Д. Лихачёв. Мы будем, как чайки, жить на помойках

Дмитрий Лихачёв. Мы тоже будем, как чайки, жить на помойках

В продолжении общей идеи кармен-миниатюр (романсов, фильмов, эссе)… Новый жанр: кармен-клип. Да, именно клип. Отсечение ножницами важного, значимого, но так, чтобы это было законченной миниатюрой. Миниатюрой антологии мысли.

Сейчас у многих нет времени смотреть какие-то позабытые видеоархивы. Не до того. А в действительности в них кроется немало ценного и крайне важного для нашего мировосприятия, для нашей ментальной иммунной системы, для нашей внутренней культуры.

Помимо отбора и монтажа буду готовить к каждому кармен-клипу и стенограмму. Но она не в состоянии передать ни размеренность, наполненность и выразительность мудрого слова, ни его эмоциональную глубину. Так что лучше смотреть и читать.

==

{ Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906-1999) — автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры; советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, доктор филологических наук (1947), профессор (1951). Председатель правления Российского (Советского до 1991 г.) фонда культуры (1986-1993).

Академик АН СССР (1970; член-корреспондент 1953). Герой Социалистического Труда (1986). Член Союза писателей СССР с 1956 г.

Родился в зажиточной семье старообрядцев федосеевского, беспоповского согласия. Своё старообрядческое видение мира он пронёс сквозь всю свою долгую жизнь.

Вот что писал о Лихачёве Леонтий Пименов: «Сегодняшним старообрядцам-ортодоксам, допытывающимся, а какого он был согласия, членом какой общины, что исполнял – не исполнял, хотелось бы ответить так: «От дел их познайте их» – это общеизвестно. Он был, судя по его трудам и лишениям, одной веры с Нестором Летописцем и Сергеем Радонежским, протопопом Аввакумом и боярыней Морозовой, он чудом попал в наше время из дониконовской Святой Руси. Недаром среди гранитных глыб-памятников малоизвестных академиков на его могиле красуется простой осьмиконечный деревянный крест. Таково было его завещание».

Д.С.Лихачёв: «Старообрядчество – это удивительное явление русской жизни и русской культуры. В 1906 году, при Николае II, старообрядцев наконец перестали преследовать законодательными актами. Но до этого их всячески притесняли, и эти преследования заставили их замкнуться в старых верованиях, в старых обрядах, в старых книгах – во всём старом. И получилась удивительная вещь! Своим упорством, своей приверженностью к старой Вере старообрядцы сохранили древнюю русскую культуру: древнюю письменность, древние книги, древнее чтение, обряды древние. В эту старую культуру входил даже фольклор – былины, которые на Севере главным образом сохранились, в старообрядческой среде.

Нравственная стойкость в Вере вела к тому, что и в труде старообрядцы были нравственно стойкими. Всё то, что старообрядцы делали: рыбу ли ловили, плотничали или кузнечным делом занимались, или торговлей – они делали на совесть. С ними удобно и просто было заключать разные сделки. Они могли совершаться без всяких письменных договоров. Достаточно было слова старообрядцев, купеческого слова, и всё делалось без всякого обмана. Благодаря своей честности они и составили довольно зажиточный слой населения России. Уральская промышленность, к примеру, держалась на старообрядцах. Во всяком случае, до того, как при Николае I их особенно стали преследовать. Чугунолитейная промышленность, рыболовство на Севере – все это старообрядцы. Из старообрядцев вышли купцы Рябушинские и Морозовы. Высокие моральные качества выгодны для человека! Это ясно видно по старообрядцам. Они богатели и создавали благотворительные, церковные, больничные организации. У них не существовало капиталистической жадности. Это был удивительный слой населения России – и очень богатый, и очень щедрый». }

====

Фрагмент из интервью Д.С.Лихачева эстонскому тележурналисту Урмасу Отту (1990).

— Как вы вообще довольны тем языком, которым сейчас говорит народ?

— Я очень недоволен. И, знаете, я недоволен не тем, что много иностранных слов появилось. Я вовсе не принадлежу к тем людям, которые считают, что язык должен закостенеть в своём развитии.

Он беднеет. Вот бедность языка… она как-то характеризует бедность духовной жизни людей.

Понимаете, многие слова просто исчезают. Те слова, которые были до революции, скажем, ну обязательными в характеристике человека. Например, слово любезность. Любезный человек. Спасибо вам за любезность. Ведь этого нет сейчас. И действительно нет с этим и любезности у нас.

Мы вспомнили сейчас слова такие, как милосердие… Но милосердие всегда было. Понятие милосердие всё-таки возникло. А понятие любезности – репутация, допустим. Репутация подменена характеристикой. Её нет в жизни и нет как слова.

И очень много слов в нашей жизни сейчас исчезло, потому что исчезла их основа.

— Как вы считаете, с чем это связано? Что исчезли многие слова, мы ими не пользуемся, и исчезли вообще целые понятия?

— Я думаю, что с общим обеднением жизни. Я вам могу рассказать, в чём заключается моя теория.

Моя теория состоит в том, что каждый человек и каждый народ имеет мозг, созданный с огромнейшим запасом. Я уверен, что какой-нибудь житель Огненной Земли при правильном воспитании может окончить три Оксфордских университета. Три Оксфордских университета. Но почему так случается? Вытесняет духовную жизнь техника.

И вот это развитие технической жизни и потребная на это большая умственная энергия… она уходит из духовной жизни. И развивается не человек, а машины вокруг человека. И всё это в конечном счёте кончится катастрофой. Потому что для развития техники требуется развитие общее, общая культура человека. Только тогда будут сделаны большие изобретения, большие открытия и в области точных наук также.

И вот то, что мы живём в очень сложном мире, это упрощает нашу умственную жизнь. Вот эти три Оксфордских университета поглощаются техникой. Тогда как раньше, скажем, крестьянская жизнь, простая крестьянская жизнь позволяла развиваться народному творчеству, эпосу, оставляла какое-то свободное место для эстетических восприятий, для эмоций… Эмоциональная жизнь была очень сложна.

— Значит, в данной ситуации вы не видите никаких политических для нас, идеологических причин, почему исчезли многие понятия, многие слова из нашей жизни?

— Я думаю, что это характерно для всего земного шара. Для всего земного шара. И вот основная задача наша сейчас состоит в том, чтобы сохранить те духовные богатства, которыми человечество обладало.

Я не верю в прогресс. У нас есть прогресс техники. Но у нас колоссальный регресс в духовной жизни и культуры, общей культуры… Цивилизация развивается, но это нечто другое. А культура не развивается.

— Вы считаете, что реально спасти культуру?

— Если мы все за это примемся. Дружно. И не одна нация, не один народ, а весь мир. XXI век должен быть веком гуманитарной культуры, либо мы все пропадём. <…>

Отсутствие духовной культуры ведёт к агрессивности страшной. Ведь мы стали агрессивны. Человечество стало агрессивным. Не один народ —все!

И мне биолог говорил, что это неизвестно, почему происходит. То же самое в животном мире. Т.е. хищники развиваются больше, чем нехищные виды животных. Сейчас, скажем, идёт страшная экспансия чаек. Чайка — это хищное животное. И они уже становятся сухопутными животными, птицами… Они живут на помойках на всяких.

Так вот, если мы не будем агрессивны, тогда перед нами открыто будущее. Если всё пойдёт так, как идёт сейчас, и гуманитарная культура не будет развиваться, разовьётся агрессивность, и мы тоже будем, как чайки, жить на помойках.

——
ДОП. ИНФОРМАЦИЯ

• Кармен. Истоки античности: http://proza.ru/2019/11/26/1164
• Memex. От маргиналий к кармен-эссе: http://proza.ru/2020/02/07/2064

Видео: http://vimeo.com/486484209


Рецензии