Качество систем и образование

(начало темы систем - "Синергия и законы систем" - http://proza.ru/2021/04/07/954)

Позволю себе начать с конечного вывода. В стране, как впрочем, и в мире в целом, выживут и смогут успешно развиваться только те учебные заведения, которые обладают уникальностью, в частности имеют свои научные школы. При этом стоит иметь в виду, что качество самой научной школы, как ни парадоксально, связано не просто с наукой, а с особой культурой этих школ.   

Такая культура - этика, дух человеческих связей и отношений - обеспечивают особую атмосферу креативности и творчества на волне взаимно вдохновляющего общения, что является основой и даже источником столь редкой сегодня счастливой жизненной среды в коллективах.

Источник – в людях, в тех личностях, которые способны соединить в себе высокую этическую культуру и столь же высокие профессиональные знания. Такое явление уникально. Можно не сомневаться, что в условиях неизбежного слияния и укрупнения безликих учебных заведений только эти островки имеют будущее.

А ведь был когда-то и обратный слиянию процесс, когда факультеты лучших российских, а ещё больше советских университетов приобретали такое качество, что могли развиваться до уровня самостоятельных вузов. Но… 

Это «но» связано с тем, что такого рода учебные заведения не могут существовать изолированно, то есть в социальном и политическом вакууме. Они требуют поддержки, они должны быть востребованы обществом и государством. Вот тут и начинаются самые сложные проблемы… 

А пока отметим - цифровизация в лице искусственного интеллекта неотвратимо поглотит в науке и учебном процессе всё, за исключением тех сфер знаний, в которых есть место креативности, нахождению гениальных решений через инсайт – внезапное алогичное интуитивное озарение, на что не способна ни одна, даже супер производительная техника.   


Рецензии
Чудесная статья...

Олег Михайлишин   04.05.2021 12:50     Заявить о нарушении