2007 не вернуть

Видео-версия подкаста: https://youtu.be/l4z1vBdCBjg

                2007 не вернуть [подкаст]

Всем привет, с вами Боевой Котэ. И сегодня мы поговорим о нулевых. Вспомним 2007 год и не только. И какой вечер ностальгических воспоминаний без вишнёвого «Блейзера»? Этого напитка богов среди агрессивно-прогрессивной молодёжи тех лет?

Мне пришлось обойти пару тройку злачных мест, чтобы, наконец, отыскать этот некогда популярный напиток. А вот «Виноградный день» найти не удалось. Остальные же напитки по типу «Ягуара» и прочих, успешно продаются и по сей день, но спрос на них неуклонно падает. Всё равно организмы не до конца повзрослевших бывших подростков давно уже не те, и надо бы поберечь еле трепыхающиеся останки кефирчиком и минералкой. Ну а мы с вами попытаемся окунуться в прошлое и провести дегустацию. Во имя науки, конечно же…


***

Ну, что, котаны? Узнали? Вспомнили? Типичные, я бы сказал стереотипные воспоминания о 2007, от которых можно легко получить ностальгическую передозировку. А на языке, напоминая фантомные боли, начинает гулять приторный вкус какого-нибудь ядовитого пойла.

Русский рок и его ответвление под названием «альтернативная музыка» – на пике популярности. Из каждого утюга у агрессивно-прогрессивной молодежи звучат «Анимал Джаз», «Jane Air» со своим суперхитом «Junk», «Catharsis» с другим мега хитом «Крылья». Ну и да, куда без «Стигматы» со её горящим сентябрем. Хотя лично я слушал Metallica, System of a down, Korn, Limpbizkit и Арию с Гражданской обороной. Тем не менее русский рок в те далекие времена достиг своего апогея. Но время не стоит на месте, и уже через пару лет на место отечественного рока встанет не менее отечественный реп. И это естественно. В 80-х, например, балом правили хэви» и «глэм рок», и на этой волне наша «перестроечная группа» «Парк Горького» ринулась покорять США. И казалось, эпоха глэма будет вечной, но уже через пару лет их всех смёл депрессивный гранж, а на место брутальных, подкаченных патлатых мужиков пришли «героиновые мальчики» из «Nirvana» и «Alice in chains». А потом и их задвинул в пыльный ящик «Nu-metall» и другой тяжеляк. Тем не менее, Александр Маршал и «Ко» из эпохи металлистов живее всех живых, а вот иконы гранжа – Курт Кобейн и Лейн Стэйли – нет.

Каждое десятилетие у молодежи меняются кумиры. Единственный минус – с возрастом начинает казаться, что, возникший из ниоткуда, новый кумир нового поголовья школьников хуже предыдущего. В моей школе, например, старшеклассники ходили в тепловках и худи с портретом Кобейна, не успел оглянуться, как ему на смену пришли «Децл», «Каста» и «Многоточие», потом были торбы с «Король и Шут», а еще немного погодя тот же System of a down, Linkin Park и… Tokio Hotel. В 2009 году сцену захватил репер Оксимирон, и реп практически вытеснил рок, превратив «Наше Радио» в аналог «Радио Ретро». И вот в конце 2020 года кумиром нового поколения неокрепших умов в России стал двадцати двухлетний Алишер Моргенштерн, являясь просто квинтэссенцией плохого музыкального вкуса и всеобщей деградации. До этого такими антигероями уже становились репер «Фейс» (если его кто-то еще помнит), блогер Ларин, попытавшийся перевернуть реп-игру. До них это был Билл Ка;улитц из Tokio Hotel ввиду специфической внешности, из-за которой фанаты гадали - он мальчик или девочка. Еще раньше этим антигероем был тот же Децл, расколовший реп-тусовку 90-х на два противоборствующих лагеря. Но все равно не покидает чувство, что раньше было лучше. Не то, что сейчас…

Из поп-музыки тех лет наибольший прорыв совершила группа «ТаТу». И, наверное, в пропаганде нетрадиционных отношений под трек «Нас не догонят», Россия была впереди планеты всей. И из 2021 это просто в голове не укладывается. А победа Димы Билана на Евровидении показала нам не только , что скрипач таки нужен, но и к нему, как минимум, нужен еще один на коньках… В остальном же все самые мощные хиты поп-индустрии тех лет прошли мимо меня. Что «Фифти Цент», что Рианна с песней «Umbrella», какой-нибудь Ашер и другие. Наверное единственный трек, который надолго запал в душу – «БомФанк МС» со своим Фристаллером». И «Крейзи фрог», потому что он был буквально везде.

А еще до середины нулевых существовала полная свобода, как в обычной жизни, так и в интернете. Оглядываясь назад, сложно представить, что такая свобода была. Отголоски «лихих 90-х», продлившиеся вплоть до 2012 года, а дальше… дальше вы и так всё знаете. На место всепоглощающей свободы пришел «бешеный принтер» с запретами, тотальной слежкой и цензурой. А тогда - говори, что хочешь, пой, про что хочешь, думай, что хочешь, одевайся, как хочешь. Поэтому наплодилось так много субкультур разных течений. Но в попытке быть не такими, как все, каждая отдельная субкультура рожала не таких, как все, но одинаковых, будто из инкубатора в рамках своей субкультуры, индивидуумов. Не говоря о полной анархии в сети.

В местных локальных сетях можно было найти все, кроме уже откровенной уголовщины, которую, как и сейчас, нещадно банили без всякого Роскомнадзора. И так как 90% пользователей всех локальных сетей составляли школьники, то основной контент был не хитр и прост: музыка, фильмы, компьютерные игры, пиратское программное обеспечение и, сомнительного качества и битрейта, порнография. Причем отечественный продукт доминировал над западным. Но были и такие внутренние ресурсы, где не было ничего, кроме футбола, например. Ни порнухи, ни музыки, кроме гимнов футбольных хулиганов, ни игр, кроме FIFA и PES. Только футбол. Или только Linux, обновления к нему и исходные коды программ для истинных гиков. Я немного утрирую, но такие персонажи встречались на просторах локалок. А если у внутреннего ресурса был чат или форум, то помимо цифровой жизни существовали сходки, перерастающие в массовые попойки. Ну и куда без бесконечного срача на страницах форума под зорким глазом злобного модератора? И если простые пользователи довольствовались всем этим, то так называемая «элита» уходила делать все то же самое в FIDO. Вместо обсуждений – эхи, вместо предупреждений – плюсы, вместо бана одного неадеквата – блокировали всю ноду со всеми пользователями, ибо нех. До сих пор со слезами ностальгии вспоминаю эху с громким названием «Все тут насрём» (извините). Эха, созданная исключительно для одного. Но и там случались массовые баны особо отличившихся.

Это были времена флеш-плеера и Winamp’а, подборок мультиков про Масяню и флеш-игр с очень сомнительным, а временами спорным контентом.

С развитием всемирной паутины в жизнь пользователей внезапно вошел «Живой Журнал». Изначально там у них, на Западе, данный ресурс задумывался, как уютная «днявка» для типичной американской школоты, которая могла бы обсудить свои насущные проблемы. Ну или так: «В конце девяностых простой американский программист Брэд Фицпатрик создал сервис, позволявший девочкам вести уютные дневнички». Но в России «Живой Журнал» стал основой блогосферы, подарившей нам таких мамонтов «российского блогинга», как «одуван» Варламов, писатель Минаев (не путать Минаевым - музыкантом из 80-х), писатель Лукьяненко, не очень ловко паразитирующий многотомником про «Дозоры» на неокрепших умах школьников, сталинист Вассерман, известный больше по участию в шоу «Своя игра». Да много кого еще. Мне лично больше запомнились такие маргиналы, как Мицгол – сисоп одного из узлов Фидонета, автор и пропагандист замыслов «гипертекстового Фидонета». Известный тем, что забанил столько народа, что стоп-лист переполнился, хотя там шесть или семь тысяч пользователей поместиться могут. Денис Охрим – юный русский патриот из Киева, любитель говнорока и коммунизма. Прославился как самый известный спамер всея российской днявки. «Эксперт широкого профиля» Максим Кононенко, наиболее прославившийся литературной пародией на сорокинский «День опричника» – графоманским высером под названием «День отличника».  А закат интернет-звезды был таким же, как у большинства сетевых знаменитостей. Старые шутки всем надоели, а новых он придумать не смог.

Из более или менее адекватных авторов мне вспоминаются лишь ныне покойный Антон Носик и ныне живущий Леонид Парфенов. В остальном же для меня то время характеризовалось лозунгом господина Портоса: «Я дерусь, потому что я дерусь». Или, проще говоря, я делал то же, что и все – вбрасывал говна на вентилятор, потому что в интернетах был снова кто-то не прав. Бесполезное времяпрепровождение, если честно, и пустая трата времени.

Со временем «Живой Журнал» стал политизироваться, стал неуправляемым и местами радикальным, в 2007 году «ЖЖ» был национализирован и постепенно превращен в обычную интернет-помойку для преданных хомячков - раскрученных блогеров. Но продвинутые пользователи горевали недолго. На место умершего формата виртуальных дневников пришли соцсети. Люди попроще осели в «Одноклассниках», продвинутые пользователи перекочевали в детище Павла Дурова – «Вконтакте». А элита, обладающая прокаченным знанием английского языка, предпочла Facebook.

Благодаря «Одноклассникам», например, были рассекречены многочисленные секретные войсковые части. Но, во-первых, выкладывая фотографии из дембельских альбомов, люди вряд ли задумывались о том, что там может быть что-то секретное, а во-вторых, им самим никто не сказал, что военная часть, в которой они служили – секретная. В целом же это своеобразная социальная сеть для людей старше сорока. Местами очень маргинальная и своеобразная. Но есть и хорошие новости! 2007 год там еще даже не наступил

Школота же всех мастей перекочевала во ВКонтакте. Там было самое главное, что влекло людей, как мотыльков на яркий свет – стена! «Пашка Дуров, верни стену» – лозунг 2010 года. И стена… не возвращается. Она эволюционирует в микроблог. А четыре года спустя Дуров покидает «Вконтакте» из-за конфликта акционеров и «невозможности отстаивать принципы», которые некогда были заложены в основу социальной сети. И его детище начинает жить без него, то развиваясь, то деградируя. А сам Дуров после ухода из компании создает нового титана – «Телеграм». «Вконтакте» же начинает развиваться по принципу «догнать и перегнать Facebook», так что тут ничего нового.

Ну а Facebook со временем стал пополняться бывшими ЖЖ-юзерами, когда ресурс окончательно скатился и превратился в помойку. Поэтому ФБ политизировался и превратился в разновидность социальной сети и электронного дневника. Но и там на ниве борьбы за толерантность стало не всё гладко. Тем не менее фейсбук является самой популярной социальной сетью на планете. При этом наиболее бессмысленной и бесполезной, потому что, в отличие от того же ВКонтакте, там нет халявных музыки и видео, да и интерфейс оставляет желать лучшего. Поэтому она стала прибежищем вымирающей во всех смыслах интеллигенции. Но опять же - наличие цензуры и баны за безобидные посты полуторагодовой давности со всеми вытекающими последствиями.

И если сравнивать закручивающие год от года гайки соцсети с таким вымершим вариантом общения, как чаты, то там была просто нереальная свобода и гласность, даже под присмотром строгих модераторов.. Сразу вспоминается чат mail.ru. В виртуальных комнатах было всё - от диванных психологов до среднестатистических любителей ролевых игр. При этом не особо важно, каких – эротических или по книгам Толкиена. И те, и другие могли перейти в стан предполагаемого врага. Поэтому вопросы типа: «Ребята, во что играете?», зачастую могли сильно разочаровать вопрощающего. Но были и вполне мирные комнаты, где люди больше общались: «Кому за 30», «Пышечки и их поклонники», «Общение», и многие другие.  Но стоило накинуть говна на вентилятор в отсутствие модераторов, как в виртуальной комнате начиналась анархия, пока не придет модератор и не забанит всех виновных. Порой навсегда.

Опять же, большинство виртуальных комнат было заполнено школьниками чуть более, чем полностью. Но были и исключения. И да, чат этот, кстати, был засвечен в фильме «}{0TT@БЬ)Ч». Потому что «кул хацеры» по мнению отечественных кинематографистов просто обязаны были пользоваться данным ресурсом. И возможно, они были не так далеки от истины.

Несмотря на всю свою кринжовость, трэш и угар, происходивший там, я вспоминаю этот чат с ностальгией. Но так как администрация мейл.ру в конечном итоге на проект положила болт, первого августа 2011 года чат окончательно отдал концы Правда, к тому моменту пациент был скорее мертв, чем жив, а чаты уже как пару лет заменили соцсети, так что не жалко. А в 2007 году чат был вполне годным.

В далеком 2005 году появляется Youtube, а в 2006, как «наш ответ Чемберлену» – Rutube. И если поначалу первая площадка представляла из себя набор мемасиков, то вторая была относительно маргинальной – для истинных эстетов. Основные жанры только формировались, так что новоявленной отечественной блогосфере красть особо было нечего, и блогинг, как идея, начал активно развиваться лишь к 2009 году.

Лично для меня знакомство вживую с отечественной блогосферой новой формации началось в 2009 году с «Игромира». Мне совершенно случайно посчастливилось попасть в бизнес день благодаря дизайнеру из Electronic Arts – Станиславу Расовскому (ныне покойному, к сожалению). Именно тогда я впервые увидел, как возводят укрепленные сооружения с толстым непробиваемым стеклом, за которыми прятали от народа игровые приставки и прототипы новых консолей, которые народ всё равно умудрился к концу третьего дня утащить, разломав защиту. Там же я увидел Анатолия Вассермана, Номада и других. Не говоря уже об Илье Мэддисоне – короле всея рутуба, во многом определившего развитие отечественной блогосферы.

Даже автограф от короля имеется, только затерялся где-то. При этом, я уже успел отстать от жизни и даже не знал, кто это. И вообще на него пришли посмотреть мои более продвинутые друзья, то и дело сыплющие цитатами из обзора про «Месть боксера».

Это сейчас Илья Мэддисон – скандально известный помощник депутата ЛДПР. Чуть постаревший, возможно, давно перегоревший от такой жизни, и растерявший с годами юношеский блеск в глазах. А позже ушедший из обзорщиков в летстплееры, но всё же неплохо поднявшийся по карьерной лестнице блогер. Но лично мне больше импонировал Илья Мэддисон образца 2009 года. Живой, веселый, с блеском в глазах, на пике популярности. С искромётными «пердильными» шутками, когда ими не было опасности кого-либо оскорбить, а говорить в роликах можно было о том, за что сейчас вполне реально схлопотать не иллюзорную «двушечку».

Стоит так же заметить, что благодаря Илье, мы в принципе имеем таких блогеров как Камикадзе Ди, Юрий Хованский, Снейлкик и многих других, которые так или иначе получили свою дозу популярности от короля. Кто по дружбе, кто – откровенно паразитируя на знаменитости. Тем не менее, свою первоначальную славу и известность они получили благодаря Илье. А сам он может по праву считаться отцом российского видеоблогинга. Но время идет, и всё меняется. И что творилось лет так 10 назад, сегодня кажется научной фантастикой. Да и у нынешних школьников другие кумиры. Как говорится: «Король умер – да здравствует Король».

Увы, время летит неумолимо. Бывшие эмо-киды нацепили костюмы и вместо горящего сентября пашут в душных офисах. Видеоблогеры становятся помощниками депутатов, а на место обзоров трэшовых игр пришли дурацкие челленджи по типу «режу ножницами струю воды десять часов» и игры в «пухлого кролика», где кто кому больше напихает… Политота и та с «русских маршей» и лимоновщины ушла в обсуждение трусов «блогера Навального». Кажется, что деградация во всем. Поневоле начинаешь вспоминать недолгое правление Дмитрия Медведева с теплотой. Именно тогда был доллар по 30, нанотехнологии, Сколково, и ставка делалась на молодежь. Те же «Наши» и «Идущие вместе», где они теперь? И кто о них помнит? Как и о долларе по 30?

Эпоха нулевых закончилась. Сентябрь сгорел, а убийца повзрослел и вырос. «Десятые» же запомнились «родной гаванью» и беспросветными политическими шоу, напоминающими скорее затянувшиеся пятиминутки ненависти из книги Оруэлла. И никаких нанотехнологий и Сколково. И это очень печально.

К сожалению, 2007-й не вернуть. Особенно если учесть, что через год грянул новый кризис, и всё начало идти прахом уже тогда. Но еще кое-как теплилась надежда на светлое будущее. А сейчас всё, что у нас есть – пандемия, запреты и ограничения, тотальная слежка и всепоглощающая цензура. А старики из КПСС 2.0 идут на пожизненные сенаторские кресла умирать. Но это уже совсем другая история.

Про нулевые и 2007 год уже снято не мало фильмов. И я бы рекомендовал вам посмотреть Эдварда Вульфа с его «Отзвуки Прошлого - ВЕРНИ МНЕ МОЙ 2007». А вот ролик про 2007 от «Редакции» и Андрея Пивоварова вызвал у меня противоречивые чувства. Потому что, во-первых, журналист совсем не в теме происходившего тогда, а во-вторых, все что он смог выжать из своего 2007-го – продавца мобильных телефонов Валентина Петухова, дерганного недописателя Захара Прилепина и бывшего вокалиста группы Amatory Игоря Капранова, который вместо трэша и угара выбрал церковь… Конечно, это всё вкусовщина, но посмотрите и сравните эти два ролика. Хуже не будет.

С вами был Боевой Котэ. Надеюсь, вы досмотрели до этого момента и не уснули. Если вам понравилось видео, ставьте лайки, делайте репосты и пишите комментарии – это сильно поможет развитию канала. И до новых подкастов.


Рецензии
Вспоминая далекий 1946г. я был в восторге, впервые поговорив по проводному телефону.

Радиомир Уткин   02.03.2021 11:03     Заявить о нарушении
А представляете людей, которые впервые услышали радио?!

Аверин Александр   08.04.2021 10:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.