C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Существует ли бог? 6. Боги в индуизме

И  Н  Д  У  И  С  Т  С  К  И  Е     Б  О  Ж  Е  С  Т  В  А

       Вначале надо отчетливо уяснить, что в отличие от монотеизма, где бог один, индусы исповедовали так называемый политеизм — разновидность религии, где в основе стоит поклонение сразу многим богам. В индуистской религии насчитываются тысячи богов и полубогов. Даже сверхинформированному исследователю легко запутаться в божественной иерархии этих Царей Небесных.
       Общее их количество неизвестно, но самых почитаемых было тридцать три. Кроме главных богов в Индии существовало огромное количество полубогов, духов, малых богов и прочих демонов и дэвов. В основном они возникли как олицетворение природных стихий (ветра, грозы, моря и так далее) и в этом очень похожи на обширный пантеон греческих богов.
       Среди этого разнообразия был и бог смерти Яма, по легенде, он первый умерший на земле человек, и это и произвело его в статус божества.

       Из бесчисленного количества богов в индуизме принято выделять три главных божества индуистской мифологии — Брахма-Создатель, Вишну-Хранитель и Шива-Разрушитель, которые объединяются в единое целое, представляющее собой духовное начало — Брахмана (не путать с Брахма), которое трактуется как триединое божество.

       Брахма — высшее божество, которое выступает в роли сотворителя мира, и соответственно, в силу своей роли он указывается первым в составе триады божеств. Будучи создателем вселенной в составе триады, Брахма противопоставляется как её хранителю Вишну, так и разрушителю Шиве. При этом исследователи отмечают, что в сюжетах мифов и легенд Древней Индии данное соотношение функциональных обязанностей соблюдается далеко не всегда и часто подвергается тем или иным модификациям.

       Согласно индуистской космологии вселенная циклично создаётся и разрушается.
       Продолжительность жизни Брахмы, творца нашей вселенной, как сообщалось в предыдущей главе, составляет 100 «лет Брахмы». Один день жизни Брахмы называется кальпа и равняется 4,32 млрд лет.
       Каждую кальпу Брахма, одного за другим, создаёт 14 Ману, которые по очереди правят этим миром. Жизнь каждого Ману (манаватара) состоит из 71 чатур-юги *, что составляет  306 720 000 земных лет. 
       После смерти одного Ману, Брахма создаёт следующего, и так цикл продолжается до того момента, пока день Брахмы не заканчивается и все 14 Ману и вселенная уничтожаются.
       Когда наступает ночь, Брахма ложится спать и спит на протяжении 4,32 млрд лет, то есть ровно столько, сколько длится его день. Следующим утром Брахма создаёт ещё 14 Ману в той же последовательности, что и в прошлый раз. Этот цикл длится 100 божественных лет, по истечении которого Брахма погибает и потом вновь создаётся новый Брахма.

       В различных тенденциях индуизма божества рассматриваются либо как личностные проявления безличного верховного бога Брахмы, либо как аватары** [1]

       Чаще всего термин «аватара» ассоциируется с Вишну и его десятью основными аватарами. Из них наиболее популярны Кришна, Рама, Будда. Список десяти аватар Вишну приводится в ряде Пуран.
       В «Бхагавата-пуране» содержится описание 22 основных аватар Вишну и утверждается, что аватар Вишну бесчисленное множество.
       Аватары играют центральную роль в традиции вайшнавизма — преобладающем направлении индуизма. В большинстве традиций вайшнавизма, изначальным источником всех аватар считается Вишну и Нараяна.
       Исключение составляют такие кришнаитские традиции, как гаудия-вайшнавизм, Нимбарка-сампрадая и Валлабха-сампрадая, в которых источником аватар почитается Кришна.

       Кришна является одной из форм Бога в индуизме, восьмой аватарой Вишну, часто описывается как один из наиболее популярных индуистских богов. В монотеистической традиции кришнаизма он почитается как верховная и изначальная форма Бога. Самые ранние свидетельства существования культа Кришны относятся к V-IV векам до н.э.

       Честно говоря, мне так и не удалось до конца разобраться в происхождении, взаимоподчинённости и количестве индийских богов, полубогов, Ману и аватаров.

 
О  Б  Л  И  К     Б  О  Г  О  В
   
       В «Ригведе»*** описываются 33 божества, представляющие собой персонифицированные природные явления.
В более поздних источниках можно встретить упоминания о 330 миллионах божеств. Считается, что число 330 миллионов является не результатом подсчета, но обозначением бесконечности и неограниченности божественного.****

       Многие индуисты считают бесчисленных божеств различными проявлениями единой изначальной реальности (Брахмы) — многочисленными образами Верховной Личности Бога. Таким образом, божества и поклонение им выступают средством общения с этим единственным Богом.

       Некоторые индуисты принимают как аватары центральные фигуры других религиозных традиций. В этом контексте к аватарам причисляются Иисус Христос и Заратустра.

       Если в православии изображения Бога признаются неканоническими, а у мусульман изображение Аллаха и пророка Магомеда вообще запрещено, то индуистские божества, как правило, изображаются в человеческих или получеловеческих формах, с рядом индивидуальных признаков (например, изображения в заголовке статьи).
       Индуистская вера объясняет это тем, что Господь принимает человеческий вид в качестве милости к человечеству. В противном случае человек не мог бы ни воспринимать, ни следовать за его наставлениями. В одном из крупнейших произведений древнеиндийского эпоса «Махабхарате» упоминается случай, когда Кришна предстал перед Арджуной***** в своей вселенской форме, тот не смог выдержать её лицезрения.
      
       Поэтому «Ему поклоняются только в видимой форме; без неё поклонение не должно проводиться. Его формы, предназначенные для поклонения, являются благом для всех.
       Люди достигают наивысших целей, создавая Его образы в человеческой форме и поклоняясь Ему с величайшей преданностью.
       Если Бог богов не установлен в определённой форме, ни поклонение, ни созерцание, ни даже молитва невозможны; так пусть поклоняются Ему, воплощенному в определённой форме.
       Бог богов, привлеченный искренней преданностью святых, ради их блага милостиво принимает человеческий облик с четырьмя руками» (Парама-самхита, текст 3.5-9).

       Божеств в индуизме изображают в различных позах, зависящих от их качеств. Они могут иметь несколько голов и рук, оружие, украшения и ездовое животное, спутников и супругов. За каждым образом скрыт духовный символизм. Например, число рук отражает божественные атрибуты, такие как оружие. Чем больше рук, тем больше у божества божественных качеств. Их духовный смысл объясняется в священных текстах.


С  О  Т  В  О  Р  Е  Н  И  Е     М  И  Р  А     И     Ч  Е  Л  О  В  Е  К  А

       В отличие от библейского Бога и мусульманского Аллаха, создавших человека из праха, праотец обитателей вселенной Брахма создал его, как и разнообразных живых существ, из своего тела и ума (глава 10 «Этапы творения, текст 1).******

       Сначала Брахма создал четырнадцать планетных систем, намереваясь впоследствии заселить их живыми существами различных видов, затем были создана совокупность всех материальных элементов и сформированы сами материальные элементы, материальное знание и материальная деятельность.

       На следующих этапах творения созданы объекты чувственного восприятия, знания и способность действовать.

       Далее гуна******* благости, из которой создан ум, производит на свет управляющих полубогов.

       После чего наступила очередь творения неподвижных живых существ - растений (глава 10, текст 19).
       «Все неподвижные деревья и растения в поисках источника питания тянутся вверх. Растения практически не проявляют признаков сознания, но способны ощущать боль. Они представлены в самых разнообразных видах и формах» (глава 10, текст 20).

       К низшим формам жизни подвижных живых существ относятся творения парнокопытных животных, таких как корова, коза, буйвол, свинья, олень, овца, верблюд и др., непарнокопытных животных: лошадь, осёл, бизон, мул, дикая корова и др. (глава 10, текст 21, 23), животных с пятью когтями на конечностях: собака, тигр, лиса, кот, заяц, лев, обезьяна, слон, черепаха, крокодил и др. (текст 24), и птиц: цапля, гриф, журавль, сокол, павлин, лебедь, ворона, сова и др.  (глава 10, текст 25).
       Как очерчивается в «Ведах» — «Низшим животным известно только чувство голода и жажды. Они не способны приобретать знания и лишены видения. В своём поведении они не придерживаются никаких норм. Чрезвычайно невежественные, они различают объекты своих желаний только по запаху и лишь на основании этого судят о том, что хорошо для них, а что нет. Всё их знание сводится к тому, как есть и спать».

       Не менее лаконично «Бхагаватам» сообщает о процессе сотворения Брахмой человека.

       «Сотворение человека, который существует только в одном виде и хранит съеденную пищу в желудке, происходит на девятом этапе творения (это последний этап – прим. А.С.). Люди находятся главным образом под влиянием гуны******* страсти. Они всегда хлопочут о чём-то в самой гуще полной страданий жизни, но при этом считают себя вполне счастливыми».
       Комментарий: «Люди в большей степени, нежели животные, подвержены влиянию гуны страсти, и поэтому их половая жизнь носит более беспорядочный характер. У животных для совокупления существует определённое время, но люди могут заниматься этим когда угодно. Более развитое сознание дано человеку для того, чтобы он мог избавиться от страданий, сопутствующих материальному существованию, однако по своему невежеству люди думают, что сознание им дано для того, чтобы они создавали с его помощью всё новые и новые материальные удобства. Поэтому, вместо того, чтобы использовать разум  для духовного самосознания, они используют его для удовлетворения своих животных потребностей в еде, сне, обороне и совокуплении. Чем больше у человека появляется материальных удобств, тем несчастнее он становится, но, введённый в заблуждение материальной энергией, он считает себя вполне счастливым, даже тогда, когда находится в самом пекле страданий. Страдания, сопутствующие человеческой жизни, отличают её от простой и естественной жизни, которой наслаждаются животные» (глава 10, текст 26 и полный комментарий к тексту).

       Вполне вероятно, где-нибудь в недрах ведических многотомников более детально поведано о создании человека Всевышним. Но для моего исследования приведённых здесь данных вполне достаточно.
 

       P.S. Автор приносит оправдания читателям за самые общие сведения об иерархии индуистских богов и традициях индуизма. Следует откровенно признать, что в этих научно-философских вопросах эрудиции технаря катастрофически мало. Желающие могут сами убедиться в справедливости моих оправданий, попробовав освоить основы индуизма хотя бы по всеведающей Википедии. Там совершенно невозможно продраться через бесконечные перекрёстные и возвратные ссылки на сопутствующие источники, набранные активным голубым шрифтом. Это чрезвычайно запутанная религиозная сеть.
       В некоторых таких источниках исследователя правдиво предупреждают о нереальности разобраться хотя бы поверхностно в иерархии индийских богов, полубогов, дэвов и демонов, а также в перекрёстной системе несметных томов ведических манускриптов. Этому нужно посвятить всю жизнь с младых лет и под опёкой мудрых преподавателей.
       Пусть всестороннее изучение этой непостижимой доктрины останется уделом профессиональных философов и историков.

       Для меня ценно другое. Сопоставляя продолжительность жизни Верховного Господа Бога и его аватаров (глава 5. Ведическая шкала времени http://proza.ru/2021/03/23/592) со скромными параметрами жизни на Земле (глава 4. Солнечное время http://proza.ru/2021/03/18/486 ), легко представить безграничные размеры этой материальной сущности в масштабе вселенной.



       Александр Соханский
             1997-2021 г.г.



Все главы исследования «Существует ли Бог?»:

       1. Библия - http://proza.ru/2021/02/25/534
       2. Коран - http://proza.ru/2021/03/04/486 
       3. Веды - http://proza.ru/2021/03/11/180
       4. Солнечное время - http://proza.ru/2021/03/18/486 
       5. Ведическая шкала времени – http://proza.ru/2021/03/23/592
       6. Боги в индуизме - вы находитесь на этой странице
       7. Вселенная - http://proza.ru/2021/03/31/429
       8. Как я воспринимаю Бога - http://proza.ru/2021/05/02/420
       9. Существует ли Вселенная? - http://proza.ru/2021/06/17/477   



П Р И М Е Ч А Н И Я

       * Чатур-юга — временной цикл продолжительностью 4 320 000 земных лет, разделенный на четыре юги (эпохи): Сатья-югу («золотой век», 1 728 000 лет), Трета-югу («серебряный век», 1 296 000 лет), Двапара-югу («медный век», 864 000 лет) и Кали-югу («железный век», 432 000 лет).

       ** Аватара —  «нисхождение» — термин из философии индуизма обозначающий нисхождение божества на землю в человеческом облике. В русском значении слово «аватара» обычно переводится как «воплощение», «явление» или «проявление».

       *** Ригведа — один из четырёх индуистских религиозных текстов, известных как Веды

       **** «Индуистские божества».  Википедия

       ***** Арджуна — герой древнеиндийского эпоса «Махабхарата»

       ****** здесь и далее в скобках ссылки на главу 10 «Этапы творения» трансцендентной книги «Шримад-Бхагаватам» 

       ******* Гуна — санскритский термин, который в буквальном переводе означает «верёвка», а в более широком смысле «качество, свойство». Одна из категорий индуистской философии санкхья, где описываются три гуны материальной природы:
       Саттва-гуна («гуна благости»)
       Раджо-гуна («гуна страсти»)
       Тамо-гуна («гуна невежества»)
       Под гунами в санкхье понимаются три основные начала материальной природы, три «режима деятельности» иллюзорной энергии майи, обусловливающей живые существа (дживы). Гуны определяют образ жизни, мышление и деятельность души, которую они обусловливают (Книга Бхагавад Гита Жемчужина мудрости Востока / Словарь имен и терминов)


Рецензии
До чего же можно дойти в языческих фантазиях! Невероятно!

Денис Фоменко   08.04.2023 16:19     Заявить о нарушении
Поддерживаю Ваше восхищение фантазиями индуистской религии!

Александр Соханский   09.04.2023 12:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.