58. Математические джунгли
57. Чистота требует жертв.
Пока я била баклуши в больнице и частично наслаждалась жизнью, мои одноклассники грызли, так сказать, гранит науки, продирались сквозь дебри истории, блуждали в лабиринтах алгебры, ломали свои мозги на уроках литературы. Я и не предполагала, что встречу такие трудности, догоняя класс, за месяц далеко ушедший по всем предметам.
Гуманитарные предметы не вызывали особых затруднений у меня, но вот в алгебре я увязла по самые уши. Так все было запущено, что, казалось, мне надо пройти через математические джунгли - но как пробраться сквозь эти дебри, сквозь эти сплошные заросли, которые не растащить голыми руками, не рассечь острым мачете. Возможно, если бы у нас был другой учитель, то мне можно было подойти к нему и попросить объяснить какие-то моменты. Но я пыталась разобраться в пропущенном за месяц материале сама, потому что даже в самом страшном сне мне не могло присниться, что я попрошу помощи у Мавлиды Гариповны.
Даже через много лет я помню это имя! Учительница математики, среднего возраста, небольшого росточку, но крепкая и энергичная, как степная лошадка, с кривыми ножками, облаченными в хэбэшные коричневые чулочки, она решительно входила в класс, вколачивая свои каблучки в деревянный пол. Да что там, она просто врывалась, как вихрь, вперяла в нас холодный змеиный взгляд. Её злые, маленькие карие глазки, казалось, пронзали всех и каждого, а хищные ноздри уже заранее трепетали. В классе нависала гнетущая тишина. Все старались опустить свои головы, чтобы не встречаться с ней взглядом.
По-моему, только Боря не боялся её, был всегда готов, как советский пионер. Но он был ей неинтересен. Она старалась изводить тех, кто страшился её, кто "плавал" в каких-то темах или просто был не готов к уроку. При неверных ответах она приходила в бешенство, кричала на нас, брызгая слюной, обзывала "тупицами" и "безмозглыми баранами", а в особо возмутительных случаях от ярости просто топала своими кривыми ножками. Все мы, и готовые, и неготовые к уроку, цепенели в каком-то первобытном страхе, не смея посмотреть ей в лицо.
Своими воплями она гасила во мне всякую возможность понять что-то из объясняемого материала, учитывая то, что он часто опирался на уже пройденное, а там у меня было много пробелов. На каждый урок по математике я шла, как на Голгофу. Я смирилась с тем, что в математике не разбираюсь, что вот такая я бездарная тупица. И так скверно было на душе от этого осознания, потому что дома мне ещё доставалось упрёков от мамы за низкие оценки по математике.
Так и ползла я шестой и седьмой класс с тройки на двойку, пока в восьмом классе не пришел к нам чудесный талантливый переподаватель математики и просто хороший добрый человек Василий Сергеевич Белодедов, светлая ему память! И всё волшебным образом переменилось в моих отношениях с точными науками.
А пока я ещё сидела, сгорбившись, прятала взгляд от свирепой Мавлиды и не понимала, что каждым своим криком на нас, каждым обидным словом или оскорблением она просто расписывается в собственном бессилии, в своей профнепригодности и бесталанности, как учитель и как человек.
Что руководило ею: природная гневливость, ненависть к нерадивым ученикам, страх, что придется отвечать перед руководством школы за низкую успеваемость класса по её предмету? Кто теперь это узнает?! Но воспоминания эти не стереть ластиком, как неверную карандашную линию, не соскрести острым лезвием, как досадную ошибку, не вырвать из памяти, как ненужную страницу.
Продолжение:http://proza.ru/2021/01/05/184
59. Учителя. Второгодники - тоже люди.
Свидетельство о публикации №221010400218
Алгебра снимает эти запреты и водит понятие отрицательных чисел и понятие бесконечности. Вводится ещё два действия: возведение в степень и извлечение корня. При этом считается, что любое число в степени НУЛЬ = Единице. Но опять запрет: нельзя извлечь чётный корень из отрицательного числа. А теория комплексных чисел снимает и это ограничение - появляется понятие мнимой единицы.
Вопрос ЗАЧЕМ никогда не возникал. Только при изучении геометрии в самом начале. Преподаватель привела нас на стадион и попросила сделать примитивный план дома на земле. .... при этом была только рулетка.... Тут-то и сгодилась теорема Пифагора. знание теоремы и умение считать, позволило построить прямые углы...
А музыка: И тоже не обошлось без Пифагора - звуки До ре ми фа соль ля си, а точнее - звуковые частоты, соответствующие этим звукам, размещены по логарифмическому закону и этот звуковой ряд создаёт благозвучную гармонию....
А вот преподавать математику у меня не получается. Я не могу объяснить почему 2+2 =2*2= 4. Но 3+3=6, а 3*3=9.
Почему стул-тренога более устойчив, нежели традиционный четырёх ногий стул? И опять математика в форме геометрии даёт ответ: через три точки всегда можно провести одну плоскость.
Математика - она везде....
Виталий Сыров 19.10.2022 18:27 Заявить о нарушении