Молодец! Умница! глава шестнадцатая

                Молодец ! Умница ! Хорошо !

                Глава шестнадцатая



Очередные летние школьные каникулы ; тот же две тысячи четырнадцатый год.
И с того времени Дружок перестал воспринимать моего сына в качестве одного из своей « стаи » : начал проявлять агрессию своим поведением, рыча и оскаливаясь при желании того войти в сени, а затем и в дом.
При самостоятельном же выходе сына из дома на крыльцо и далее во двор, в иные места, Дружок оставался всё тем же внимательным наблюдателем за происходящим и во дворе, на всём земельном участке, и вблизи определяющего границы дозволенного поведения забора.
То есть, при перемещениях сына во дворе, в саду и в огороде не было от Дружка ни малейшего намёка на восприятие именно « чужого » : был рядом, позволял себя гладить, почёсывать, а при необходимости и терпеть купание в корыте с высокими бортами.
 
Но с того лета постоянно происходило такое объяснимое желание Дружка не пускать никого в дом без моего разрешения, --- одна из причин, очевидная, была в размещении тарелок с едой и ёмкости с водой для Дружка на верхней площадки деревянного крыльца из-за перемен времён года.

\ С апреля по середину сентября небольшой деревянный настил под таким же аккуратным навесом возле основного домика служил « банкетным залом » для еды и водопоя именно для Джеки, в остальные же месяцы года завтраки, обеды и ужины для неё помещались внутрь будки.

Для Дружка в те же тёплые периоды  « столовая-кафе-ресторан » размещались на нижней ступеньке крыльца, закрытой от осадков козырьком сеней ;
холодные осенние дожди, а затем зима - практически до начала апреля - служили поводом для размещения питания тоже внутри будки, - другой, новой.
Но в этом случае приходилось мне самому иногда быть под осадками дождевыми или снеговыми.
Вот и было выбрано иное — удобное прежде всего для меня --- место расположения  порций еды из ежедневного меню, затем возникла привычка Дружка вкушать именно там и он не мог не охранять столь стратегически важную « точку общепита ». /

Вторая причина тоже имеет обоснование. -
Вероятно, произошедшие перемены в голосе, в звуках шагов, в заметном увеличении роста и массы теперь незнакомого человека и вынуждали Дружка, на всякий случай, реагировать именно так, не позволяя моему сыну свободно войти в наш дом.

Десять месяцев отсутствия постоянного общения, визуальных и слуховых и прочих контактов между сыном и Дружком стали определяющим периодом времени для возникновения забывчивости со стороны « аборигена » , для создания другого восприятия и так отличающегося от прежних нового личного отношения.

Что оставалось делать ? --- Только одно : самому в это время быть рядом с крыльцом и с Дружком, убеждая « караульного »  в том, что в дом входит свой, которого не надо задерживать.
Привычным голосом и рукой призывал Дружка подняться-запрыгнуть на крышу будки-« избушки » с верхней площадки крыльца, что тот и делал сразу же ;
затем, придерживая одной рукой и поглаживая другой, уверенным и убедительным для Дружка голосом общаясь, объясняя ожидание и поощряя правильность поведения сидящего или стоящего рядом со мной « караульного », создавал безопасные условия сыну для входа в дом.

Дружок ведь мог и не понять намерений моего сына, всего лишь входящего по крыльцу в дом.

                *

Бывает, бывает такое, когда для растущего, резко взрослеющего четвероногого питомца даже знакомый с первых месяцев человек становится почти посторонним, почти чужим при отсутствии постоянных и доверительных контактов. 
Тем более при больших перерывах между предыдущей и последующей встречами с
настолько ощутимо другим теперь, тоже проходящим свои стадии взросления, человеком.

Подобная ситуация не критична, когда имеется некто восстанавливающий прежнее восприятие или хотя бы поддерживающий устраивающий две стороны нейтралитет :
в данном случае это я сам, чётко признаваемый Дружком именно вожаком, именно добытчиком и распределителем питания, действительно создателем понятного и приятного для Дружка общения.

Джеки в этом плане была всегда дружелюбна, не ограничивала свободу передвижений для моего сына, постоянно проявляющего заботу о ней, часто играющего с ней и просто бывающего рядом в светлой взаимной радости.
Быть может, сама Джеки имела иные свойства ума и « прочие »  особенности поведения, была менее агрессивна в пределах своего двора, своей семейной « стаи ».

Джеки сама уверенно считывала достаточную для неё информацию о любом приходящем во двор, о каждом входящем в дом постороннем человеке.
И при получении от любого из нас чёткой команды тотчас же выполняла необходимое.
Опять же очевидная разница в психологии Дружка и Джеки :
если Джеки обдумывала ситуацию и все данные ей вводные, то Дружок постоянно готов к резкой самостоятельной своей реакции на происходящее, и в то же время, в моём присутствии, очень внимателен к моим мыслям, к моему голосу, чувствуя уровень\качество отношений с людьми, вблизи которых я иногда бываю или которые приближаются ко мне.

                *

Вполне возможно и то, что у сына непроизвольно возник испуг при первом таком проявлении безпричинной агрессии со стороны Дружка :
однажды, ни с того ни с чего, во дворе, Дружок ощутимо прикусил лодыжку сына, оставив точечные следы на коже. - Мы шли рядом, были возле турника.
Ладно, не прокусил, не повредил мышцы и косточки.

И этот подсознательный, пусть и слабый страх не только человека, стал восприниматься « приёмным устройством высокой чувствительности », имеющимся во многих всё таки животных.

Внушение и наказание было моментальным : ухватил Дружка за шиворот и достаточно сильно потрепал, при этом беседуя на повышенных резких суровых тонах, - без применения ненормативной лексики, всегда несущей только отрицательные энергии.

Повторения необъяснимого нападения Дружка на сына не было ни в то лето, нет и по сию пору.
Но после того неожиданного события, мгновенной своей ответной реакции, а затем и вследствие опасений из-за вероятности непонятного для нас поведения Дружка вынужден был заняться страховкой, - предупреждением подобной неприятной ситуации при абсолютном контроле над Дружком в эти неспешные секунды перемещения сына.

Джеки же, напротив, мудро наблюдала прежде всего за входной калиткой, обращая своё действительно внимание зрением, слухом, иными своими восприимчивыми датчиками только на тех, кто был ей не знаком и кто не имел лично её доверия.
И тогда она первая была возле калитки, предлагая осознать желающим войти в этот двор всю ожидающую их  « предельную опасность ».

На звуки голоса Джеки, предупреждающей нас всех о прибытии кого-либо из посторонних, мы тотчас обращали внимание, выходили на улицу и узнавали, кто чем интересуется.
Так было и с приходящими очень редко контролёрами от газовой, электрической и водной служб, и с настолько редкими гостями, что не было для Джеки смысла запоминать их.
Встретив посетителей, открыв перед ними калитку, тут же отводили в сторону от кирпичной дорожки Джеки, которая, выполнив свою миссию, была в ожидании следующих команд.

Не было у Джеки стремления кого-либо напугать, укусить, прогнать. --- ((( Женская натура ? )))

В её присутствии, при одном взгляде на Джеки, при встречном её внимательном дружелюбном взоре сразу же « исчезали внутренние собственные тёмные-тёмные тучи, утихал ураганный ветер, смирялись бушующие в шторме вОлны … »
Настолько она, Джеки, была сбалансирована, гармонична в поведении, в отношениях со всеми ей знакомыми и принятыми ею в свой мир, так была сдержана в любой ситуации, так была внимательна в любых обстоятельствах, - но  была она и в постоянной готовности защитить каждого из нас и саму себя.

Вот соседей наших, по обе стороны участка, и жителей ближайших частных домов, относительно часто бывающими гостями прежде всего моей мамы и бабушки моего сына,
Джеки помнила, знала и, встретив возле калитки, без лая, степенно покачивая поднятым пушистым хвостом, провожала до крыльца.
Но так было до октября-ноября две тысячи десятого года.

Далее Джеки становилась почти невидимой затворницей с поздней осени по середину весны, проявляя себя лишь в крайней необходимости отреагировать на шум открываемой калитки да в своей благодарности за еду, за воду, за хотя бы минимальное к ней внимание со стороны вынужденно пущенных мною квартирантов.

Летом две тысячи одиннадцатого года так была Джеки рада нашему приезду, нашему с нею теперь общему пространству и так желанному времени !
А затем и постоянному моему пребыванию дома с осени того же года, когда ей, Джеки, было намного веселее при ежедневных наших встречах, когда и она и я, считаясь с пребыванием проблемных квартирантов, всё же имели свою свободу, свои возможности для общения, то есть не были совершенно одиноки.

                *

В апреле две тысячи двенадцатого года, после появления Дружка, и в мае, после полного освобождения сарая и его пристроек от имущества случайных постояльцев, мы вновь обрели свойства самостоятельных и самодостаточных субъектов, считаясь лишь с собственным мнением, с собственным восприятием происходящего.

Дважды, - а может и намного больше, - спасённый от небытия Дружок ;
пробуждение в Джеки обычных материнских инстинктов ;
наша общая тройная радость от нового, так заметно растущего существа в виде её детёныша ;
вроде бы ещё достаточные мои силы и заметно растущая помощь сына в огородных делах, его собственная окрылённость в новых летних каникулах, позволяющих надёжно оставить в прошлом многие домашние свои саратовские проблемы ;
чёткость знания предстоящих взаимно приятных встреч : сына со своими друзьями и приятелями, меня с моими друзьями и надёжно знакомыми, - на уровне много выше формально родственных ;
регулярность наших велопрогулок в границах небольшого города, районного центра,  и доступных по расстоянию велопоездок в не чужой для нас рабочий посёлок ;
добросердечность наших здешних соседей, компактность этого уютного города, известность давно знакомых красот разнообразных окрестностей с перепадом высот, позволяющих и без бинокля, без подзорной трубы видеть так далеко столь много ; --- была бы ещё нормальная финансовая составляющая и тогда бы думалось-дышалось лично мне и всем нам значительно лучше.

Примерно через два месяца после рождения Дружка у Джеки стала заметно увеличиваться одна из молочных желез, - избыток ли молока, нечаянная травма, или иные уважительные причины, но в середине осени это увеличение стало настолько заметным, что диагноз даже я поставил верный : мастит …

Поездка на вело в местную ветлечебницу, консультация …
Ничего утешительного …
Только операция, - но обязательный общий наркоз не всем показан : были случаи остановки сердца, дыхания во время стандартной в общем-то операции, на оплату которой ни денег, ни иных возможностей ...

Например, удачно продать что-нибудь ненужное. )))


                *

Знал бы о грядущих жестоких временах, позаботился бы о другой специальности, о труде на вредном производстве, дающем льготный стаж в минимальные двенадцать с половиной  лет в общем достаточном стаже и позволяющем при желании выйти на пенсию в пятьдесят пять лет по первому \ или по второму ? \ списку в ЕТКС …

Вот одноклассницы мои успели выйти на заслуженный отдых, на пенсию, в свои законные пятьдесят пять лет, в две тысячи десятом году, - пусть в совсем иной стране …
И первоначальная сумма их, одноклассниц, пенсий была два-три раза достаточно серьёзно проиндексирована, на десятки процентов ежегодно.

И была ещё, даже у такого государства, у Российской Федерации, не так давно возможность на два года раньше оформить пенсии тем, кто попал под сокращение, под ликвидацию предприятия, --- удивительный факт на фоне происходящего в настоящее время.

Не завидую, - просто сопоставление пребывания в разных периодах на синусоиде времени выхода на пенсию при понимании постоянного падения покупательской способности уверенно ослабляемого российского рубля.--- Тангаж всё более критичен.
 
Вот в советские времена пенсия моих родителей, и отца и матери, была равно ста тридцати двум рублям на человека, - очень даже хорошая сумма при учёте стоимости основных продовольственных и промышленных товаров, при доступности всех видов транспорта, при замечательной системе образования, при достойной медицине.

Не призываю сделать именно СССР-2.0 ; нереально.
Имеем всё же вероятность на совершенно иных основах, учитывая весь накопленный практический опыт и создаваемые теории развития нового Общества, прежде всего освободить Россию от статуса полу-колонии в качестве безправного сырьевого придатка к откровенно гибнущему капитализму-империализму-глобализму.

Да, советское государство субсидировало многое и очень многое, - но разве люди не трудились в том числе и за эти все прежние возможности жить намного лучше, нежели во все эти годы увы, успешного строительства " феодального капитализма олигархического и кланово-семейного типа " на территории когда-то РСФСР и СССР ?!

Понимаю, вышел за рамки данного сочинения.
Прощения не прошу, ибо и этот цвет в картине частной жизни очень многих.


                *

За остальные годы жизни Джеки эта болезнь, мастит, вроде не так сильно, не так чувствительно досаждала : поверхности земли при движении эта часть тела Джеки не касалась ;
не помню, не видел когда-либо мученического выражения лица Джеки из-за чрезмерной массивности одной из молочных желез.
Видимо, был один из редких случаев так называемой доброкачественной опухоли …


                *


В  начале июля две тысячи четырнадцатого года, и в те же числа июля следующего года, нашим гостем был сын моего давнего друга, друг моего сына.
Может, все четыре недели ; может чуть больше-чуть меньше, был он здесь желанным.
Размещались в первый раз и в трёхместной палатке и внутри дома ;
во второй приезд только внутри дома : дети в большой комнате, - гость на диване, сын на кровати, - я в маленькой комнате на кровати.
Не оценил наш гость преимущества сна в летние звёздные ночи в палатке, под мелодии вращения планеты Земля в ритмах всей видимой космической ночной красоты.

Джеки и Дружок, после обязательного знакомства, приняли нового для них человека вполне дружелюбно, - так же играли, так же охраняли палатку в летние ночи.
Но вот Дружок был против самостоятельного входа и нашего гостя в дом, так что мне теперь надо было больше внимания уделять дистанции между входящими и « стражником ».

С одной стороны, очень забавно было видеть усилия Дружка по недопущению обоих своих товарищей по играм в дом ;
с другой стороны, принял я на себя дополнительную ответственность.

Джеки, при нашем общем возвращении с велосипедных ли поездок, пеших ли прогулок двоих ребят-подростков, самостоятельно гуляющих в дневное время по летнему зелёному городу, всегда встречала открываемую вовнутрь двора деревянную калитку громким вопросительным лаем ;
Дружок же ожидал чуть в отдалении, стараясь предугадать кто куда пойдёт, при этом с не меньшим старанием производя свойственные ему чуть более низкие звуки.

Учитывая такое нескрываемое  « гостеприимство »  аж двух бдительных сторожей,  мы, мирные люди, решили заранее сообщать друг другу о наших перемещениях, прежде всего от самих ребят при приближении к дому, чтобы я в эти минуты был готов их встретить и успеть ((( предостеречь Джеки и Дружка от необдуманных напрасных поступков. )))

Других инцидентов не было, да и быть не могло при той постоянной « круглосуточной партийно-воспитательной работе »  с личным составом четвероногого « взвода охраны объекта повышенной секретности ».

При сборе ягод вишни, при сборе ягод малины и Джеки и Дружок были первыми помощниками, снимая постоянные пробы и с ладоней сына и с моих, - гость наш сам отказался от « чрезвычайного риска ».
Их домашний умный мощный Мухтар не был приучен ни к ягодам, ни к свободному перемещению …

Перед отъездом нашего младшего гостя, накануне и в утро отъезда, обязательно собирали суммарно не меньше двух вёдер ягод спелой сочной крупной вишни, чтобы мама его у себя дома приготовила запас вишнёвого варенья из привезённого издалека гостинца.
Заодно передавали в качестве подарка четыре-пять поллитровых банок малинового варенья, благо в те годы наши малинники были на максимуме своего плодоношения.

Джеки и Дружок были настороже, но всегда послушны, всегда в отдалении при встрече и при провожании легковой машины, привозящей и увозящей так и не признанного ими молодого человека, сына моего друга и друга моего сына в те действительно теперь далёкие годы.

После отъезда нашего гостя пару дней мы — все четверо -  привыкали к его теперь отдалённости, а затем вновь были заняты повседневными нашими обязательными и желательными делами.




                11.01.2021

                *


Рецензии
Здравствуйте Александр!
Интересно мысленно быть сопричастным с Вашими размышлениями об отношениях с самыми преданными хозяину домашними животными. У собак человек глубоко социализировал животные инстинкты. У нашего соседа одно время был свирепый цепной сторожевой пес.
Когда ожидались посетители его запирали в будке. Однажды, когда гости сидели за столом, дети играли во дворе, двухлетняя девочка ухитрилась открыть задвижку и залезла в будку. Пес забился в самый угол и выдержал смирно такое соседство.
С уважением,

Радиомир Уткин   29.01.2021 17:31     Заявить о нарушении
Благодарю, Радиомир !

действительно удивляет, радует и восхищает восприятие именно детей собаками :
даже "уличные", вынужденно недоверчивые, позволяют младшим школьникам быть рядом с ними и разрешают гладить ;
с более старшими школьниками нет таких доверительных отношений, - вероятно, понимают иное к себе отношение.

в домашних же условиях - пример Ваш показателен - собаки становятся внутренне похожими на своих старших друзей- "вожаков своей стаи".

"даже" асоциальные "элементы" с относительно нормальной психикой не могут переступить черту, отделяющую человека от нелюдя, при общении с детьми.

собаки же всегда верно воспринимают биополе и детей и взрослых, - в этом вероятный ответ на удивительные ситуации, одна из которых приведена Вами.

.......

Добра и Света !

с уважением,

Александр Георгия Сын Николаев   30.01.2021 00:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.