Ч. 118 Моряки и монашки

Предыдущая страница   http://proza.ru/2021/01/24/1463

Русские моряки оставили после себя на Азорских островах благоприятное впечатление. В отличие от англичан, которые на берегу пьянствовали и дрались, русские вели себя спокойно.

Это объяснялось тем, что у англичан на военных кораблях была самая разная публика. В английском флоте существовала принудительная вербовка. Попросту говоря, хватали кого попало на берегу, невзирая даже на то, что схваченный человек мог оказаться иностранцем, и отправляли служить на корабли.

На свой шлюп Василий Михайлович сам отбирал людей, он умел поддерживать жёсткую дисциплину. На берег отпускал по двенадцать человек, иногда больше. Все матросы были проинструктированы, поэтому, как с удовлетворением отметил Головнин, «никто не только не сделал драки, но не было ни одного человека пьяного».

На островах, принадлежащих Португалии, население влачило полунищее существование. Прекрасно жили только в монастырях, наполненных монахами и монахинями. Не так просто было попасть в их ряды, только за очень приличные деньги.

В бедных семьях родители собирали необходимую сумму, чтобы отправить свою дочь в монастырь и снять с себя заботу о будущем девушки.  Некоторым монашкам удавалось бежать из монастырей с английскими морскими офицерами.

Головнину рассказали, что только один офицер женился на бывшей монашке, а остальные, пожив с девицами, отправляли их «снискивать хлеб насущный, как умели». Нетрудно догадаться, как те добывали хлеб насущный.

Незадолго до прибытия «Камчатки» капитан английского корабля присмотрел себе молоденькую симпатичную монашку. Посредницей в переговорах была очень толстая монахиня средних лет, которая поставила условием, что капитан возьмёт на корабль и её.

Договорились о встрече ночью. Вот  как описал это приключение Василий Михайлович: «Капитан доставил им веревку, с помощью коей они могли поднять трап (морскую лестницу из веревок), и в назначенный час ночи он явился под решетчатые монастырские окна с вооруженными матросами и слесарями.

Коль скоро трап был поднят, то слесаря тотчас взобрались по оному и выпилили решетки. Толстая монахиня была на сей раз недогадлива, ибо наперед отдала матросам молодую свою подругу.

Лишь капитан увидел ее в своих руках, то, не заботясь более о женщине, которая ни к чему для него не годилась, поставил все паруса и пустился к пристани, где ожидала его шлюпка, а к рассвету он ушел со своею добычею в море».

Толстуха, видя, что матросы ушли, решила сама спуститься по верёвочной лестнице, упала с неё и сломала обе ноги. Бедную женщину обнаружили только утром.

Вечером 26-го июня продолжили путь. Без особых приключений 20-го июля пришли в Портсмут. В Английском канале к кораблю часто подходили на лодках контрабандисты, спрашивали, нет ли чего-нибудь для продажи. Особенно их интересовало спиртное.

Во время пребывания в Англии, где Головнину пришлось дожидаться доставки на корабль заказов российского правительства, в Портсмут пришли четыре русских корабля, с плаванием которых нам ещё предстоит познакомиться.

Ими были шлюпы «Восток» и «Мирный», под общим командованием капитана 2 ранга барона Фабиана Готтлиба Таддеуса (а по-нашему, Фаддея Фаддевича) фон Беллингсгаузена, направлявшиеся в южнополярные моря,

и шлюпы «Открытие» и «Благонамеренный» под командованием капитан-лейтенанта Михаила Николаевича Васильева с задачей  поиска Северного морского прохода от Берингова пролива в Атлантический океан.

Все командиры друг друга знали давно, встреча была радостной. Завершив свои дела, Головнин попрощался с друзьями и 15-го августа 1819 года вышел в море. Остальные русские корабли остались в Англии для ремонта и доделок, а также приобретения навигационных инструментов, карт и ещё много чего.

По пути зашли в Копенгаген. Чем ближе было отечество, тем нетерпеливей становились моряки. Все рвались домой. Как записал в дневнике Василий Михайлович, «августа 31-го судьба сжалилась над нами: после полудня повеял попутный ветер с северо-западной стороны, и мы в 4 часу со множеством купеческих судов пустились в путь».

Уже приближаясь к Кронштадту, 5 сентября у мыса Стирсудена увидели терпящее бедствие судно без мачт, которое несло на камни у берега. Подошли к нему, взяли на буксир. Оказалось, что купеческое судно «Яхта» под командованием шкипера Алексея Власкова доставляло из Кронштадта в Выборг казённый груз.

На борту судна находились восемь человек военных, сопровождавших этот груз.  В тот же день в шесть вечера пришли в Кронштадт. За два года и десять дней плавания из 130 человек потеряли троих.

Император наградил за успешное плавание весь экипаж. Головнин получил звание капитана 1 ранга, старший офицер  Матвей Иванович Муравьёв - звание капитан-лейтенанта, остальных офицеров наградили орденами, гардемаринов произвели в мичманы, а матросы и унтер-офицеры получили денежное вознаграждение.

Но самым главным для них всех был долгожданный отпуск. Василий Михайлович после представления главному правлению Российско-Американской компании результатов своей ревизии и отчёта в Морское министерство получил возможность обработать результаты своего плавания в виде книги.

Его двухтомное сочинение, изданное в 1822 году, служило ценнейшим пособием для мореплавателей.

А 7-го сентября в Кронштадт пришёл барк «Кутузов» под командой Гагемейстера. Леонтий Андрианович совершил блестящий быстрый переход, не потеряв ни одного человека. Но разгневал высшее начальство тем, что без разрешения оставил пост главного правителя колоний.

В результате ни он, ни его подчинённые не получили никаких наград, а Гагемейстер, которому требовалось срочное лечение, подал в отставку.

Оставшийся за него Семён Иванович Яновский на посту главного правителя колоний продолжил политику Гагемейстера и действовал по его плану. Через два года он попросил освободить его от должности и перевести для продолжения службы в Россию.

Видимо, офицер рассчитывал на получение части наследства Баранова в виде доли от прибыли компании, которую тот ему обещал в качестве приданого дочери. Но Яновский не получил ни копейки от доли Баранова. Это был для него удар.

В 1821 году Семёна Ивановича сменил старый знакомый, капитан-лейтенант Матвей Иванович Муравьёв. Яновский с семьёй на корабле «Румянцев» отправился в Охотск, затем через Сибирь в Санкт-Петербург. Его жена через два года умерла. Его вскоре уволили в отставку, присвоив звание капитана 2 ранга.

Женился второй раз. В конце жизни принял монашество под именем Сергия. Умер на 87 году жизни.

Продолжение http://proza.ru/2021/02/08/1178

Карикатура: набор "добровольцев" в британский военно-морской флот


Рецензии
Как Вы их всех не путаете?! Я восхищаюсь Вашей эрудицией, памятью и умением это все описать! Иногда даже что-то забываю и возвращаюсь. Спасибо за Ваш труд.

Людмила Петрова 3   18.02.2021 15:47     Заявить о нарушении
Людмила, память уже начинает страдать.
С благодарностью
Владимир

Владимир Врубель   18.02.2021 16:56   Заявить о нарушении
Ну не скажите!

Людмила Петрова 3   21.02.2021 10:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.