Мнение художника

Сумароков Геннадий Павлович проснулся ранним утром в крайне плохом настроении, у него болела голова, ощущение негодования с которым заснул Сумароков за ночь не прошло, а наоборот к утру усилилось после кошмарных снов.

           Неделю назад  Геннадию Павловичу, бизнесмену средней руки исполнилось тридцать восемь лет. Выглядел он неплохо, наметившийся живот говорил о достатке, а манеры, с которыми он общался с окружающими людьми выдавали в нем человека капризного, с претензией на сознание своего преимущества.

         Хотя на самом деле преимущества никакого не было,  люди сами  позиционируют себя на то, какими они в сущности и есть.  Сумароков как неглупый человек понимал, что его амбиции зависят больше от характера, чем от его возможностей.

         Вечером, накануне, бизнесмен поссорился со своей женой  Галиной, матерью их двенадцатилетнего  сына. Подобные ссоры стали регулярными и сопровождались постоянными упреками друг друга в отсутствии любви, недостаточной заботы, незаслуженной ревности и просто мелочных упреков в невнимании друг другу.

           Последнее требовала жена, а сам Сумароков начинал злится уже с первых слов Галины, как только она заводила разговор о том, что он выделяет слишком мало денег на ее женские нужды.
            - Гена, послушай я сегодня была в «Плазе» в бутик Елизарова привезли очаровательные шубы, канадская норка отороченная песцом дымчатого цвета с висящими хвостиками, хвостики прелесть, я примерила мне очень идёт.

           - Что идёт, хвостики? - удивился Геннадий Петрович.
           - Какие хвостики, Гена, шуба мне идёт, я в ней выгляжу как Моника Беллучи в ее лучшие годы, ты же говорил, что тебе нравилась Моника Беллучи.
            Сумароков скривился, затем на его лице появилась самодовольная улыбка.
          - Ну и сколько стоят твои хвостики ? - язвительно спросил бизнесмен.

          - Почему мои, это хвостики шубы, - капризно возмутилась жена, - а шуба стоит всего триста пятьдесят.
         - Долларов ? - уточнил муж.
         - Каких долларов, конечно рублей, триста пятьдесят тысяч рублей, - сделав круглые глаза ответила Галина.

         Сумароков почувствовал как хвостики защекотали его гортань и гнев ударил в голову, он разразился бурной тирадой на тему, что эта уже третья шуба в этом году, а зима ещё не началась.

            Геннадий Павлович старался говорить спокойно, но при воспоминаниях о предыдущих покупках его речь переходила на крик. Сумароков побагровел, быстро заходил по комнате, зло глядя на жену.

          Галина уже множество раз проходила эту сцену и по опыту знала - муж никуда не денется, к концу вечера выпустит пар, ночью она ему потрёт спинку, а утром он даст деньги.
         Возможно так было-бы и в этот раз, но разозлившийся Сумароков ушёл в зал, лёг на диван и заснул.

        Ему снились покупки его жены, неприятности на работе, повестки  в налоговую инспекцию, требовательные прокуроры и злые кредиторы.
           Утром желая себя успокоить, бизнесмен зашёл в интернет, нашёл сайт с морскими яхтами, затем начал рассматривать произведения искусства, картины и скульптуры старых мастеров.

          Картины мелькали перед глазами и вдруг его взгляд остановился на одной из них.
             Сумарокова заинтересовал сюжет, это была картина не очень известного автора   Густава Белланже , показывающую продажу рабов в Древнем Риме.
            « Вот люди жили, - подумал Геннадий Павлович, - захотел купил человека, захотел - продал, а эта женщина на помосте заломила руки, видно продаваться не хочет, ничего, ничего и на такой товар найдётся покупатель»

             Сумароков мечтательно посмотрел в окно, затем снова перевёл взгляд в компьютер, его осенила мысль, бизнесмен увеличил и приблизил картину, внимательно всмотревшись в лицо рабыни.
           Это была очень удачная мысль и к тому же счастливая, бизнесмен улыбнулся и уехал в офис.

           В офисе Сумароков потребовал, чтобы секретарь распечатала на принтере картину Белланже, затем бизнесмен нашёл в галерее своего телефона фотографии  жены и тоже их распечатал.
               Геннадий Павлович спросил секретаршу, - Оля, кто в городе из художников является хорошим портретистом ?

               Оля, молодая девушка, страстная тусовщица, считающая себя знатоком в мире искусства, ходила на выставки и пыталась вести богемный образ жизни.
             - В нашем городе пять художников, которых можно назвать портретистами, один из них Беспалов Иван Петрович, я с ним знакома, могу даже дать номер телефона.

                Сумароков молча постоял минуту, кивнул головой и согласился.
Через два часа он уже был в мастерской художника.
             Бизнесмена встретило просторное помещение с высокими потолками и широкими окнами. Пахло растворителем и льняным маслом.

             Навстречу вышел сам художник, высокий, худой мужчина с вытянутым лицом и запавшими глазами. Глаза смотрели спокойно и внимательно.
            Крепкое рукопожатие художника говорило о силе и открытости. Мужчина улыбнулся и жестом попросил пройти внутрь.

           Сумароков прошёл,  присел на диван, со стен мастерской на него смотрели портреты людей, среди них много было жанровых работ и просто натюрмортов.
            - Я вот по какому делу, - неторопливо начал говорить Сумароков, - вот  картина Густава Белланже, я хочу, чтобы на месте  рабыни вы нарисовали голову этой женщины.

            Художник взял распечатанную картину, внимательно рассмотрел ее, затем перевёл взгляд на фотографии женщины.
           - Надеюсь женщина не государственный работник, - улыбаясь спросил художник.
         - Нет, она моя жена, - коротко ответил бизнесмен.

         - Понятно, - ответил Иван Петрович, медленно растягивая слова и стараясь не выдавать своих эмоций.
           « Что тебе понятно, - мысленно разозлился Сумароков, - понятно ему, ты делай, что говорят и помалкивай»
             - Размер картины примерно полтора метра по большой стороне, сказал заказчик.

            - Лицо девушки на картине страдает, вы принесли фотографии, где ваша жена улыбается, что мне делать, - в замешательстве спросил Беспалов.
           - Ну вы же художник, заставьте мою жену тоже страдать, что же она должна радоваться, если ее никто не хочет купить.
           Сумароков ухмыльнулся своей шутке и довольный уже представлял, как он отомстит жене, повесив картину в зале над камином и будет по вечерам любоваться шедевром и злорадствовать глядя на реакцию жены.

           Беспалов пожал плечами: - «Если клиент платит деньги за работу, я должен выполнить заказ»
           - Хорошо, Геннадий Павлович, картина будет готова через месяц, вам она обойдётся в сто пятьдесят тысяч рублей, меньше никак, во первых размер большой, а во вторых сложная тема, многофигурная композиция.

            «Все таки меньше чем шуба» - подумал обреченно Сумароков, а сам вслух сказал : « - Хорошо, я согласен, приступайте»
            После ухода заказчика художник присел к столу и ещё раз начал рассматривать фотографии жены Сумарокова и фотографию самой картины.

           Белланже изобразил рынок рабов в Древнем Риме, показав сценку с продажей нескольких невольников, их оказалось семь, восьмой, владелец, сидящий на помосте держа в левой руке горшок с едой, а правой запихивая себе в рот содержимое горшка.

         Продавец вытянул ноги, обутые в сандали, на голове у него венец, а выражение лица говорило о том, что его совершенно не заботит судьба рабов, что это обычный товар, который нужно поскорей продать, получить деньги и отправится за новой партией невольников.

        За продавцом на помосте, вдоль стены стояли рабы, голый мальчик подросток, молодой парень, статный, высокий, гордо скрестивший руки на груди и пять женщин, у всех рабов таблички на груди с описанием продаваемого товара.

         Художник перевёл взгляд на женщину, именно ту, которую следовало представить женой бизнесмена, вернее представить в образе рабыни  жену Сумарокова.
Беспалова когда-то интересовал этот период в истории Рима, он даже побывал в этом городе пытаясь проникнуться духом древности, благо современные римляне эксплуатируют эту тему повсеместно.

          Древний Рим был наводнён рабами, почти миллион невольников обслуживали свободных граждан. Римская империя  подчинила себе огромные территории и  процветала за счёт эксплуатации этих земель.
         « Странно, что подействовало на Геннадия Павловича, почему он решился на такой заказ, может он хочет картину жене подарить, скажем на день рождение, но почему в образе рабыни, мог бы императрицей ее сделать или принцессой, - думал художник, - да тут какая-то загадка, их богатых не поймешь»

             Художник смотрел на Галину Сумарокову находя в ее лице приятные черты, большие выразительные глаза, маленький носик, полные сочные губы, белокурые волосы, но главное улыбка, улыбка счастливой женщины.

          «Что же между ними произошло, что Сумароков захотел жену в рабыню превратить ?»  - ещё раз подумал Иван Петрович, достал из под стола лист бумаги, закрепил на мольберте и начал рисовать.
        Художник рисовал образ рабыни с чертами лица Галины Сумароковой, выходило правдоподобно, естественно и очень похоже на жену бизнесмена.

       Затем рядом в образе гордого юноши художник нарисовал самого Сумарокова, правда он оказался среднего роста, с брюшком и табличкой на груди, лицо бизнесмена выражало уныние, растерянность, в глазах стоял вопрос: «-За что меня так ?»
        Беспалов улыбнулся, взял со стола мобильник и набрал номер багетной мастерской. Сделав заказ на подрамник с холстом нужного размера художник вернулся к рисунку, продолжая размышлять на тему рабства между людьми.

       « Странно, что Сумароков хочет жену видеть рабыней, между рабами и хозяевами не может быть любви и дружбы, что-то подобное ещё Ницше говорил, конечно он прав»
        За окном  было темно, художник прошёлся по мастерской, включил верхний свет взял с полки роман Валерия Олейника «Две жизни олигарха» и углубился в чтение.

       События в книге разворачивались стремительно, главный герой все время попадал в непредсказуемые ситуации, похоже он везунчик по жизни, ему повезло не только утвердится материально, но и встретить свою любовь.
          Беспалов оторвался от чтения и снова подумал о Сумарокове.

        « - На кой черт ему понадобилась эта картина, это же глупо таким образом показать своё превосходство, детский сад какой-то, похоже он сам раб своих желаний... да , точно человек не знает куда ему девать деньги» - художник резко поднялся оделся и вышел из мастерской.

             По дороге Иван Петрович снова размышлял на тему человеческих отношений, он вспомнил свою первую любовь, то как глупо они расстались по совершенно идиотской причине возникшей на пустом месте, Беспалов приревновал свою девушку к ее молодому учителю музыки, хотя тот был женат и уже имел двоих  детей.
           « Я поступил глупо, но разве Сумароков сейчас не повторяет моей ошибки, последствия этой глупости можно предсказать...»

             На следующий день Сумароков уехал в командировку, его мысли вернулись в прошедший день, он вспомнил о своей затее с картиной, чем больше он думал об этом, представляя реакцию жены, тем больше ему нравилась идея новой картины.

             Время пролетело быстро, ровно через месяц Геннадий Павлович пришёл в мастерскую Беспалова.
             Картина стояла на мольберте закрытая тканью, рядом находился художник и напряжённо всматривался в лицо бизнесмена ожидая реакцию на работу.
             Сердце Сумарокова забилось, он почувствовал странное волнение, как будто ему предстояло заглянуть в неизвестность.

            Лоск и высокомерие бизнесмена исчезло уступив место детскому любопытству, Геннадий Павлович застыл в ожидании, переводя взгляд с закрытой картины на лицо художника.
           Изящным движением кисти руки Беспалов сдернул ткань и бизнесмен увидел картину.

           Удивление сменилось изумлением, художник изменил композицию выдвинув женщину на первый план, надев на неё греческую тунику, распустив волосы, красиво выписав тонкие черты лица, задумчивый взгляд, белая почти прозрачная кожа нежно смотрелась в солнечном освещении, было такое ощущение, что на помосте стояла не рабыня, а богиня.

          Геннадий Павлович изумленно смотрел на свою жену, он не знал, что сказать
это совсем не то, что он ожидал, вместо рабыни на него смотрела женщина, которая по своей природе должна повелевать мужчинами.
          «-Как же так, - думал Сумароков, - это несомненно Галя, но я ее совсем не знаю такой, это она и не она, но Боже как она прекрасна !»

         Беспалов наблюдая реакцию заказчика довольно ухмыльнулся, он достиг чего хотел, создав прекрасную Галатею для Сумарокова.
         Сам Геннадий Павлович ещё долго стоял перед картиной, затем растеряно опустил голову и задумчиво прошёлся по мастерской, вдруг на столике в углу он увидел лист бумаги с эскизом  картины, где в образе парня-раба Беспалов изобразил самого бизнесмена.

           Сумароков перевёл взгляд на художника и заметил, что тот внимательно за ним наблюдает.
          - Да Геннадий Павлович, все мы рабы обстоятельств, наших желаний и наших возможностей, мы можем высоко взлетать, низко падать, подниматься и гордо нести своё достоинство, как этот молодой раб на картине Белланже, - сказал художник.
           Сумароков оглянулся в сторону мольберта, где стояла картина и снова посмотрел на рисунок.

          «-А ведь художник прав и это то, что не хватает на окончательном варианте, я раб своих желаний, он прав, а вся наша жизнь сплошная продажа себя и своих возможностей, если ты сам не продаешься, значит найдутся те, кто тебя продаст вместе со всеми твоими потрохами»

          - Иван Петрович, у меня просьба - напишите ваш вариант в картине, я сейчас понял, что это то, чего там не хватает, а мою жену вы увидели с неожиданной стороны, но мне понравилось ваше решение, должен признать, что вы меня приятно удивили.

           Беспалов поднялся, подошёл к заказчику и пожал его руку.
          - Я рад Геннадий Павлович, что вы приняли такое решение, изменение я напишу бесплатно, ведь это то, что я сам хотел сделать, тогда появится смысл в этой всей работе, а сейчас я выполню несколько снимком, чтобы у меня под рукой были детали.
           Через неделю Сумароков привёз картину  одетую в раму домой и повесил ее над камином.

           Бизнесмен проделал эту работу в отсутствие жены. Через час Галина вернулась  и войдя в зал увидела картину на стене, сияющее лицо своего мужа, сидящего в кресле, открытую бутылку вина Шото Леовиль Лас Каз (Сен-Жюльен), два бокала и пачку денег на журнальном столике.

           Жена растерялась лихорадочно соображая - по какому поводу вино, стоимостью сорок шесть тысяч за бутылку, сияющее лицо мужа и деньги на столе,  ее взгляд вернулся к картине и вдруг она увидела себя и Гену на холсте.

           «О Боже, неужели это я , неужели я так похудела, - первое, что подумала жена Беспалова, у меня другая прическа и нос больше чем мой настоящий»
Галина машинально правой рукой ощупала свой нос, продолжая смотреть на картину.
           « - А Гена похож, правда здесь он чересчур гордый и напыщенный или мне так показалось, взгляд у него уставший» - Галина повернулась к мужу.

          - Гена, как все это понимать ? - спросила жена присаживаясь в кресло напротив и взяв наполненный наполовину бокал, - что мы сегодня празднуем ?
         - Знаешь Галя, эта картина помогла мне кое-что понять в жизни, главное, что я люблю тебя такой, какая ты есть, а ты у меня самая красивая женщина на свете и я тебя очень люблю, все наши рабские привычки, заморочки и глупые поступки - это всего лишь шелуха, пена на поверхности нашей жизни, главное, что мы есть друг у друга, ты и я и ещё наш сын, ради этого стоит жить, вот тебе четыреста тысяч, купи себе шубку с этими хвостиками, как ты хотела.

          Галя изумленно смотрела на мужа, не понимая почему с ним произошла эта метаморфоза, на глазах у неё выступили слезы.
          - Генночка, шубку они уже продали, я хочу купить себе сумочку « Бомбина» от Bottega Venetia Bambina, - подумав добавила, - из кожи крокодила, правда она стоит семь тысяч.
           - Евро ? - переспросил Сумароков.

           - Нет, долларов, -  ответила Галина тревожно глядя на мужа.
           - Слава Богу, что не евро, - улыбнулся Сумароков, - покупай, что хочешь, Галочка.
           Галина растерялась.
            - Милый, я все это покупаю, чтобы тебе понравиться, а по большому счету в магазин я могу и с авоськой ходить.

            - Хорошо, что ты это понимаешь, дорогая, но  у нас есть кому в магазин ходить, - Геннадий Павлович снова улыбнулся, подошёл к жене и поцеловал ее.
             - Образ, который нарисовал художник помог мне понять, как сильно я тебя люблю, оставайся всегда такой, какая ты есть, мой милый Галчонок.
          В эту минуту Галина поняла, как ей повезло со своим мужем.

           - Господи, ну почему идея с этой картиной не пришла Гене в голову раньше, - подумала Галина, обняла мужа, улыбнулась и прикрыла глаза.
        Сумарокову совершенно не заботило то обстоятельство, что на картине ее продают в рабство, такое рабство, как у неё сегодня женщине даже нравилось.


Валерий Олейник
Ноябрь 2020
Иллюстрация : картина Густава Белланже «Рынок рабов»


Рецензии
Валерий!

Рассказ получился правдоподобный - столько таких сейчас глупых "бабочек", которым нужны дорогие безделушки, а мужья их обожают, а не тех домашних и умных, кто их любит по-настоящему, а не за деньги.

Спасибо!
С уважением,

Пыжьянова Татьяна   19.03.2023 09:54     Заявить о нарушении
Спасибо Таня за то, что читаешь и за
интересный отзыв!
Тебе всех благ и удачи!

С теплом

Валерий Олейник   20.03.2023 09:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.