успел даже поспорить с ним заочно. Однако в нашем случае я хотел обратить внимание на те его мысли, которые научно обосновывают форму счастливого устройства жизни различных народов, большинства составляющих их людей. Речь идет о важности сохранения условий, в которых столетиями формировался особый тип мышления и культуры народов, то есть ТРАДИЦИОННЫЙ уклад и образ их жизни адаптированный к современным реалиям. 

Обоснование идеи определяется ролью такого явления как «импринтинг», то есть «запечатления» в сознании и психике человека (что присуще и животным) признаков объектов и даже форм поведения с момента рождения. Эти запечатления играют колоссальную роль на протяжении всей последующей жизни человека.

Принципиальное значение имеет тот факт, что период биологического созревания мозга, а затем фиксации в нём того, что Савельев называет «социальные инстинкты» (индивидуальные и коллективные), сопровождается не только выработкой адаптивных форм поведения, но и соответствующим биологическим отбором.

Именно эта специфика породила культуру сравнительно гармоничной иерархичной коллективности у восточных народов и индивидуализм у западных. Хотя, надо это отметить, сегодня идет ломка этих шаблонов в обратном направлении, что создает целый ряд, как проблем, так и новых явлений.

Как бы то ни было, в традиционалистских обществах несравненно меньше практикуется формирование и поддержка критического типа мышления. Носители такового обычно или погибали или становились изгоями. Для всех остальных запечатление с детства устоявшихся традиций, форм поведения, взаимоотношений старших и младших, мужчин и женщин, системы отношений к «своим» и «чужим» обеспечивало устойчивую и безопасную форму жизни.

Поскольку, по Савельеву, устройство мозга большинства людей предопределяет адаптивную «соглашательскую» модель поведения, то традиционные формы взаимоотношений являются для них не просто предпочтительными, но и наиболее комфортными.

Это имеет большое значение, как для общества или народа в целом, так и для каждого отдельного человека, так как традиционный уклад позволяет удерживать человека от девиантного, то есть отклоняющегося от принятых норм поведения. Однако проблема заключается в том, что это верно только для конкретно этого общества. Выход же за его пределы сопровождается порой непредсказуемыми формами поведения в чуждой среде. 

Самым простым примером такого положения дел может служить неадекватное поведение деревенских жителей в городах и наоборот. Ситуация обретает ещё больший драматизм, когда происходит изменение не только социальной, но и национальной среды обитания. Когда скромные и воспитанные в своей среде члены традиционных обществ неожиданно превращаются в разнузданных и агрессивных персонажей в несвойственных для них условиях жизни.      

При этом важно подчеркнуть что, как считает Савельев, индивиды, наделенные особенностями в виде критического мышления и повышенных, пусть и небезосновательных, амбиций в традиционных обществах не уживаются. Они неизбежно оказываются вне его границ, в том числе, по собственной воле.

И хотя, по большому счету, именно они являются двигателями прогресса – от открытия и освоения новых земель до научных открытий – их самореализация происходит за пределами традиционных сообществ. Имеют ли при этом развитие и достижения сами эти общества, свойственная им культура? Да, имеют.

Формы такой культуры могут достигать впечатляющих высот в том, что касается этики взаимоотношений, хозяйственного уклада, отношения к природе и окружающей среде,  и даже того, что касается воинских традиций. Ярким примером может служить традиционная культура Черкесов, которая построена на этико-философской доктрине кодекса Хабзе  - своде неписаных, постоянно развивавшихся правил и законов, включающих в себя нормы обычного права, морально-этические принципы поведения, как отдельного человека, так и общества в целом.

Проблема сохранения и развития Хабзе, как основы жизни Черкесов, определяется трудностями его использования в современной жизни, определяемой законами и моральными принципами  общества потребления. Всё это имеет следствием всё большую «атомизацию» жизни людей, потерю ими традиционных нравственных ориентиров, трудностями в использовании национальных языков и традиционной культуры в целом. 

По мнению профессора Савельева, государство должно быть кровно заинтересовано в том, чтобы сохранять накопленное народами уникальное наследие как в области культуры, так и, что с его точки зрения ещё более важно, в области генетики, церебральных особенностей народов и рас, что можно будет использовать в последующем на общее благо. Как это возможно осуществить?

Ещё до знакомства с трудами Сергея Савельева, семь лет назад, в статье «Возможный Черкесский путь» (http://proza.ru/2013/07/30/530)», опираясь на философскую логику и анализ проблемы самосохранения Черкесов, мною была высказана следующая идея:

«От себя лично добавлю конкретное предложение по сохранению самобытности черкесов. Вероятно есть смысл подумать над созданием добровольных компактных зон проживания черкесов на основе традиционного образа жизни, связанного с сельским хозяйством, животноводством и ремеслами. Такие районные национально-культурные автономии могли бы быть не только очагами сохранения языка и народной культуры, но и центрами этнографической научной работы.

Как минимум в таких районах можно было бы производить экологически чистую пищевую продукцию и различные товары традиционных ремесел, а все это реализовывать через сеть фирменных магазинов. Еще важнее то, что они могли бы стать основой для этнического туризма, включающего в себя проживание в семьях, знакомство с бытовой и хозяйственной культурой, освоением обычаев и традиций, а самое главное изучения родного языка в оптимальных условиях языковой среды…»

Возможно это действительно важно и нужно. Ведь предложенная модель может носить универсальный характер, применимый ко многим народам – от больших до малых, и это может принести всем не только реальную пользу, но и возможность многим обрести счастливую жизнь.


Рецензии