Тридцатилетняя война. Период 3. Часть 2

Предыдущая часть: http://proza.ru/2021/05/16/1077

Дальнейшие перипетии истории шведской династии Ваза, основанной Густавом I-м, нам, пока, мало интересны.
Отметим только сейчас, что Густав Ваза провел в Швеции Реформацию, его потомки правили в стране в течение 120 лет и к Дому Ваза принадлежали три короля Речи Посполитой  - Сигизмунд III (1587-1632), его сын Владислав IV (1632-1648) и брат Владислава - Ян II Казимир (1648-1668)

А больше интересует нас личность и дела внука Густава Ваза – Густава II Адольфа (король Швеции с 1613 по 1632 год) – реформатора военного дела и военачальника, причисленного историками к сонму великих полководцев Тридцатилетней войны.

Живо интересуясь новациями в военном деле, Густав Адольф внимательно следил за военными преобразованиями в других европейских странах, в первую очередь в Голландии, которая к началу XVII века, стараниями статхоудера (или, на немецкий манер, - штатгальтера) Мориса Оранского, стала образцовой военной державой.
(Морис Оранский - сын знаменитого Виллема (или Вильгельма) Молчаливого, лидера нидерландской революции, убитого католическим фанатиком Бальтазаром Жераром в 1584 году в Делфте)

Мориса Оранского военные историки с полным правом считают учителем  Густава Адольфа  в боевом применении полевого военного искусства (так же как и учителем Себастьена де Вобана в военно-инженерном деле)

Новации Густава Адольфа, прославившие его как одного из величайших полководцев своего времени, были во многом основаны на анализе и боевом применении опыта голландцев в борьбе за независимость.
Поэтому, прежде, чем говорить о роли Густава Адольфа в Тридцатилетней войне, нам придется остановиться на том, что привнес в военное дело Нового времени Морис Оранский (штатгальтер Соединенных Провинций в 1585 – 1625 годах), а также его двоюродные братья и верные помощники - Виллем Людовик и Иоханн, графы фон  Нассау.

Морис Оранский начал создание в Голландии регулярной армии на основе рекрутской повинности.
Впрочем, небольшая страна не могла поставить под ружье все население и от услуг наемников совсем отказаться не удалось.  Тем не менее, 17 рот солдат, набираемых из нидерландских провинций (это примерно 13% всего личного состава армии, общая численность которой составляла около 15 тысяч человек) являлись костяком армии.
Кроме них к 1603 году в армии республики насчитывалось еще 115 рот из протестантских наемников разных национальностей: 43 роты англичан, 32 роты французов, 20 рот шотландцев, 11 рот валлонов и 9 рот немцев (Источник:

В войсках всех европейских стран, как правило, испытывающих хронический финансовый дефицит, по завершении военных действий войска распускались, и солдаты шли куда кому вздумается. Даже в испанской армии во время перемирий в прославленных терциях оставались только ветераны.
Новая армия Мориса Оранского в мирное время не распускалась, а занималась тактическими маневрами, отработкой ведения боевых действий и изучением устава, в котором были тщательно регламентированы способы боевых построений и стандартные приемы обращения с оружием.
(Например, перед тем как выстрелить, мушкетеры в каждом подразделении должны были синхронно, по команде, выполнить 43 последовательных операции. Для пикинеров также были разработаны стандартные приемы обращения с пикой в бою и на марше)

Впервые в Европе в голландской армии орудия приводились к четырем стандартным калибрам.
После долгих испытаний была утверждена также единая модель мушкета - образцы которого были отправлены всем оружейникам Нидерландов со строгим приказом впредь изготовлять мушкеты только по ним.

Были введены общепризнанные сейчас строевые команды («смирно» и т.п.) и обязательное хождение в ногу. В лагерях и гарнизонах солдаты и офицеры занимались строевой подготовкой, о которой в других армиях еще не имели ни малейшего представления. Военнослужащие учились ходить строем, четко выполнять ружейные приемы, вздваивать ряды и шеренги, исполнять повороты, захождение плечом и проч.
Производилось обучение быстрому построению - солдаты расходились и по сигналу быстро восстанавливали строй.
В результате - Морис Оранский строил 2000 солдат за 20 минут,  в то время, как испанским командирам требовалось не менее часа, чтобы построить терцию в 1000 человек.

Экипировка голландского пехотинца была дополнена дотоле невиданным нигде элементом – лопатой. В отличие от других армий, - где окапывание считалось чуть ли не признаком трусости и потому не особо приветствовалось, – в голландской армии рытье траншей, окопов и прочие земляные работы были признаны непременной обязанностью военнослужащего (подразумевалось, что военно-инженерные мероприятия служат также  искоренению в рядах армии безделья, способствующего подрыву воинской дисциплины)
Именно презираемые испанцами земляные работы позволили голландцам, в ходе войны за независимость, отбить у них множество крепостей и укрепленных пунктов.

Кавалерия Мориса Оранского состояла из кирасир, которые были вооружены легче, чем немецкие рейтары или французские жандармы и без особых проблем могли действовать на голландских полях, не отличающихся твердым грунтом. Вместо тяжелого рейтарского или жандармского доспеха кирасир был защищен только каской и металлическим нагрудником, а вооружен парой пистолетов и тяжелой шпагой, которой можно как колоть, так и рубить.
При боестолкновении с испанскими терциями, кирасиры должны были залпом разрядить пистолеты в пикинеров противника, а затем, быстро переместившись на фланги (где обычно располагались мушкетеры, не защищенные пиками) - атаковать их с помощью холодного оружия.
Вскоре после появления у голландцев кирасир этот вид конницы появился практически во всех европейских армиях и стал широко использоваться в сражениях Тридцатилетней войны.

Еще одним совершенно уникальным для Европы того времени новшеством было создание в голландских войсках служб,  ответственных за материальное обеспечение (снабжение провизией, своевременная замена амуниции и т.д.)

В 1590 году в Морис Оранский основал первую европейскую военную академию, в которой преподавались дисциплины, по мысли штатгальтера, необходимые для  офицера: военное искусство, математика, фортификация. Изучение латинского языка должно было помочь слушателю академии в освоении наследия античных полководцев.
Академия была учреждением общедоступным – за счет бюджета в ней обучались офицеры, направленные туда непосредственно из войск, а вольнослушатели, желающие сделать военную карьеру (как голландцы, так и протестанты из других стран), могли обучаться в академии за собственный счет.

После обучения, из академии выпускались офицеры-профессионалы, во-первых, обладающие отличной боевой подготовкой, а во-вторых, видящие свою задачу не только в том, чтобы вести своих солдат в бой, а также и в том, чтобы воспитать из них дисциплинированных и умелых бойцов, ясно сознающих цели и задачи войны.
Параллельно в армии Соединенных Провинций постепенно вводилось правильное, последовательное  чинопроизводство.

Полной и своевременной выплатой солдатского и офицерского жалованья ни одна европейская, в том числе и испанская,  армия похвастаться не могла.
Иногда доведенные до отчаяния безденежьем, даже испанские солдаты теряли всякое подобие дисциплины, прогоняли офицеров, выбирали вместо них собственное «элито» и начинали грабить ближайшие населенные пункты.  В 1574 году Антверпен был вынужден откупаться от бунтующих кабальерос, а через два года даже подвергся полному разгрому, надолго уничтожившему всю обширную торговлю этого порта.
Не добившись выплат положенного жалованья от испанского правительства, разъяренные терции иногда взимали постоянные контрибуции с захваченных территорий, установив нечто вроде «правильного налогообложения».

Поэтому Морис Оранский применил всю свою политическую волю, чтобы убедить Генеральные штаты Соединенных Провинций своевременно и в полном объеме рассчитываться с солдатами и офицерами. При нем -  голландская республика стала единственной страной,  где уделялось самое пристальное внимание полной и своевременной выплате жалованья:  солдатам и офицерам жалованье аккуратно выплачивалось каждые 10 дней. Дисциплинированный и обеспеченный довольствием военнослужащий  армии республики перестал быть пугалом для мирного населения.

Появление профессионального офицерского корпуса,  хорошо обученных и дисциплинированных солдат - позволили провести тактическую реформу, которая сводилась в принципе, к разукрупнению тактических единиц.
По мысли штатгальтера, основательно изучившего опыт боевого применения римского легиона (напомним, что изучение античного наследия входило в программу военной академии Мориса Оранского) наиболее рациональным боевым порядком, способным противостоять все еще грозным испанским терциям, являлось построение по ротам, которые должны быть выстроены в несколько эшелонов в шахматном порядке.

Опытным путем было определено количество шеренг мушкетеров, необходимых и достаточных  для того, чтобы обеспечить сплошной «огневой вал»: когда первая шеренга, после залпа, уходила назад на перезарядку оружия (43 операции!), вторая шеренга была уже готова к новому залпу и т.д.
Так было положено начало т.н. линейной тактике.

Большая подвижность мелких подразделений, позволяла наиболее эффективно управлять войсками, перемещая их во время боя по мере необходимости, а прочность такого боевого порядка определялась исключительно дисциплиной, четким выполнением команд и доверием солдат к своим офицерам, что и пытался воспитать в своей армии штатгальтер.

Некоторые комментаторы отмечают, что общее количество преобразований и реформ этого выдающегося военного и государственного деятеля просто не поддается описанию.

Однако при этом Морис Оранский предпочитал зря не рисковать своей небольшой армией, на организацию которой он положил столько усилий.
За целый ряд кампаний испано-нидерландской войны, только при Ньюпоре (1600 год) дело дошло до столкновения с испанцами в поле: голландцы имели двенадцать тысяч пехотинцев и полторы тысячи всадников против двенадцати тысяч пехоты и трех тысяч испанских кавалеристов.
В ходе сражения испанская кавалерия, не выдержав натиска голландских кирасир, отступила. Пехота испанцев лишилась помощи, а удар свежих сил при поддержке голландской полевой артиллерии, разрушил ее боевые порядки и вынудил к отступлению, которое, в конце концов, превратилось в беспорядочное бегство.
Этот единственный полевой бой с покрытой славой испанской пехотой, которая доселе считалась непобедимой, упрочил позиции военной реформы штатгальтера.

После сражения при Ньюпоре весь протестантский военный мир начал съезжался в Голландию для изучения нового военного искусства.
Правда, чешские протестанты оказались неудачными подражателями Морису Оранскому.
Восприняв внешние формы его тактики, они не озаботились качественными характеристиками своих солдат и офицеров.
В начале Тридцатилетней войны, в битве при Белой Горе (1620 год) дырявый боевой порядок чехов был легко прорван имперцами. Чешское войско было наголову разбито воспитанной в духе испанской тактики армией Йоханна фон Тилли.
Богемия дорого заплатила за свое верхоглядство – ее самостоятельность была утрачена на триста лет.

Задачу доказать правильность пути, выбранного Морисом Оранским, взял на себя шведский король Густав II Адольф, к делам которого мы, надеюсь, наконец и сможем перейти в следующей части нашего рассказа.

Следующая часть: http://proza.ru/2021/08/05/993

---------------
На картинке: портрет Мориса Оранского (художник Михиль Янсон ван Миревельт). Из сети


Рецензии
Спасибо, Кузьма, за такую интересную главу.
Для меня почти все это ново и малоизвестно.
К сожалению, ни в военном училище, ни в академии, где у нас был неплохой курс "Истории войн и военного искусства" эти ОЧЕНЬ важные и познавательные подробности нам не рассказывали.
С уважением,

Сергей Дроздов   23.05.2021 19:12     Заявить о нарушении
Привет, Сергей.
Мне казалось, что уж в военной-то академии (да и в училище) в курсе военной истории должны были рассказывать об "узловых моментах" в развитии военного дела.
Ведь именно военная история, как я думаю, позволяет понять логику этого развития. Тем более, что там явно присутствует любимая марксистами "историческая спираль".
Я и сам узнал только при подготовке этого текста, например, что полевая тактика Мориса Оранского на новом "витке" повторяла тактические приемы римского манипулярного легиона (да и то, что солдат не должен сидеть без дела - тоже из римской истории)
Во всяком случае, есть о чем подумать.

Спасибо за отклик.
С уважением,

Кузьма Калабашкин   23.05.2021 21:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.