5. Журнал 5. Сборник 5. Сапфиры Конкурса-10

5. ЖУРНАЛ №5. СБОРНИК №5. «САПФИРЫ» КОНКУРСА-10 «ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОРИИ»

В этот Сборник включены произведения ЛАУРЕАТОВ в «Основной номинации» («Философские и Психологические истории») Всего 12 «Сапфиров».

СОДЕРЖАНИЕ

№ позиции/Автор (по алфавиту)/Ссылка

1. Михаил Бортников http://proza.ru/2020/11/15/870  («ФИ»)
2. Инна Ермилова http://proza.ru/2020/11/19/1687 («ПИ»)
3. Капиталина Иванова http://proza.ru/2020/11/23/712 («ПИ»)
4. Александр Козлов 11 http://proza.ru/2020/11/17/1572 («ФИ»)
5. Дмитрий Купянский http://proza.ru/2020/11/19/1952 («ПИ»)
6. Люси Леду http://proza.ru/2020/12/07/1029 («ФИ»)
7. Людмила Май  http://proza.ru/2020/11/28/872 («ПИ»)
8. Илья Молоков http://proza.ru/2020/12/08/433  («ФИ»)
9. Тамара Непешка http://proza.ru/2020/11/29/1172 («ПИ»)
10. Лидия Парамонова -Фокина http://proza.ru/2020/11/21/307 («ПИ»)
11. Вахтанг Рошаль http://proza.ru/2020/12/05/1815 («ПИ»)
12. Джули Тай http://proza.ru/2020/12/07/44 («ФИ»)

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

№ позиции/Название/
Автор/
Награды/
Произведение

1. Звонок другу
Михаил Бортников
2 место в Основной номинации «ПИ»
Лауреат в Основной номинации «ФИ»
Спец.приз №7 «Полный джекпот»
Спец.приз №10

- Келья на проводе.

- Привет, отшельник! Как жив-здоров? – так, примерно, начинались наши разговоры с моим старым другом и однокурсником, Сергеем Каменским.
 
- Как всегда, Миша. Держусь. Прогулялся в своём «тюремном дворике», купил молока, хлеба. Чем могу быть полезен?

- Серёжа, ты самый вежливый человек из всех моих знакомых. Если бы кто другой мне так сказал, я бы услышал в его голосе: «какого дьявола надо»? Но ты, конечно, искренне говоришь. Просто узнать, как дела, звоню. Без всякой задней мысли. Чем занимаешься? Написал что-нибудь новое?

- Кое что. Написал цикл статей «Люди и нелюди», десятую главу «Древних знаний на службу современности» - пора их заканчивать уже. Текущие события не дают, отвлекают. Я же обязан высказаться. Опубликовал вот статью вчера - «Ким Чен Ир по-белорусски».
 
- О Лукашенко что ли?

- Конечно. Разместил везде, где мог, даже на «прозе» - ты, я знаю, туда заходишь. http://proza.ru/2010/12/19/146 - можешь взглянуть.

- Редко захожу. В море интернета нет. Я там только Игоря Телка читаю, на его очерки «подсел». Интересный человек. А твою статью прочту, конечно, если только осилю. Ты же знаешь, я философские статьи читаю, как сквозь тропические джунгли пробираюсь: апатия, эмпатия, антимония, антиномия, утопия, фрустрация... Язык сломаешь!

- В кажддой науке свой словарь. Но ты напрасно так, я уже давно научился «нормальным» языком писать, «человеческим», как ты выражаешься. И не так это легко, сам бы попробовал! Столько лет в море, издал бы мемуары!

- Да кто меня читать будет, Серый? «Записки стармеха»? Что я вижу в подвале своём ниже ватерлинии? Дизеля, насосы, втулки, поршня... Кому это интересно?

- Да хотя бы однокурсникам нашим! Разъехались по Союзу, а станут тебя читать, и пообщаются в комментариях! Я-то на берег списался сразу, как кандидатскую защитил. Теперь моя вахта здесь, за компьютером. Пока жив, мой долг - писать, выступать, где можно. Воевать за правое дело.

-  Зря ты английский забросил, Сергей! Ты же прирождённый полиглот! Французский выучил сам, японский! Словарь-справочник для инженеров у тебя блестящий получился. Особенно диалоги механиков мне нравятся. Живой английский, с юмором, такого ни в одном учебнике не встретишь. Выпусти их отдельным изданием, моряки мигом расхватают.

- Словарь уже устарел, сам говорил. Диалоги... некогда мне сейчас. Начал было  словарь сокращений английского языка составлять, так на букве Ж застрял.  Хочу вот «Люди и нелюди» одной книгой издать, вещь ведь нужная. Как ты считаешь?

- Конечно, Серёжа, конечно! – ты извини, дела. На днях позвоню.

На самом деле я всю жизнь обходился без философии и миру идей предпочитал мир конкретных вещей. Но спорить со своим другом не хотел, боялся его обидеть. Слишком многое нас связывало. Он был самым близким мне человеком, но если я всё ещё шёл выбранным в юности морским путём, то Сергей давно уже стал философом, политологом и полемистом.

Я безоговорочно признавал его интеллектуальное превосходство и академические знания в самых разных областях науки. Логика, философия моей жизни была проста, я не витал в облаках, жил просто и ясно и не задумывался о судьбах мира. Сергей задумывался, чувстаовал свою ответственность за будущее. Перечитывая сейчас его статьи, понимаю, каким он обладал провидческим талантом и как был прав!

2. Гербарий из воспоминаний
Инна Ермилова
Лауреат в Основной номинации «ПИ»

Евгения любила прогулки в парке ясным осенним днём, в пору, когда тягучий, пряный воздух чуть горчит, а багряно-жёлтые деревья, словно корабли, плывут в его прозрачной невесомости. Она как чётки перебирала события прошлых лет и понимала, что непременно, не-пре-мен-но должна о них написать. Но не сегодня. СПОНТАННОСТЬ в этом деле не помощник! Надо ещё насладиться этой картиной, полистать страницы фотоальбома, чтобы составить гербарий из воспоминаний. Ведь «память» – леди своенравная, в этом она убедилась на собственном опыте.

Лет десять лет назад Евгения, после учёбы на курсах повышения квалификации, готовилась к зачёту. Для успокоения она, стыдясь поступка, всё-таки приготовила шпаргалки. На зачёте храбро взяла билет и отправилась на заднюю парту – готовиться. «Память как психический процесс» – на первый взгляд – ничего сложного, но для верности Евгения украдкой заглянула в шпаргалку.
Во время ответа сначала всё шло гладко. Экзаменатор, молодой интеллигентный человек в очках с толстыми линзами (лет на пять старше дочери решила она), с мягкой улыбкой остановил Евгению:

– Хорошо, хорошо. И последнее: напомните, пожалуйста, процессы памяти.

– Запоминание, сохранение, воспроизведение, – уверенно перечислила Евгения Ивановна.

Молодой человек, всем своим видом демонстрируя ЭМПАТИЮ, кивал головой подбадривая.

– Ну и последний процесс... – он смущённо улыбнулся и опустил глаза в стол: понимал, что ставит женщину, годящуюся ему в матери, в неловкое положение.

Евгения почувствовала, что щёки горят и невольно заёрзала на стуле, что всегда её раздражало, когда она принимала экзамен у студентов.

Молодой человек украдкой глянул в развёрнутую зачётную книжку.

– Э-э-э… Евгения Ивановна, я больше скажу, вы сейчас находитесь на этой стадии. Ну-ну, смелее, смелее. За-бы…

– …вание, – выдавила из себя Евгения.

– В-о-о-т… Совершенно правильный ответ. Уважаемая Евгения Ивановна, вы не только владеете материалом, но и… так сказать, привели прекрасный пример одной из фаз психического процесса. Он уже выводил в зачётке заветное слово.

Евгении не хотелось расставаться с осенним парком. Пройдёт неделя, другая, и листья облетят, закроют лёгким воздушным покрывалом засыпающую землю, а с приходом весны из маленьких пахучих почек родятся новые – зелёные, полные сока. Так и в работе преподавателя. Каждый учебный год всё сначала. Вспомнился случай, который она пыталась забыть, вычеркнуть из памяти: студент на уроке вёл себя вызывающе, откровенно провоцировал. Когда нарастающая ФРУСТРАЦИЯ её вышла из берегов, она, обычно сдержанная, схватила его рюкзак и вышвырнула прочь из кабинета. Оторопевший студент вынужден был уйти. Евгения понимала, что это не педагогично и от начальства сильно могло влететь, если бы парень нажаловался. Но ведь нет единственно правильного решения, поэтому-то без РЕФЛЕКСИИ преподавателю никуда. Есть у педагогов заветный тост, когда они в порыве КАТАРСИСА кричат: «За РЕФЛЕКСИЮ». Правда, правда, и это не шутка.

На удивление непедагогичный способ помог, и на следующем занятии студент «сидел ровно». В новом учебном году он стал частенько заглядывать в кабинет на переменах и даже интересовался, не будет ли она вести ещё какой-нибудь предмет. «Значит, правильно, что я тогда поступила «неправильно». Так и гербарий мой по листочку соберётся, всё-таки загадочная дама эта память, сама решает, что забывать, а что нет».

3. Я не лысый, я задумчивый
Капиталина Иванова
Лауреат в Основной номинации «ПИ»
       
Насмотревшись на статуи обнажённых девиц Пассажа, каких количество
  и образы всё ещё щекочат нервы, как современных  подглядывателей, так
  сильно коренного населения, тем более, если это население не лишено воображения.

     Воображение, как известно, дружит с фантазией, чья дивная парочка будит
  в весьма не юных головах воспоминания давно ушедших времён...
     Итог такой фантазии потеребил нервы далеко не юной даме, теперь выражающую
  высшую степень негодования:

  - Юзочка, шо ты, таки, меня зовёшь, когда меня ещё нет?
    Не надо нам надрывать слуховые нервы за зря и свои голосовые, в придачу.

    Даже, когда я ещё не пришёл, но был уже в эмпатии к вашей сольной арии
    на тему: "Куда, куда ты удалился?"

    Вот, он, весь я вам, рефлексируйте  все мои части тела.  Надеюсь, таки,
    у вас большая причина видеть меня.  А то, у меня на эту причину,
    по логике одесского мена, есть такой же величины противоположное желание.

  - Ну, наконец, таки иссяк фонтан вашего, Моня, красноречия.
    Легче докричаться до вас, чем потом заткнуть говорящий источник впечатления
    от вашего присутствия.

  - Не разводите, дорогая Юзя антиномии, я и так уже испытал катарсис
    от вашего удивлённого овала лица.
    Лучше не лохматьте мне затылок, там и так, уже, все волосы стоят строем,
    чтобы отдать вам честь.

  - Ой!  не смеши мою голову- его волосы стоят строем.  Это в каком месте,
    если имею смелость сказать, что вы, Моня- чисто лысый уже лет десять?

  - Ну, зачем так громко копаться в моих тихих мечтах?
    Есть у меня там три волоска и я ими имею счастье...

  - Имеете счастье от трёх волосинок?  Моня, я вас сильно уважаю, но обнимите
    свою фрустрацию, если обнимать некого и  унесите вас  вместе  куда
    вас ещё не было.   Видишь ли, он счастье имеет...

   - Драгоценная Юзя, за что, всё же, вы теребите мне нервы?   В каком месте
     я так провинился?

   - Поглядите на него соседи!  Он ещё делает удивлённый овал глаз!
     Лучше бы умерил свою буйную спонтанность, рассказывая своим седым
     однокашникам - как ты делал мне счастье в кровати сто лет назад.

     И не убирай от меня свою спину и фелейную её часть. Всё равно получите
     награду в виде печати на ваш, щёчный отдел мозга.

     Имеешь тихое счастье с тремя волосками, вот и кучерявься с ними,
     а про счастье с молоденькой Юзей прошу не делать мне смешное.
     Вы свою утопию утопите, где много смеха и вспомните- что тогда было:
     Ваши три волоска имеют счастье быть лучше готовыми, чем тогда то место,
     которое я не хочу оскорблять.  И вспоминать, тоже.

     Эмпатии не дождёшься, а вот я, таки, испытаю катарсис, выдернув
     с затылка три седых волоска и четвёртый- из фелейной части твоего
     двуногого скелета.
     И я имею вам сказать, что будешь ты, Моня, после этого лысый и задумчивый.

    Определённо, женщины лучше прощают то, что случается без их желания,
                чем то, что не случилось, а могло бы...

4. Дебаты на Млечном Пути
Александр Козлов 11
3 место в Основной номинации «ПИ»
Лауреат в Основной номинации «ФИ»
Второе место в розыгрыше «Приза читательских симпатий»
Спец.приз №7 «Полный джекпот»

Солнце было закрыто неестественно-грязными косматыми грудами, что вызывало уныние у всех членов отряда будущих исследователей космоса. Внеземная картина окружающей природы, ещё вчера сверкающая всеми красками осенней акварели, сегодня выглядела черно-белым снимком. В недавно построенном объекте «Млечного Пути» разгорались не детские страсти.

- И все таки, я не нахожу в этом убедительного логического обоснования! – повысил голос Андрей Разбаш.

- А тут и искать-то не надо, правительство скрывает от народа много интересных и необъяснимых фактов. А ведь на протяжении веков многие первые лица государств пользовались услугами предсказателей. Сталин пользовался услугами Мессинга. Гитлеру составляли прогнозы Эрнст Крафт и Вильгельм Вульф. На Николая II через царицу влиял Григорий Распутин. Наполеону предсказала поражение от России Мария Ленорман. Ходят слухи – сейчас сам Брежнев и все нынешнее Политбюро прислушивается к советам ясновидящей Джуны. – убедительно доказывал Вася Юдин.

- Вот-вот, слухи! А мы материалисты! Ведь даже доказывать не надо, что материя первична, а сознание - вторично. Карл Маркс доказывал, что сознание определяется бытиём. Французский философ Декарт утверждал: «Я мыслю, следовательно, существую».

- А вот религия утверждает противоположное мнение. Первым был Творец, единая троица - Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух. Этот творец и создал весь мир, все живое и мертвое. Для нас он и существует, этот МИР ВЕЩЕЙ - то, что реально мы можем увидеть, пощупать, ощутить своими органами. А МИР ИДЕЙ - это что-то абстрактное, существующее только в философии Платона, Аристотеля, Канта, Маркса и им подобных.

- Ты не прав, указанные тобой философы наоборот утверждают, что вещи несут в себе проявление идей, и сами не являются истинным бытиём! Например, гадалка раскладывает карты и по ним предсказывает твою судьбу. Здесь МИР ВЕЩЕЙ породил МИР ИДЕЙ. Гадалка сожгла карты – МИР ВЕЩЕЙ исчез. А предсказанная ими судьба – осталась с тобой. МИР ИДЕЙ существует!

- Сейчас ты договоришься до того, что объявишь гадалок и ясновидящих главными научными сотрудниками всех философских факультетов!

- Всем известно, что наука о мышлении – ЛОГИКА. Она является основой познания функционирования нашего мозга. А её развитие зависит не только от дипломированных ученых, нужны и объекты для исследования, и не только мозг обычных людей, но и головы исключительных гомо сапиенс, причем не в мертвом, а в самом активном состоянии.

- Да ты страдаешь софизмом, доказываешь ложную мысль с помощью преднамеренного нарушения логических законов, - не сдавался Василий.

- Нет, это примитивная АНТИНОМИЯ, показывающая противоречие между двумя положениями, допускающими одинаково убедительное логическое обоснование, - не уступал в эрудиции Андрей.

Неожиданно появившийся доцент кафедры Вячеслав Выборный грубо прервал словесную баталию студентов: «Разбаш и Юдин, прекратить дебаты. Ваша ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ на сегодня – совместить пространство и время! Поэтому, работаем от этой межи и до ужина! Самые умные берут лопаты в руки, и вскапывают грядки. Остальные собирают картофель в корзины».

Студенты нехотя стали вылезать из стога сена, где пытались укрыться от непрекращающегося мелкого противного дождя. Осень 1972 года не баловала хорошей погодой, но надежда на бабье лето УТОПИЕЙ теплилась где-то в глубине души каждого.

В колхозе «Млечный Путь» студенческий отряд МАИ каждый год помогал колхозникам убирать урожай картофеля.

5. Старик
Дмитрий Купянский
Лауреат в Основной номинации «ПИ»
Номинант в Основной номинации «ФИ»
Спец.приз №4
    
Наверное, это – раздвоение личности, когда у тебя в голове сидят два оболдуя: Добрый и Злой. И развлекаются тем, что обсуждают все твои действия и поступки. «Нет, это маразм» тут же отозвался Злой. «А может просто РЕФЛЕКСИЯ?» парирует Добрый. Да мне плевать на вас, ребята. У меня отличное настроение. Завтра у меня день рождения. Ещё с утра я СПОНТАННО выпотрошил до рублика все свои карточки. Этого должно хватить на новенький смартфон! Словно на крыльях домчался до светофора и остановился, глядя на его красный глаз. Нехороший светофор. На переходе вечно торчит толпа попрошаек всех мастей, от «лжеафганцев» в камуфляже, до «лжемонашек» вечно замотанных в чёрное.
     «О, гляди, новый персонаж. А его, к какой категории отнесёшь?» пискнул Злой. Я скосил глаза. Рядом с ограждением стоял мужчина неопределённого возраста. Лет шестьдесят, или восемьдесят. В чёрном костюме, давно вышедшем из моды, чистом и аккуратном. Блестели начищенные старенькие туфли. Седая голова низко опущена, морщинистые широкие руки упираются в полированную рукоять трости. Его можно было принять за человека остановившегося отдохнуть или задумавшегося о чём то, если бы не шляпа с мелочью, лежащая в ногах. «Жаль деда. Может положить сотню? Что такое «стольник» в наше время» тут же отозвался Добрый. «Ага, щаз. Ты что забыл, что это их ремесло. Они так деньги зарабатывают!». «Но, у мужика явно, проблемы! Может, ему есть нечего…» зудит Добрый. «Да, нет это – просто «стажёр». Если наберёт нужную сумму, возьмут его нищие в свою мафию, переоденут в камуфляж и будет он «рубить копеечку» на таких доверчивых дураках, как ты. Да и потом, после покупки телефона у тебя будет денег только на автобус. А отдашь «стольник» и телефона нет» ехидничает Злой. «Да, просто ФРУСТРАЦИЯ какая то» вздыхает Добрый.
     Загорелся зелёный. И два людских потока ринулись навстречу друг-другу. Даже уходя, спиной ощущал тоску несчастного старика. И вдруг явственно увидел себя на его месте. Я никогда не просил милостыни. А тут народ. Стыдно. Пёстрая равнодушная река течёт мимо, огибая, касаясь изредка локтями, болтая по телефону, дыша перегаром и ароматом модных духов. А в шляпе сущие гроши, которыми не покроешь и сотую часть долга. Проклятая ЭМПАТИЯ. Я хотел, было вернуться, оглянулся... Но старика уже не было видно. Ушёл? «Ага, как же! Просто план выполнил. Пошёл сдавать выручку» ёрничал Злой.
     Вечером я с головой ушёл в процесс освоения нового гаджета. Только где то на краешке сознания маячил старик на переходе.
     Наутро новый телефон верещал не переставая «Поздравляем… здоровья… удачи». «Спасибо! Ждём вас вечером к шести!». Предпраздничная суета, стол почти накрыт. Звуковым фоном трындит что-то телевизор. И вдруг на экране я увидел знакомые туфли крупным планом и полированная трость. И равнодушный голос диктора рассказывающего о том, как старик пришёл в скверик между Мэрией и Храмом, на глазах у всех, молча, вытащил спецназовский нож, опустился на колени перед скамейкой, приставил острие к груди, рукоятку к скамейке и навалился всем телом…
     Я стою на набережной. Внизу ртутью перекатывается река. Я давно отучился плакать. Только руку жжёт новенький телефон. Я размахиваюсь и с силой швыряю его в реку. «Откупиться хочешь?» хмыкнул Злой. «Не, КАТАРСИСА хочет достичь» ехидничает Добрый.

6. О философии со своей колокольни
Люси Леду
Лауреат в Основной номинации «ФИ»
 
    Осень, как мне кажется, особое время года, располагающее к философским
  размышлениям из-за короткого светового дня. Просыпаешься обычно, а за окном -
  темно, а вставать рано, особенно, если полы скрипят, а в гостях - дети,
  приехавшие отоспаться и отдохнуть от суеты большого мегаполиса.

  Вот и начинаешь философствовать наедине с собой. Кстати, и Всемирный день
  философии отмечают осенью, девятнадцатого ноября. Теперь знаю!

  Мир Вещей и Мир Идей взаимно-пересекающиеся понятия: мир вещей родил мир идей -
  пришла к этому выводу абсолютно самостоятельно и собственными умозаключениями.
  И никакой Антиномии в этом нет.

  Вечные вопросы философии возникли с появлением цивилизации, и главный из них
  известен со школьной поры, что первично: материя или сознание, вещь или дух?
  Лично мне ближе позиция Аристотеля, считавшего, что идеи находятся в
  действительности. Сначала идея - потом её реализация.
  Этот тезис сейчас и доказываю, осмысливая основной вопрос философии, реализуюсь
  на белом листе бумаги.

  Древнегреческий философ Платон, ученик Сократа, учитель Аристотеля, был уверен,
  что идеи вне вещей. Не согласна  с греческим мыслителем, главным образом, с его
  идеей платонической любви. Платоническая любовь - абсолютная УТОПИЯ! Смысл
  человеческого бытия в воспроизведении потомства, счастливого потомства.
  Счастливы дети, рождённые от любви родителей, где физиологическая любовь в
  гармонии с платонической, и повторюсь, никакой Антиномии.

  Логика -  своеобразный мостик из мира идей в мир вещей. Идея обновить гардероб
  к Новому году приводит меня в мир вещей.

  Моя Философия Жизни возникла через опыт жизни старшего поколения, свой
  собственный, через чтение классической и современной литературы, разнообразное
  общение в житейских ситуациях. И суть собственной философии жизни я
  сформулировала  в мысли : быть несчастливой очень просто - всегда  есть повод
  для разочарований и огорчений, быть счастливой намного сложнее.  Поводов для
  счастья не надо искать, надо лишь научиться радоваться тому, что имеешь.

  Философия как наука безбрежна, как Вселенная, или мировой океан, именно поэтому
  она охватывает все стороны человеческого бытия. Достаточно лишь почитать
  философские притчи. Почитала  и я, выбрала самую коротенькую  не случайно. В
  моей интерпретации картинка сложилась такая: « Вечер. Жена вышла из душа,
  завёрнутая в полотенце. Вслед за женой в душ отправился муж... Вдруг раздался
  звонок в квартиру. Жена   бежит открывать дверь и видит соседа, он говорит:: «
  Я дам Вам 800 долларов, если Вы снимете полотенце». Подумав пару секунд,
  женщина скинула полотенце. Сосед посмотрел на нее, отдал ей 800 долларов и
  ушел. Жена снова заматывается в полотенце и  слышит вопрос  мужа: «Кто это
  был?"
  — Сосед, — отвечает жена.
  — Понятно, — говорит муж, — он ничего не говорил про 800 долларов, которые мне
  должен?»
  Философская мораль: в семье у супругов не должно быть никаких финансовых тайн,
  иначе можно оказаться в глупой ситуации.

  Моей выстраданной философии жизни очень созвучно высказывание Стендаля :
  «Человек живёт на земле не для того, чтобы стать богатым, но для того, чтобы
  стать счастливым».

  Не бойтесь быть счастливыми!

7. Записка в кармане, обнаруженная некой гражданкой
Людмила Май
3 место в Основной номинации «ФИ»
Лауреат в Основной номинации «ПИ»
Спец.приз №10
Спец.приз №16 «Опытные зубры»

Не удивляйся, я знаю, что ты ищешь меня. С тех самых пор, как мы расстались. Согласен, наша встреча была восхитительна, я и сам пережил что-то вроде катарсиса, хотя никогда не считал себя сентиментальным. Но наша встреча была случайной, как, собственно, и всё, что происходит в моей жизни. Я непредсказуем, как вольный ветер, и порой сам не знаю, где окажусь в следующее мгновение. Неожиданность и спонтанность – вот моё кредо.

Я показался тебе удивительным? Немножко странным, загадочным, да? О-о… это моя любимая маска. Да-да – всего лишь маска. Мне чужда всякого рода эмпатия, и я никогда не думал, что напишу это: мне жаль. Я не хочу причинять тебе боль, но хочу быть честным: я не тот, ради кого стоит терзаться несбыточными надеждами, мучиться ожиданиями и предаваться рефлексии. Поверь, я этого не заслуживаю.

Многие считают меня эдаким баловнем фортуны, прекрасным и неповторимым. Другие же находят меня самым заурядным и очень часто – неприятным и даже ужасным. А я…

Я могу внезапно пролиться золотым дождём или озарить хмурые лица радостными улыбками – мне ничего не стоит вскружить голову какой-нибудь простушке и стать желанным для каждого. А могу проскрежетать тревожным визгом тормозов и глумливо проорать сиреной страха – порой я бываю очень жестоким и даже смертельно опасным. Меня часто вспоминают, верят в меня, как в чудо, но и боятся и ненавидят тоже.

Ты всё правильно поняла… Это худшее, что могло со мной произойти. Надеюсь, что моё признание не вызовет фрустрацию и ты не будешь биться в истерике.

Не ищи меня больше. Я сам найду тебя, но вот в каком обличии… От меня это не зависит. Я – лишь игрушка в руках твоей судьбы. Прости.

Твой Случай.

8. Морозное утро
Илья Молоков
Лауреат в Основной номинации «ФИ»
   
Апрельским морозным утром наш буксир "МИР ИДЕЙ" (бывший "МИР ВЕЩЕЙ") готовится к шлюзованию. Матрос Зарипов, с похмелья еле стоящий на ногах, руководит практикантом: «Андрейка, накинь огон швартова на крюк плавучего рыма! На кнехт швартов туго не наматывай! Иначе он порвётся и в лоб тебе прилетит!» Практикант накидывает петлю швартового каната на крюк, ищет глазами кнехт и вместе с канатом падает в воду. Матрос цепенеет. Мне от радиостанции, капитану теплохода (как он может быть спокоен?) от штурвала никак не успеть добежать до места близящейся трагедии. Эфир молчит – диспетчер шлюза и экипаж скоростного судна, стоящего за нами, не ведают о происшествии. Буксир привальным брусом стукается о стенку шлюза и отходит. Волчье рычание и гулкий звон металла предшествуют возвращению на борт практиканта, успевшего до приближения к нему буксира запрыгнуть на бочку плавучего рыма и вжаться в шахту рыма.

   У меня (вчерашнего курсанта речного училища) руки чешутся написать о работе на реке. Быть может, падение в воду человека и спасение от гибели, это и есть начало моего рассказа о товарищах речниках? А как назвать рассказ? "Недоброе морозное утро на корабле". "Непереданное матросом рукомесло". Прекратив мысленно философствовать, спрашиваю капитана: «Андрей Петрович, что теперь будет с матросом и практикантом?» «По ЛОГИКЕ вещей обоих надо срочно наказать – наставника-матроса за пьянку списать на берег, курсанту-практиканту объявить выговор. Но ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ ориентирует меня замять этот несчастный случай». Провидя продолжение изречений собеседника, молчу. «Доложить о случившемся на берег – это означает получить по шапке. За проступок вытурить матроса с корабля проще всего, но вместо него из управления пароходства пришлют на перевоспитание другого бездельника. Вот тебе извечная АНТИНОМИЯ».

   «Однажды тяга к реке стала тяжестью», - бормочет Зарипов, покидая ходовую рубку после беседы с капитаном. Я пока что ежедневно восторгаюсь рекой, сегодняшний закат поразил красотой. Представив себя известным писателем, заношу в блокнот «Звёздная ночь. Слегка волнуется река. Мечты будоражат сознание!» Украдкой читаю запись капитана «Звёздная ночь в новом белоснежном кружевном нижнем белье чинно выходит из слегка волнующейся реки к позднему вечеру. Тот ждёт её с чашкой сладкого чёрного чая сдобренного долькой спелого лимона и под бормот неутомимых двигателей нашего стального корабля южным ветром проводит музыкально-акустические эксперименты на бегучем такелаже. Вечер галантно набрасывает на качающуюся кораблём ночь долгополый плащ цвета пурпурное сердце, пОлы развеваются флагами, притягивая взгляд к мерцающим белизной трусикам. Фривольный наряд очередной УТОПИИ (мечты) будоражит  сознание!»   
      
   Сегодня мне хочется писАть, но не могу сформулировать свои мысли. Умение высказываться – это врождённая способность человека, или приобретённая? Мне необходимо прочитать море книг, общаться с грамотными людьми, чтобы в способности изъясняться подняться от рычания Андрейки  до заметок в общей тетради Андрея Петровича? Мысли прерывает капитан, зашедший в мою каюту (по совместительству служащую библиотекой), обращается ко мне и к книгам: «Доброе утро, дорогие товарищи! Желаю пообщаться с "Идиотом" Достоевского». Я начинал читать эту книгу, но быстро забросил её, переключившись на новеллы Эдгара По. «Книжный формуляр лежит на льняной скатерти, подпись получилась с дрожементом, а я ни в одном глазу», - оправдывается Андрей Петрович под моим пристальным взглядом. Нахожу определение картинке за бортом корабля «Раннее утро на синей ткани забортной воды размашистым почерком начертало "Доброе утро, дорогие товарищи!!!"»

9. Светлое воспоминание
Тамара Непешка
Лауреат в Основной номинации «ПИ»

Костя был хорошим семьянином, но Кира сознавала: главное место в его жизни по-прежнему занимали работа и друзья. Она долго уговаривала мужа съездить с детьми на встречу Нового года в Финляндию, на родину Деда Мороза. Наконец Костя сдался: Кира права, скоро дети подрастут, перестанут верить в сказку и смысл ехать пропадёт. Пусть у них останется светлое воспоминание о детстве.

Кира ужасно волновалась, что дети будут капризничать или неаккуратно есть – этого Костя не выносил. Иногда ей казалось, что они вообще его раздражают. Но Кира твёрдо решила не делать детям замечания, так как была убеждена, что воспитывать надо дома, а не в гостях.

Кира купила дочке ярко-зелёную юбочку с многослойной пышной подкладкой, как у балерины, а сынишке – курточку, стилизованную под медвежонка. Отель оказался очень уютный, дети были счастливы. Организаторы подготовили развлечения на любой вкус: посещение резиденции Деда Мороза, катание на санках и лыжах, собачьих и оленьих упряжках, вечерний костёр на берегу озера. Костя ездил на мотоцикле к российско-финской границе. Погода была холодная, но выручали тёплые лыжные штаны, которые Кира купила всем специально к поездке.

Когда организаторы предложили посетить концерт финской группы Лорди, победителя конкурса Евровидение, Костя обрадовался – к музыке у него был профессиональный интерес. Появление музыкантов на сцене в костюмах монстров сразу завело публику. Вот только слышно было плохо: из-за неудачной акустики любой шум в зале многократно усиливался. Больше всего мешало шуршание детских лыжных штанов – казалось, что одновременно вскрывают чипсы со всех полок в супермаркете.
 
Заметив неудовольствие мужа, Кира решила пересесть с детьми на задние пустые ряды. Пересадка сопровождалась жутким шуршанием.

Наконец Костя смог погрузиться в атмосферу концерта и расслабиться. Он с интересом рассматривал костюмы, манеру исполнения финских парней. Эх, жаль, друзей нет рядом! Вместе бы посмотрели концерт, потом попарились в настоящей финской сауне. Осознание того, что друзья весело проводят время без него, вызвало у него фрустрацию.

Кира с грустью думала о том, что её план провалился, но она не понимала, в чем ошиблась. Дети сидели тихо и заинтересованно смотрели концерт.

Отзвучали аплодисменты после очередной песни, и в наступившей тишине вдруг раздался богатырский храп. Зрители оглядывались и смеялись. Киру вернул на землю вопрос дочки:
   – Это наш папа храпит?

Кира спонтанно вскочила на ноги с мыслью скорее разбудить Костю. В темноте она оступилась на высоких ступеньках, едва не упала и выругалась:
   – Ёлки-палки!
Костя продолжал храпеть.
   – Мамочка, тебе больно? – дети сползли с кресел и направились к ней.

От шороха их штанов Костя сразу проснулся.

Он не мог поверить Кире, что весь переполох произошёл по его вине.

Неожиданно сын сказал ему:
   – Пап, я однажды на утреннике пукнул, надо мной тоже смеялись. Я плакал, а мама сказала: хватит рефлексировать, забудь.

Костя с интересом посмотрел на сына:
   – Я правда храпел?
   – Ещё как, – ответил тот и засмеялся.
Костя почувствовал невыразимую эмпатию и крепко сжал маленькую ручонку сына.
 
Ночью Костя вставал, подходил к детям поправить сползшие одеяла. Утром за завтраком с умилением смотрел, как дети старательно накладывают себе кашу. Ощутив катарсис, он сказал Кире примирительно:
   – Послушай, всё классно. Давай ещё куда-нибудь вместе съездим!

Кира незаметно сморгнула слезу. А Костя добавил:
   – Но лучше на юг, чтобы без тёплых штанов обойтись!

10. Вот такая ситуация
Лидия Парамонова -Фокина
Лауреат в Основной номинации «ПИ»
Номинант в Основной номинации «ФИ»
Главный Лирик конкурса
Спец.приз №7 «Полный джекпот»
Спец.приз №8 «Гимн, посвящение «К-10»
Спец.приз №16 «Опытные зубры»

Целый месяц я спала урывками: было похоже, что через квартиру этажом выше прогоняли стадо коров.
Оказалось, что живёт нестарый человек тяжёлой судьбы.
Зашла соседка, одна из комнат которой подвергалась ночной бомбёжке.
Предложила атаковать жильца, чтоб у него земля горела под ногами. Как сделать, не научила. Либо не знала, либо уповала на меня.
Однажды наверху громыхнуло так, что под окнами на детской площадке заплакали грудные дети. Чета соседей и я, как по команде, выскочили в коридор, помчались по лестнице наверх.

«Погромщик», раскинувшись, лежал поверх книг на стеллаже, пел: «Милая моя, солнышко лесное».
Дамочка без деликатных оборотов резала «правду- матку». Супруг крепко сжимал в руках дрель. Видимо, грохот оторвал его от ремонта.

 Дебошир уселся на груду книг верхом. Вскинул руку. Выпалил:
- Чего раскудахталась, интеллипупция? Меня носило, как осенний листок, пятнадцать лет «по горячим точкам». Имею право раз в жизни мебель повалить?
Его «железная» логика, как током шарахнула, пригнув нас к земле.

- Не крути хвостом- то: имею я право или нет?- он впился взглядом в незваного гостя, СПОНТАННО потянулся к подоконнику за цветочной вазой, не достал и от ФРУСТРАЦИИ заскрипел зубами. - Встать не могу, два пузыря выпел, а то бы раздавил тебя, как комара между двух пальцев! Убирайтесь восвояси метать икру.

Мы вышли обескураженные.
На нашем этаже соседку прорвало:
- Почему ты его не приструнил?
- Тебе не понять! «Пятнадцать лет по «горячим точкам…»
- «По горячим»! Пентюх! Не станешь мужиком! - жена плюнула в его сторону.
Я быстрёхонько вертела ключом в замочной скважине. Влетела в квартиру, хлопнув дверью.
«Ого, ещё раз отличилась! Муж- коврик! Жёнушка о него ноги вытирает».

Через день. Увидела на улице, у магазина, невесёлую картину.
Слащавый педант обрызгал из лужи грязью «пентюха» и бровью не повёл.
Оторопевший «пентюх» к нему с вопросом:
- Почему вы даже не извинились?
- А мне, - отвечает, явно РЕФЛЕКСИРУЯ и растягивая слова, - до лампочки это- извиняться.
- Отчего же так?
- Я- творческая личность, ежесекундно мыслю, некогда под ноги смотреть. - И тычет корочками.
«Пентюх» слегка дотронулся до плеча незнакомца:
- Покажите документик поближе.
- Не хватай! Тоже схватить могу. Только меня машина ждёт.
-  И что?
- Некогда глаголить. Вот что! Я на работе!
Быстрым шагом направился к машине «с интересными номерами».

«Пентюх» застыл с раскрытым ртом.

Наши глаза встретились. Мои выдали- удивление, его- растерянность.
- Видели? Как бороться с хамством? В критические моменты пускать изо рта пузыри? Совершить подвиг, чтоб жена зауважала? Это о ситуации намедни. Моя планида-  спасать человечество.
Сегодня позвоню в дверь соседу. Замахнусь гантелей- момент неожиданности!
Брошу в лицо: лишал сна, развил АМОК- психическое состояние, могу убить в слепой ярости.
 Пристращу отправлением к больным коронавирусом. Я-  врач скорой помощи.

Моя спина похолодела. «Коронованный ЖУПЕЛ без маски, а нормальные люди в масках повсюду. Надеюсь- завтра всё закончится».

- Не бледнейте Вы так! Это КАТАРСИС после «гражданина с корочками»…
Вояке- соседу выражу ЭМПАТИЮ. Овдовел месяц как.

Возвращалась домой в размышлениях о конгениальности с врачом: с трезвомыслящими добрым словом изъясняемся, хамам не отвечаем взаимностью.

Люди управляют любыми ситуациями в жизни.

Непременно снимем маски, победив  КОВИД-19!

МЫ СИЛЬНЕЕ!

11. Знание-Сила!
Вахтанг Рошаль
Лауреат в Основной номинации «ФИ»
Лауреат в Основной номинации «ПИ»
Победитель «Приза читательских симпатий»
Главный Лирик конкурса
Спец.приз №7 «Полный джекпот»
Спец.приз №8 «Гимн, посвящение «К-10»         

 Ох уж эти чёртовы звонки! Они раздаются, как всегда, не вовремя. Вы пришли с работы, вкусненько перекусили, выпили  свои  «уан о ту дринк» водки, придиванились  к телевизору…
           И тут на тебе – трезвон!.. Всякие телефонные коробейники предлагают купить: водяные фильтры, ножи, неделю на Канарах, да чуть ли не место в Госдуме ….
           Меня  это не очень касается - зона ответственности за телефон у жены. Половинка моя замечательная, но воспитание…  Слов и выражений нужных не знает. Послать – не умеет. Трубку повесить не может.
           Громкая связь включена, и я слышу вступление: «Здравствуйте! Я Владимир! А как вас зовут?..». Обученные и хитрые, как лисы!! И так далее… и вам не поможет, что у вас уже есть два кухонных комбайна. И так многократно.
         Но последний разговор довёл Галку до истерики, и она со слезами бросила трубку первый раз в жизни. Предлагали приобрести…
… Вибратор!!!!!
        Она с укором смотрела на меня и в её глазах я прочитал вопрос : Ты мужчина или тряпка?
        А я?
        А что я!
В свои годы молодые я закончил ЛИСИ - строительный, и сколько-то лет  отработал на стройке мастером и прорабом. Так что «русским матерным» владею без словаря! Но это же так примитивно! Посоветовался с умным человеком (с собой).  И…
       Звонок: Здравствуйте! Меня  зовут Марианна! А вас?
      - Ой, отвечаю, какое волшебное имя! Марианна у нас с вами совместная  ФРУСТАЦИЯ. - В ответ я услышал невнятные прерывистые то ли звуки, то ли всхлипы.
      - Ну вот, а сейчас вы чувствуете ЭМПАТИЮ? – Ответа не последовало, а затем в трубке раздались короткие гудки.
        У половинки  глаза полезли на лоб (мне показалось, что  она пожалела о своем опрометчивом решении).
        И тут же  следующий звонок: Я Таня! А как вас зовут? - Вахтанг.
Она  предлагала купить чудо-сковородку. Масла не надо, жира не надо! Чем больше ешь, тем больше худеешь.
         - Таня! У меня страшный  КАТАРСИС! Помогите мне, и я скуплю всё, что есть в вашей лавочке. Нет, не бойтесь – это не заразно. В награду я поделюсь с вами бесплатно своей РЕФЛЕКСИЕЙ!
       Рука половинки потянулась к сковородке (она у нас необычная, чугунная, от бабушки досталась). Я понял, что наступает третий акт и  … спасёт меня только моя СПОНТАННОСТЬ!
      
P.S.
Ах Женя-Женя! Лучше я бы не знал этих слов, а обходился бы Великим и Могучим. Как там говорят англичане: «Русский надо выучить, а то вдруг  кирпич упадёт на ногу».

12. Чай с логикой
Джули Тай
Лауреат в Основной номинации «ФИ»
Номинант в Основной номинации «ПИ»
      
У каждого своя философия жизни и понимание этого приходит порой совершенно неожиданно...
       Когда живёшь в своём доме, то здорово иметь добрых соседей или не иметь их вообще. С одной стороны моего участка лес, с другой - дорога, с третьей - живёт соседка, с которой мы давно в хороших отношениях, а вот с четвёртой... С четвёртой - участок с небольшим домом. Много лет он пустовал, но вот в нём появились жильцы: баба Маша и дед Сеня, которые решили на пенсии обзавестись собственным свежим воздухом.
       Мне повезло - соседи попались тихие и спокойные. Баба Маша на заслуженном отдыхе занимается цветами, а дед Сеня читает всё, что не успел прочитать в юности. Радостно наблюдать как Она ковыряется в земле с улыбкой на губах, а Он ей с серьёзным видом что-то цитирует из книг - идиллия.
       Но вижу как-то через забор: ходит баба Маша по двору расстроенная, вздыхает. Дай, думаю, в гости её приглашу, что случилось узнаю.
       Сели за стол, чай пьём. Я и спрашиваю:
       - Тёть Маш, что-то ты сегодня грустная. Случилось чего?
       Задумалась она.
       - Не знаю даже, - говорит, - может и случилось... Мой-то в последнее время философией увлёкся, всё мне Платона цитирует с его миром идей. Радовалась я поначалу, а вот теперь думаю, что с наукой этой жить не смогу... Ещё вчера ничего не предвещало беды, а сегодня... Встала я утричком, глянула в окно - солнышко светит, птички поют. Красота! Вот только перед окном клумбы не хватает. Стою, мечтаю, цветы в мыслях уже высаживаю... А тут мой подкрадывается сзади и в самое ухо: "Есть хочу!" Я аж подскочила от неожиданности. "Недаром, - говорю, - меня моя бабка учила, что борода мужика иногда не взрослым делает, а козлом! Я тут вся в мечтах парю, а он мне на ухо мекает!" На самом деле меня бабка такому не учила. Это я для важности добавила - чтобы слова поувесистей, пообиднее звучали. Обидется, глядишь будет лишний повод вкусненького чего приготовить, мировой ужин организовать, или щекой о его щетину лишний раз потереться. А он, нет чтобы лицо обидное скорчить, философствовать начал. "Я на твою фразу, - говорит, - даже обидеться не могу. Я теперь учёный! Слышала о таком понятии - антиномия? Вот твои три слова: борода, мужик и козёл. Если правильно их поставить, то получится, что каждый бородатый козёл - это мужик, но не каждый бородатый мужик - это козёл." Я аж на стул присела. Понимаю, что подвох какой-то в его словах есть, но видать мне его чисто мужицкой логики не понять... Завтрак на стол поставила, а у самой аппетит пропал. Сижу и думаю: предлагать мужу с его высокопарным настроением приземлённую клумбу делать - утопия. Видать прийдётся самой свои идеи в мир вещей воплощать... Пошла на улицу, лопату взяла... А мысли-то в голове вертятся, успокоиться не могу. Решила свою бабскую логику включить: если не все бородатые мужики - козлы, тогда и не все бородатые козлы - мужики... Я аж клумбу делать перехотела! Вот как с такой жизненной философией жить-то теперь?
      Жалко мне её стало. Пришлось брать чего покрепче и идти мирить горе-философов.

ФОТО ИЗ ИНТЕРНЕТА

СБОРНИК №4 - «ЖЕМЧУЖИНЫ» «К-10» http://proza.ru/2021/01/03/366
СБОРНИК №6 - ПРОИЗВЕДЕНИЯ «НОМИНАНТОВ» «К-10» http://proza.ru/2021/01/05/416


Рецензии
Поздравляю всех Лауретов с победой и прекрасными Сборниками №5 "Сапфиры" и №4 "Жемчужины", №6 Произведения "Номинантов" "К-10", вышедшие благодаря нашему ГУРУ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА, ОБЪЕДИНИВШЕМУ НАС В ЕДИНЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ КЛУБ!!!
ВСЕМ ЗДОРОВЬЯ, НЕ УГАСАЮЩЕГО ВДОХНОВЕНИЯ И НОВЫХ ТВОРЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ В 2021 И ПОСЛЕДУЮЩИХ ГОДАХ!!!
С глубоким уважением и душевным теплом,-

Евгения Козачок   04.01.2021 08:04     Заявить о нарушении
Дорогая Евгения, большое спасибо за искренние поздравления лидеров и участников сложного "К-10" философско-психологической направленности.

Проведение конкурса с такими вводными, было экспериментом. Любой эксперимент сопряжён с риском, иначе это не эксперимент. Он должен "будоражить" мысль и заставлять кипеть "серое вещество". Оно кипело и у сторонников Проекта, и у его противников.
Думаю, что в целом, эксперимент оказался оправданным, но он дался большой кровью, в т.числе и членов Жюри. А посему, дабы сохранить эту кровь, такую нужныю в наше непростое вирусное время, подобных экспериментов не планируется.

Хотя...Должен отметить, что одни из самых интересных конкурсов были на странице уважаемого Кандидыча, условия конкурсов которого ещё ЖЁСТЧЕ, что и вызывало дополнительный интерес. Жаль, что, по-моему, он давно не проводит их. Они пользовались большим спросом со стороны "конкурсной аудитории".
Вы опытный боец, вам не пришлось участвовать в этих конкурсах?

С УВАЖЕНИЕМ и НАИЛУЧШИМИ НОВОГОДНИМИ ПОЖЕЛАНИЯМИ,
Ваш Евгений.

Евгений Говсиевич   04.01.2021 08:19   Заявить о нарушении
Дорогой Евгений Романович, от всей души благодарна ВАМ за доброжелательность и душевный отзыв!!!
Мне тоже очень нравились конкурсы Кандидыча! И я даже как-то один раз решилась принять в одном из них участие:
- http://proza.ru/2015/11/19/1586 - (Читайте и слушайте -http://www.youtube.com/watch?v=q1fcPdS5Ccg)
- http://proza.ru/2015/11/15/2167
- http://proza.ru/2015/11/22/2223
- http://proza.ru/2015/11/15/835
С признательностью и улыбкой,-
Евгения

Евгения Козачок   04.01.2021 23:09   Заявить о нарушении
Дорогой Евгений Романович, только что "возвратилась" в 2015 год и увидела, что ВЫ читали "Капельку", да и вероятно все 4-ре рассказа этой игры-конкурса. Извините, что повторилась. Но если Вы слушаете сейчас музыку - это так здорово!!!
Приятных ВАМ минут, часов, дней, недель, месяцев, годов...!!!

Евгения Козачок   04.01.2021 23:34   Заявить о нарушении
Дорогой Евгений Романович, дарю ВАМ ещё одну удивительную мелодию и видео
- http://www.youtube.com/watch?v=zotRnVeBVjA - "Арабатский конь"
Сейчас мы с мужем слушаем и смотрим сказочную невероятно красивую музыку о нежности и любви.
Кстати мы живём в сорока пяти километрах от Азовского моря и Арабаткой косы...
Может быть когда-то давным давно именно на этой Арабатской земле и встретились эти красивые лошади и конь улетел к звёздам...

Евгения Козачок   04.01.2021 23:59   Заявить о нарушении
Это, что-то невероятное: божественные съёмки, божественная музыка, божественные слова.
СПАСИБО.

Завтра посмотрю ваши рассказы, представленные для конкурсов Кандидыча.
Очень жаль, что он давно их не проводит. Они по-настоящему, оригинальны и "будоражили" мысль и серое вещество. И это было интересно авторам, заточенным на творческий драйв.

Евгений Говсиевич   05.01.2021 00:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.