Дуся с самого рождения бегала из Киева...

Через посёлок с удивительным для проезжих названьем Ромодан бежала красная остроносая «Дуся». С самого рождения она только и делала, что бегала из столицы то в Полтаву, то в Хмельницкий, то в Новоград, то в Пятихатки, а в родной Днепропетровск не довелось — лишь иногда встречала в Пятихатках дядю, большой синий ДЭ1, рождённый с ней на одном заводе и живущий неподалёку от него, на окраине Днепра. Ни она за ним, ни он за ней поехать не могли — разные системы питания. И хоть в недрах «Дуси» текли три тысячи вольт, которыми кормился ДЭ1 — они были подобны крови в сосудах человека: для жизни необходимы, для дыхания непригодны.

Но в цифровых мозгах электровоза всех этих мыслей не было — они лишь делали то, на что способны, командовали кирпичами транзисторов, те загоняли в двигатели переменный ток, двигатели тянули вагоны «Столичного экспресса». Умей мозги думать — они бы гордились тем, что управляют асинхронными тяговыми двигателями, что только начали завоёвывать железные дороги страны. У чехословацкой громадины ЧС8, что прибывала сейчас навстречу «Дусе» на Ромодан, четыре маленьких асинхронника были лишь «на посылках» — тихо месили масло в трансформаторах. Но мозг электровоза пока не превзошёл мозг создателя и разумом не обладал.

В стоящем на станции старике ВЛ80К всё было ещё интереснее. Он только что привёл грузовой из Гребёнки, отцепился, переехал из горловины в горловину и наметил себе состав на обратный путь. Машинист сменил кабину и, увидев цепочку белых огней светофоров, грубо пихнул три кнопки. Три вентилятора охлаждения — один большой и два поменьше — разом вгрызлись в трансформатор, злобно зарычали, машина затряслась. Ошалевшие от непривычных пятидесяти герц роторы пытались уцепиться хилыми полями за поля статоров. Через пару секунд им это удалось, поля роторов окрепли, трио вентиляторов затянуло две высоких ноты. Следивший за всем вольтметр расслабленно показал 26 киловольт.


Кочерга контроллера ушла назад, электровоз еле заметно встал на пуанты, где-то в середине кузовов пару раз хлопнуло. Неслышно за вентиляторами заревели переходные реакторы и ВЛ80К тронулся. Не в полную силу — показывал только левый килоамперметр, тянули две тележки из четырёх, машинисты зовут это «ездой на полсхемы» — но в одиночку больше и не надо было. Совсем уж неслышно зажужжали по коллекторам тяговых двигателей щётки. Но про коллекторные двигатели уже сказано достаточно, про схему ВЛ80К будет рассказ позже, а эта статья о том, что такое асинхронный двигатель — АД, самый простой в устройстве и самый сложный в понимании — и почему на запуске он хил полем.

Полная версия с иллюстрациями — на Яндекс.Дзене https://zen.yandex.ru/vivan755


Рецензии
Вы прям их одушевляете.
"Дуся"-племянница , ДЭ-1-дядя, ВЛ80К -дед,а ЧС80 ,наверное ,брат двоюродный.
Здорово,что есть такие люди,как вы ,обожающие эту технику и передающие свои знания и любовь к ней молодежи.
Т.Б.

Татьяна Бальмакова   24.03.2024 15:09     Заявить о нарушении
В родстве техники разобраться порой непросто, как и в классификации живых организмов...

Иван Варгатый   08.04.2024 00:20   Заявить о нарушении