Этимология слова кидать

Введение

Апологету иудеохристианства С. Колибабе не даёт покоя русский язык со своей независимой платформой. Так, в очередной раз он переиначил русский глагол «кидать» в К+ИДА+ТЬ с заменой ИДА на ЙАД – рука (ивр.). Обратимся к этимологии слова «кидать», чтобы понять, что было первым: курица или яйцо ?

Этимология

Кидать
«КИДАТЬ, кинуть, кидывать что, куда; чем во что; бросать, метать, швырять, лукать, вергать; валить, класть как ни попало; | покидать, оставлять; небречь, бросать без надзору, без вниманья; | мотать, не дорожить чем, изводить без пользы.» [СД]
«кида;ть
кида;ю, сврш. ки;нуть, укр. ки;нути, кида;ти, ст.-слав. искыдати "выбрасывать", съкыдати с; ";;;;;;;;;;;", болг. ки;на "рву", сербохорв. ки;дати, ки;да;м "рвать прерывать; вычищать навоз", сврш. ки;нути се "убраться прочь", словен. ki;dati, ki;dam, чеш. kydati "чистить хлев", слвц. kуdаt;, польск. kidac; "выбрасывать", в.-луж. kidac;, н.-луж. kidas; "лить".
Родственно лтш. ku;dina;t, ku;di;t "подгонять, гнать", др.-инд. c;;dati, с;da;уаti "подгоняет, теснит", нов.-перс. ;u;t "бойкий, деятельный", нов.-в.-н. hutzen "подгонять"; см. Цупица, GG 121, 156; М.–Э. 2, 332; Уленбек, Aind. Wb. 93. Далее сравнивают с лит. skudru;s "проворный", др.-инд. sku;ndat; "спешит", др.-исл. skio;tа "метать, стрелять", skio;task "бросаться на к.-л.", д.-в.-н. sсiоzаn "броситься", др.-исл. skynda "торопиться"; см. Цупица, там же; Бернекер 1, 676; Торп 467 и сл. Сравнение с др.-инд. khuda;ti "вталкивает" (Махек, "Slavia", 16, стр. 171) фонетически затруднительно; неприемлемо сближение с др.-инд. skha;dat; "раскалывает, бьет" (Потебня, РФВ, 3, 165) или с гот. ;;tа "угроза", ;оtjаn "угрожать" (Вуд, IF, 22, 155; Файст 286).» [СФ]
«От ар. ;;;  ха:на "изменить", "бросить". Кидать в смысле "обмануть, обхитрить" от ар.;;;  кейд "мошенничество". Корень КЙД, возможно, от ар.;;;  к;х;д "надсмеяться", "обмануть" при соответствии ; восьме-ричной = рус. И восьмеричному.» [ЭСВ]
«4) Терминология иврита и библейские образы
а) Терминология
Приведем термин в форму близкую к терминологии иврита и выделим корень – КИДАТЬ = К+ИДА+ТЬ; у нас срезу же выделяется корень иврита Й.Д.  одно из значений  -  бросать. Человек бросает, метает предметы руками (иврит – ЙАД рука), или с помощью приспособлений (лук, праща), но опять же без работы руки явление метания предметов – невозможно; глагол иврита  Й.А.Д.А. бросать, метать, образован от термина ЙАД рука.
* К+ИДА+ТЬ = ивр. К предлог подобно, вроде (принадлежность) + Й.Д., ЙАДА (ИАДА) бросать, метать, стрелять +  ТЬ окончание; инфинитив термина – ЛИДОТ.» [http://proza.ru/2015/07/05/664]
ЙАД – рука (ивр.) > jad > daj – дай (слав.)(инв. jad)
В древнеиндийских иероглифах рука изображается протянутой и согнутой в локте (дай !).
Следовательно, ЙАД – это рука берущая, а не бросающая. Отсюда вся концепция С. Колибабы разваливается как карточный домик. Единственно верный тезис – это присутствие сущ. рука в глаг. кидать.
ст.-слав. искыдати "выбрасывать" > iskidati > iz-ruki-dati – из руки дати (слав.)(пропуск r), иначе, бросать, кидать
др.-греч. ekkenousthai > ruka-kinustai – рука кинутая (слав.)(пропуск r)
кидать – kidat > s-ruki-dat – с руки дать (слав.)(пропуск s, r), т. е. кидать – это сокращённый вариант старославянского «с руки дать».
Корневое слово от «кидать» – с руки дать (слав.)
Сюда же можно добавить анализ  слова «кидарь».

Кидарь
«м. "покрывало, которое носили на голове иудейские первосвященники", только др.-русск. кидарь (Кирилл Туровский и др.; см. Срезн. I, 1207). Из греч. ;;;;;;;. Ср. ки;вер.» [СФ]
«От ар. ;;;;; 'ахда:р "то, чем закрывают", "занавески", "покровы", производное от глагола ;;; хадар "одеть покровы", "спрятаться", отсюда ;;;;; ха:дира "куколка насекомого",;;; хаддар "делать анестезию", "заговаривать (зубы)", откуда   ;;;;;; мухаддират "наркотики".» [ЭСВ]
'ахда:р "то, чем закрывают", "занавески", "покровы" (араб.) > axdar > nakidnoj – накидной (слав.)(пропуск n, редукция k/x), иначе, накидка
Кидарь – kidar > kidnoj/kinutij – (на)кидной /(на)кинутый (слав.)(пропуск n; редукция n/d)
Корневое слово от «кидарь» – (на)кидной /(на)кинутый (слав.)
«известно, что на территориях Киевской и Московской Руси господствовало иудеохристианство, предтечей был хазарский иудаизм.» [http://proza.ru/2015/07/05/664]
Князь Святослав не оставил от хазарского каганата камня на камне, а в Европе христианство не было иудейским, оттого и было гонение евреев, начиная с Испании.
Иудаистская религия в католичестве считалась ересью вместе с язычеством.


Сокращения

БСЭ - большая советская энциклопедия
БТСУ – большой толковый словарь Ушакова
ВП – Википедия
ВКС - Викисловарь
МАК – малый академический словарь русского языка
МС – медицинский словарь
ПВЛ – Повесть временных лет
СПИ – Слово о полку Игореве
СД – словарь Даля
СФ – словарь Фасмера
СИС – словарь иностранных слов
ССИСРЯ – сборный словарь иностранных слов русского языка
CРС – словарь русских синонимов
ТСЕ – толковый словарь Ефремова
ТСОШ – толковый словарь Ожегова, Шведова
ТСШ – Толковый словарь Шкловского
ФСРЯ – фразеологический словарь русского языка
ЭБЕ - Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
ЭСС - этимологический словарь Семёнова
ЭСВ – этимологический словарь Вашкевича
ЭСК – этимологический словарь Кузнецова

Ссылки

1. В. Н. Тимофеев «Этимологический словарь Тимофеева –А-Я-», http://www.tezan.ru/slov_etym.htm
2. В. Н. Тимофеев «Методика поиска славянских корней в иностранных словах», http://www.tezan.ru/metod.htm


Рецензии