Рецензии на произведение «Корсунь-Шевченковский воздушный мост Люфтваффе»

Рецензия на «Корсунь-Шевченковский воздушный мост Люфтваффе» (Олег Каминский)

http://military.wikireading.ru/19039... своего рода "попури" по теме исследования автора...Все "воздушные мосты", которые осуществляли как Люфтваффе, так и Бундеслюфтваффе (после ВМВ) были успешными...Если судить по ссылке, события выходят за рамки 17.02.1944 года, но вряд ли от этого кардинально меняется тактика Люфтваффе...
"После окружения группировки вермахта характер боевых действий изменился – теперь главной задачей «ягдваффе» стало прикрытие транспортных самолетов, осуществлявших снабжение войск в «котле», советские же истребители пытались всячески этому препятствовать"...
"Тактика Люфтваффе строилась на тесном взаимодействии различных родов авиации. Группы в составе 12-20 FW 190 с бомбами подходили к району поля боя и, пользуясь плохим оповещением советских войск, с высоты 2000-2500 м безнаказанно сбрасывали свой смертоносный груз. После этого «фокке-вульфы» снижались и штурмовали наземные войска, а затем прикрывали подходящие к переднему краю пикировщики Ju 87. Как правило, в воздушном бою FW 190 были довольно пассивными, считая своей основной задачей защиту пикировщиков. Этого нельзя было сказать о группах Bf 109G, которые эшелонировались на трех-четырех высотах и, по словам командира 7-го ИАК генерала А.В. Утина, «создавали угрозу отовсюду». При этом наиболее опытные «эксперты» – майор Г. Баркхорн (G. Barkhorn), обер-лейтенанты Ф. Облесер (F. Obleser) и X. Липферт (Н. Lipfert), лейтенанты Э. Хартманн (Е. Hartmann) и В. Вольфрум (W. Wolfrum) – действовали на «верхнем ярусе». Умело используя преимущество своих «Густавов» в вертикальном маневре, они, пикируя, сбивали отдельные советские машины, связывали боем остальных, а затем на большой скорости уходили наверх для последующих заходов.

Реагируя на такую тактику пилотов JG 52, советские пилоты вынуждены были поднять высоту патрулирования. Но это привело к тому, что идущие к фронту Ил-2 попадали под комбинированные атаки: сверху били «мессершмитты», а снизу – «фокке-вульфы». И если верхнюю полусферу могли еще защитить истребители сопровождения и воздушные стрелки самих штурмовиков, то удары снизу- сзади были по-настоящему губительны. Из 30 групп советских штурмовиков, вылетавших в течение двух дней в район боев, 28 вели неравные бои еще на подходе к линии фронта. Даже опытнейшим пилотам покрышкинской 9-й гвардейской ИАД приходилось нелегко в схватках с пилотами JG 52. 31 мая благодаря умелой тактике пилотов «мессершмиттов» удалось нарушить взаимодействие между ударной группой (ведущий – капитан Г.А. Речкалов) и группой прикрытия (ведущий – А.Ф. Клубов). Итогом стали пять сбитых «Аэрокобр» и снятие Речкалова с должности командира 16-го гвардейского ИАП с формулировкой «за потерю управления, нерешительность, отсутствие инициативы». А капитан Свинаренко из 100-го гвардейского ИАП за два дня трижды терял своих ведомых"...
С уважением!
http://military.wikireading.ru/19039

Ильдар Гатауллин   21.03.2021 15:02     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, Ильдар!
С интересом прочитал Ваше "попурри". Заметно, что Вы специалист по JG.52, хорошо знаете летчиков этой эскадры. А между прочим, в 1997 году мне довелось попить пивка с самим Гюнтером Раллем и узнать от него много интересного...
С уважением,

Олег Каминский   21.03.2021 20:19   Заявить о нарушении
Олег Александрович, заинтриговали!!!
Убежден, в числе прочих вопросов, Вы, задали Гюнтеру Раллю извечный для исследователя вопрос, об астрономическом числе побед Хартмана? Нет? Если да, то Ваши благодарные читатели,с интересом узнали бы о содержании беседы от первого лица... Г. Ралль третий в списке...Меня всегда удивляло, что число побед Хартмана, Вы, очень смело делили на 2, 2,5 раза (в своих ответах рецензентам). Спросить лично у Вас, как-то было некорректно...и вот время настало. Я помню, в 1995 году бывшие эксперты Люфтваффе, во главе с Г. Раллем приезжали в подмосковную Кубинку, где основным лейтмотивом встречи был как бы лозунг, с протянутой рукой: "Бывшему врагу- лучшему другу"... Да, в одно время, Раллю, тоже показалось, что счет Хартману очень быстро растет...Ралль провел пару контрольных вылетов с Хартманом...Хартманн, как обычно, продемонстрировал талант охотника и меткого стрелка...Г. Ралль (с В. Крупински) и в последующем поддерживал Хартмана (конфликт и политиканами)... Да, Хартман,- это мой кумир... я все принципы ВБ Хартмана перенес на свою работу... Было бы весьма и весьма не только интересно, но и полезно почитать о Вашей встрече... С уважением!

Ильдар Гатауллин   21.03.2021 23:15   Заявить о нарушении
Ильдар, мне сложно рассказать обо всём, но одно могу сказать точно - вопросов и споров по поводу количества побед я тактично избегал.
С уважением,

Олег Каминский   22.03.2021 10:36   Заявить о нарушении
Рецензия на «Корсунь-Шевченковский воздушный мост Люфтваффе» (Олег Каминский)

Здравствуйте, Олег. Странно, но нет упоминания об участии в БД штурмовиков Ил-2 и Ju-87 что в такой операции должно было быть.
С уважением,

Сергей Кувалда   20.03.2021 12:06     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сергей!
В хронике хоть и мало, но есть некоторые упоминания о действиях штурмовиков. Например за 3 февраля 1944 года: Действиями штурмовиков в районе Корсунь-Шевченковский подбито и сожжено шестьдесят самолётов Ю-52.
А о действиях пикировщиков Ю-87 ничего не говорится потому, что акцент статьи делается на борьбе с транспортной авиацией противника.
С уважением,

Олег Каминский   20.03.2021 18:06   Заявить о нарушении
Рецензия на «Корсунь-Шевченковский воздушный мост Люфтваффе» (Олег Каминский)

Интересная причина потери самолета: "застрял в грязи".

Кстати, в Одесском военном округе в 80е был такой случай:
Вертолетчики решили "помыть" свой вымазанный в грязи Ми-8 под струей из дождевальной установки.
......
Обошлось без жертв, но летательный аппарат списали...

Думаю можно в системе ПВО создать "гряземетные" подразделения.
Кусок трубы заряжается вышибным зарядом с электродетонатором и "подножным боеприпасом" в виде перемешанным с водой грунтом, помещенным в мешок, снабженный небольшим зарядом и взрывателем дистанционного действия, общей массой до тонны.

Если использовать лафет и дистанционную систему наведения от давно снятого с вооружения зенитного орудия, например С-60, то такая система для защиты аэродромов и прочих наземных объектов от массированного воздушного нападения даст фору даже хваленому ракетно-пушечному "Панцирю".
Самое главное, что стоимость боеприпасов будет "никакой", как и угроза мирному населению в радиусе 15 км, зато вертолеты, дроны и прочая "воздушная угроза" будет гарантированно уничтожена, либо как минимум, в результате загрязнения оптических приборов и двигателей выведена из строя.

Андрей Бухаров   17.03.2021 17:48     Заявить о нарушении
Интересно и неординарно Вы мыслите, Андрей. Спасибо за рецензию!
С уважением,

Олег Каминский   18.03.2021 09:46   Заявить о нарушении
Рецензия на «Корсунь-Шевченковский воздушный мост Люфтваффе» (Олег Каминский)

Хороший обзор, Олег Александрович
Но… у Вас нестыковочки с серийными номерами и бортовыми кодами Ю-52х, сразу бросается в глаза.
Объяснюсь: Вы четко указываете участвовали Ю-52-е из TG.1 (т.е. код машины должен начинаться с «1Z») и TG.3 (код машины должен начинаться с «4V»). Начал проверять другие указанные в тексте варианты бортового кода, чего там только нет: от эскадренных кодов обр. 1935 года до различных авиашкол.
Предполагаю, что это более ранние б/к потерянных машин с серийниками, что Вы указали.
Прошелся поиском по справочнику з/н Ю-52, по Корсуню вот что получил:

Ju52/3mge W.Nr.1365 (4V+FN)
01.02.1944: 6./TG.3 Korsun Pl.Qu 10529 (100% zerstört) 3 Verwundete um FF Fw Josef Rössler (WAST Liste)

Ju52/3mg6e W.Nr.3075 (4V+IS)
03.02.1944: 8./TG.3 Flugplatz Korsun Flugzeug unklar zurückgelassen (??? beschädigt) 1 Vermister: BM Uffz. Hellmuth-Adolf Schellsted (WAST Liste)
Самолет поврежден, однако в дальнейшем использовался в T.G.2, посему процентов 25-40

Ju52/3mge W.Nr.4070 (4V+FS)
18.02.1944: 7./TG.3 Korsun von eigenen Truppen gesprengt (100% zerstört) 1 Vermister: BM Uffz. Hans Kubik

Ju52/3m3ge W.Nr.5180 (1Z+PK)
09.02.1944: 4./TG.1 Kessel Korsun (100% zerstört) 5 Vermiste um STKpt Hptm. Werner Gruber und FF Uffz. Herbert Hanstschek (WAST Liste)

Ju52/3m W.Nr.6021 (4V +??)
03.02.1944: 8./TG.3 Korsun (??? beschädigt) 1 Verletzter: BM Uffz. Ludwig Tonsor.

Ju52/3mg8e W.Nr.7387 (1Z+BK)
09.02.1944: 1./TG.1 Kessel Korsun (100% zerstört) 1 Verletzter: FF Uffz. Heinz Bergmeier, 1 Vermister: B Uffz. Paul Glah (WAST-Liste)

Ju52/3mg10e W.Nr.10040 (1Z+BL)
15.02.1944: 1./TG.1 Birnasowka Kessel Korsun Notlandung wegen Vereisung und Beschuß (100% zerstört) 3 Vermiste (WAST-Liste)

Ju52/3mg8e W.Nr.130852 (4V+HN)
01.02.1944: 5./TG.3 Korsun (100% zerstört) 4 Vermiste um FF Blasius Schuster (WAST Liste)

Ju52/3mg8e W.Nr.131153 (4V+XI)
09.02.1944: 5./TG.3 Korsun Tiefangriff (100% zerstört) 4 Verwundete (WAST Liste)

Ju52/3mg14e W.Nr.640500 (4V+LN) – 640*** - это не ошибка, это французская сборка
12.02.1944: 5./TG.3 Korsun Tiefangriff (100% zerstört) 4 Verwundete

Труд Вы проделали немалый, читал с интересом.
От себя вопрос – дальше искать потерянные машины, думаю, еще чего нарою? –
(у меня пока данные на 10 машин, а Вы указываете - 32)

С уважением Павел

Павел Селезнев   15.03.2021 20:13     Заявить о нарушении
Спасибо, Павел, за очень дельные замечания! Обязательно займусь проверкой и уточнением данных...
С уважением,

Олег Каминский   15.03.2021 21:34   Заявить о нарушении
Вижу Вы текст поправили, картинка проясняется.
Я еще в своих "закромах" поискал, вот:

2 февраля 44

He 111H-16 (1G+KS) 6./KG 27 lost during a supply mission vic Gorodische (Pl.Qu. 10599). 6 штафель, а не 8-й
SCHOEN, Helmut. (DOB: 15.07.20). 01.02.42 promo to Lt.(Ing.)/A1. 02.02.44 Lt., 6./KG 27 MIA. 1945-46 in POW Camp Aloseim - Kaluga. 1948 seen in other camps. Never returned. - из плена не вернулся...

17 февраля 44

Ju52/3mg7e W.Nr.7193 (1Z+KM),
17.02.1944: 4./T.G.1 Abschuß bei Feindflug (100% zerstört)
5 Vermiste: FF Uffz. Horst Schröder, B Ltn. Rolf Schnuppenser, BF Uffz. Heinrich Hartmann , BS Obgfr. Otto Pfahl, BM Uffz. Karl Jäger (WAST-List)

П.С. я там новенькое по исп. опубликовал, интересует Ваше мнение.

С ув. Павел

Павел Селезнев   17.03.2021 12:31   Заявить о нарушении
Спасибо за помощь в уточнении, Павел! Действительно, с датой потери Ju52/3m W.Nr.7193 я ошибся. А вот с датой потери Ju52/3m W.Nr.4070 до сих пор неясно. Ведь Корсунь-Шевченковский был взят ещё 14 февраля, а все бои по ликвидации группировки закончились к утру 17 февраля. Поэтому, каким образом этот самолет был взорван 18 февраля - совершенно непонятно. Думаю, эта дата ошибочна...
С уважением,

Олег Каминский   18.03.2021 09:38   Заявить о нарушении
Рецензия на «Корсунь-Шевченковский воздушный мост Люфтваффе» (Олег Каминский)

Олег, хороший материал, прочитал с интересом…

Ознакомился с отчетом 5-й ВА по поводу отчетного периода с 20.01. по 17.02.44 г., и был немного шокирован, ибо на глаза попалась следующая фраза -

«…Отмечались активные и СМЕЛЫЕ действия транспортной авиации противника в период с 7 по 13.02.1944 г., в условиях сложной метеорологической обстановки и при активном противодействии частей 5 ВА..».

Не скрою, как то не очень вспоминается, что бы в каких либо советских документах военного времени, каким либо образом, НО отмечались бы СМЕЛЫЕ действия или поведение противника…

Ну, реально не помню ни чего подобного…

Знать немецкая транспортная авиация ТАМ и ТОГДА того таки видно стояла…

Следуя отчету по 5-й ВА - в воздушных боях было сбито Ю-52 три штуки и один ХЕ-111, силами штурмовой авиации "на земле" было уничтожено (заявлено) 31 самолет Ю-52. Командование 5-й ВА особо указывает на то, что в деле пресечения действия «воздушного моста» особую и главную роль сыграли штурмовые удары Ил-2…

После уничтожения окруженной группировки, были проведены уточнение немецких потерь на местах штурмовых действий 5-й ВА, были обнаружены остатки 17 самолетов Ю-52 и одного МЕ-109…

С уважением и наилучшими пожеланиями…

Собянин Александр   13.03.2021 23:16     Заявить о нарушении
Да, весьма красноречивое признание! Спасибо, Александр, за интересные подробности!
С уважением и наилучшими пожеланиями,

Олег Каминский   14.03.2021 21:55   Заявить о нарушении
Рецензия на «Корсунь-Шевченковский воздушный мост Люфтваффе» (Олег Каминский)

Спасибо, интересно! Цитата: " Кроме транспортных Ju 52, было потеряно безвозвратно также 13 бомбардировщиков He 111 и 47 истребителей."
Кажется потери истребителей завышены, сомнительно, что бы за 17 дней столько они потеряли.

Дмитрий Марченко 2   13.03.2021 21:24     Заявить о нарушении
Да, я тоже так думаю. Спасибо за рецензию!

Олег Каминский   13.03.2021 21:30   Заявить о нарушении
Абсолютно согласен с Дмитрием (как-то упустил из виду), поэтому было бы неплохо взглянуть на известные потери истребителей (даже не взирая на то, что потери могли быть в боях не связанных с прикрытием "воздушного моста")

С ув. Павел

Павел Селезнев   16.03.2021 22:57   Заявить о нарушении
Рецензия на «Корсунь-Шевченковский воздушный мост Люфтваффе» (Олег Каминский)

Очень интересный материал, Олег!
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   13.03.2021 17:42     Заявить о нарушении
Рад Вашей оценке, Владимир! Спасибо!
С дружеским приветом,

Олег Каминский   13.03.2021 21:21   Заявить о нарушении