Глава 10. Факт 5. Крысы среди нас

Откровенно говоря, все что я здесь расскажу, хотя и имеет отношение к эпигенетическим механизмам регулирования работы генов, не окажет решающего влияния на проводимую красной линией идею, положенную в основание этого эссе. Но факт этот настолько поучителен, что я не удержался.

Речь опять у нас пойдет о сереньких грызунах, но не о мышках, как в прошлый раз, а их старших товарищах – крысах.

Вот они и стали объектом исследований. Изучалась очень простая деталь из жизни крыс: как самка относится к своим только что явившимся на свет детенышам. И в этот раз мучили серых грызунов профессор Майкл Мини (Michael Meaney) и Моше Шиф (Mosze Szyf) с коллегами из университета МакГилла в Монреале (McGill University in Montreal). Свое исследование они назвали «вылизывание и уход» (licking and grooming).

У крыс оказалось всё, как у людей. Есть очень заботливые крысиные мамаши. Они день и ночь вылизывают своих малышей, вычесывают и чистят им шерстку (licking and grooming).

Но есть и непутевые мамаши. Разродившись потомством, они заняты, в основном, собой. А на малышей своих внимания не обращают. Если бы для крыс существовали роддома, они просто бы бросали своих малышей в роддоме.

Мысль у экспериментаторов была проста: проверить, как скажется на потомстве, когда они достигнут уже половозрелого возраста, разное отношение мамаш в детстве.

И что оказалось? У заботливых мамаш крысы были как крысы. А вот у тех, кто недополучил в младенчестве внимания и ухода со стороны родителя, возникли разные проблемы.

Они были нервными, необщительными, агрессивными и трусливыми. И к тому же плохо учились в школе. В смысле плохо обучались в ходе экспериментов. А каким образом тестировались эти особенности? Например, их бросали в чашку с водой или подвешивали за хвост.

Помните сказку о лягушках, угодивших в кувшин с молоком?

Та лягушка,  что была лентяйкой,  поплавала немножко, побултыхалась и думает: «Все равно мне отсюда не вылезти.  Что ж  я буду напрасно барахтаться. Уж лучше я сразу утону». Подумала она так, перестала барахтаться и утонула.

Но вторая лягушка была не такая. Она решила: "Утонуть я всегда успею. Пока силы есть, буду барахтаться.  А там будь, что будет". В результате она сбивает лапками кусочек масла и, используя его как опору, выбирается из кувшина.

Вот только первая лягушка, она не была ленивой. Как установили Мини и Шиф, её просто мама в детстве не любила. Её модель поведения экспериментаторы назвали «поведенческим отчаянием».

Вот точно также себя вели крысы. Которых любили в детстве, пытались выбраться из непривычной и опасной ситуации. А недолюбленные сразу складывали лапки. Висели, например, замерев, не веревке. 

Но мучители крыс из университета МакГилла, не только поставили эти эксперименты, но и попытались дать объяснение, почему так происходит. 

Есть в организме крыс, как и в организме человека, гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая система регуляции поведения и реакций на любое воздействие – особенно экстраординарное (стресс) – окружающей среды.

Эта система многое что регулирует в организме, но для нашей темы важна ее роль в реакциях на стресс.

Каким образом человек реагирует на стресс? Схематично: какое- либо чрезмерное воздействие через ЦНС активирует гипоталамус, который нейро-гуморальными воздействиями с вовлечением в процесс гипофиза заставляет надпочечники выбрасывать в кровь важный защитный гормон кортизол. А вот он оказывает воздействие практически на все внутренние органы и ткани с целью мобилизации всех сил организма, чтобы дать отпор экстремальному влиянию. Например, реакция спасения бегом при опасности. Нужно, чтобы разогрелись мышцы, которым предстоит поработать, в крови был достаточный уровень глюкозы для питания мышц. Доставка этой глюкозы к мышцам должна быть ускорена. Потому сердце должно биться чаще. А для окисления глюкозы нужна активная подача кислорода, т.е. учащение дыхания. И т.п.

Всё было бы относительно просто и понятно, но в организме есть еще так называемая лимбическая система с гиппокампом в главной роли.

Чем занимается эта система? Если одним словом, сохранением постоянства внутренней среды организма (гомеостаз), без которого жизнь невозможна. А в частности, например, регуляцией функций внутренних органов (через гипоталамус); формированием мотиваций и эмоций, регулированием поведенческих реакций, отвечает за память и обучение и т.п.

А конкретно гиппокамп? Он по сей день еще досконально не изучен. Доказано, что он причастен к формированию кратковременной памяти, например, отвечает за кодирование окружающего пространства, фильтрует информацию и выбирает, что нужно сохранить, а что можно и забыть. А еще в гиппокампе понатыкано множество специальных рецепторов, чувствительных к стресс-гормону кортизолу.

Это у человека. У крысы примерно все то же самое, только при стрессе надпочечники оказывают воздействие на организм не через кортизол, а через кортикостерон.

Что установила группа Мини и Шифа?

Исследовав ДНК крыс, ученые выяснили, что у детенышей, которых не вылизывали матери, произошли негативные изменения в области гиппокампа. В нем оказалось уменьшено количество рецепторов к стрессовым гормонам. Я уж не знаю, зачем кортизол так нужен гиппокампу, но если количество приемников гормона снижено, а он нужен определенного уровня, то какой приказ отдаст гиппокамп гипоталамусу и гипофизу? Естественно, на избыточное производство стрессовых гормонов. Организм даже без стрессовых влияний как бы находится в условиях перманентного хронического стресса. А если даже совершенно незначительный, на который нормальный организм не дает реакции, стрессовый фактор появлялся, то наблюдалась неадекватная реакция нервной системы на раздражитель, т.е.  ситуации, которые переносились спокойно обычными крысами, у потомства, не получившего материнского ухода, вызывали неадекватно сильный стресс.

Так то крысы. Но у людей же всё не так? Не так. Всё много и много хуже.

Опыт первых дней жизни животного и человека «выжигает» в их мозгу глубокий след, и этот эффект сохраняется на всю жизнь. И, как правило, передается потомству.

Всем, кто, на самом деле, хочет узнать, а как там оно у людей, советую книгу Роберта Морриса Сапольски (Robert Morris Sapolsky) – американского нейроэндокринолога из Стэнфордского университета – «Биология добра и зла. Как наука объясняет наши поступки» (BEHAVE: The Biology of Humans at Our Best and Worst). Книгу на русском языке можно свободно скачать в сети.

Вы узнаете, почему первые годы после рождения являются решающими в формировании социального поведения и закладывают все основы характера. От того, сколько времени родители уделяли своему малышу в этот период, будет зависеть всё его будущее: будет ли он психологически устойчивым, коммуникабельным и успешным или же склонным к депрессиям, алкоголизму, наркомании, суицидам и насилию.

Продолжение http://proza.ru/2021/05/06/824


Рецензии
Очень познавательная глава, Яша! Всем нужны любовь и внимание, думаю, в любом возрасте. Но крысы? Я думала, что они все одинаковые. Да уж...

Елена Тюменская   29.03.2023 23:25     Заявить о нарушении
Я рад, что тебе нравится.
Спасибо.

Яков Задонский   30.03.2023 18:17   Заявить о нарушении
Главное - что сами авторы думают о своём творчестве...

Роман Огнев   10.05.2023 10:45   Заявить о нарушении