Почему не надо идти в суд. Советы авторам

                «Судиться – не Богу молиться: поклоном не   
                отделаешься».
                Пословица
Известно, что немало авторов, будучи обманутыми издателем, говорили: «Да я на вас в суд подам!». Не менее известно, что им обычно отвечали: «Да подавайте!». А кого сейчас гражданским иском удивишь!
Не все задумывались, почему так случается. Попробуем разобраться.
Во-первых, далеко не все авторы готовы реализовать свои – нет, не пустые угрозы, а намерения. Недобросовестные издатели, задерживая отчеты и расчеты, могут заключать с авторами новые договоры (или сразу на несколько книг, о чем уже упоминалось!). одновременно сетуют, что книги не продаются, убытки, мол, несем, а вас продвигаем... А еще серии обещают! Вот и сидят авторы, боятся слово сказать. Время идет, оборотистый издатель может и тираж допечатать, отчего книги в продаже все остаются… Про электронные и говорить нечего! Издатель не торопится сообщить об истечении срока договора, а интернет-площадка за этим не следит. Пример: книга автора этих заметок продавалась на ЛитРес еще год!
Кроме того, договоры содержат пункт о неразглашении конфиденциальной информации, а издатели грозят авторам возмещением «убытков».
Во-вторых, не все авторы проживают в одном городе с издателем. Теоретически возможно обратиться в любой суд, отправлять заявления и документы по почте, но практически не приходится рассчитывать на хороший исход дела. Да, можно пригласить и адвоката. Теоретически. Проконтролировать его вы не сможете (это и на месте сложно), а деньги потратите.
В третьих и главных: суммы авторских выплат обычно настолько скромны, что и на адвоката не хватит… Некоторые авторы их даже стесняются, не хотят, чтобы их считали «мелочными»…
Как говорят, судебной перспективы в таких гражданских исках нет.
Поэтому некоторые издатели надувают авторов с той же гениальной простотой, что и Остап Бендер  старого архивариуса... Да, требования по договору законны, только шиш вы получите, авторы.
Поэтому такие мошенники безбоязненно и беспрепятственно пользуются авторскими деньгами – с каждого понемногу, а в итоге набегает!..
Поэтому и в суд с гражданским иском обращаться нецелесообразно.
А куда, с позволения сказать, можно это сделать?
Статьи 159 и 160 УК РФ как раз и предусматривают ответственность за такого рода правонарушения. Речь идет о мошенничестве либо о присвоении денежных средств. Налицо даже при действующих договорах обман, злоупотребление доверием, намеренное неисполнение условий договора, да еще и группой лиц – в одиночку ни один гендиректор издательства не ведет переписку, бухгвлтерский и складской учет и т.д. Как правило, эти действия связаны с причинением значительного ущерба гражданину, значительным в этих случаях признается ущерб в сумме, составляющей не менее десяти тысяч рублей.
Гражданских исков может быть хоть тысяча, но они сами не перепрыгнут в одно уголовное дело! Формально прокуратура должна обращать на это внимание, но это никто не делает.
 Нужны заявления в правоохранительные органы, и эти заявления надо писать, с ними обращаться!
На сегодняшний день с мошенничеством мы сталкиваемся практически ежедневно – так много фактов в разных сферах: лекарства, медицина, шарлатаны от медицины, торговля, предоставление услуг, обучение, строительство, пластиковые карты, банковские услуги (фиктивно) и т.д. Впору наряду со страхованием медицинским и от несчастного случая вводить страхование от мошенничества!
Преимущества заявления о возбуждении уголовного дела:
1.Такое заявление можно подать самостоятельно, не прибегая к услугам адвоката. Образец можно найти в интернете. Это и защитит вас от недобросовестных адвокатов, которые на любом этапе гражданского процесса может «продать» интересы клиента.
Опытом общения с адвокатами-юристами, полагаю, может поделиться Л.Белякова.
2.Заявление можно подать в любое отделение полиции, в том числе и не по месту регистрации вашей или издателя, можно при этом даже не быть гражданином России! Его обязаны принять, зарегистрировать и передать.
3.Гражданские дела рассматриваются долго, ответчик может уклоняться от участия в судебных заседаниях, намеренно тянуть время, уклоняться от исполнения судебных постановлений и решений. По уголовным делам сроки сжатые .
4.Гражданские иски не влияют на репутацию ответчика, тогда как участие в уголовном деле даже в качестве свидетеля сугубо неприятно физическому лицу.
Гражданский иск автор может предъявить только к юридическому лицу – издательству, а виновники – директор и владельцы – уходят от ответственности..
5. В рамках уголовного процесса те же  гражданские иски рассматриваются быстрей и надежней.
6. Собирать информацию и при доследственной проверке проще. В гражданском суде  автор не сможет даже установить сумму, которую ему должен издатель. Автор не сможет проверить интернет-продажи, все цены и так далее, то есть в любом случае свои деньги недополучит даже при положительном решении суда.
В суде можно, конечно, заявлять ходатайства об истребовании отчетов, но суд, даже если не проигнорирует ходатайство (есть примеры!), то ограничится документами, предоставленными ответчиком. А что он предоставит?..
7.При всех исках издательство может пойти на соглашение и отделаться от автора подачками, потому что отчетов развернутых нет, суммы не проверишь.
Прискорбно, но некоторые авторы принимают это, поскольку уже умучены судами. Мошенники же ровно ничего не теряют, даже экономят деньги, поскольку не платят проценты за пользование средствами и уменьшают сумму долга как могут.
8.Нередко издательства являются микропредприятиями с 1 (одним) работником, у них уставной фонд 8 – 10 тыс. руб. и нет имущества, на которое может быть наложен арест для обеспечения исковых требований, так что и при решении суда в пользу автора ему придется побегать с исполнительным листом.
Вот свежий пример: исковое производство «ФСПП 80926/20/77007-ИП от 12.10.2020 Завершено 29.12.2020 на основании невозможности установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях (229-ФЗ статья 46 п. 1 п.п. 3).(…) Должник (наименование, юр. адрес) ЗАО "ИЗДАТЕЛЬСТВО ЦЕНТРПОЛИГРАФ"».
9.Можно указать известные факты мошенничества в отношении и других авторов, в том числе и тех, кто по каким-либо причинам не желает жаловаться, и тем самым подтвердить систему в действиях обманщиков.
10.Юридическое лицо может довольно легко прекратить свою деятеьность: ликвидироваться, реорганизоваться, а также сменить название. А физическому лицу, привлекаемому по уголовному делу, можно только далеко убежать или… помереть.
Если вы не хотите обращаться в полицию лично, можете отправить заявление обычной или э/почтой. Главное, чтобы его зарегистрировали в Книге учета сообщений о преступлениях/правонарушениях/происшествиях. Надежней будет в этом случае написать заявление в органы прокуратуры по известному вам месту нахождения издателя, приложить копию договора, переписку с издателем.. Далее материалы должны переслать по месту разбирательства. Ждите ответа.
Не все пойдет гладко. Именно из-за распространенности этого преступления и несовершенства законодательства видна тенденция перевести мошеничество криминальное в плоскость гражданско-правовых отношений. Туда, то есть в суд, и будут пытаться отфутболить заявителей. Надо упорно стоять на своем.
Нередко еще слышны рассуждения о том, что «все бестолку». Бывает, что авторов пытаются запугивать «связями» издателей. Если издательство обманывает авторов систематически, возможно, что у него действительно есть где-то «мохнатая лапа».Однако за все прикрытия и «отмазки» в эту «лапу» надо постоянно класть некую компенсацию. И чем больше «лапе» приходится проявлять участие, тем больше запросы... Одно дело (и суммы), когда все тихо, а другое – когда беспокойство... По крайней мере, мошеникам приходится тратиться!
Обманутые читатели-покупатели, которым всучили плохо напечатанную, бракованную книгу, вполне могут ее вернуть в магазин, то есть «отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы».  (Закон о защите прав потребителей, «Статья 18. Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков»). Жалобу можно написать в Роспотребнадзор или органы местного самоуправления («Статья 42.3. Подача и рассмотрение обращений потребителей»).
В следующих заметках будут изложены собственные обращения, заявления и жалобы автора со всей историей переписки.
15.02.2021                Северный Кипр


Рецензии
Интересная и весьма полезная статья. Однако же, из своего опыта хочу заметить, что возбуждение уголовного дела по факту плагиата возможно лишь при проведении комиссионной лексической, лингвистической и ещё, извините, чёрт знает, какой экпертизы. И главная коллизия состоит здесь в том, что проведение любой экспертизы - есть следственное действие, которое не может быть проведено до возбуждения дела, а без возбуждения уголовного дела вынести постановление о назначении экспертизы нельзя. В связи с этим, полиция рекомендует обращаться в суд, усматривая в этом гражданские правоотношения. В суде же истец (суд, конечно, имеет право наложить расходы и на две стороны или на ответчика, но, как правило, возлагает на того, кто "заказывает бал"), должен оплатить за проведение экспертизы весьма внушительную сумму, Ибо без заключения экспертов судья не вынесет решения. А какая будет экспертиза - неведомо, что пальцем в небо попасть. Вот и выходит: у несчастного автора - украли, а он ещё и заплатить за это должен (я уж молчу об оплате услуг адвоката).
В моей практике был случай, когда у человека украли сюжет напечатанного им в частном издательстве романа и бессовестно по нему сняли ещё и целый сериал. И мы с ним так ничего и не добились. А это т издатель, представьте себе, хороший его знакомый, втихую продал своей знакомой копии произведения, которые она, естественно, переработала, при этом, надо сказать, весьма не плохо, чувствовалось твёрдое перо, способности, даже индивидуальный стиль, лишь персонажи были по сути те же, но в ином обличьи: профессии, образование и т.д. И даже под своим именем напечаталась. Кстати, этот обворованный автор присутствует на сайте.
А насчёт частичных предоплат, тут их юристы такие хитроумные договоры составляют, что бедному автору на заключение оных с адвокатами ходить нужно. Печально всё это, конечно. Подлинная литература, по моему мнению, умирает, и ничто её спасти уже не сможет, ибо Вы, уважаемая Галина, абсолютно, правы, шедевры никого не интересуют нынче, и пишутся они в "стол", потому что иной возможности у авторов нет.
С уважением и признательностью,


Лель Апрелев   26.02.2021 20:57     Заявить о нарушении
Уважаемый Лель! Доказать факт плагиата – по-моему, дело несбыточное. Даже если отбросить расходы на экспертизу, ее заключение можно оспаривать до бесконечности вплоть до перехода на личности… В рамках доследственной проверки возможно привлечение специалиста для исследования и дачи заключения, но при плагиате все это маловероятно. Заметна тенденция в правоохранительных органах – спихивать даже любое мошенничество/присвоение/растрату в гражданско-правовое поле. Куда уж с плагиатом! Поэтому в законодательном порядке должно быть расширено понятие мошенникества и пограничных составов, что от нас – увы! – не зависит…
При нарушении авторских прав надо все же вытаскивать на состав корыстного преступления – шансов больше! – «меня так и так сейчас обкрадено».
Сама нашла две книжки (правда, электронных), передранных с моих, в одной куски прямо… Там псевдонимы, авторы непонятно где, я сама не в России… Ну, в отзывах облаять, и все!
Но случаи, о которых Вы рассказали – просто вопиющие! Сказывается еще и то, что технически процесс писания очень упростился. В чужом тексте абзацы местами поменял, заменил ключевые слова, кое-что своими словами пересказал, тут же прогнал через программу проверки уникальности – 50% хватит! И это ведь делают уже под заказ, а не на свой страх и риск!
Впечатление такое, что живем в картинах Босха…
Спасибо, классику можно читать!
С уважением и всего Вам доброго!

Галина Райхерт   28.02.2021 23:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.