Киевские гимназистки. А-И
Много лет я занимаюсь сбором, разбросанной по разным источникам, информации об учащихся и педагогах дореволюционных гимназий Киева. В большинстве случаев, в источнике прямо указывается номер или название гимназии, иногда это удается определить после долгих поисков. Но, к сожалению, даже долгий поиск к определению гимназии не приводил. В таком случае я откладывал информацию в отдельную папку. Однако поскольку таких имен скопилось достаточно много, я все-таки их решил поставить на сайт, разделив имена, соответственно, на выпускников мужских и женских гимназий. Кроме того, поскольку очерки о Варваре Григорьевне Малахиой-Мирович и Ольге Максимовне Вольбрюк достаточно объемны, я их вынес в отдельную часть.
Как всегда буду рад получить от читателей любую информацию или замечание.
Училась в Киевской гимназии- актриса театра и кино ТАМА;РА ФРИ;ДРИХОВНА АДЕЛЬГЕ;ЙМ (1904- 1979)
Родилась в Киеве в еврейской семье адвоката, юрисконсульта Металпромсоюза на заводе в Одессе Фридриха Яковлевича Адельгейма (1878 - 1937), расстрелянного в 1937 году и домохозяйки Галины Яковлевны Адельгейм (во втором браке Шварцборт);
Внучатая племянница актёров Роберта Адельге;йма (1860- 1934) и Рафаила Льво;вича Адельгейма(1861- 1938).
В первом браке муж - критик, драматург и прозаик Хрисанф Николаевич Херсонский (1897-1968); во втором браке- муж — кинорежиссёр и сценарист Александр Леонидович Соловьёв (1898—1973).
В 1922 году поступила в Одесскую музыкальную академию Общества музыкальных деятелей.
В 1923 году переехала в Москву, где училась в киностудии «Новь», затем в первой московской коллективной киностудии у кинорежиссера Михаила Ильича Ромма(1901-1971).
С 1924 года снималась в фильмах немого кино, в том числе в фильме Михаила Ромма «Что говорит «мосс», сей отгадайте вопрос».
В 1925 году сыграла первую значительную роль Бейлы в картине Алексея Грановского «Еврейское счастье».
В 1930-е годы играла в театре и на эстраде. Работала с киностудиями Межрабпом-Русь, Госкино, кинофабрикой в Одессе, Совкино, Мосфильм.
В январе 1929 года стала действующим членом Ассоциации работников революционной кинематографии (АРРК), избрана в состав бюро её актёрской секции.
В 1930 году написала либретто «Хромоножка», по которому режиссёрами Александром Гавронским, Ольгой Улицкой и Юрием Винокуровым был поставлен одноимённый фильм.
В 1933 году на Украинфильме снялась в звуковом фильме Александра Гавронского и Ольги Улицкой «Любовь» (роль Жени).
Играла на сцене Московского ТЮЗа , работала в коллективе братьев Адельгейм.
В 1939 году - избрана председателем бюро актёрской секции Дома кино.
В 1941 году вместе с киностудией «Мосфильм» была эвакуирована в Алма-Ату, выступала в госпиталях, в том числе со специально написанным для неё Рувимом Фраерманом скетчем «Маленький разведчик».
В феврале 1943 года вернулась в Москву, выступала на эстраде и как мастер художественного слова.
В 1950-е годы постановщик собственной программы-киноочерка «Дорога мира».
Последние годы жизни жила в московском Доме ветеранов кино.
В 1916 году окончила Киевскую женскую гимназию - искусствовед, музейный работник АДЕЛАИДА ВЛАДИМИРОВНА АРТЮХОВА-ИВАНОВА (1903 –1936?)
Жена издателя и журналиста, автора книг для детей Сергея Григорьевича Титаренко(1889-1976) Первый раз был арестован в 1919 году, а затем повторно в 1929 году по сфабрикованному делу СВУ («Союз Освобождения Украины»)
С 1917 года училась на историко-филологическом отделении ВЖК, а после их реорганизации – в Высший институт народного образования(ВИНО), который окончила 1923 году. Одновременно училась на факультете искусствоведения Киевского археологического института .
В 1923–1924 годы продолжила учебу в отделе истории искусства Киевской академии искусства.Состояла членом кружка «Studio» при Кафедре украинского искусства ВУАН (1926 г.).
С 1924 года работала лаборантом и ассистентом у искусствоведа и музееведа Федора Людвиговича Эрнста(1891-1942) во Всеукраинском историческом музее им.Т. Шевченко (ВИМ)
В 1928 году принимала участие в подготовке выставки «Украинская живопись ХVII-XX вв. », в 1930 г. – в организации выставки гравюр известного живописца и графика Алексея Кравченко, иллюстраций и иллюстрированных произведений Т.Г. Шевченко. В Украинском научном институте Книги устраивала выставку иллюстраторов книг Н.В. Гоголя.
С мая 1932 г. переведена на должность ассистентки с поручением заведовать отделом рукописей и библиотекой ВИМ.
Кроме штатной работы в музее, работала в 1928–1929 гг. секретарем Комиссии изучения художественного творчества Т.Г. Шевченко при Киевскому филиалу Института Т.Г. Шевченко; в 1928–1930 гг. в Комиссии искусства книги при Украинский научный институт книги. Была членом Украинского библиологического общества при ВУАН
В октябре 1932 г. защитила работу «Социальные корни параллелей и расхождений между украинским литературой и живописью эпохи промышленного капитализма» и получила квалификацию научного работника и доцента.
В ноябре 1935 года арестована и приговорена к 3-м годам ссылки в Воронеж.
Училась в киевской гимназии-ГАЛИНА АРКАДЬЕВНА БАЖАН (рожденная Поржецкая; ок. 1879 - 1955)
Замужем(с 1902 г.) за военным топографом, старшиной армии УНР Платоном Артемьевичем Бажаном (ок. 1880- 1966)
Сын- украинский поэт, переводчик, общественный деятель, академик АН УССР (с 1951), заслуженный деятель науки Украины (с 1966)- Николай Платонович Бажан(1904-1983)
Под воздействием отца и дяди увлеклась произведениямиТ. Шевченко; любила украинские песни и музыку, зачитывалась произведениями Леси Украинки и Ивана Франко.
В восьмом классе Галина вступила в «Украинское землячество».
«В Киеве я почувствовала себя украинкой»,- по воспоминанию её дочки Аллы, говорила Галина Аркадьевна своим детям. В одном из документов упоминается, что в годы гражданской войны Галина с цветами встречала войско УНР.
Дочь Алла Платоновна Бажан вспоминала : «Отец встретил маму- милую, хрупкую гимназистку, полюбил ее. Поженились они в 1902 году. Не было искреннее, счастливое и стихи любви супругов. Любовь, взаимное уважение и понимание сопроводили их все 52 года совместной жизни. Отец уважал мать и воспитывал нас в уважении и любви к ней».
«Возле нашей семьи собралась группа друзей и знакомых из украинской интеллигенции: врачи, учителя, адвокаты и некоторые военные. В доме не было ни карт, ни вина. Хозяева и гости играли на пианино, читали, спорили. Горячие дискуссии разгорались вокруг идей Толстого, искренними поклонниками которых были наши родители».
Окончила киевскую гимназию - языковед, библиограф, библиотековед ЛИДИЯ ГРИГОРЬЕВНА БЕЛЬСКАЯ
Окончила историко-филогический факультет ВЖК.
В 1915-1917 годы - в Петрограде организовала и заведовала книжным собранием общины «Улучшение быта учащихся».
С июля 1919 года работала в НБУ с каталогами иностранной литературы. Владела многими иностранными языками.
В 1915 году поступила в подготовительный класс киевской женской гимназии- генетик, селекционер, кандидат биологических наук, лауреат Ленинской премии (1960) МАРИЯ ГРИГОРЬЕВНА БОРДОНОС (1907-1996)
Родилась в Киеве. Отец — Григорий Митрофанович Бордонос, юрист; мать — Мария Игнатьевна Бордонос.
Окончила школу в советское время.
В 1931 году окончила со званием преподавателя агробиологических наук Киевский институт народного образования имени М. П. Драгоманова.
Работала учительницей в школе в поселке Чоповичи.
С 1933 года — старший лаборант лаборатории генетики Украинского НИИ сахарной промышленности , которой руководил профессор Вячеслав Фабианович Савицкий (1902-1965).
В 1940 году заочно окончила двухлетние курсы медсестёр.
С августа 1941 по 1944 год- работала в эвакогоспиталях со своим мужем, военным врачом; была активным донором и отмечена званием «Почётный донор СССР» (1945)
С 1944 года — старший научный сотрудник селекционно-генетической лаборатории Всесоюзного НИИ сахарной свёклы. После августовской сессии ВАСХНИЛ (1948) была отстранена от работы.
В 1946 году защитила кандидатскую диссертацию и в 1947 году утверждена в учёном звании старшего научного сотрудника по специальности «генетика».
С 1950-х годов - старший инспектор-методист Главного управления сельскохозяйственной науки, старшего агронома по растениеводству Министерства сельского хозяйства УССР.
С 1957 года — старший научный сотрудник отдела растениеводства Украинской академии сельскохозяйственных наук.
С 1962 года — старший научный сотрудник лаборатории генетики и цитологии Всесоюзного НИИ сахарной свеклы.
В 1968 году вышла на пенсию.
Автор 20 научных работ.
Отмечена медалью участника Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (1957)
В 1913- 1920 годы училась в Киевской женской гимназии- МАРИЯ ЮЛИАНОВНА БУРАВЦОВА (рожденная Пиотровская; 1902 -1938)
Муж- Евгений Сергеевич Буравцов;
Отец – управляющий (главный бухгалтер) на Носовском (около Нежина) сахарном заводе - Юлиан Эдуардович Пиотровский(1870-1937); мать- Елена Леонардовна Вадецкая.
Окончила Киевскую гимназию- певица, музыкальный педагог МАРИНА (МАРИЯ) СТАНИСЛАВОВНА БУРДАНОВА (1878 – 1938)
В первом браке(до 1907 г.) муж – пианист и композитор. педагог, музыкально-общественный деятель, художник Владимир Иванович Поль(1875-1962);
Во втором браке муж – художник, художественный критик, выпускник Петербургской академии художеств Григорий Григорьевич Бурданов (наст Богданов ; 1874 - 1935).
Родилась в Киеве в дворянской семье. Окончила Киевскую консерваторию.
Проживала с мужем и детьми в Киеве, преподавала музыку и пение.
В 1914 году переехала с семьей в Москву, преподавала музыку и пение.
В 1920 году- преподаватель музыки в школе-колонии на станции Нахабино Московской области.
В апреле 1932 года арестована по групповому делу верующих, приговорена к 3 годам ссылки и отправлена вместе с мужем в Алма-Ату. Преподавала в музыкальном училище.
В 1935 году после окончания срока ссылки,осталась жить в Алма-Ате. Участвовала в тайных богослужениях в подземной церкви в их доме с участием митрополита Иосифа (Петровых).
В ноябре 1937 года- повторно арестована и приговорена к высшей мере наказания, замена на 10 лет ИТЛ.В 1938 году скончалась на одном из этапных перегонов.
Окончила Киевскую женскую гимназию- музейный работник КЛАВДИЯ МИХАЙЛОВНА БУХАРИНА (1894–1964)
Родилась в Уфе. Отец- Михаил Игнатьевич Бухарин – запасной старший сигналист на железной дороге, мать – Александра Георгиевна – домашняя хозяйка.
После окончания гимназии, зарабатывала репетиторством, затем окончила курсы сестер милосердия и в 1916 году ушла на фронт. В период Брусиловского сражения работала в госпитале, была награждена Георгиевским крестом и орденом Анны.
В 1918–1928 годы работала в различных статистических учреждениях Украины и Ленинграда и одновременно училась: в 1922–1923 годы- в Киевском археологическом институте, в 1926–1930 годы- на вечерних курсах искусствоведения при Ленинградском университете, где и получила звание музееведа.
В 1930 году выходит замуж за директора Череповецкого краеведческого музея, заслуженного работника культуры РСФСР (1938) Корнелия Константиновича Морозова (1902 – 1981) и переезжает в Череповец. Поступает работать в краеведческий музей, где её задачей было создание художественного отдела, а затем становится его заведующей. Одновременно, не меньше сил она отдает краеведческой работе, участвует различных искусствоведческих экспедициях в Вологду, Кириллов, Ферапонтово, Ярославль, Ростов, Кострому, Владимир, Суздаль, Новгород, Псков и Москву.Её стараниями, при музее открывалась художественная студия.
Клавдия Бухарина проработала в музее 34 года. Постоянно выступала с лекциями по искусству. Оставила много рукописей, которыми пользовались и пользуются до сих пор ученые, краеведы. Среди них: «История музея. 1895 – 1941 гг.»; «История города Череповца» (1962); «История создания опытного примузейного участка с живыми коллекциями»( 1951).
Окончила Киевскую гимназию- общественный и партийный деятель ОЛЬГА САМОЙЛОВНА ВЕЙЛАНД (1893-1979)
Родилась в Одессе, в семье служащего. Окончила в Киеве ВЖК.
В 1912 году стала членом Российской социал-демократической рабочей партии большевиков (РСДРП(б)). Из-за угрозы ареста выехала из России, жила в Цюрихе (Швейцария) и в Вене (Австрия). В эмиграции познакомилась с В. И. Лениным и Н. К. Крупской.
В 1913 году вернулась в Россию, продолжая революционную деятельность в Москве, Нижнем Новгороде, Киеве.
В 1918 году - работала редактором фронтовой газеты «Вперед». Летом того же года она приехала в Липецк и включилась в работу по упрочению в городе и уезде власти большевиков. На уездной партийной конференции была избрана председателем Липецкого уездного комитета РКП(б) и редактором уездной газеты «Известия Липецкого Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов», (позднее «Липецкая газета»).
В 1920 году переведена на партийную работу в Тамбов.
В 1933 - 1941 годы- ответственный секретарь «Исторического журнала» («Борьба классов»).
В послевоенные годы работала в ЦК профсоюзов, аппарате орготдела Коминтерна, периодических изданиях.
Окончила пять классов киевской гимназии- польский историк, педагог, писатель и публицист ДИОНИЖА ВАВЖИКОВСКА-ВЕРЦИОХОВА (1908 - 1997)
Окончила исторический факультет Высших педагогических курсов в Кракове, факультет социальной и воспитательной работы в Варшаве и педагогический факультет Свободного польского университета в Варшаве.
Более десяти лет преподавала в школе польский язык.
В 1929 году дебютировала как писатель.
В 1932-1939 годах работала в сфере просвещения.
Во время Второй мировой войны продолжала подпольно преподавать польский язык
В 1944 году получила докторскую степень.
С 1946 года жила в Варшаве.
В 1950-1959 годы снова работала в сфере образования.
В 1978 году получила награду министра национальной обороны Польши.
В 1917 году окончила в Киеве гимназию - ботаник, доктор биологических наук (1956) ЕЛЕНА ДМИТРИЕВНА ВИСЮЛИНА (1898- 1972)
В 1917 -1920 годы училась на естественном отделении Киевских Высших женских курсов.
В 1920 -1922 годы - преподаватель естествознания в трудовой школе.
В 1922 -1925 годы- учится в Киевском институте народного образования(КИНО).
В 1925 -1927 годы преподаватель естествознания в трудовых школах города.
В 1927 году поступила в аспирантуру Украинского научно-исследовательского института ботаники , где занималась под руководством ботаника, члена-корреспондента АН УССР Евгения Ивановича Бордзиловского( 1875- 1949)
После окончания аспирантуры работала младшим и старшим научным сотрудником Института ботаники АН УССР и, по совместительству, в 1930–1941 годы - доцентом кафедры ботаники Киевского педагогического института, а в 1945–1948 годы – доцент кафедры высших растений Киевского университета.
В 1939 году – защитила кандидатскую, а в 1956 году – докторскую диссертацию.
Автор трудов по морфологии и систематике растений. Описала 13 новых видов, 15 подвидов и 10 форм растений.Участвовала в создании гербария флоры Украины (Правобережная Лесостепь и Степь). Занималась изучением полезных растений, в том числе и лекарственных. Один из авторов и член редколлегии изданий «Флора УССР», «Определитель растений УССР», «Сорняки Украины» и другие.
Лауреат Государственной премии СССР (1952) и Государственной премии УССР в области науки и техники (1969).
В 1914-1917 годы училась в киевской гимназии- польская военнослужащая , участница борьбы за независимость Польши МАРИЯ СТАНИСЛАВА ВИТТЕК (1899-1997)
Отец -Станислав Виттек- был активным членом Польской социалистической партии (ППС). В 1905 году, чтобы избежать ареста, семья переехала на территорию современной Украины.
Училась в гимназии в Виннице, а в 1914 году, после начала Первой мировой войны, семья перебралась в Киев, где она проложила обучение.
В 1917 году поступила на физико-математический факультет Киевского университета.
В то же время, вступила в подпольную Польскую военную организацию (Polska Organizacja Wojskowa) и прошла курс подготовки младших офицеров.
В июле 1919 года стала заведующей военным отделом военнопленных в Киевском районе, организовывала переправу поляков из лагерей военнопленных в Польшу.
В декабре 1919 года покинула Киев и вступила в польскую армию, где служила в разведке штаба Шестой армии, которая сражалась с большевиками .
В 1920 году в составе женских добровольцев участвовала в обороне Львова.
В 1921 году возглавила учебный отдел социального комитета по подготовке женщин к национальной обороне.
В августе 1924 года - освобождена от военной службы.
В 1928-1934 годы руководила военной подготовкой женщин, с 1935 г. — заведующая кафедрой физического воспитания и военной подготовки женщин Института физического воспитания и военной подготовки недалеко от Варшавы.
В сентябре 1939 года во время вторжения Германии в Польшу, была командиром Женского батальона поддержки. В октябре 1939 года вступила в подпольную группу СВБ, которая впоследствии была реорганизована в Армию Крайову. Возглавляла Отдел женской службы при штабе Польской армии Крайовой под командованием генерала Стефана Ровецкого, затем ; Коморовского. Принимала участие в Варшавском восстании и была повышена в звании до подполковника.
После поражения восстания, смогла избежать немецкого плена и покинула руины Варшавы, слившись с толпой мирного населения. Продолжила службу на своей должности в Армии Крайовой вплоть до её ликвидации в январе 1945 года.
За заслуги в 1945 году получила звание полковника .
После окончания войны, снова возглавила секцию военной подготовки женщин в государственном управлении физического воспитания и военной подготовки, с 1948 года была начальницей отдела женщин Генерального штаба организации «служба Польши».
В 1949 году была арестована и 4 месяцa провела в тюрьме.
После освобождения работала в торговле.
В 1970 году выступила инициатором создания Комиссии по по изучению участия женщин в борьбе за независимость Польши.
В августе 1984 года стала членом Общественного комитета по празднованию 40-летия Варшавского восстания.
2 мая 1991 года Мария Виттек стала первой в истории польской армии женщиной, получившей звание бригадного генерала.
Награждена орденами: Серебряный крест ордена «Virtuti Militari» («Военные достоинства») (дважды: 1922 и 1945); Крест Независимости с мечами (1931); Крест доблести (1922);Золотой крест «За заслуги» (дважды: 1931 и 1937); Серебряный крест «За заслуги» (1948); Армейский крест; Крест Варшавского восстания; Крест за участие в войне 1918-1921 гг.(1990)
Окончила Киевскую женскую гимназию ЮЛИЯ ПЕТРОВНА ВОЗЖЕННИКОВА(1886-?)
В 1905 году жила в Маньчжурии(Китай). Состояла в союзе монархисток-(легитимисток) и в дамском кружке.Жила в СССР.
Училась в Киевской женской гимназии- филолог, переводчик, общественная деятельница женского движения СОФЬЯ СТЕФАНОВНА ВОЛЬСКАЯ-МУРСКАЯ (1894-1946)
Родилась в Каневском уезде в семье украинизированных поляков, писателя и общественного деятеля Стефана и Евгении( Францишки) Васильевны Вольских.
Жена (с 1921 г.) журналиста, писателя, педагога, общественного деятеля, дипломата Владимира Васильевича Мурского (1888-1935). В 1929-1935 годы - был представителем экзильного правительства УНР в Турции.
Училась на историко-филологическом факультете Киевского университета. Во время учебы принимала активное участие в студенческом движении и национально-освободительной борьбе.
Впоследствии училась за границей во Франции и Великобритании.
В 1917 году приняла участие во Всеукраинском съезде женщин в Киеве.
В 1918 году работала переводчиком в Министерстве иностранных дел УНР, в составе которого в 1920 году была вынуждена уехать в эмиграцию.
В июне 1920 года в Вене(Австрия) входила в управу и была секретарем Украинского женского союза, была членом и руководителем многих образовательных и культурных программ.
В 1921 году поселяется с мужем во Львове. 22-23 декабря 1921 года во Львове входила в комитет съезда украинских женщин.
В 1922 году во Львове в переводе Софии издан на украинском языке научно-фантастический роман Артура Конан-Дойла «Затерянный мир».
В 1923 году после выезда правительства УНР из Польши, Владимир Мурский был вынужден оставить государственную службу и занялся журналистикой, а София активно затимается переводами.
В 1926 году в Киеве издательством «Книгоспелка» в её переводе на украинский язык была издана книга братьев Жерома и Жана Таро «Приключения самбы Диуфа» .
Во время пребывания в Турции, продолжила заниматься общественной деятельностью. В 1935 году в Стамбуле участвовала в Международном женском конгрессе.
В 1936 году после смерти мужа, переехала с детьми в Галицию, в 1939 году- эмигрировала в Чехословакию, а в конце Второй мировой войны — в Мюнхен (Германия), где продолжала общественную и литературную деятельность.
Переводила на украинский язык произведения многих английских и французских писателей: Элизабет Гаскелл, Шарлотта Бронте, Чарльз Диккенс и Виктор Гюго. Ее переводы были высоко оценены за их точность и художественную ценность.
В 1908 году окончила Киевскую гимназию-медик МАРИЯ ВАСИЛЬЕВНА ГАЛИЛЕЕВА (1893-?)
В 1913 году окончила медицинское отделение ВЖК.
В эмиграции в Югославии.До 1941 года - в управлении социальной политики и народного здравоохранения в городе Новый Сад. Гражданка Югославии.
С 1875 года училась в Киевской гимназии- польская учительница , деятельница в области просвещения, культуры и экономической жизни в Польше АМЕЛИЯ ГАРУСЕВИЧ (урожденная Пачоска; 1871-1962)
С 1893 года жена польского национального деятеля, депутата российской Государственной думы Яна Семёновича Гарусевича (Jan Harusewicz ; 1863- 1929)
Родилась на Волыни в семье управляющего поместьем князей Сангушко Конрада Пачоски и Людвики (урожденной Венцута)
Прошла двухлетнюю педагогическую стажировку в средней школе в Быдгоще.
В 1893 году поселившись со своим мужем в Остров Мазовецки , активно занялась общественной деятельностью по повышению экономического и культурного уровня жителей Островского района. Оказывала медицинскую и материальную помощь, была соучредителем Островского ссудо-сберегательного общества (1898), Островского продовольственного общества (1911), Школы польской матери в Острове и ее 13 филиалов в районе (1905), организовывала многочисленные образовательные курсы, тренинги и лекции, а также благотворительные акции и культурные мероприятия; руководила постановками местного театра и сама исполнила множество ролей в составе Круга любителей польской сцены; организовала частную библиотеку, насчитывающую около тысячи томов.
После избрания мужа в апреле 1906 года депутатом Государственной Думы , жила в Петербурге, где в 1917 году с отличной оценкой окончила историко-филологическое отделение Высших Женских (Бестужевских) Курсов.
В марте 1918 года вернувшись в Остров, взялась за организацию там женской школы , а затем до сентября 1924 года была ее директором. После объединения её с мужской в Сеймиковскую, работала учительницей, пока после майского переворота ее не отстранили от работы в сфере образования из-за политических взглядов.
В 1934 году открыла небольшой магазин по продаже текстильных изделий на рыночной площади в Острове Мазовецком, что стало предвестником развития мелкой торговли в Польше. Год спустя только в Острове подобных магазинчиков было около сорока, а еще больше открыто в других городах.
В 1938 году за свою деятельносто получила «Почетную грамоту» Ассоциации польских купцов.
Кроме того, вела и популяризировала садоводство, пчеловодство и выращивание лекарственных трав; публиковала статьи в педагогических журналах, принимала активное участие в заседаниях различных научных, экономических и общественных организаций.
В 1881 году окончила Киевскую гимназию- педагог ЕЛЕНА ДМИТРИЕВНА ГАРШИНА (урожд. Троцина ; 1863-1942)
Жена (с 1904 г.)- литератора, критика, издателя, общественного деятеля и педагога Евгения Михайловича Гаршина (1860- 1931), брата писателя Всеволода Гаршина (1855—1888).
Была слушательницей Высших Женских Курсов.
Преподавала в Харькове и Таганроге (1891—1921).
К началу Второй мировой войны жила в Ленинграде.
КОРНЕЛИЯ ИОСИФОВНА ГОРОДЕЦКАЯ (урожденная Марр; 1871-1962)
Жена известного архитектора Владислава Городецкого(Лешек Дезидерий;1863-1930).
Родилась в Киеве в семье купца 1-й гильдии Иосифа Ивановича Марра(1846-?) и Корнелии Францевны Марр(1850-?) Родителям принадлежали два дрожжево-винокуренных завода на Подоле, пивоваренный завод на Куреневке.
Как пишет Евгений Иосифович Марр в семейной хронике «Родословня моей семьи»: «Иосиф Иванович был высокообразованным человеком, большим знатоком истории, литературы и природы. На пятидесятилетний юбилей своей жены – Корнелии Францевны, он подарил ей самостоятельно изготовленную «кабинетную» швейную машину «Зингера»! Другим примером оригинальной инженерной идеи и высокого мастерства является изготовление им лодочного мотора самолетного типа, т.е. V-образного и это в начале девятисотых годов.».
Что касается Корнелии Францевны, то приехав с матерью из Польши в Киев, она не только не имела специального образования, но и средств для учебы, однако по соседству жила семья, у которых был маленький пансионат. Девочка подружилась с ихними детьми и нередко присутствовала на уроках! Таким образом, будучи способной, она, как бы, тоже окончила гимназию!
В 1889 году Корнелия Иосифовна, которую в, отличие от матери, называли Корнелия Вторая, окончила женскую гимназию и вышла замуж за выпускника Императорской академии художеств, начинающего архитектора из обедневшей польской шляхты Владислава Городецкого.
«Белокурая с личиком точно из слоновой кости, с зелеными глазами под арками черных великолепных бровей – надменная, неподвижная, а внутренне горячая, «романистка»- писала о ней одноклассница Варвара Григорьевна Малахиева. Все другие, знавшие Корнелию, отмечали, что она была похожа на цыганку, очень спокойная и величественная.
Когда газетчики узнали об их свадьбе, то вердикт общества был однозначным – расчет, поскольку дочка купца получила дворянский титул, а жених – солидное приданное и связи в бизнес-кругах города. Но очень скоро те же газеты стали говорить об отношениях этой пары, как о «романе века.».
Конечно, для начинающего архитектора союз с дочкой купца I-й гильдии был крайне выгодным - открыл возможность получать уникальные заказы, но хорошо известно и то, что Городецкий, уже будучи известным и далеко не бедным, всегда горел желанием реализовать свои художественные способности и брался за любое предложение: проектирование канализации с теплыми сортирами, общественных зданий, доходных домов, промышленных предприятий и кладбищенских мавзолеев.
Одним из первых киевских проектов Владислава Городецкого стало строительство по заказу тестя Иосифа Марра на месте старого двухэтажного корпуса завода нового четырехэтажного здания пивзавода.
К своей жене Корнели Городецкий тоже относился словно к произведению искусства – создавал для неё эксклюзивные платья, обувь, шляпки и даже ювелирные украшения. Причем всё это исполнялось на самом высоком уровне.
Но, конечно, в первую очередь, архитектор мечтал о собственном «уютном гнездышке». Созданный им проект здания отличала оригинальная планировка: расположенный на склоне холма, он с одной стороны имел три этажа, а с другой – шесть. Но самой известной деталью здания стало внешнее оформление: снаружи его украшало несколько десятков вылитых из бетона скульптур реальных и выдуманных существ: носорогов, львов, лягушек, тритонов. Из за этого здание получило название «Дом с химерами».
Не меньшей пышностью отличается и интерьер: лестницы, обрамленные сказочными птицами, скульптурная композиция из двух фантастических фигур рыб, окутанных водорослями, лепка на стенах у входа в виде гирлянды из дичи и других охотничьих трофеев поражали каждого, кто видел это чудо.
В доме был грузовой лифт, имелся ледник с холодильниками для жителей квартир, прачечная, винный погреб, дровяной склад, подъезд для карет и даже коровник для свежего молока. В доме было семь квартир, из которых шесть сдавались в аренду.
Для своей семьи Городецкий выбрал квартиру площадью 380 м; на первом этаже с кабинетом, двумя гостиными, столовыми, будуаром, спальней, детской, комнатой для гостей, прихожей, тремя комнатами для прислуги, кухней, комнатой для мытья посуды, ванной комнатой, двумя хозяйскими туалетами и кладовой. Весной 1903 года архитектор отпраздновал новоселье в «чудо-доме».
Корнелия, помимо яркой внешности, обладала и замечательным характером, проявляла большой интерес к творчеству мужа.
Конец идилии положила революция 1917 года. Всё имущество было национализировано, и весной 1920 года Городецкие эмигрировали в Варшаву. где он поступил архитектором в министерство общественных работ. В 1928 году американская компания, инвестировавшая в деятельность Городецкого в Польше, пригласила его на должность главного архитектора по сооружению персидских железных дорог, и он переехал в Тегеран. 3 января 1930 года Владислав Городецкий умер и был похоронен на местном кладбище.
Корнелия Иосифовна пережила мужа на три десятилетия, но больше замуж не вышла. Известно, что последние годы она жила в США. Похоронена на кладбище женского монастыря Новое Дивеево, в Спринг-Валли, Нью-Йорк.
У Городецких было двое детей: старший сын Александр и дочь Елена. По воспоминаниям, Александр был непослушным, его исключали из нескольких учебных учреждений, так что ни одно он не закончил.
Елена (Helena) Владиславовна была замужем дважды и дождалась внуков. Первый раз она стала женой юриста Владимира Александровича Яценко (1883-?) У них была дочь. Во втором браке Елена – Рачинская.
По воспоминаниям М. Шарлеманя, она с мужем в 1945 г. получила разрешение на выезд в Польшу, где якобы у В. Городецкого было имение. Затем, якобы, эта семья покинула Польшу и выехала на границу Швейцарии и Австрии - на Боденское озеро, в швейцарский город Констанц, а по другим данным, в румынский г. Констанца. Дальнейшие пути наследницы знаменитого архитектора теряются.
В 1914 году окончила Киевскую гимназию- врач ЗИНАИДА АЛЕКСАНДРОВНА ГОРЯЧКОВСКАЯ-ДРИЗО(1896-1977)
Муж- инженер-строитель Юрий Дризо.
В эмиграции в Югославии. В 1928 году окончила медицинский факультет Белградского университета.
В 1929 году стажировалась в государственной больнице и в Центальном гигиеническом институте в Белграде.
С 1932 года работала в гигиеническом институте и занималась частной практикой в Цетине.
В 1932-1941 годы- врач в городах Зворник и Никшич.
С декабря 1944 по июнь 1945 года-в военно-санитарном управлении Ужицкой области.
После окончания Второй мировой войны работала санитарной служащей в городке Титово-Ужице. Занималась частной практикой. Получила граданство Югославии.
Окончила киевскую гимназию ЕКАТЕРИНА ВИКТОРОВНА ГОШКЕВИЧ (1882– 1925?).
В первом браке( с 1903 г.) муж Владимир Николаевич Бутович(1873-?); во втором- Владимир Александрович Сухомлинов(1848- 1926)
Родилась в Киеве в семье наборщика и журналиста газеты «Киевлянин» Виктора Ивановича Гошкевича и Клавдии Николаевны. После отец оставил семью и уехал в Херсон.
По воспоминаниям, маленькая Катя Гошкевич послужила натурой знаменитому художнику В.М. Васнецову при написании лика младенца на руках Марии во время росписи Владимирского собора Киева.
После окончания гимназии, выучилась на машинистку и к девятнадцати годам работала секретаршей в конторе мирового судьи Рузского.
После окончания гимназии, выучилась на машинистку и к девятнадцати годам работала секретаршей в конторе мирового судьи Рузского.
Повзрослев, она, по мнению многих, стала одной из самых красивых женщин России.Один из её знакомых описывал ее как «платиновую блондинку с чудесными синими глазами, очаровательную, умную, опасную женщину»
Одна светская дама говорила о ней, что она была «из тех маленьких, стройных, хорошо сложенных женщин, обладающих не столько истинной красотой, сколько женским очарованием. Вначале она не привлекает внимания, даже не кажется хорошенькой, но ее чары воздействуют на вас исподволь; она не ослепляет, но очаровывает, и знает, как удержать власть над мужчиной».
После замужества Екатерина заявила мужу, что не может наслаждаться с ним в сельском уединении, что не может жить без общества и развлечений, и убедила мужа, которого дела держали в России, позволить ей одной отправиться в путешествие по курортам юга Франции.
Осенью 1905 года в Биаррице она познакомилась с генералом от кавалерии Владимиром Александровичем Сухомлиновым и тут же смогла очаровать 57-летнего боевого офицера, чья карьера в те годы успешно шла в гору. Между визитами он посылал ей многочисленные подарки и телеграммы с выражением страстной любви. В 1906 году у нее впервые обнаружились симптомы серьезного и хронического заболевания почек, и в ноябре 1906 года Бутович отвез жену в Берлин, где ей была сделана операция, после которой Екатерина несколько месяцев провела в лучшей частной немецкой клинике.
В конце весны или в начале лета 1907 года, когда Бутович должен был на время уехать в Кишинев, Екатерина наконец уступила настойчивости Сухомлинова и стала его любовницей.
Вернувшийся в июле домой Бутович был встречен потрясающими новостями: жена требовала развода. Бутович отказался.
После пяти мучительных лет взаимных упреков, угроз и оскорблений, Екатерина все же добилась своего: развод был оформлен, и она стала официальной женой Сухомлинова, который к тому моменту уже занял пост начальника Генерального штаба и военного министра.
Не принятая в «высшем свете», она создала кружок, в который были вхожи влиятельные особы, которые занимали видное положение благодаря своим связям.
Особенно проявилась её энергия после начала Первой мировой войны.
«Сухомлинова ,- отмечал генерал-лейтенант, барон Петр Николаевич Врангель (1878-1928),- женщина очень не глупая, сухая и расчетливая карьеристка, отлично понявшая, чем надо в настоящую минуту создать себе славу, и умеющая извлечь все выгоды из своего положения и является центром всевозможных организаций, связанных с войной».
При этом, Врангель не мог не отметить, что «дело ведется превосходно, без каких-либо лишних формальностей и переписок: просто, ясно и быстро и можно только удивляться распорядительности и организаторскому — совсем не женскому — уменью Сухомлиновой».
В 1915 году, когда в обстановке войны стало ясно, что стране не хватает снарядов и другого военного снаряжения, во всех грехах был обвинен Сухомлинов. 12 июня он был уволен с должности военного министра. Более того, началось расследование его деятельности. Через год его исключили из списка членов Государственного Совета, а в сентябре 1917 года он был приговорён к бессрочной каторге. После октябрьского переворота он покинул Россию и поселился в Германии.
Что касается Екатерины, то для неё решение суда оказалось весьма мягким. Она была освобождена, но только к прежней беззаботной жизни возврата для нее уже не было. Оставалось существовать на остатки былого благополучия, которые удалось утаить от конфискации.
В 1896 году окончила киевскую гимназию- физиолог ЛИДИЯ СЕМЁНОВНА ГРИГОРОВИЧ (1877-1937)
Родилась в г. Вильно в семье учителей. В 1898 году поступила в Петербурге на Высшие женские курсы, которыми руководил биолог, анатом,врач и педагог, создатель научной системы физического воспитания, профессор Петр Францевич Лесгафт (1837-1909).
В 1908-1909 годы ездила за границу для усовершенствования, слушала лекции по физиологии нервной системы в Париже.
В 1909 году занималась в Петербургской педагогической академии у профессоров педагогики: доктора педагогических наук (1944) Александра Петровича Нечаева (1870- 1948) и Александра Фёдоровича Лазурского (1874-1917) по экспериментальной и педагогической психологии.
С 1911 года стала работать по вопросам физиологии нервной системы в лаборатории ВЖК под руководством физиолога, профессора Николая Евгеньевича Введенского (1852- 1922) и, одновременно, сдавала экзамены на отделении физиологии физико-математического факультета Петербургского университета.
В 1917 году опубликовала статью о характере рефлексов.
В 1920-1923 годы проводила исследования под руководством физиолога, профессора, академик Академии наук СССР (1935) Алексея Алексеевича Ухтомского (1875-1942) в лаборатории Естественно-научного института в Петергофе.
С 1923 года под руковоством И.П.Павлова начала работать сначала в Физиологической лаборатории АН, а затем на Биостанции Института экспериментальной медицины в Колтушах.
Научный сотрудник Ленинградского филиала Всесоюзного института экспериментальной медицины. В 1936 году - по совокупности работ- получила степень кандидата биологических наук.
В сентябре 1937 года арестована и приговорена к расстрелу.
Окончила в Киеве гимназию- участница подпольной организации помощи польским военнопленным и борьбы с большевиками ЯДВИГА ФЛОРИАНОВНА ГОЩИЦКАЯ (Jadwiga Goszczycka;1895-1920)
Дочь Флориана и Терезы Гощицких.
Училась на Киевских ВЖК. В годы учебы стала членом студенческой организации - «Korporacja Studentow Polakow» («Корпорация польских студентов») : участвовала в просветительской работе, в Польском комитете помощи беженцам, хранила нелегальную литературу, на её квартире проходили тайные встречи.
С февраля 1918 года начала службу в польской подпольной организации помощи военнопленным в Киеве, взяв псевдоним «Ордонувна». Стоит отметить, что уже в конце 1918 года женское отделение помощи военнопленным в Киеве насчитывало около 30 членов.
С июля 1919 года стала разведчиком и связной, распространяла подпольные издания. С конца 1919 года служила руководителем одного из подразделений.
8 марта 1920 года арестована вместе с её матерью Терезой(впоследствии была освобождена) большевистским ЧК. При обыске у нее были обнаружены секретные документы.На следствии ее пытали, и она пыталась покончить жизнь самоубийством, но охранники сняли ее с петли.
В апреле, с приближением к Киеву польских войск, её вывезли в Харьков и в июне 1920 года растреляли.
В прощальном письме матери написала: «Единственное утешение для меня в том, что я выстояла до конца».
Посмертно награждена орденами: Серебряным крестом «Virtuti Militari» («Военные достоинства»), «Крестом Независимости с мечами» и «Крестом Доблести».
В 1884 году окончила Киевскую гимназию- оперная и камерная певица(лирико-колоратурное сопрано) ОЛЬГА ЛУКЬЯНОВНА ДАНИЛЬЧЕНКО (урожд. Лукина; 1869 -1929)
Родилась в семье музыканта-виолончелиста.
В 1885-1891 годы обучалась пению в Московской консерватории.
В 1893-1928 годы выступала в Московском Большом театре.
Уже став артисткой, продолжала заниматься пением у профессора Московской консерватории Умберто Мазетти(1869-1919), а подготовкой оперных партий под руководством оперной певицы и педагога Эмилии Карловны Павловской(1853-1935).
Особым успехом пользовалась в характерных партиях. Первая исполнительница в Большом театре партий: Лауры («Иоланта»), Степаниды Матуты («Псковитянка», 3-я ред.), Царского отрока («Снегурочка»), Тани («Дубровский»), Серафины («Федул с детьми»), Гельмвиги («Валькирия»). Др. партии: Княгиня и Ольга («Русалка» А. Даргомыжского), Тамара («Демон» А. Рубинштейна), Настя («Забава Путятишна»), Татьяна, Прилепа;
Часто и с большим успехом выступала в концертах в Москве, Петербурге и др. городах России.
Талант певицы высоко ценили Антонина Нежданова и Леонид Собинов.
Училась в Киевской гимназии - художник, скульптор и керамист ЭРНА СИГИЗМУНДОВНА ДАВИДОВА (в замужестве Вольфсон; творческий псевд. ДЭМ;1889-1943).
Сестра ученого-электротехника и литератора Георгия Давидова (1894–1985).
Детство провела в Киеве. В родительском доме собиралась еврейская интеллигенция, бывали еврейский поэт(на идиш и иврит) Хаим Нахман Бялик(1873-1934) и писатель и драматург Шолом Аш(1880-1957).
В годы учебы в гимназии, занималась живописью под руководством Николая Ивановича Мурашко.
В 1905–1907 годы жила с семьей в Париже, посещала художественные академии и мастерские на Монпарнасе. Путешествовала по Франции и Италии. После возвращения в Киев брала уроки у художницы, представительница русского авангарда Александры Александровны Экстер (1882 – 1949).
В 1914 году отправилась в Петербург, где посещала академию художеств, занималась живописью и акварелью, участвовала в оформлении постановок кукольного театра Юлии Леонидовны Сазоновой-Слонимской (1884-1957).
В 1920 году с мужем, адвокатом Марком Карловичем Вольфсоном(1883-1942) эмигрировала. Поселилась в Париже, где муж занялся продажей картин. Их квартира стала местом встреч русской эмиграции; здесь бывали И. А. Бунин, Б. К. Зайцев, А. М. Ремизов, В. Ф. Ходасевич, И. Я. Билибин, И. И. Фондаминский.
В Париже начала заниматься скульптурой, фарфором и керамикой. Приняла артистический псевдоним ДЭМ, составленный из начальных букв девичьей фамилии и имен – своего и мужа. Участвовала в Осеннем салоне (1921, 1930–1937), салоне Независимых (1927–1929) и Тюильри (1932, 1936), участвовала в групповых выставках в галереях Zak (1932), Salle Au Vieux Leon (1933) и др.
В 1937 году имела персональную витрину в отделе Севрской мануфактуры на Всемирной выставке в Париже и получила Почетный диплом. Была приглашена на Севрскую мануфактуру, вошла в группу по изучению технологических свойств шамотной глины. Создавала керамические портреты, маски, фигуры.
В 1939 году выставила в Салоне художников-декораторов керамический фонтан, позже установленный во Французском посольстве в Гватемале.
В годы немецкой оккупации работала в парижской мастерской. 17 июля 1942 года, во время облавы, была с мужем арестована, отправлена в лагерь Дранси, затем в Освенцим, где погибла. Многие работы были сохранены братом.
В 1948 году в галерее K. Bird в Париже состоялась мемориальная выставка (скульптура, фарфор, живопись маслом, рисунки, гуаши). В 1955 году её работы были показаны на Выставке художников и скульпторов, погибших в депортации в парижской галерее Zak.
Представлена в музеях Франции, Италии (Музей керамики, г. Фаэнца), Израиля и США, в Государственном Русском музее и Государственном Эрмитаже в С.-Петербурге.
Окончила гимназию в Киеве - музыковед, заслуженный работник культуры Российской Федерации КСЕНИЯ ЮРЬЕВНА ДАВЫДОВА (1905-1992)
Дочка директора Киевского Отделения Русского музыкального общества, племянника композитора Петра Ильича Чайковского, с 1937 года- сотрудника, с 1945 года-главного хранителя музея П.И.Чайковского в Клину-Юрия Львовича Давыдова(1876–1965) и Маргариты Николаевны (рожд. Лопухиной; 1864–1931). Внучатая племянница композитора П.И. Чайковского
Окончила киевскую частную балетную школу - балетмейстера Киевского театра оперы и балета(1920-1925) Ильи Алексеевича Чистякова(1871-1944). Ученики этой школы изучали не только хореографическое искусство, но также грамматику, иностранные языки, пение и ораторское искусство. Более того, единственным требованием Чистякова был талант ученика, поэтому за обучение в школе не нужно было платить.
Работала хореографом в театрах Киева и Житомира.
В 1941 году оказалась в эвакуации в Воткинске , куда была эвакуирована большая часть музейных ценностей.
«Впервые я соприкоснулась с миром Чайковского в Воткинске, - делилась воспоминаниями К.Ю. Давыдова, - Там узнала, что в Воткинск эвакуирован Клинский музей П.И. Чайковского, в котором работал мой отец»
16 ноября 1944 года сотрудники музея возвратились в Клин. Были привезены все ценности музея. С этого военного времени- примкнула к работе в музее, в 1942-1980 годы - заведовала отделом рукописей, а после смерти в 1965 году отца- в 1965- 1989 годы - заместитель директора по научной работе Дома-музея П.И.Чайковского в Клину.Вела архив и огромную переписку на нескольких языках, с многочисленной родней Чайковских, разбросанной по всему миру. Внесла большой вклад в многотомное издание писем великого композитора.
При этом, много сил и времени отдавала просветительской работе, читала лекции, принимала участие в организации концертов, музейных «музыкальных сред». Многие клинчане хорошо знали пышноволосую женщину, скромно и строго одетую, со значительным выражением лица, неожиданно сменяющемся приветливой улыбкой. Составитель и редактор книг: «Музыкальное наследие П.И.Чайковского», «Воспоминания о Чайковском».
«Десятилетия моей жизни,- писала К.Ю. Давыдова,- прошли для меня в стенах музея, и я благодарна ему. Он сделал мою жизнь насыщенной, богатой и полезной. Здесь я прикоснулась сердцем к жизни и искусству близкого мне по крови человека. Здесь познала радость творческого, научного поиска. Здесь услышала лучших музыкантов мира.»
В 1916 году окончила киевскую гимназию - старший библиотекарь ВБУ
НАТАЛЬЯ ГАВРИЛОВНА ДЕМУЦКАЯ (1896 -?).
В 1919-1934 годы - работала на разных должностях в ВБУ-каталогизатором, библиотекарем-специалистом,старшим библиотекарем. В августе 1919 года избрана в Совет библиотекарей.
Окончила киевскую гимназию НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА ДИЛЕВСКАЯ (1898-1921)
Родилась в Киеве. Проживала в поселке Алупка; сестра милосердия военного лазарета № 15. Училась на медицинском факультете Таврического университета.
Осенью 1920 года, после занятия Крыма Красной армией, арестована и приговорена к расстрелу.
Окончила Киевскую женскую гимназию- концертная певица (меццо-сопрано) и вокальный педагог ПОЛИНА ЖИЛЬБЕРТОВНА ДОБЕРТ (1879–1968).
В начале 1900-х гг. училась пению в московской музыкальной школе у русской певицы (контральто) и педагога Ольги Васильевны Соколовой-Фрёлих (1860 - 1923), а затем в Лейпцигской консерватории.
С 1905 года выступала в симфонических и камерных концертах в городах России и заграницей. Считалась современниками выдающейся камерной певицей. Обладала небольшим голосом приятного тембра, чувством стиля и хорошей вокальной школой.
В 1919-1922 годы- профессор Московской консерватории.
С 1922 года жила в Германии, выступала с многочисленными концертами.
С начала 1930-х годов жила в Цюрихе, где в 1937 г. дала последний концерт.
Один из музыкальных критиков писал: «Полина Доберт- удивительная вокалистка. Она не только в совершенстве владеет всеми возможностями своего голоса, она умеет выявить звуковую красоту каждого изгиба мелодии, каждого ритмического каприза. Полина Доберт не только певица, она большой музыкант и в манере пения, и в строго обдуманном выборе программы»
Окончила Киевскую женскую гимназию - оперная и камерная певица (лирико-драматическое сопрано), вокальный педагог ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА ДОЛЖЕНКО (в замужестве Шевелина; 1874- после 1930)
Родилась в Киеве в дворянской семье.
В 1900-1905 годы обучалась пению в Московской консерватории в классе оперной певицы и педагога Елизаветы Андреевны Лавровской(1845-1919)
В 1907- 1908 годы выступала на оперной сцене Киева (антреприза оперного артиста Степана Васильевича Брыкина(1861-1912)), а затем в составе этой труппы летом 1908 года гастролировала в Екатеринославле, Симферополе, Феодосии, Севастополе, Ялте.
В 1912-1921 годы выступала(с перерывами)в Москве(Передвижная народная опера).
В 1914–1915 годы – солистка Харьковской оперы, а также выступала с исполнением украинских народных песен на концертах.
В 1912-1917 годы в Москве преподавала в частной школе Розенблюма; в 1920-е годы - в музыкальном училище им. М. И. Ипполитова-Иванова,в 1923- 1929 годы- в государственном музыкальном техникуме им. А. Н. Скрябина, с 1929 года- в областном музыкальном техникуме.
Окончила Киевскую женскую гимназию- оперная и концертная певица (меццо-сопрано)ЕЛЕНА ДМИТРИЕВНА ДРАГОМИРЕЦКАЯ (по мужу - Булашева; 1889-1941)
Родилась в Киеве.В 1905-1909 годы обучалась пению в Киевской музыкально-драматической школе Н.В. Лысенко у оперной и камерной певицы(меццо-сопрано), музыкального педагога Марии Васильевны Зотовой(1861-1913)
В 1908-1909 и 1910-1912 годы выступала на сцене киевского оперного театра. Выезжала на гастроли в Нижний Новгород (1912), Петербург (1915-1916), Харьков и Ригу.
С 1919 года в Киеве принимала участие в концертных программах и концертах-митингах, в которых пропагандировала произведения Николая Лысенко, Якова Степового и других украинских композиторов, а также украинские народные песни. Кроме того, принимала участие в концертах духовной музыки.
Певица обладала голосом широкого диапазона и красивого тембра. Среди лучших партий — Ваня в опере «Жизнь за царя» М. Глинки, Ксения в «Борисе Годунове» М. Мусоргского (1909), Ольга в «Евгении Онегине» П. Чайковского, Кармен в одноименной опере Ж. Бизе и Амнерис в опере «Аида» Дж. Верди.
Пела также с оркестром под управлением дирижера Ивана Осиповича Палицына(1865-1931).
Неизвестно, когда певица переехала в Ленинград, поскольку в 1926 году она еще пела на сцене киевской оперы (а может уже приезжала на гастроли из северной столицы?).
В 1916 году познакомилась с живописцем и театральным художником Моисеем Григорьевичем Слепяном(1872-1941), который, во время гастролей певицы в Харькове написал её портрет. Их встречи и дружеские отношения продолжились после переезда певицы в Ленинград. «Слепян часто приходил в гости ,- пишет одна из знакомых,- и они за разговорами пили «пустой» чай.».
Умерла во время Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде.
Окончила гимназию в Киеве - АННА АЛЕКСАНДРОВНА ЖДАНОВИЧ (урожденная Линдфорс ; 1885-1937)
Жена (с 1918 г.) историка-архивиста Якова Николаевича Ждановича (1886-?)
Брала уроки пения, игры на рояле, мечтала стать воспитателем. Поступила в Петербурге на отделение по дошкольному воспитанию Высших Курсов подготовки воспитательниц и руководительниц физического образования Петра Францевича Лесгафта (1837-1909).
После начала в 1914 году Первой мировой войны- добровольно ушла на фронт сестрой милосердия.Служила в «летучем» санитарном отряде на передовой в армии генерала Алексея Александровича Брусилова (1853-1926)
Награждена Георгиевской медалью за храбрость.
Умерла от туберкулеза.
Окончила гимназию - польский педагог, редактор и издатель СОФИЯ ЖУКЕВИЧЕВА (Zukiewiczowa Zofia ; 1881-1956)
Родилась в Киеве.
Окончила в Киеве двухгодичное педагогическое училище.
В 1921 году переехала в Польшу и начала работать в отделении детских садов городского Управления Образования Варшавы.
Организовывала деятельность воспитателей детских садов, выставки работ детей из варшавских детских садов и выставки учебных пособий, выполненных воспитательницами детских садов. Состояла членом Союза польских учителей и председателем секции Воспитательниц детского сада (позже: раздел дошкольного образования).
В 1933 году была преподавателем Свободной польской школы (WWP), редактором периодического педагогического издания «Детский сад», в котором также была автором
научно-популярных статей, посвященных личности ребенка, его развитию, методам воспитательной работы в детском саду, а также и организации польских и зарубежных детских садов.
В период немецкой оккупации Польши (с сентября 1939 г. по июль 1944 г.) предпринимала усилия по поддержанию всех польских детских садов в Варшаве и обеспечению ухода за детьми, и налаживая для них скромное питание.
После окончания Второй мировой войны, организовывала детские колонии и приюты.
Была участницей педагогических конгрессов (Женева, Париж) и сотрудничала
в качестве председателя польской секции с Лигой нового воспитания (образовательной организацией международного масштаба).
Окончила в Киеве гимназию- переводчик, редактор в отделе иностранных языков в издательстве Украинской АН МАРИЯ НИКОЛАЕВНА ЗАБУГИНА(1896 -1937) Родилась в Киеве в дворянской семье. Ее отец - Николай Павлович Забугин(1846-1900) был действительным статским советником, управляющим Киевским отделением Дворянского земельного банка и управляющим делами Терещенко.
После гимназии училась в Институте благородных девиц в Москве. Муж - юрист Леонид Анастасьевич Сорандо(1896-1937) –работвший юрисконсультом в немецком генеральном консульстве в Киеве- был арестован 28 сентября 1937 года. Его обвинили в «проведении шпионской деятельности» в пользу Германии.
Марию Николаевну арестовали 2 октября 1937 года и предъявили обвинение в том, что, будучи «осведомлена в шпионской деятельности своего мужа», не донесла на него в органы НКВД, а также в том, что она «является женой агента иностранной разведки и была причастна к шпионской деятельности своего мужа».
Была расстреляна 11 ноября 1937 года.
В 1914 году окончила Киевскую гимназию- исследовательница украинской народной культуры, этнограф, общественный деятель, педагог ЛЕОНИЛА (НИНА) БОРИСОВНА ЗАГЛАДА (1896- 1938)
Родилась в Киеве. Старшая сестра Евдокии Борисовны- жены археолога, этнографа, искусствоведа, академик Украинской АН Николая Федотовича Беляшевского (1867—1926).В 1919 году жила в их семье.
В 1917-1920 годы студентка юридического факультета Киевского университета.
С марта 1919 по 1922 год - работала библиографом в Киевской Книжной палате.
В 1922-1924 годы- слушательница этнографического отделения Киевского археологического института,
С декабря 1922 по ноябрь 1928 года- библиограф Украинского научного института книговедения (УНИК).
С октября 1924 года- научный сотрудник Музея (Кабинета) антропологии и этнологии им. Федора Вовка при ВУАН.
С января 1934 года - младший научный сотрудник Института материальной культуры Всеукраинской академии наук( ВУАН).
Летом 1934 года проводит научную экспедицию на Чернобыльском Полесье. Была действительным членом Этнографической Комиссии ВУАН, членом Всеукраинского Этнографического Общества.
30 марта 1938 года арестована и приговорена к расстрелу.
Автор многих этнографических работ, посвященных проблемам народного питания, ремесла и промыслов, народного искусства в Украине.
Окончила киевскую гимназию - криминолог, первая женщина- социолог в Российской империи АГНЕССА СОЛОМОНОВНА ЗВОНИЦКАЯ (1897-1942)
Родилась в Киеве в семье адвоката Соломона Юлиановича Звоницкого(?-1925) и писательницы Клары Самойловны Звоницкой С 1913 года изучала языки, право, социальные науки в Гейдельбергском университете (Германия), а после начала Первой мировой войны продолжила высшее образование в Швейцарии.
В 1915 году с дипломом юриста вернулась в Киев.
В 1918-1920 годы- ассистент в лаборатории коллективной рефлексологии Петроградского института по изучению мозга и психической деятельности, которым руководил выдающийся психиатр, невролог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России. профессор Влади;мир Миха;йлович Бехтерев (1857-1927). Совместно с В.М.Бехтеревым проводила научные исследования.
В 1921 году, в связи с болезнью родителей, вернулась в Киев, где в 1921-1925 годы преподавала на юридическом факультете Института народного хозяйства. В 1923 году возглавила, созданную на факультете, кафедру уголовного права , занимавшуюся изучением личности преступника, изучением психологии свидетеля и судей и предоставления консультаций по действующему праву.
В 1925 году, после смерти отца, возвратилась в Ленинград и до 1929 года- научный сотрудник Института по изучению мозга.
Одновременно в 1926-1930 годы – научный сотрудник кабинета криминалистики при Ленинградском институте по изучению преступности при НКВД СССР.
В 1930-1941 годы- старший научный ассистент в Психотехнической лаборатории Ленинградского треста «Лентрамвай» . Участвовала в создании характерологических тестов профессиональной психодиагностики.
Одновременно, с марта 1935 года- старший научный сотрудник секции психологии Государственного института научной педагогики.
С апреля по сентябрь 1937 года- библиотекарь в отделе комплектации Ленинградской Публичной Библиотеки.
В 1941 году, после начала германо-советской войны, эвакуировалась в г. Фрунзе (Киргизская ССР), заболела, перенесла операцию , переехала в деревню Бурулдей, где в 1941-1942 учебном году преподавала.
Автор публикаций:«О новых течениях в учении личности» и «Рефлексология и учения о личности» и фундаментальной работы: «Опыт теоретической социологии. Т. 1. Социальная связь» ( Киев, 1914). Социолог и культуролог Питири;м Алекса;ндрович Соро;кин (1889- 1968) по поводу этой книги в марте 1914 года писал: «Обширная эрудиция, систематичность мышления, целостность построения, обнаруженная в данной работе, делают из нее ценный вклад в библиотеку русской социологии».
Неоднократно выступала с докладами по результатам своих исследований.
Архив Звоницкой утерян в блокадном Ленинграде.
В 1919 году окончила киевскую гимназию- библиотечный деятель НАТАЛЬЯ ГРИГОРЬЕВНА ИВАНЕЦ (1899 -?)
Дочь историка, секретаря правления ВУАН(1919-1922), сотрудника Постоянной комиссии по составлению словаря украинского живого языка(1919), зав. канцелярией непременного секретаря академии(1921), секретаря Археографической комиссии ВУАН (1923-1928)- Григория Антоновича Иванца (1873-1929).
В 1919-1931 годы- работала каталогизатором, систематизатором, библиотекарем-специалистом общего отдела ВБУ.
ИСПОЛЬЗОВАНА ИНФОРМАЦИЯ
1.С.В. Волков. База данных «Участники Белого движения в России» 2. А.В. Федяева «Краеведы К.К. Морозов и К.М. Бухарина» http://admin.cherlib.ru/files/243620152011Fediaeva.pdf
3.Евгений Марр «Родословня моей семьи» http://proza.ru/2012/06/29/1255
4.«Незабытые могилы. Российское зарубежье: некрологи 1917-1997 в шести томах. и» Сост. В.Н. Чуваков. т. 2. С. 188. - М. 1999, по https://docviewer.yandex.ru/;
5.«Ирина Валериановна Карнаухова» https://www.livelib.ru/author/166690-irina-karnauhova
6. Катерина Сичик «120-річчя Хариті Кононенко» 7. Інна Нагорна «Харитина – це Милосердя» 8. І. М. Лисенко «Лебедєва Марія Захарівна» https://esu.com.ua/search_articles.php?id=53551
9. «Лидия Валентиновна Лесная» https://www.livelib.ru/author/497932-lidiya-lesnaya.
10.О. П. Кушнирук 11.Іван Лисенко «Галина Ивановна Никитина» «Словник співаків України»
12.Ірина Матяш «Анна Тарасовна Подоляка (Власенко) » «Українські архівісти (XIX–XX ст.): Біобібліогр. Довідник» (К., 2007)https://old.archives.gov.ua/Publicat/Ukr_arkhivist.pdf
13.Антонина Борошнина «Чернов и его женщины» http://gazetamv.ru/chernov-i-ego-zhenshhiny.html
14.Ю.А.Горбунов «Писательницы России» (материалы для биобиблиографического словаря) http://book.uraic.ru/elib/authors/gorbunov/sl-12.htm
15.«Пам’ятки : археографічний щорічник / Держ. архів. служба України, УНДІАСД ; редкол.: С. Г. Кулешов (гол. ред.) [та ін.]. – Київ, 2015.» https://undiasd.archives.gov.ua/doc/pamjatky/pam-2015.pdf
16.Чуткий Андрій Іванович «Долі студентів-поляків Київського комерційного інституту як індикатор становища польської громади в україні за умов першої світової війни та української революції 1917 – 1921 рр.»
17.Дмитро Боднар «Роль О. Мазуркевича у поверненні забутих імен в історії педагогіки» http://pi.iod.gov.ua/images/pdf/2017/8.pdf.
18.Кузьмін М. І. «Екатерина Львовна Рапопорт» «Забуті сторінки музичного життя Киева». https://biographiya.com/rapoport-ekaterina-lvovna/
19. Василь Михайлович Щепакін «Музична культура сходу і півдня України другої половини XIX – початку ХХ століть: Європейські виміри» https://www.chehyvolyni.com.ua/upload/files
20.Станіслав Димченко «Елеонора Скрипчинська: життєва партитура» http://mus.art.co.ua/2701/
21.Принь О.В. «Дійте з божою поміччю на користь України»: Невідомі листи Федіра Ернста до Аделаїди Артюхової (1927–1929)» https://shaj.sumdu.edu.ua/wp-content/uploads/2021/02/4-1.pdf
22.Сергій Лисенко «Потіївсько-Горбулівська підлінія радомишльської генеалогічної лінії роду Незабитовських (Друга половина XVIII — перша половина XX ст.)
23.«Валентина Николаевна Санина-Шлее» https://placenote.info/ru/Valentina-Sanina-Shlee
24.ana_lee «Валентина Санина» https://ana-lee.livejournal.com/212021.html
25.«Евгения Григорьевна Мазина» https://ftiz14.ru/news/244/
26.«Данильченко Ольга Лукьяновна» https://biographiya.com/danilchenko-olga-lukyanovna/
27.Дмитро Карпій «Донька Кирила Осьмака» 28.«Калмановская Евгения Исааковна» http://inostranka100.tilda.ws/kalmanovskaya
29.Jolanta Pawnik «Helena Sparrow»
30. «Amelia Harusewicz» (АмелияГарусевич) https://pl.wikipedia.org/wiki/Amelia_Harusewicz
31. Zbigniew Baran «Zukiewiczowa Zofia» (Жукевичева Софья) https://pracenaukowe.wwszip.pl/prace/prace-naukowe-35.pdf
32.«Teresa Roszkowska » (Тереза Росковска) https://culture.pl/en/artist/teresa-roszkowska ; https://pl.wikipedia.org/wiki/Teresa_Roszkowska
33.Шилов Л. А.«Создатель уникальной коллекции Вера Александровна Каратыгина» 34.«Eleonora Slobodnikowa» (Элеонора Слободникова) https://biblioteka.zamosc.pl/z-tolstoja-na-nasz/ ;https://pl.wikipedia.org/wiki/Eleonora_S
35.«Lyalya Kaufman» (Ляля Кауфман) https://jwa.org/encyclopedia/article/kaufman-lyalya
36.Парашутов «Елена Дмитриевна Дагомирецкая» https://parashutov.livejournal.com/265033.html
37.Дудка П.Ф., Тарченко І.П., Бодарецька О.І., Добрянський Д.В. «Н.М. Колотова-Паєвська – доцент кафедри терапії стоматологічного факультету Київського медичного інституту» http://molodyvcheny.in.ua/files/journal/2014/1/49.pdf
38.«Елизавета Филипповна Троицкая (Миславская)» http://www.golubinski.ru/ap/elisaveta.html
39.«Наталья Владимировна (Эдмундовна) Труханова»
40. Михаил Ринский «Юбилей танкиста» (Фаина Яковлевна Липовецкая- Шлеймахер) 41.«Віктор Федорович Іваницький (1881–1955)». Життя, віддане книзі / упоряд., наук.ред. Г. І. Ковальчук ; ред. колегія: Л. А. Дубровіна (голова) та ін.; НАН України, Нац. б-ка України ім. В. І. Вернадського». – (Київ, 2018).
(ЛИДИЯ ГРИГОРЬЕВНА БЕЛЬСКАЯ;НАТАЛЬЯ ГАВРИЛОВНА ДЕМУЦКАЯ;НАТАЛЬЯ ГРИГОРЬЕВНА ИВАНЕЦ ;ОЛЬГА ЕВДОКИМОВНА КАРПИНСКАЯ) http://biography.nbuv.gov.ua/rating/r2018/txt/g3/1008.pdf
42.С. I. Білокінь «Музей України» (Леонила Борисовна Заглада) 43.«Вольська-Мурська Софія Стефанівна» 44. «Julia Jеzewska» (Джулия Юзевская) https://pl.wikipedia.org/wiki/Julia_J
45.Михаил Ордовский-Танаевский «Наш человек в Бразилии» (Мария Александровна Корнеева) ://zvezdaspb.ru/index.php?page=8&nput=3826
Свидетельство о публикации №220102501759