Корсунь-Шевченковский воздушный мост Люфтваффе

К январю 1944 года в районе украинского города Корсунь-Шевченковский образовался глубокий выступ, который обороняла крупная группировка противника, включавшая 9 пехотных, 1 танковую дивизию и моторизованную бригаду с многочисленными средствами усиления. Удерживая этот выступ немцы не давали возможности советским войскам сомкнуть смежные фланги 1-го и 2-го Украинских фронтов, мешали их продвижению к Южному Бугу.

Ставка Верховного главнокомандования поставила обоим фронтам задачу – провести крупную наступательную операцию, окружить и уничтожить вражескую группировку в районе Корсунь-Шевченковского. Замыслом командования предполагалось нанести войсками двух фронтов встречные удары под основание выступа и соединиться в районе Звенигородка – Шпола.

Для участия в операции, наряду с наземными войсками, привлекались и значительные силы авиации из состава 2-й и 5-й воздушных армий.    

В дальнейшем, с 4 февраля, для поддержки действий 2-й воздушной армии, была выделена также часть сил 9-го истребительного авиационного корпуса ПВО.    

Надо сказать, что рано начавшаяся на Украине оттепель и распутица затрудняли манёвр войск, подвоз боеприпасов, горючего и других материальных средств, значительно осложнилось использование авиацией грунтовых аэродромов.

24 января начали наступление войска 2-го Украинского фронта, а 26 января перешли в наступление и войска 1-го Украинского фронта. Прорвав оборону противника, ударные группировки фронтов устремились навстречу друг другу. Уже 28 января ударные группировки обоих фронтов соединились в районе Звенигородки, тем самым завершив полное окружение Корсунь-Шевченковской группировки вражеских войск. 

После завершения окружения противника 2-я воздушная армия вместе с 9-м истребительным авиационным корпусом ПВО осуществляла воздушную блокаду вражеской группировки, а 5-я воздушная армия поддерживала советские войска, действовавшие на внешнем фронте окружения.

Учитывая печальный опыт Сталинграда, командование противника немедленно предприняло попытки деблокировать окруженную группировку, но все контрудары немцев были успешно отражены советскими войсками.   

Практически сразу же после окружения своей группировки, немцы начали полёты транспортных самолётов по доставке всех необходимых грузов окруженным.

Уже утром 29 января из Умани вылетели первые 14 транспортных самолётов с 30 тоннами боеприпасов на борту. Они приземлились на взлетно-посадочной полосе в Корсуне. Тем самым было положено начало «воздушного моста» для снабжения попавших в «котел» немецких войск. 

Сначала доставку грузов и вывоз раненых осуществляли только транспортные самолёты Ju 52 из I./TG.1, II., III./TG.3 и IV./TG. 3, но вскоре для тех же целей немцы стали использовать и бомбардировщики Не 111 из состава эскадр KG.27 «Бёльке» и KG.53 «Легион Кондор».

Истребители противника поначалу небольшими силами прикрывали транспортные самолёты, поэтому «Юнкерсы» вынуждены были лететь на малой высоте, чтобы избежать встреч с советскими истребителями. Правда, при этом они несли некоторые потери от обстрелов с земли.

Однако, после того, как 1 февраля «Сталинские соколы» изрядно пощипали «Юнкерсы», немцы вынуждены были выделить большее количество истребителей Bf 109 и FW 190 для сопровождения транспортных самолётов.
 
К сожалению, о полётах немецких самолётов в Корсунь-Шевченковский «котел» и обратно полной информации пока нет. Тем не менее, на основании имеющихся документов можно составить примерную хронику событий с 29 января по 17 февраля 1944 года и рассмотреть, как действовал Корсунь-Шевченковский воздушный мост Люфтваффе и какими были результаты действий против него Красной армии, в первую очередь её авиации.   

Информация для данного исследования взята из различных документальных источников, в том числе из Журналов боевых действий 1-го Украинского фронта, 2-го Украинского фронта, 9-го истребительного авиационного корпуса ПВО и других источников, в том числе материалов Фрайбургского Военного архива - Genst. Gen. Qu. (6 Abt.) «Flugzeugunfalle und Verluste bei den Verbanden». Акцент делается на борьбе с транспортной авиацией противника и, естественно, потери самолётов других типов здесь не рассматриваются.

Разумеется, документальные данные, изложенные в этом исследовании, со временем будут уточняться и дополняться. Поэтому любая информация со стороны читателей может оказаться весьма кстати.


Хроника Корсунь-Шевченковского воздушного моста Люфтваффе:


29 января 1944 года

Советские данные.

1-й Украинский фронт.
2-я воздушная армия:
Произвела 231 самолёто-вылет. В четырех воздушных боях сбито 5 самолётов противника.   

2-й Украинский фронт.
5-я воздушная армия:
Данных нет.

Германские данные.

Результаты действий транспортных самолётов и бомбардировщиков, задействованных для снабжения окруженной группировки (данные не полные):
Вылетали на задание 14 Ju 52, из них выполнили задание 14 Ju 52.
Доставлено 30 тонн боеприпасов.

Потери транспортной и бомбардировочной авиации, задействованной для снабжения окруженной группировки (данные не полные): 
Данных нет.  


30 января 1944 года

Советские данные.

1-й Украинский фронт.
2-я воздушная армия:
Произвела 163 самолёто-вылета. Уничтожено 14 танков и 49 автомашин.

2-й Украинский фронт.
5-я воздушная армия:
Данных нет.

Германские данные.

Результаты действий транспортных самолётов и бомбардировщиков, задействованных для снабжения окруженной группировки (данные не полные):
Вылетали на задание (?) Ju 52, из них выполнили задание (?) Ju 52.
Доставлено (?) тонн грузов.

Потери транспортной и бомбардировочной авиации, задействованной для снабжения окруженной группировки (данные не полные):   
данных нет.


31 января 1944 года

Советские данные.

1-й Украинский фронт.
2-я воздушная армия:
Произвела 155 самолёто-вылетов. Уничтожено 5 танков, 65 автомашин и один самолет (на земле).

2-й Украинский фронт.
5-я воздушная армия:
Данных нет.

Германские данные.

Результаты действий транспортных самолётов и бомбардировщиков, задействованных для снабжения окруженной группировки (данные не полные):
Вылетали на задание (?) Ju 52, из них выполнили задание (?) Ju 52.
Доставлено (?) тонн грузов.

Потери транспортной и бомбардировочной авиации, задействованной для снабжения окруженной группировки (данные не полные):   

Ju 52/3m W.Nr. 6230 (W.Nr. 501147) (4V+LV) 11./TG.3
Uffz. Fritz Mueckenheim, пилот, пропал без вести
Fw. Emil Pasch, бортрадист, пропал без вести
Ogefr. Walter Schroeck, бортмеханик, пропал без вести
Uffz. Kurt Roland (Rohland), бортстрелок, пропал без вести (взят в плен)
Ogefr. Kurt Frotscher, пропал без вести
Самолёт сбит в воздушном бою советскими истребителями в районе Корсунь. Степень повреждений самолёта 100%. Пять лётчиков пропали без вести (один из них попал в плен).


1 февраля 1944 года

Советские данные.

1-й Украинский фронт.
2-я воздушная армия:
Произвела 182 самолёто-вылета. В 4-х воздушных боях сбито 9 транспортных самолётов Ю-52 и 2 самолёта Хш-123, на земле уничтожено 2 самолёта Ю-52.
В районе Ситники и Сотники лётчиками-истребителями: лейтенантом Н. Г. Ивановым (3-й гвардейский истребительный авиационный полк) в воздушном бою сбито 4 самолета Ю-52, лейтенантом П. В. Базановым (3-й гвардейский истребительный авиационный полк) – 3 самолета Ю-52 в воздухе и один на земле и генерал-майором авиации М. М. Головня (командир 10-го истребительного авиационного корпуса) в воздушном бою сбит один Ю-52.

2-й Украинский фронт.
5-я воздушная армия:
Произвела 447 самолёто-вылетов. В воздушных боях сбито 25 и зенитной артиллерией 6 самолётов противника. Штурмовкой уничтожено и повреждено 22 танка и 170 автомашин противника.
Авиация противника сделала 350 самолёто-вылетов.

Германские данные.

Результаты действий транспортных самолётов и бомбардировщиков, задействованных для снабжения окруженной группировки (данные не полные):
Вылетали на задание (?) Ju 52, из них выполнили задание (?) Ju 52.
Вылетали на задание (?) Не 111, из них выполнили задание (?) Не 111.
Доставлено (?) тонн грузов.

Потери транспортной и бомбардировочной авиации, задействованной для снабжения окруженной группировки (данные не полные): 
 
Ju 52/3m W.Nr.130852 (4V+HN) 5./TG.3
Lt. Blasius Schuster, пилот, пропал без вести
Fw. Alfred Grebe, бортрадист, пропал без вести
Uffz. Alfred Siegel, бортмеханик, пропал без вести
Uffz. Theodor Lamberti, бортстрелок, пропал без вести
Самолёт не вернулся из полёта в районе Корсунь. Степень повреждений самолёта 100%. Четыре лётчика пропали без вести.    

Ju52/3m W.Nr.1365 (4V+FN) 6./TG.3
Fw. Josef Rоеssler, пилот, ранен
ранен
ранен
Самолёт потерян в районе Корсунь (Pl.Qu. 10529). Степень повреждений самолёта 100%. Три лётчика ранены.

Всего, по некоторым данным, было сбито 13 транспортных самолётов, 2 произвели вынужденные посадки, 1 разбился на аэродроме.


2 февраля 1944 года

Советские данные.

1-й Украинский фронт.
2-я воздушная армия:
Произвела 104 самолёто-вылета. В воздушных боях было сбито 2 самолёта противника.

2-й Украинский фронт.
5-я воздушная армия:
Произвела 202 самолёто-вылета. В воздушных боях сбито 7 и зенитной артиллерией 3 самолёта противника.
Авиация противника группами 4-15 самолётов бомбила боевые порядки наших войск.

Германские данные.

Результаты действий транспортных самолётов и бомбардировщиков, задействованных для снабжения окруженной группировки (данные не полные):
Вылетали на задание (?) Ju 52, из них выполнили задание (?) Ju 52.
Вылетали на задание (?) Не 111, из них выполнили задание (?) Не 111.
Доставлено 30,8 тонн боеприпасов, 11,2 кубометров горючего.
К этому дню было эвакуировано 1.100 раненых.

Потери транспортной и бомбардировочной авиации, задействованной для снабжения окруженной группировки (данные не полные):   

Ju 52/3m 10./TG.3               
Lt. Rolf Dahl (Tahl), пилот, пропал без вести
Fw. Bernhard Schoele (Schoenle), бортрадист, пропал без вести
Ofw. Michael Lehlbach, бортмеханик, пропал без вести
Uffz. Anrton Stehr (Sterr), бортстрелок, пропал без вести
Самолёт пропал в полёте по маршруту Корсунь – Умань. Степень повреждений самолёта 100%. Четыре лётчика пропали без вести.         

He 111H-16 (1G+KS) 6./KG.27
Lt. Helmut Schoen, пилот, пропал без вести  (попал  в  плен,  умер  в  плену  после  войны)
Uffz. Erich Guenther, наблюдатель, пропал без вести
Fw. Hans Boettcher, бортрадист, пропал без вести
Fw. Paul Kosubek (Posusech), бортмеханик, пропал без вести
Uffz. Rudolf Michel, бортстрелок, пропал без вести
Самолёт пропал в районе Городище  (Pl.Qu. 10599). Степень повреждений самолёта 100%. Пять лётчиков пропали без вести.


3 февраля 1944 года

Советские данные.

1-й Украинский фронт.
2-я воздушная армия:
Произвела 272 самолёто-вылета. Произведено 8 воздушных боев в результате которых сбито 20 самолётов противника, из них 13 самолётов Ю-52. Действиями штурмовиков в районе Корсунь-Шевченковский подбито и сожжено шестьдесят самолётов Ю-52. Всего за день уничтожено 80 самолётов, из них: 73 – Ю-52 и 7 истребителей.

2-й Украинский фронт.
5-я воздушная армия:
Произвела 166 самолёто-вылетов. В воздушных боях сбито 2 самолёта

Германские данные.

Результаты действий транспортных самолётов и бомбардировщиков, задействованных для снабжения окруженной группировки (данные не полные):
Вылетали на задание (?) Ju 52, из них выполнили задание (?) Ju 52.
Вылетали на задание (?) Не 111, из них выполнили задание (?) Не 111.
Доставлено (?) тонн грузов.

Потери транспортной и бомбардировочной авиации, задействованной для снабжения окруженной группировки (данные не полные): 
  
Ju 52/3m W.Nr. 6021 (DS+BB) (4V +??) 8./TG.3
Uffz. Ludwig Tonsor, бортмеханик, ранен
Самолёт потерян в районе Корсунь. Степень повреждений самолёта 100% (?). Один лётчик ранен.

Ju 52/3m W.Nr.3075 (4V+IS) 8./TG.3         
Uffz. Hellmuth-Adolf Schellsted, бортмеханик, пропал без вести
Самолёт по неизвестным причинам оставлен на аэродроме Корсунь. Степень повреждений самолёта 25-40%. Один лётчик пропал без вести.
Примечание: по другим данным, самолёт повреждён 7 февраля.


4 февраля 1944 года

Советские данные.

1-й Украинский фронт.
2-я воздушная армия:
Произвела 256 самолёто-вылетов. Провела 16 воздушных боев, в результате которых сбито 10 самолётов противника. Действиями штурмовиков на посадочных площадках уничтожено 29 самолётов (из них 14 Ю-52) и повреждено 37 самолётов Ю-52.
9-й истребительный авиационный корпус ПВО:
Встреч с самолётами противника не было.

2-й Украинский фронт.
5-я воздушная армия:
Произвела 306 самолёто-вылетов, из них 113 самолёто-вылетов на бомбардирование и штурмовку окруженных войск противника в районе Городище, Петропавловка и наступающих танковых и пехотных частей противника в районах Кавуновка, Водяное. В результате боевых действий уничтожено и повреждено 12 танков, 47 автомашин, на ж.д. Мал. Виски разбито 8 вагонов. В воздушных боях сбито 3 истребителя противника.
Авиация противника произвела до 100 самолёто-пролётов, бомбила наши войска в районе Толстая, Водяная, Липянка. Транспортная авиация продолжает снабжать окруженную группировку боеприпасами и горючим, эвакуирует раненых и офицерский состав.

Германские данные.

Результаты действий транспортных самолётов и бомбардировщиков, задействованных для снабжения окруженной группировки (данные не полные):
Вылетали на задание (?) Ju 52, из них выполнили задание (?) Ju 52.
Вылетали на задание (?) Не 111, из них выполнили задание (?) Не 111.
Доставлено (?) тонн грузов.

Потери транспортной и бомбардировочной авиации, задействованной для снабжения окруженной группировки (данные не полные): 
Данных нет.  


5 февраля 1944 года

Советские данные.

1-й Украинский фронт.
2-я воздушная армия:
Произвела 32 самолёто-вылета.
9-й истребительный авиационный корпус ПВО:
Части корпуса, из-за плохих метеоусловий, боевых вылетов не производили. 

2-й Украинский фронт.
5-я воздушная армия из-за плохой погоды боевой работы не вела.
Авиация противника не появлялась.

Германские данные.

Результаты действий транспортных самолётов и бомбардировщиков, задействованных для снабжения окруженной группировки (данные не полные):
Вылетали на задание (?) Ju 52, из них выполнили задание (?) Ju 52.
Вылетали на задание (?) Не 111, из них выполнили задание (?) Не 111.
Доставлено (?) тонн грузов.

Потери транспортной и бомбардировочной авиации, задействованной для снабжения окруженной группировки (данные не полные): 
Данных нет.
К этому дню потери составили 16 Ju 52 и 26 истребителей.
 

6 февраля 1944 года

Советские данные.

1-й Украинский фронт.
2-я воздушная армия:
Из-за сложных метеоусловий боевой работы не вела.
9-й истребительный авиационный корпус ПВО:
Части корпуса, из-за плохих метеоусловий, боевых вылетов не производили.
Всего отмечено 2 самолёто-пролёта противника типа Хе-111 на высоте 4.000 метров.

2-й Украинский фронт.
5-я воздушная армия:
Произвела 89 самолёто-вылетов, из них 32 на штурмовку техники и войск противника в районах Бол. Виска, Мал. Виска, Ново-Миргород, Толмач. В результате штурмовки уничтожено и повреждено: 16 автомашин, 1 автобензоцистерна, взорван 1 склад боеприпасов.
За день отмечено 6 самолёто-пролётов противника.

Германские данные.

Результаты действий транспортных самолётов и бомбардировщиков, задействованных для снабжения окруженной группировки (данные не полные):
Вылетали на задание 18 Ju 52, из них выполнил задание 1 Ju 52.
Вылетали на задание (?) Не 111, из них выполнили задание (?) Не 111.
Доставлено 1,5 тонны боеприпасов.

Потери транспортной и бомбардировочной авиации, задействованной для снабжения окруженной группировки (данные не полные): 
  
Ju 52/3m TG.3
Самолёт застрял в грязи на аэродроме Корсунь. Дальнейшая его судьба не известна.


7 февраля 1944 года

Советские данные.

1-й Украинский фронт.
2-я воздушная армия:
Из-за нелётной погоды боевой работы не вела.
9-й истребительный авиационный корпус ПВО:
Части корпуса боевых вылетов не производили.
Всего отмечено 3 самолёто-пролёта противника типа Ю-88 на высоте 3.000 метров.

2-й Украинский фронт.
5-я воздушная армия:
Из-за плохой погоды сделала только 16 самолёто-вылетов, из них 14 на авиаразведку.
Авиация противника не действовала. 

Германские данные.

Результаты действий транспортных самолётов и бомбардировщиков, задействованных для снабжения окруженной группировки (данные не полные):
Вылетали на задание (?) Ju 52, из них выполнили задание (?) Ju 52.
Вылетали на задание (?) Не 111, из них выполнили задание (?) Не 111.
Доставлено (?) тонн грузов.

Потери транспортной и бомбардировочной авиации, задействованной для снабжения окруженной группировки (данные не полные):   

Ju 52/3m W.Nr.3075 (4V+IS) 8./TG.3         
Uffz. Hellmuth-Adolf Schellsted, бортмеханик, пропал без вести
Самолёт по неизвестным причинам оставлен на аэродроме Корсунь. Степень повреждений самолёта 25-40%. Один лётчик пропал без вести.
Примечание: по другим данным, самолёт повреждён 3 февраля. 


8 февраля 1944 года

Советские данные.

1-й Украинский фронт.
2-я воздушная армия:
Произвела 235 самолёто-вылетов. Для частей 6-й танковой армии перебросила: 11.475 кг горючего и 13.000 кг боеприпасов.
9-й истребительный авиационный корпус ПВО:
Части корпуса боевых вылетов не производили
За истекшие сутки отмечен один полёт самолёта противника Ме-110 на высоте 2.000 метров в районе ж.д. узла Казатин.

2-й Украинский фронт.
5-я воздушная армия:
Произвела 232 самолёто-вылета, из них 130 на штурмовку противника в районе Городище, Валява, при этом уничтожено или повреждено 7 танков, 260 автомашин.
Над окруженной группировкой сброшено 22 тысячи листовок.
В воздушных боях сбито 2 самолёта противника.

Германские данные.

Результаты действий транспортных самолётов и бомбардировщиков, задействованных для снабжения окруженной группировки (данные не полные):
В ночь с 7 на 8 февраля 1944 года:
Вылетали на задание 26 Ju 52, из них выполнили задание 16 (15) Ju 52.
Доставлено 18 тонн снарядов для лёгких полевых гаубиц 1FH.
Днем 8 февраля 1944 года:
Вылетали на задание 25 Ju 52, из них выполнили задание 17 Ju 52.
Доставлено 19,8 тонн боеприпасов, 14,2 кубометров горючего, 127 контейнеров с боеприпасами и горючим.
Вылетали на задание 7 Не 111, из них выполнили задание 7 Не 111.
Доставлено 14 тонн боеприпасов, 1,9 кубометров горючего.

Потери транспортной и бомбардировочной авиации, задействованной для снабжения окруженной группировки (данные не полные): 

Ju 52/3m TG.3
Самолёт с грузом боеприпасов получил повреждения в результате попаданий осколков зенитных снарядов в плоскость и бензобак в ночь с 7 на 8 февраля. Степень повреждений самолёта не известна.

Ju 52/3m TG.3
Самолёт с грузом боеприпасов повреждён в результате отказа мотора в ночь с 7 на 8 февраля. Степень повреждений самолёта не известна.  

Ju 52/3m TG.3
Самолёт с грузом боеприпасов повреждён в результате отказа мотора в ночь с 7 на 8 февраля. Степень повреждений самолёта не известна.  

Ju 52/3m TG.3
Самолёт с грузом горючего повреждён в результате отказа мотора в ночь с 7 на 8 февраля. Степень повреждений самолёта не известна.  

Ju 52/3m TG.3
Самолёт застрял в грязи на аэродроме Корсунь днем 8 февраля. Дальнейшая его судьба не известна.

Ju 52/3m TG.3
Самолёт застрял в грязи на аэродроме Корсунь днм 8 февраля. Дальнейшая его судьба не известна.

Ju 52/3m TG.3
Самолёт застрял в грязи на аэродроме Корсунь днем 8 февраля. Дальнейшая его судьба не известна.

Ju 52/3m TG.3
Самолёт застрял в грязи на аэродроме Корсунь днем 8 февраля. Дальнейшая его судьба не известна.

Ju 52/3m TG.3
Самолёт застрял в грязи на аэродроме Корсунь днем 8 февраля. Дальнейшая его судьба не известна.


9 февраля 1944 года

Советские данные.

1-й Украинский фронт.
2-я воздушная армия:
Произвела 913 самолёто-вылетов. Провела 17 воздушных боев, в которых было сбито 4 самолёта противника. Уничтожено кроме этого на аэродромах Винница и Умань 14 самолётов и 4 самолёта повреждено. В районе окруженной группировки было уничтожено 34 самолёта Ю-52.
Уничтожено и повреждено 37 танков и самоходных орудий, 97 автомашин с войсками и грузами, 4 бензоцистерны, 2 бронетранспортера. Создано 4 взрыва и 15 очагов пожара, разрушено 2 ангара, повреждено лётное поле на аэродроме Умань.
Доставлено нашим войскам: горючего 12 тонн, боеприпасов 49 тонн.               
9-й истребительный авиационный корпус ПВО:
В районе Корсунь-Шевченковский ВВС противника, группами транспортных самолётов Ю-52, под прикрытием истребителей Ме-109 и ФВ-190, производили доставку горючего и боеприпасов окруженной группировке и вывозили живую силу.
148-й гвардейский истребительный авиационный полк, последовательными шестью вылетами на патрулирование и штурмовые действия по окруженной группировке противника, произвел 26 самолёто-вылетов. 
В 15 час. 43 мин. с аэродрома Жуляны, с задачей штурмовать аэродромы и наземные войска противника в районе Корсунь-Шевченковский, вылетела группа истребителей в составе 4 экипажей на самолетах Як-7 и Як-9. Командовал группой гвардии капитан Н. Л. Глушков.
В 16 час. 13 мин. истребители подошли к аэродрому Кошман, где на высоте 500-700 метров заметили группу транспортных самолётов противника в количестве шестнадцати Ю-52, под прикрытием двенадцати истребителей Ме-109.
Предупредив ведомых о противнике, Глушков дал команду «атаковать», а сам атаковал заходивший на посадку самолёт Ю-52 и с первой атаки сбил его. Одновременно ведомые врезались в центр боевого порядка противника и завязали воздушный бой. Задача наших истребителей осложнялась не только численным превосходством противника, но и малыми скоростями, получавшимися при выходе из атаки тихоходных транспортных самолётов. Этот момент стремились использовать истребители противника. В довершение всего бой велся на весьма малых высотах от 500 до 50 метров.   
Во второй половине дня, на помощь нашим истребителям, подошли 4 экипажа 586-го истребительного авиационного полка.
Несмотря на исключительно трудные условия боя наши истребители вышли победителями, сбили шесть Ю-52, три Ме-109 и один Ю-52 расстреляли на земле, не потеряв при этом ни одного своего самолёта.
586-й истребительный авиационный полк, тремя последовательными вылетами на патрулирование в районе Киев и на прикрытие штурмовых действий 2-й воздушной армии в районе Корсунь-Шевченковский, произвел 10 самолёто-вылетов.
907-й истребительный авиационный полк особого назначения, тремя вылетами на прикрытие штурмовых действий 2-й воздушной армии, произвел 16 самолёто-вылетов.
В 13 час. 05 мин. на штурмовку наземных войск противника в районе Корсунь-Шевченковский вылетело 7 экипажей Ла-5 под командованием майора Н. И. Ковалева.
В 13 час. 15 мин. на высоте 1.000 метров истребители заметили небольшую группу самолётов противника в количестве двенадцати Ю-52 и девяти Хе-111 под прикрытием двух ФВ-190.
По команде майора Ковалева истребители атаковали группу противника.
Первая атака была произведена внезапно, всеми экипажами одновременно, в результате чего боевой порядок противника был нарушен. В дальнейшем наши истребители действовали парами по отдельным группам и одиночным самолётам противника. В результате боя сбито шесть Ю-52, четыре Хе-111 и один ФВ-190. Остальные самолёты противника скрылись, пользуясь облачностью.
В воздушном бою у одного из наших истребителей пробит масляный радиатор. Лётчик вышел из боя и произвел вынужденную посадку на территории, занятой нашими войсками. Самолёт поломан, лётчик невредим.
146-й гвардейский истребительный авиационный полк, двумя вылетами на штурмовку Корсунь-Шевченковской группировки противника, произвел 13 самолёто-вылетов.
В 14 час. 54 мин. группа, в составе 7 экипажей под командованием майора Б. Я. Тернового, вылетела с задачей уничтожения самолётов противника и штурмовки наземных войск в районе Корсунь-Шевченковский.
В 15 час. 20 мин. в районе аэродрома Корсунь истребители были обстреляны интенсивным огнем зенитной артиллерии противника. В это время над аэродромом на высоте 600 метров находились два Ю-52. Майор Терновой дал команду ударной группе атаковать Ю-52, а группе прикрытия подавить огонь зенитной артиллерии. После выполнения данной команды обе группы вместе, на высоте 500 метров, произвели атаку группы самолётов противника Ю-52, появившуюся в это время над аэродромом. Бой продолжался 15-20 минут. В результате сбито четыре Ю-52.
Всего части 9-го авиакорпуса произвели 65 самолёто-вылетов, из них: на патрулирование 2 самолёто-вылета, на прикрытие штурмовых действий 2-й воздушной армии в районе Корсунь-Шевченковский 27 самолёто-вылетов, на уничтожение транспортной авиации и штурмовку Корсунь-Шевченковской группировки – 43 самолёто-вылета.
- В результате проведенных боевых действий, в воздушных боях сбито 18 самолётов Ю-52, три Хе-111, четыре Ме-109 и один ФВ-190;
- уничтожено на аэродромах семь Ю-52, два Хе-111, один ФВ-190 и повреждено шесть Ю-52;
- уничтожено на земле до 40 крытых автомашин и одна легковая, 45 повозок с грузом, сожжен склад боеприпасов, подавлен огонь батареи мелкокалиберной зенитной артиллерии и трех зенитно-пулеметных точек, убито 60 лошадей и до 200 солдат и офицеров противника.
Израсходовано боеприпасов: снарядов ШВАК – 4.370 шт., патронов БС – 3.628 шт.
Свои боевые потери – один самолёт подбит в воздушном бою.
Всего отмечено 17 самолёто-пролетов противника на высотах от 800 до 3.000 метров.

1-й Украинский фронт.
5-я воздушная армия:
Произвела 88 самолёто-вылетов, из них 48 на штурмовку скопления войск и техники противника в Городище, Набоков Хутор, Завадовка. При этом уничтожено и повреждено: 3 танка, до 100 автомашин.   
За день сброшено 40 тысяч листовок.
Истребительная авиация сбила 10 «Юнкерс-52».

Германские данные.

Результаты действий транспортных самолётов и бомбардировщиков, задействованных для снабжения окруженной группировки (данные не полные):
В ночь с 8 на 9 февраля 1944 года:
Вылетали на задание 94 Ju 52, из них выполнили задание (?) Ju 52.
Вылетали на задание 10 Не 111, из них выполнили задание (?) Не 111.
Доставлено 110,4 тонн боеприпасов, 32,2 кубометров горючего, 135 контейнеров с боеприпасами и горючим, вывезено 566 раненых, в том числе 317 лежачих.
Днем 9 февраля 1944 года:
Вылетали на задание 26 Ju 52, из них выполнили задание (?) Ju 52.
Вылетали на задание 69 Не 111, из них выполнили задание (?) Не 111.
Доставлено 30,3 тонн боеприпасов, 1,6 кубометров горючего, 1 тонна других грузов, 396 контейнеров с боеприпасами, 55 – с горючим, 5 – с продовольствием, вывезено 102 раненых и 14 экипажей самолётов.

Потери транспортной и бомбардировочной авиации, задействованной для снабжения окруженной группировки (данные не полные):   

Ju 52/3m W.Nr. 640420 (1Z+OK) 2./TG.1
Lt. Peter Gronwald, пилот, пропал без вести
Fw. Hermann Loest, наблюдатель, пропал без вести
Uffz. Herbert Tierschau (Treschau), бортрадист, пропал без вести
Fw. Erwin Kolowski (Koslowski), бортмеханик, пропал без вести
Самолёт не вернулся из полёта в районе Корсунь. Степень повреждений самолёта 100%. Четыре лётчика пропали без вести.

Ju 52/3m W.Nr. 7387 (1Z+BK) 1./TG.1
Uffz. Heinz Bergmeier, пилот, ранен
Uffz. Paul Glah, наблюдатель, пропал без вести
Самолёт потерян в районе Корсунь. Степень повреждений самолёта 100%. Один лётчик пропал без вести, один лётчик ранен.

Ju 52/3m W.Nr. 5180 (1Z+PK) 4./TG.1
Hptm. Werner Gruber, пилот/командир отряда, пропал без вести
Uffz. Herbert Hanatschek (Hanstschek), наблюдатель (пилот), пропал без вести
Uffz. Josef Thiel, бортрадист, пропал без вести
Uffz. Heinz Pries, бортмеханик, пропал без вести
Uffz. Richard Letzel, бортстрелок, пропал без вести
Самолёт пропал в районе Корсунь. Степень повреждений самолёта 100%. Пять лётчиков пропали без вести.

Ju 52/3m W.Nr. 131153 (4V+XI) 5./TG.3
ранен
ранен
ранен
ранен
Самолёт уничтожен во время штурмового налёта советской авиации на аэродром Корсунь. Степень повреждений самолёта 100%. Четыре лётчика ранены. 

He 111H-16/R1 W.Nr. 161883 (1G+AH) 1./KG.27
Ogefr. Rudolf Boenisch, погиб
Fw. Theodor Klein, погиб
Ogefr. Werner Kuhlen, погиб
Fw. Konrad Schmidt, погиб
Ogefr. Ernst Schwolka, погиб
Самолёт потерян в районе Корсунь. Степень повреждений самолёта 100%. Пять лётчиков погибли.

He 111 1./KG.27
ранен
ранен
Самолёт повреждён в воздушном бою советским истребителем. Степень повреждений самолёта неизвестна. Два лётчика ранены.

Всего, по некоторым данным, по боевым причинам потеряно 2 самолёта, пропали без вести — 2, застрял в грязи на аэродроме — 1, вышло из строя — 12 (повреждены в воздушном бою – 8, повреждены из-за отказа моторов – 4).


10 февраля 1944 года

Советские данные.

1-й Украинский фронт.
2-я воздушная армия:
Произвела 432 самолёто-вылета. Уничтожено и повреждено 11 танков и самоходных орудий, 18 автомашин, подавлен огонь двух батарей полевой артиллерии и 5 точек зенитной артиллерии.
На аэродроме Умань был уничтожен один самолёт и приведено в негодность лётное поле.
Наземным войскам фронта было переброшено 12,5 тонн горючего.
9-й истребительный авиационный корпус ПВО:
148-й гвардейский истребительный авиационный полк, на штурмовку окруженных частей противника в районе Корсунь-Шевченковский, произвел 4 самолёто-вылета.
В результате штурмовых действий по аэродрому в 2 км севернее Корсунь-Шевченковский уничтожено на земле три самолёта Ю-52 и один Ю-52 сбит при заходе на посадку.
Штурмовых действий по наземным войскам истребители не производили из-за плохой погоды.
Остальные части корпуса боевых вылетов не производили.
Авиация противника в границах Киевского, Курского и Воронежского районов ПВО не появлялась.

2-й Украинский фронт.
5-я воздушная армия:
Произвела 80 самолёто-вылетов, из них 43 на штурмовку скоплений войск и техники в районах Завадовка, Ольховчик, Корсунь-Шевченковский, Каймак, Капустино. На посадочных площадках в районе Корсунь-Шевченковский уничтожено 11 транспортных самолётов противника.

Германские данные.

Результаты действий транспортных самолётов и бомбардировщиков, задействованных для снабжения окруженной группировки (данные не полные):
В ночь с 9 на 10 февраля 1944 года:
Вылетали на задание 96 Ju 52, из них выполнили задание 83 Ju 52.
Вылетали на задание (?) Не 111, из них выполнили задание (?) Не 111.
Доставлено 110,8 тонн боеприпасов, 55,9 кубометров горючего, 4 тонны других грузов, 136 контейнеров с горючим и 32 контейнера с боеприпасами, вывезено 329 раненых.
Днем 10 февраля 1944 года:
Вылетали на задание (?) Ju 52, из них выполнили задание (?) Ju 52.
Вылетали на задание (?) Не 111, из них выполнили задание (?) Не 111.
Доставлено 250 тонн грузов, вывезен 431 раненый.

Потери транспортной и бомбардировочной авиации, задействованной для снабжения окруженной группировки (данные не полные):   

Ju 52/3m
Самолёт повреждён в воздушном бою с истребителями в ночь с 9 на 10 февраля. Степень повреждений самолёта не известна.

Ju 52/3m
Самолёт повреждён в воздушном бою с истребителями в ночь с 9 на 10 февраля. Степень повреждений самолёта не известна.

Ju 52/3m
Самолёт повреждён в воздушном бою с истребителями в ночь с 9 на 10 февраля. Степень повреждений самолёта не известна.

Ju 52/3m
Самолёт повреждён в результате отказа мотора в ночь с 9 на 10 февраля. Степень повреждений самолёта не известна.

Ju 52/3m
Самолёт повреждён в результате отказа мотора в ночь с 9 на 10 февраля. Степень повреждений самолёта не известна.

Ju 52/3m
Самолёт повреждён в результате отказа мотора в ночь с 9 на 10 февраля. Степень повреждений самолёта не известна.

Ju 52/3m
Самолёт повреждён в результате отказа мотора в ночь с 9 на 10 февраля. Степень повреждений самолёта не известна.

Ju 52/3m
Самолёт повреждён по техническим причинам в ночь с 9 на 10 февраля. Степень повреждений самолёта не известна.

Ju 52/3m
Самолёт повреждён по техническим причинам в ночь с 9 на 10 февраля. Степень повреждений самолёта не известна.

Ju 52/3m
Самолёт повреждён по техническим причинам в ночь с 9 на 10 февраля. Степень повреждений самолёта не известна.

Ju 52/3m
Самолёт повреждён по техническим причинам в ночь с 9 на 10 февраля. Степень повреждений самолёта не известна.

Ju 52/3m
Самолёт повреждён по техническим причинам в ночь с 9 на 10 февраля. Степень повреждений самолёта не известна.

Ju 52/3m
Самолёт повреждён по техническим причинам в ночь с 9 на 10 февраля. Степень повреждений самолёта не известна.

Всего, по некоторым данным, в ночь с 9 на 10 февраля были повреждены 13 Ju 52.


11 февраля 1944 года

Советские данные.

1-й Украинский фронт.
2-я воздушная армия:
Произвела 282 самолёто-вылета. Уничтожено: 24 танка и самоходных орудия, 130 автомашин. Проведено 7 воздушных боев, сбито 13 самолётов противника и на аэродромах уничтожено 16 самолётов. На площадках окруженной группировки уничтожено 7 и повреждено 20 самолётов. Всего за день уничтожено и повреждено 56 самолётов противника.               
9-й истребительный авиационный корпус ПВО:   
В течение суток над территорией Киевского района ПВО отмечено 9 пролётов самолётов противника, из них: четыре Хе-111 и пять Ю-88.    
В районе Корсунь-Шевченковский авиация противника, транспортными самолётами Ю-52, пыталась подвозить боеприпасы окруженной группировке.
В 14 час. 42 мин. 7 экипажей Ла-5 907-го истребительного авиационного полка особого назначения, под командованием майора Н. И. Ковалева, вылетали в район Корсунь-Шевченковский с задачей уничтожения авиации противника в воздухе.
В 15 час. 15 мин. в районе Корсунь-Шевченковский на высоте 1.500 метров истребители встретили двенадцать Хе-111 под прикрытием 18 истребителей Ме-109 и ФВ-190. Бомбардировщики следовали в плотном порядке «клин звеньев». Истребители прикрытия шли эшелонировано по высотам.
По приказанию майора Ковалева, прикрывающая группа три самолёта, атаковала истребителей противника, а ударная пошла в атаку на бомбардировщиков. Однако, наши истребители были замечены истребителями противника, которые используя свое численное превосходство, сами перешли в атаку, связали боем наших истребителей и не давали им возможности атаковать бомбардировщиков. Несмотря на тяжелые условия боя, длившегося около 20 мин. над территорией противника, наши истребители смелыми дерзкими и мужественными действиями, уничтожили четыре Ме-109Ф.
Свои потери: один лётчик и два самолёта.
В 15 час. 00 мин. 7 экипажей (четыре Як-7б 586-го истребительного авиационного полка и три Як-7 146-го гвардейского истребительного авиационного полка) под командой командира 586-го истребительного авиационного полка майора А. В. Гриднева вылетели в район Корсунь-Шевченковский с задачей штурмовки наземных войск и уничтожения авиации противника на земле и в воздухе.
По дороге Корсунь-Шевченковский – Кошмак группа штурмовала автоколонну и до батальона пехоты противника.
Произведя четыре атаки, истребители уничтожили: до роты пехоты противника, 3 крытых автомашины и подавили огонь зенитно-пулеметной точки.
Авиацию противника не видели.
В 16 час. 10 мин. группа, в составе 8 экипажей Як-9 148-го гвардейского истребительного авиационного полка под командой гвардии капитана Н. Л. Глушкова, в районе станции Таганча, штурмовала автоколонну и колонну артиллерии до 15 орудий на конной тяге.
В результате штурмовки уничтожено 45 лошадей и до 20 чел. орудийного расчета, сожжено 4 и повреждено 2 автомашины.
В 17 час. 10 мин. группа в 12 экипажей (6 Як-1б 586-го истребительного авиационного полка, 6 Як-1 и Як-9 148-го гвардейского истребительного авиационного полка) штурмовала северный и восточный аэродромы в районе Корсунь-Шевченковский.
На восточном аэродроме сожжено два Ю-52 и один Хе-111, на северном аэродроме сожжено три Ю-52 и подавлен огонь одной батареи зенитной артиллерии.
В это же время вторая группа в составе 6 экипажей под командованием майора Гриднева, в районе 4 км южнее Корсунь-Шевченковский, двумя заходами, подавила огонь одной батареи мелкокалиберной зенитной артиллерии и на дороге Кошман - Корсунь-Шевченковский штурмовала смешанную колонну (20 автомашин, 15 повозок и до взвода солдат).
Штурмовкой сожжено 7 крытых и одна легковая автомашины, уничтожено до 10 повозок с грузом. На аэродроме Корсунь сожжен один Ю-52.
586-й истребительный авиационный полк, на штурмовку войск противника в районе Корсунь-Шевченковский, произвел 10 самолёто-вылетов.
907-й истребительный авиационный полк особого назначения произвел 7 самолёто-вылетов.
148-й гвардейский истребительный авиационный полк, на разведку и прикрытие штурмовых действий 2-й воздушной армии в районе Корсунь-Шевченковский, произвел 18 самолёто-вылетов; на штурмовку аэродромов и наземных войск противника в том же районе произвел 14 самолёто-вылетов.
Остальные части корпуса боевых вылетов не производили.
Всего частями корпуса, в период 14 час. 42 мн. – 17 час. 50 мин., произведено 52 самолёто-вылета. 
Проведен один групповой воздушный бой, в результате которого сбито четыре Ме-109.
Штурмовыми действиями уничтожено шесть Ю-52 и один Хе-111, автомашин – 16 грузовых и 1 легковая, 10 повозок с грузом, убито до 60 лошадей, подавлен огонь двух батарей мелкокалиберной зенитной артиллерии и одной зенитно-пулеметной точки, сожжена одна цистерна с горючим и уничтожено до роты пехоты.
Израсходовано боеприпасов: снарядов ШВАК – 2.021 шт., патронов БС – 2.124 шт.
Боевые потери частей корпуса за день:
907-й истребительный авиационный полк особого назначения:
А) лётчик младший лейтенант Черников не вернулся с боевого задания.
Б) лейтенант Мартынов подбит в воздушном бою, самолёт разбит при вынужденной посадке, лётчик невредим.
586-й истребительный авиационный полк – капитан Малахов подбит огнем зенитной артиллерии противника. Самолёт разбит при вынужденной посадке, лётчик невредим.

2-й Украинский фронт.
5-я воздушная армия:
Произвела 39 самолёто-вылетов, из них 27 на штурмовку. На посадочной площадке в районе Корсунь-Шевченковский уничтожено 17 самолётов Ю-52. 
За день отмечено 4 самолёто-пролёта противника.
Германские данные.

Результаты действий транспортных самолётов и бомбардировщиков, задействованных для снабжения окруженной группировки (данные не полные):
Вылетали на задание (?) Ju 52, из них выполнили задание (?) Ju 52.
Вылетали на задание (?) Не 111, из них выполнили задание (?) Не 111.
Доставлено (?) тонн грузов.

Потери транспортной и бомбардировочной авиации, задействованной для снабжения окруженной группировки (данные не полные): 
Данных нет. 


12 февраля 1944 года

Советские данные.

1-й Украинский фронт.
2-я воздушная армия:
Произвела 261 самолёто-вылет. В воздушном бою был сбит один самолёт противника. Уничтожено: 28 танков и самоходных орудий, 107 автомашин, взорван мост между Гнилой Тикач в районе Бужанка.
9-й истребительный авиационный корпус ПВО:
Части корпуса, из-за плохих метеоусловий, боевых вылетов не производили.

2-й Украинский фронт.
5-я воздушная армия:
Произвела 163 самолёто-вылета, из них 86 на штурмовку техники и живой силы противника в районах Корсунь-Шевченковский, Яблоновка, Стеблев, Шандеровка. В результате повреждено и уничтожено 9 танков, 143 автомашины, 70 повозок с грузом. В воздушных боях сбит один самолёт противника.
За день отмечен 21 самолёто-пролёт противника.

Германские данные.

Результаты действий транспортных самолётов и бомбардировщиков, задействованных для снабжения окруженной группировки (данные не полные):
В ночь с 11 на 12 февраля:
Вылетали на задание (?) Ju 52, из них выполнили задание (?) Ju 52.
Вылетали на задание (?) Не 111, из них выполнили задание (?) Не 111.
Доставлено 32 тонны снарядов для лёгких полевых гаубиц lFH, 6 тонн снарядов для полевых орудий FK39, 2 тонны снарядов для 75-мм танковых орудий КwК40, 2 тонны мин для 81-мм минометов.
Последний день, когда производилась посадка транспортных самолётов на аэродромах внутри котла. После этого все грузы сбрасывались только на парашютах.

Потери транспортной и бомбардировочной авиации, задействованной для снабжения окруженной группировки (данные не полные): 
  
Ju 52/3m W.Nr. 640500 ((4V+LN) 5./TG.3
ранен
ранен
ранен
ранен
Самолёт уничтожен во время штурмового налёта советской авиации на аэродром Корсунь. Степень повреждений самолёта 100%. Четыре лётчика ранены. 


13 февраля 1944 года

Советские данные.

1-й Украинский фронт.
2-я воздушная армия:
Произвела 69 самолёто-вылетов, уничтожила 14 танков и 26 автомашин противника.
9-й истребительный авиационный корпус ПВО:
Части корпуса, из-за плохих метеоусловий, боевых вылетов не производили.

2-й Украинский фронт.
5-я воздушная армия:
Произвела 128 самолёто-вылетов, из них 64 на штурмовку техники и живой силы противника в районах Корсунь, Стеблев, Яблоновка, Дацки. Уничтожено или повреждено до 400 повозок с грузом, до 100 автомашин, 1 танк. На посадочных площадках в районе Корсунь-Шевченковский уничтожено 12 транспортных самолётов противника.

Германские данные.

Результаты действий транспортных самолётов и бомбардировщиков, задействованных для снабжения окруженной группировки (данные не полные):
В ночь с 12 на 13 февраля:
Вылетали на задание 61 Ju 52, из них выполнили задание 18 Ju 52.
Вылетали на задание (?) Не 111, из них выполнили задание (?) Не 111.
Доставлено 31,6 тонн боеприпасов, 3,8 кубометров горючего.
Днем 13 февраля:
Вылетали на задание (?) Ju 52, из них выполнили задание (?) Ju 52.
Вылетали на задание (?) Не 111, из них выполнили задание (?) Не 111.
Доставлено 4 тонны боеприпасов, 36 кубометров горючего.

Потери транспортной и бомбардировочной авиации, задействованной для снабжения окруженной группировки (данные не полные): 
Данных нет. 


14 февраля 1944 года

Советские данные.

1-й Украинский фронт.
2-я воздушная армия:
Произвела 125 самолёто-вылетов, уничтожив и повредив: 29 танков и 38 автомашин.
9-й истребительный авиационный корпус ПВО:
39-й гвардейский истребительный авиационный полк, на сопровождение особо важного поезда на участке Бахмач-Конотоп, хут. Михайловский, произвел 4 самолёто-вылета.
586-й истребительный авиационный полк, на прикрытие особо важного поезда, произвел 3 самолёто-вылета.
148-й гвардейский истребительный авиационный полк, на сопровождение особо важного самолёта Ли-2, произвел 4 самолёто-вылета. Экипажи, сопровождавшие самолёт, под командованием старшего лейтенанта А. Р. Белый, заблудились и произвели вынужденную посадку на чужих аэродромах.
Всего частями корпуса произведено 11 самолёто-вылетов. 
Всего за сутки отмечено три самолёто-пролёта противника, из них: два Ю-88 и один Хе-111.

2-й Украинский фронт.
5-я воздушная армия:
Произвела 24 самолёто-вылета, из них 12 на штурмовку.
В полосе действий 52-й армии в районе Корсунь-Шевченковский захвачено 15 неисправных транспортных самолётов противника.

Германские данные.

Результаты действий транспортных самолётов и бомбардировщиков, задействованных для снабжения окруженной группировки (данные не полные):
В ночь с 13 на 14 февраля:
Вылетали на задание 61 (41) Ju 52, из них выполнили задание 10 Ju 52.
Доставлено 19,8 тонн боеприпасов.
Днем 14 февраля:
Вылетали на задание 60 Не 111, из них выполнили задание 0 Не 111.
Доставлено 0 тонн грузов.

Потери транспортной и бомбардировочной авиации, задействованной для снабжения окруженной группировки (данные не полные):   

He 111 1./KG.27
Uffz. Friedrich Brunner, ранен (умер в госпитале)
Uffz. Erich Kuehne, пропал без вести
Самолёт потерян в районе Корсунь. Степень повреждений самолёта 100%. Один лётчик пропал без вести, один лётчик ранен (позже умер в госпитале).

He 111 6./KG.27
Ogefr. Johann Haenjes, пропал без вести
Самолёт потерян в районе Корсунь. Степень повреждений самолёта 100% (?). Один летчик пропал без вести.


15 февраля 1944 года

Советские данные.

1-й Украинский фронт.
2-я воздушная армия:
Произвела 30 самолёто-вылетов. Уничтожено 4 танка, 28 автомашин. В воздушном бою сбит Ю-52.
9-й истребительный авиационный корпус ПВО:
Части корпуса боевых вылетов не производили.
В районах действий частей корпуса авиация противника не появлялась.

2-й Украинский фронт.
5-я воздушная армия:
Произвела 54 самолёто-вылета, из них 42 на штурмовку скопления противника в районах Стеблев, Шандеровка.

Германские данные.

Результаты действий транспортных самолётов и бомбардировщиков, задействованных для снабжения окруженной группировки (данные не полные):
С 15.00 15 февраля до 06.00 16 февраля:
Вылетали на задание 66 Ju 52, из них выполнили задание 53 Ju 52.
Доставлено 83,1 тонны боеприпасов, 16 кубометров горючего, 0,6 тонны других грузов.
Вылетали на задание 124 Не 111, из них выполнили задание 109 Не 111.
Доставлено 50 тонн боеприпасов, 41 кубометр горючего, 4 контейнера с сигнальными патронами, 8 контейнера с перевязочным материалом.

Потери транспортной и бомбардировочной авиации, задействованной для снабжения окруженной группировки (данные не полные):   

Ju 52/3m W.Nr. 10040 (1Z+BL) 1./TG.1
Ofw. Heinz Stueckler, пилот, пропал без вести (взят в плен)
Oblt. Heinz Graiche, наблюдатель, пропал без вести
Ogefr. Gerhard Schulz, бортрадист, пропал без вести (взят в плен)
Fw. Bruno Schmidt, бортмеханик, пропал без вести (взят в плен)
Ogefr. Tittmann (?)
Самолёт потерян в результате обледенения, обстрела и вынужденной посадки в районе Бирнасовка в кольце окружения. Степень повреждений самолёта 100%. Пять летчиков пропали без вести (три из них попали в плен).

Ju 52/3m
Самолёт не вернулся из полёта. Степень повреждений самолёта 100%.

Ju 52/3m
Самолёт произвёл посадку внутри окружения. Степень повреждений самолёта 100% (?).

Не 111
Самолёт разбился в авиакатастрофе из-за усталости пилота. Степень повреждений самолёта 100%.

Не 111
Самолёт разбился в авиакатастрофе из-за усталости пилота. Степень повреждений самолёта 100%.

Всего, по некоторым данным, 2 Ju 52 пропали без вести, 1 Ju 52 приземлился внутри «котла», 2 Не 111 разбились в катастрофах.


16 февраля 1944 года

Советские данные.

1-й Украинский фронт.
2-я воздушная армия:
Произвела 261 самолёто-вылет, из них 100 самолёто-вылетов на выброску грузов своим войскам. Проведено 13 воздушных боев, в которых было сбито 5 Ме-109, 5 ФВ, 1 Ю-88, 2 Ю-52, уничтожено 28 танков и самоходных орудий, 71 автомашина с войсками и грузами, одна бензоцистерна, взорван склад ГСМ, создано 19 очагов пожара, уничтожено и рассеяно до батальона пехоты.               
9-й истребительный авиационный корпус ПВО:
148-й гвардейский истребительный авиационный полк, на разведку и штурмовку наземных войск противника в районе Корсунь-Шевченковский, произвел 9 самолёто-вылетов.
В районе действий частей корпуса авиация противника не появлялась.
В 17 час. 12 мин. две группы истребителей 148-го гвардейского истребительного авиационного полка под командованием гвардии капитана С. Г. Иванова и старшего лейтенанта Н. Л. Часнык, вылетали на штурмовку окруженных частей противника в районе Шандеровка. По причине исключительно трудных условий погоды четыре экипажа капитана Иванова не смогли пробраться к цели и вернулись на свой аэродром.
Группа Часнык, проявив исключительную настойчивость, дошла до Шандеровки и штурмовала её.
В результате атак уничтожено до 20 автомашин, свыше 20 повозок, около 40 лошадей и до роты пехоты противника. Взорван склад боеприпасов.
В 18 час. 45 мин. группа, в полном составе, благополучно вернулась на свой аэродром.
Расход боеприпасов: снарядов ШВАК – 390 шт., патронов УБС – 600 шт.
Остальные части корпуса боевых вылетов не производили.

2-й Украинский фронт.
5-я воздушная армия:
Произвела 73 самолёто-вылета, из них 66 на штурмовку техники и войск противника в районе Шандеровка, Лисянка, в результате чего уничтожено или повреждено 5 танков, 75 автомашин, много лошадей, повозок и живой силы противника.                Отмечено 40 самолёто-пролётов вражеской авиации, которая бомбила наши боевые порядки в районе Комаровка, Почапинцы, Октябрь.

Германские данные.

Результаты действий транспортных самолётов и бомбардировщиков, задействованных для снабжения окруженной группировки (данные не полные):
Вылетали на задание (?) Ju 52, из них выполнили задание (?) Ju 52.
Вылетали на задание (?) Не 111, из них выполнили задание (?) Не 111.
Доставлено (?) тонн грузов.

Потери транспортной и бомбардировочной авиации, задействованной для снабжения окруженной группировки (данные не полные):   

He 111 1./KG.27
Ogefr. Reinhard Beck, погиб
Fw. Heinz Blust, погиб
Uffz. Willibald Markus, погиб
Uffz. Max Raab, погиб
Fw. Kurt Sperling, погиб
Самолет потерян в районе Христиновка. Степень повреждений самолёта 100%. Пять летчиков погибли.


17 февраля 1944 года

Советские данные.

1-й Украинский фронт.
2-я воздушная армия:
Произвела 162 самолёто-вылета, из них 10 на подвозку грузов своим войскам. Проведено было 4 воздушных боя, в которых были сбиты пять Ю-52, уничтожено 12 танков и самоходных орудий, 36 автомашин с грузами, 14 повозок и создано 7 очагов пожаров.               
9-й истребительный авиационный корпус ПВО:
148-й гвардейский истребительный авиационный полк, на разведку воздушной обстановки и погоды, на патрулирование и на прикрытие штурмовых действий 2-й воздушной армии, произвел 6 самолёто-вылетов.
Остальные части корпуса боевых вылетов не производили.
Авиация противника, в течение суток над объектами, охраняемыми частями корпуса, не появлялась.

2-й Украинский фронт.
5-я воздушная армия:
Днем из-за плохой погоды боевой работы не вела.
Германские данные.

Результаты действий транспортных самолётов и бомбардировщиков, задействованных для снабжения окруженной группировки (данные не полные):
Вылетали на задание (?) Ju 52, из них выполнили задание (?) Ju 52.
Вылетали на задание (?) Не 111, из них выполнили задание (?) Не 111.
Доставлено (?) тонн грузов.

Потери транспортной и бомбардировочной авиации, задействованной для снабжения окруженной группировки (данные не полные):   

Ju 52/3m W.Nr. 131146 (1Z+..) 1./TG.1
ранен
ранен
ранен
Самолёт потерян во время полёта по маршруту Чёрная – Каменка. Степень повреждений самолёта 100%. Три летчика ранены.

Ju 52/3m W.Nr. 7193 (1Z+KM) 4./TG.1
Uffz. Horst Schroeder, пилот, пропал без вести
Lt. Rolf Schuppener, наблюдатель, пропал без вести
Uffz. Heinz Hartmann, бортрадист, пропал без вести
Uffz. Karl Jaeger, бортмеханик, пропал без вести
Ogefr. Otto Pfahl, бортстрелок, пропал без вести
Самолет сбит в районе Лисянка (60 км северо-восточнее Умань). Степень повреждений самолёта 100%. Пять летчиков пропали без вести. 


На этом хроника действий Корсунь-Шевченковского воздушного моста завершается ввиду того, что к утру 17 февраля окруженная группировка противника была окончательно ликвидирована.

Всего, по немецким данным, за 17 дней февраля (данные за январь отсутствуют) в Корсунь-Шевченковский «котел» самолётами было совершено 1.536 полетов, в том числе 832 полётов – транспортными самолётами Ju 52, 478 полётов – бомбардировщиками He 111, 168 и 58 полётов – соответственно истребителями Bf 109 и FW 190.

При этом безвозвратные потери транспортных самолётов составили 32 Ju 52, еще 150 получили повреждения различной степени, причём некоторые самолёты были повреждены неоднократно. Кроме транспортных Ju 52, было потеряно безвозвратно также 13 бомбардировщиков He 111 и 47 истребителей.

К сожалению, из-за отсутствия полных данных, сложно назвать основные причины потерь самолётов противника. Тем не менее, есть все основания считать, что примерно половину потерь можно отнести на счёт советских лётчиков и зенитчиков. Остальные были потеряны в результате сложных погодных условий, по техническим причинам, а также были захвачены советскими войсками в поврежденном состоянии на аэродроме Корсунь-Шевченковский и других посадочных площадках.    

Зато можно высчитать среднее количество вылетов на одну безвозвратную потерю самолёта. Путем несложных арифметических действий мы получаем следующие результаты: один Не 111 терялся на каждые 36 полётов, выживаемость Ju  52 была ещё ниже – один самолёт на 26 полётов. Как видим, потери немецкой транспортной авиации при функционировании Корсунь-Шевченковского воздушного моста были очень велики.

С другой стороны, несмотря на большие потери, лётчики транспортных самолётов смогли доставить окруженным войскам 2.026 тонн грузов, в том числе 1.247 тонн боеприпасов, 45,5 тонны продовольствия, 38,3 тонны оружия и медикаментов, 695 кубометров топлива. Обратными рейсами было вывезено около 2.400 больных и раненых. К тому же после, прорыва окруженных, лётчиками военно-транспортной авиации удалось эвакуировать в тыл еще до двух тысяч человек раненых, которым посчастливилось выйти из Корсунь-Шевченковского «котла»...


Рецензии
http://military.wikireading.ru/19039... своего рода "попури" по теме исследования автора...Все "воздушные мосты", которые осуществляли как Люфтваффе, так и Бундеслюфтваффе (после ВМВ) были успешными...Если судить по ссылке, события выходят за рамки 17.02.1944 года, но вряд ли от этого кардинально меняется тактика Люфтваффе...
"После окружения группировки вермахта характер боевых действий изменился – теперь главной задачей «ягдваффе» стало прикрытие транспортных самолетов, осуществлявших снабжение войск в «котле», советские же истребители пытались всячески этому препятствовать"...
"Тактика Люфтваффе строилась на тесном взаимодействии различных родов авиации. Группы в составе 12-20 FW 190 с бомбами подходили к району поля боя и, пользуясь плохим оповещением советских войск, с высоты 2000-2500 м безнаказанно сбрасывали свой смертоносный груз. После этого «фокке-вульфы» снижались и штурмовали наземные войска, а затем прикрывали подходящие к переднему краю пикировщики Ju 87. Как правило, в воздушном бою FW 190 были довольно пассивными, считая своей основной задачей защиту пикировщиков. Этого нельзя было сказать о группах Bf 109G, которые эшелонировались на трех-четырех высотах и, по словам командира 7-го ИАК генерала А.В. Утина, «создавали угрозу отовсюду». При этом наиболее опытные «эксперты» – майор Г. Баркхорн (G. Barkhorn), обер-лейтенанты Ф. Облесер (F. Obleser) и X. Липферт (Н. Lipfert), лейтенанты Э. Хартманн (Е. Hartmann) и В. Вольфрум (W. Wolfrum) – действовали на «верхнем ярусе». Умело используя преимущество своих «Густавов» в вертикальном маневре, они, пикируя, сбивали отдельные советские машины, связывали боем остальных, а затем на большой скорости уходили наверх для последующих заходов.

Реагируя на такую тактику пилотов JG 52, советские пилоты вынуждены были поднять высоту патрулирования. Но это привело к тому, что идущие к фронту Ил-2 попадали под комбинированные атаки: сверху били «мессершмитты», а снизу – «фокке-вульфы». И если верхнюю полусферу могли еще защитить истребители сопровождения и воздушные стрелки самих штурмовиков, то удары снизу- сзади были по-настоящему губительны. Из 30 групп советских штурмовиков, вылетавших в течение двух дней в район боев, 28 вели неравные бои еще на подходе к линии фронта. Даже опытнейшим пилотам покрышкинской 9-й гвардейской ИАД приходилось нелегко в схватках с пилотами JG 52. 31 мая благодаря умелой тактике пилотов «мессершмиттов» удалось нарушить взаимодействие между ударной группой (ведущий – капитан Г.А. Речкалов) и группой прикрытия (ведущий – А.Ф. Клубов). Итогом стали пять сбитых «Аэрокобр» и снятие Речкалова с должности командира 16-го гвардейского ИАП с формулировкой «за потерю управления, нерешительность, отсутствие инициативы». А капитан Свинаренко из 100-го гвардейского ИАП за два дня трижды терял своих ведомых"...
С уважением!
http://military.wikireading.ru/19039

Ильдар Гатауллин   21.03.2021 15:02     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, Ильдар!
С интересом прочитал Ваше "попурри". Заметно, что Вы специалист по JG.52, хорошо знаете летчиков этой эскадры. А между прочим, в 1997 году мне довелось попить пивка с самим Гюнтером Раллем и узнать от него много интересного...
С уважением,

Олег Каминский   21.03.2021 20:19   Заявить о нарушении
Олег Александрович, заинтриговали!!!
Убежден, в числе прочих вопросов, Вы, задали Гюнтеру Раллю извечный для исследователя вопрос, об астрономическом числе побед Хартмана? Нет? Если да, то Ваши благодарные читатели,с интересом узнали бы о содержании беседы от первого лица... Г. Ралль третий в списке...Меня всегда удивляло, что число побед Хартмана, Вы, очень смело делили на 2, 2,5 раза (в своих ответах рецензентам). Спросить лично у Вас, как-то было некорректно...и вот время настало. Я помню, в 1995 году бывшие эксперты Люфтваффе, во главе с Г. Раллем приезжали в подмосковную Кубинку, где основным лейтмотивом встречи был как бы лозунг, с протянутой рукой: "Бывшему врагу- лучшему другу"... Да, в одно время, Раллю, тоже показалось, что счет Хартману очень быстро растет...Ралль провел пару контрольных вылетов с Хартманом...Хартманн, как обычно, продемонстрировал талант охотника и меткого стрелка...Г. Ралль (с В. Крупински) и в последующем поддерживал Хартмана (конфликт и политиканами)... Да, Хартман,- это мой кумир... я все принципы ВБ Хартмана перенес на свою работу... Было бы весьма и весьма не только интересно, но и полезно почитать о Вашей встрече... С уважением!

Ильдар Гатауллин   21.03.2021 23:15   Заявить о нарушении
Ильдар, мне сложно рассказать обо всём, но одно могу сказать точно - вопросов и споров по поводу количества побед я тактично избегал.
С уважением,

Олег Каминский   22.03.2021 10:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.