К проблеме образа Абхазии в самосознании Грузин

Безусловно, затронутая тема повод для многотомного исследования. Понимая всю её сложность и даже болезненность с учетом современных политических реалий, позволю себе коснуться лишь той части, что связана с особенностями восприятия исторических процессов в сознании простых людей, считающих Абхазию своей родиной.

Изначально должен сказать, что так устроен человек, что для него его личная память – впечатления детства, образы людей, природы, родных улиц, домов и даже запахов – всегда будет куда важнее, чем любые рассуждения ученых, писателей, а тем более спекуляций политиков.

Эту ВНУТРЕННЕЮ родину у человека, пока он жив, не может отнять никто. И не имеет значения какой он национальности или вероисповедания, как, когда и почему его семья или даже народ оказались в том месте, которое стало родным для человека.

Какое значение и какую роль играют при этом мнения и рассуждения историков и других специалистов в области гуманитарных наук? Если они не занимаются циничным обслуживанием интересов правящих политических «элит», то эта роль должна способствовать тому, чтобы люди оставались людьми, то есть понимали друг друга и проявляли уважение к культуре, языку и особенностям, как своих соплеменников, так и соседей.

В конце концов, так всегда было и будет, главным языком для добропорядочных людей всегда будет ЯЗЫК ПОСТУПКОВ, независимо от того, на каком национальном языке говорят они сами или окружающие их люди (об этом - "О языковом шовинизме" http://proza.ru/2015/08/25/20).
 
Людям, знакомым с реальным положением дел в Абхазии, с её недавней, хотя бы советской, историей нет смысла объяснять, а тем более внушать, что можно провести какой-то жесткий «водораздел» между Абхазами и Грузинами в вопросах истории или культуры, в том, что связано с огромным процентом смешанных браков и родственных связей.
 
Это не проблема. Проблемы начинаются тогда, когда в силу различных обстоятельств, большей частью политических, люди в силу каких-то корыстных интересов начинают обосновывать свои преимущественные права – на землю, материальные ресурсы, право проживания в определенных местах, в конце концов, на власть, политическую и даже духовную, – с привлечением подходящих для этого научных, чаще всего исторических знаний и фактов. Это при том, что многие из них могут быть лишь гипотезами или откровенными вымыслами.

Одной из таких болевых точек в грузино-абхазских отношениях является различное восприятие истории Абхазии, её этнонациональной принадлежности. Вот что хотелось бы сказать тем, кто участвует в таких спорах как на научном, так и обывательском уровне, особенно в сети интернет.

В истории ЛЮБОГО народа всегда надо иметь в виду тот факт, что нельзя путать историю правящих элит и историю простых людей. Элиты, особенно различного рода царские, королевские или даже княжеско-дворянские рода, как по своей крови, так и происхождению, очень часто не имеют к своим подопечным прямого отношения.

Это проявляется не только в том, что касается особых, отличных от большей части народа интересов, но и того, на каком языке говорили эти правящие круги, как записывали свои фамилии и многом ином. Примеров тому множество - немцы во главе России и Англии, французы на шведском престоле, испанцы во главе Австрии и т.д.

Со своей спецификой эти явления были характерны и для Кавказа. Примеров, при желании, можно найти множество, не буду их перечислять. Какое отношение это имеет к Абхазии? Прямое. Будет большой ошибкой, если рассматривать историю Абхазского народа, его происхождение, этногенез, опираясь лишь на то, что связано с правящими абхазскими фамилиями, часть которых, в силу тесных связей с Грузией, писались на грузинский манер.

Возможно это тяжело для понимания, но вся правда, связанная с НАРОДНОЙ историей Абхазии, с её глубинными традициями и даже особой этнопсихологией, проявилась тогда, когда настали времена активной колонизации Кавказа Российской империей, с активным вмешательством и влиянием Османской империи, ростом грузинского шовинизма.

Именно в этот период произошло то, что проявилось в расколе абхазских правящих элит с их различной политической и даже религиозной ориентацией. Именно в этот период проявились те глубинные связи, которые ВСЕГДА связывали Абхазов с их единокровными собратьями в лице Адыгов и Абаза Западного Кавказа.

Это не была подмена неких "грузинских абхазов" адыгскими или черкесскими "апсуйцами" в каком-то там 17 веке (по Бубе Кикабидзе и его единомышленников из научных грузинских кругов). Это был момент ИСТИНЫ, когда подлинная жизнь и история ВСЕГО Абхазского НАРОДА, а не только царей и князей, вышла на первое место и стала определяющей.

ЭТО очень сложно понять, а тем более принять многими из Грузин, как простыми людьми, так и интеллигенцией. Но без признания и учета этого факта нет будущего у добрососедских отношений даже у столь связанных между собой народов, как Абхазы и Грузины, а также у всех тех тех, для кого дорога Абхазия.

Хочется верить и надеяться, что обязательно наступит то время, когда ВСЕ, для кого Абхазия ИХ Родина (безотносительно политики и формальных границ), будут жить и общаться в мире, выучив уроки далекого и недавнего прошлого.            


Рецензии