Михаил Рожков. Эй, Россия-матушка!

Музыка | Михаил Рожков. Эй, Россия-матушка!
/ Комитет национального наследия, 2020.


/ Избранные фрагменты передачи "Линия жизни. Михаил Рожков" / Телеканал "Культура" (2015).

После создания первых трёх кармен-клипов (коротких поучительных историй-видеонарезок из жизни выдающихся людей — Д.С.Лихачёва, А.Я.Михайлова, Г.Г.Тараторкина) пришла идея сделать более развёрнутую их форму: кармен-новеллы.

Хронометраж — уже не компактные 5-6 минут (кармен-клипы), а в 3-5 раз больше. Примерно половина одного отделения концерта. Не так много, чтобы заскучать или заснуть, но и не так мало, чтобы высветить всего 1-2 истории из жизни героя. Их может быть больше и связаны они более целостной формой.

В отличие от кармен-клипов здесь во многом теряет смысл создание стенограмм. Кармен-новеллы надо смотреть и слушать, а не смотреть и читать.

Новелла, как известно, — малый повествовательный жанр. Уже не рассказ, но ещё не повесть и не роман.

Первую кармен-новеллу я посвятил замечательному русскому музыканту -- Михаилу Федотовичу Рожкову. Повествование яркое, ёмкое, сочное. И, разумеется, лучшие образцы его творчества из первых рук.


Михаил Рожков был лучшим балалаечником Советского Союза. Выдающийся дирижёр XX века Герберт фон Караян называл его «Паганини русской балалайки».

Прожил почти 100 лет (1918-2018). Многие были очарованы потрясающей грустью его балалайки из фильма "А зори здесь тихие" (Киностудия им. М.Горького, 1972).

Наш выдающийся балалаечник Алексей Архиповский, покоряющий сегодня своей волшебной игрой, рассказал в одном из интервью, как во время своей учёбы в Гнесинке в 1980-х впервые увидел Михаила Рожкова: «Запомнился тогда его спор с профессором Нечепоренко о том, кто лучше укладывает фрак в гастрольный багаж. Его большие руки на струнах, его звук и странные приёмы игры. Помню, что никто из балалаечников не мог понять, как он это делает. Неправильно он играл, не так, как учат, а в результате — получается музыка...»

«Виктор Дубровский вспоминал, как плакал Герберт фон Караян на концерте Рожкова, как рассматривал его балалайку, не понимая, как может этот незатейливый инструмент рождать такие эмоции. Потом я сам играл что-то из его репертуара и пытался повторить, и отчаивался, и настаивал, и сдавался. Уникальное — неповторимо!» — это слова Архиповского.

——
ДОП. ИНФОРМАЦИЯ

• Кармен. Истоки античности: http://proza.ru/2019/11/26/1164
• Memex. От маргиналий к кармен-эссе: http://proza.ru/2020/02/07/2064
• Дмитрий Лихачёв. Мы будем, как чайки, жить на помойках: http://proza.ru/2020/12/02/1700

--
Видео: http://vimeo.com/487406647


Рецензии