Михаил Рожков. Эй, Россия-матушка!
/ Комитет национального наследия, 2020.
—
/ Избранные фрагменты передачи "Линия жизни. Михаил Рожков" / Телеканал "Культура" (2015).
После создания первых трёх кармен-клипов (коротких поучительных историй-видеонарезок из жизни выдающихся людей — Д.С.Лихачёва, А.Я.Михайлова, Г.Г.Тараторкина) пришла идея сделать более развёрнутую их форму: кармен-новеллы.
Хронометраж — уже не компактные 5-6 минут (кармен-клипы), а в 3-5 раз больше. Примерно половина одного отделения концерта. Не так много, чтобы заскучать или заснуть, но и не так мало, чтобы высветить всего 1-2 истории из жизни героя. Их может быть больше и связаны они более целостной формой.
В отличие от кармен-клипов здесь во многом теряет смысл создание стенограмм. Кармен-новеллы надо смотреть и слушать, а не смотреть и читать.
Новелла, как известно, — малый повествовательный жанр. Уже не рассказ, но ещё не повесть и не роман.
Первую кармен-новеллу я посвятил замечательному русскому музыканту -- Михаилу Федотовичу Рожкову. Повествование яркое, ёмкое, сочное. И, разумеется, лучшие образцы его творчества из первых рук.
—
Михаил Рожков был лучшим балалаечником Советского Союза. Выдающийся дирижёр XX века Герберт фон Караян называл его «Паганини русской балалайки».
Прожил почти 100 лет (1918-2018). Многие были очарованы потрясающей грустью его балалайки из фильма "А зори здесь тихие" (Киностудия им. М.Горького, 1972).
Наш выдающийся балалаечник Алексей Архиповский, покоряющий сегодня своей волшебной игрой, рассказал в одном из интервью, как во время своей учёбы в Гнесинке в 1980-х впервые увидел Михаила Рожкова: «Запомнился тогда его спор с профессором Нечепоренко о том, кто лучше укладывает фрак в гастрольный багаж. Его большие руки на струнах, его звук и странные приёмы игры. Помню, что никто из балалаечников не мог понять, как он это делает. Неправильно он играл, не так, как учат, а в результате — получается музыка...»
«Виктор Дубровский вспоминал, как плакал Герберт фон Караян на концерте Рожкова, как рассматривал его балалайку, не понимая, как может этот незатейливый инструмент рождать такие эмоции. Потом я сам играл что-то из его репертуара и пытался повторить, и отчаивался, и настаивал, и сдавался. Уникальное — неповторимо!» — это слова Архиповского.
——
ДОП. ИНФОРМАЦИЯ
• Кармен. Истоки античности: http://proza.ru/2019/11/26/1164
• Memex. От маргиналий к кармен-эссе: http://proza.ru/2020/02/07/2064
• Дмитрий Лихачёв. Мы будем, как чайки, жить на помойках: http://proza.ru/2020/12/02/1700
--
Видео: http://vimeo.com/487406647
Свидетельство о публикации №220120500120