Существует ли Бог? 9. А существует ли Вселенная?

О Т Р А Ж Е Н И Е    В Н Е Ш Н Е Г О    М И Р А     В    С О З Н А Н И И    Ч Е Л О В Е К А

      Каждый человек вероятно знаком с функциями своего организма и с его строением. И всё же нелишне припомнить несколько общеизвестных понятий хотя бы из школьного курса анатомии и физиологии человека.

      Всё богатство восприятия окружающего мира связано у человека с системой органов чувств.

      В рецепторах органов зрения, слуха, обоняния, вкуса, кожной чувствительности под действием раздражений внешней среды возникают возбуждения, которые проводятся по нервам в центральную нервную систему. В зонах коры больших полушарий мозга происходит различение раздражителей, воспринимаемых рецепторами органов чувств.
      Так в зрительной зоне различаются раздражения воспринимаемые органом зрения: форма, размеры, окраска предметов и их освещённость.
      В слуховой зоне различаются сила, характер и высота тонов звуков, различаемых органом слуха.
      Раздражения, воспринимаемые рецепторами других органов чувств — вкуса, обоняния, кожной чувствительности, также различаются в соответствующих зонах коры больших полушарий мозга.
 
      Среди раздражений, воспринимаемых нашими органами чувств, особенно важное значение имеют зрительные. Но для человека зрение приобретает особое значение, не свойственное никаким другим организмам. Оно играет огромную роль во всех видах деятельности людей.

      Предметы и явления внешнего мира, воздействуя одновременно на различные органы чувств, дают нам ряд ощущений. Держа в руке яблоко, мы его видим, осязаем, обоняем, чувствуем его вес; откусив, можем определить вкус. Каждое отдельное ощущение отражает в нашем сознании то или иное свойство яблока.
      Источник ощущений — реально существующие предметы и явления окружающего мира. В результате сложной деятельности коры головного мозга на основе ощущений образуются восприятия, которые , которые отражают в нашем сознании не отдельные свойства (цвет, запах, вкус, вес и пр.), а вещи и явления в целом.
      Так, в результате деятельности органов чувств и мозга мы познаём окружающий мир, отображая его в своём сознании. [2]

      Только изучая строение и функции организма, можно получить научно обоснованное представление о человеке, как одном из звеньев в непрерывной цепи развития животного мира и всей природы в целом.

      Разнообразие современного животного мира — это результат длительного исторического развития живых организмов, происходившего на протяжении многих сотен миллионов лет. На определённом этапе в длинной цепи организмов возникло новое звено — человек.

      Внимательное изучение зародышевого развития человека наряду со многими другими накопленными наукой фактами неопровержимо доказывает, что человек произошёл от некогда живших животных. Подлинно научные знания разоблачают несостоятельность религиозных представлений о создании человека богом.
      У него сохранилось много общих черт с животными. Но человек резко отличается от животных. Общественный труд людей преобразует природу. Эта отличительная черта связана с высоким развитием головного мозга человека. Самыми сложными проявлениями деятельности этого органа являются сознание и отвлечённое мышление. Именно поэтому человечество смогло пройти в своём развитии длинный путь от собирания дикорастущих растений и охоты на диких животных до применения научных методов земледелия и животноводства, от устройства жилищ в пещерах до строительства современных городов, от грубо обработанных каменных орудий до сложнейшей техники наших дней, позволяющей людям использовать энергию атома и открывающей путь в космос. [1]

      Доказывая единство происхождения человека и животных, анатомия и физиология опровергают религиозные выдумки о сотворении человека богом и способствуют освобождению людей от суеверий и предрассудков.
      Изучение процессов, протекающих в человеческом организме, показало, что все они подчинены законам природы, в частности, действующему во всей природе закону сохранения и превращения материи и энергии. Это доказывает ненаучность, а следовательно, и неправильность объяснения функций организма существованием какой-то таинственной «жизненной силы» или «души». [2]

      В течение многих тысячелетий накапливает человечество огромный опыт: развиваются наука, искусство. Весь этот опыт передаётся последующим поколениям через книги, через письменную речь, цифровую информацию, которые воспринимается нами при помощи зрения. И в том числе — наблюдения за вселенной.


Ф И Л О С О Ф И Я    В С Е Л Е Н Н О Й

      По мнению известных древних философов [3], вселенная существует исключительно в воображении людей. 

      Британский философ Джордж Беркли (1685-1753) — известный своей системой спиритуалистической философии епископ Клойнский в Ирландии, последовательно развивал тезис о том, что «бытие — это или то, что воспринимается, или тот, кто воспринимает».
      «Странным образом среди людей преобладает мнение, что дома, горы, реки, одним словом, чувственные вещи имеют существование, природное или реальное, отличное от того, что их воспринимает разум. Это мнение — «явное противоречие», — заявляет Беркли. — Ибо что же такое эти вышеупомянутые объекты, как не вещи, которые мы воспринимаем посредством чувств? а что же мы воспринимаем, как не свои собственные идеи или ощущения (ideas or sensations)? и разве же это прямо-таки не нелепо, что какие-либо идеи или ощущения, или комбинации их могут существовать, не будучи воспринимаемы?»
      «Для меня совершенно непонятно, как можно говорить об абсолютном существовании вещей без их отношения к тому, что их кто-либо воспринимает? Существовать — значит быть воспринимаемым» — изречение Беркли, цитируемое в учебниках по истории философии. [5]
      Беркли придерживался одной из самых дискуссионных философских позиций — солипсизма [3], который утверждает, что мир существует только в сознании субъекта. То есть Я, как мыслящий субъект — единственная и несомненная реальность, а все остальное, то есть НЕ Я - это лишь то, что Я воспринимает, и существует только поэтому.
      В то же время, будучи епископом и верующим христианином, чтобы как-то совместить свою веру со своими же философскими убеждениями субъективного идеалиста, Беркли утверждал, что Бог тоже субъект, а не объективно существующий абсолют. И как субъект Бог тоже воспринимает мир, притом во всей его полноте и многообразии, и именно поэтому мир существует как до личного рождения каждого конкретного Я, так и после его смерти.
      Однако с точки зрения крайнего солипсиста позиция Беркли совершенно неприемлема — есть только конкретный Я и никого, кроме меня, даже Бога. Всё остальное существует только в моём сознании.
      Эта позиция довольно-таки уязвима и не в состоянии защитить себя достоверной аргументацией. Утверждение, что «вы все существуете только потому, что я вас воспринимаю, а на самом деле вас нет, стоит мне только перестать вас воспринимать» – это всё же не аргумент.

      Артур Шопенгауэр (1788-1860) — немецкий философ, один из самых известных мыслителей иррационализма и мизантроп считал, что представителей крайнего солипсизма можно обнаружить только в доме для умалишенных. Но, однако, имеется и умеренный солипсизм, признающий сверхиндивидуальное Я как носителя содержания сознания, а также методический солипсизм, который, как у Декарта и Дриша, начинается с крайнего солипсизма, для того чтоб от него двигаться к вне Я существующей действительности (см. Солипсизм данного момента. Субъективизм. Философский энциклопедический словарь. 2010.)

      А вот аналогичные рассуждения Дэвида Юма (1711-1776) — шотландского философа, представителя эмпиризма, психологического атомизма, эмпириокритицизма, махизма, одного из крупнейших деятелей шотландского Просвещения. Юма в «Исследовании относительно человеческого познания» в главе о скептической философии пишет:
      «Можно считать очевидным, что люди склонны в силу естественного инстинкта или предрасположения доверять своим чувствам и что, без всякого рассуждения или даже перед тем, как прибегать к рассуждению, мы всегда предполагаем внешний мир (external universe), который не зависит от нашего восприятия, который существовал бы и в том случае, если бы мы и все другие способные ощущать создания исчезли или были бы уничтожены.
      Даже животные руководятся подобным мнением и сохраняют эту веру во внешние объекты во всех своих помыслах, планах и действиях… Но это всеобщее и первоначальное мнение всех людей скоро разрушается самой легкой (slightest) философией, которая учит нас, что нашему уму никогда не может быть доступно что-либо, кроме образа или восприятия, и что чувства являются лишь каналами (inlets), чрез которые эти образы пересылаются, не будучи в состоянии устанавливать какое-либо непосредственное отношение (intercourse) между умом и объектом.
      Стол, который мы видим, кажется меньшим, если мы отойдем дальше от него, но реальный стол, существующий независимо от нас, не изменяется; следовательно, нашему уму являлось не что иное, как только образ стола (image). Таковы очевидные указания разума; и ни один человек, который рассуждает, никогда не сомневался в том, что предметы (existences), о которых мы говорим: «этот стол», «это дерево», суть не что иное, как восприятия нашего ума…
      Каким доводом можно доказать, что восприятия в нашем уме должны быть вызываемы внешними предметами, совершенно отличными от этих восприятий, хотя и сходными с ними (если это возможно), а не проистекают либо от энергии самого ума, либо от действия какого-либо невидимого и неизвестного духа, либо от какой-нибудь другой причины, еще более неизвестной нам?..
      Каким образом этот вопрос может быть решен? Разумеется, посредством опыта, как и все другие вопросы подобного рода. Но в этом пункте опыт молчит и не может не молчать. Ум никогда не имеет перед собой никаких вещей кроме восприятий и он никоим образом не в состоянии произвести какой бы то ни было опыт относительно соотношения между восприятиями и объектами. Поэтому предположение такого соотношения лишено всякого логического основания. Прибегать к правдивости Верховного Существа для доказательства правдивости наших чувств — значит обходить вопрос совершенно неожиданным образом… Раз мы поставим вопрос о внешнем мире, мы потеряем все аргументы, которыми можно бы было доказать бытие такого Существа». [конец цитаты]
      Как видим Юма не только приводит доказательства, что воспринимаемый мир существует лишь в нашем рассудке, но и отвергает тем самым возможность доказательств существования Бога.

      Эрнст Мах (1838-1916) — австрийский физик, механик и философ-позитивист представлениям об абсолютном пространстве, времени, движении, силе и  т. п.  противопоставил релятивистское понимание этих категорий, которые, по Маху, субъективны по своему происхождению.
      В духе субъективного идеализма Мах утверждал, что мир есть «комплекс ощущений», соответственно задача науки — лишь описывать эти «ощущения».  По Маху, не тела производят ощущения, а комплексы ощущений, отличающиеся относительным постоянством, получают особые названия и обозначаются как тела. Последними элементами являются цвета, звуки и т. д. и мы должны исследовать их связь. Наше «я» есть не реальное единство, но единство практическое, группа элементов, связанная между собой крепче, а с другими группами того же рода — слабее.
      Для Маха существует не противопоставление «мира» и «я», ощущения и предмета, а только связь элементов. Науке, по его мнению, предстоит просто признать эту связь и пользоваться ею для выработки ясного понятия о существующем, отказавшись от попыток объяснить существование самих элементов.

      Аналогичные размышления характерны и для других философов минувшего времени [3].

      Мнения этих и многих прочих известных философов Владимир Ильич Ленин подвергает глубокой и всеобъемлющей критике в своей знаменитой книге «Материализм и эмпириокритицизм».
      В ней Ленин отстоял и развил диалектический материализм Маркса-Энгельса [3], раскрыл величайшее значение марксистской философии для общественных и естественных наук. [4] 
      Для этой книги, составленной с невероятной быстротой в Женеве в 1908 году, Ленин в Лондоне, в Британском музее, привлёк груду произведений. Мы находим у него выдержки и ссылки на Маха, Авенариуса, Беркли, Юма, Гексли, Дидро, Пуанкаре, Дюгема, Вундта, Гартмана, Фихте, Шуппе, Шуберт-Зольдерна, Дицгена, Фейербаха, Грюна, Ремке, Пирсона, А. Рея, Каруса, Освальда, Ланге, Риккерта и на легион других. За полгода, потраченные Лениным на составление книги, и тем более за три недели визитов в Британский музей, он не был в состоянии с должным вниманием прочитать множество книг неизвестных ему философов. На что британский биограф Ленина Р.Сервис указывает, что  Ленин «слишком быстро» ознакомился с трудами философов.
 
      Оставим в стороне способности Владимира Ильича в скорочтении философских трудов на иностранных языках, но следить за глубокомысленными рассуждениями о «неизменной сущности вещей», о «субстанции» и других плодах незнания диалектики, критикуемых Лениным философов, человеку далёкому от философии довольно-таки тяжело.
      Важно уяснить, что Ленин стремился доказать, что для его фетишей — Маркса и Энгельса не существует никакой другой "неизменности", никакой другой "сущности", никакой "абсолютной субстанции" в том смысле, в каком разрисовала эти понятия праздная профессорская философия.
      Ленин настаивает: «Природа бесконечна, но она бесконечно существует, и вот это-то единственно категорическое, единственно безусловное признание ее существования вне сознания и ощущения человека и отличает диалектический материализм от релятивистского агностицизма и идеализма».


Н Е В И Д И М А Я   В С Е Л Е Н Н А Я

      Безусловно, руководствуясь реалиями диалектического материализма, представляется невозможным признать учения философов, что вне сознания человека вселенная перестаёт существовать.
      Тем не менее, обратимся к восприятию вселенной с позиции людей, утративших такие важнейшие органы чувств, как зрение и слух. В этом случае абсолютно все философские построения, основанные на ощущениях практически здоровых людей, безусловно лишаются доказательной основы.

      Читающему эти строки нелегко представить, что в этом мире жили, живут и будут жить миллионы людей, которые никогда не видели света. Ни для кого не секрет, какая долгая и упорная помощь нужна для того, чтобы дать возможность слепому приобщиться к общественной жизни.

      У Льва Николаевича Толстого есть басня «Слепой и молоко»:

«Один слепой отроду спросил зрячего: «Какого цвета молоко?»
Зрячий сказал: «Цвет молока такой, как бумага белая».
Слепой спросил: «А что, этот цвет так же шуршит под руками, как бумага?»
Зрячий сказал: «Нет, он белый, как мука белая».
Слепой спросил: «А что, он такой же мягкий и сыпучий, как мука?»
Зрячий сказал: «Нет, он просто белый, как заяц-беляк».
Слепой спросил: «Что же, он пушистый и мягкий, как заяц?»
Зрячий сказал: «Нет, белый цвет такой точно, как снег».
Слепой спросил: «Что же, он холодный, как снег?»
И сколько примеров зрячий ни говорил, слепой не мог понять, какой бывает белый цвет молока».

      Проще объяснить слепому принцип работы компьютера, чем обыкновенный белый цвет.

      Чтобы представить роль зрения в нашей жизни, попробуйте наложить на глаза непроницаемую повязку хотя бы из полотенца и пойти на кухню, чтобы приготовить себе элементарный кофе и бутерброд с колбасой и сыром. Вряд ли из этого получится что-нибудь путное!
      А теперь вообразите: каким представляется окружающий мир человеку, никогда не видевшему света.

      Олег А. — российский пианист, композитор, джазовый импровизатор, певец. Музыкант известен виртуозной игрой на фортепиано, неоднократно выступал с отечественными и зарубежными звездами. Олег слеп от рождения, его заболевание носит название амавроз. Тем не менее, он смог построить свою биографию так, чтобы добиться успеха как исполнитель классической и джазовой музыки. Этому способствовал его врождённый талант и феноменальное развитие слуха и памяти в качестве компенсации отсутствующему зрению.
      По его словам запомнились Олегу Параолимпийские игры в Сочи. На основе заданной темы он разработал свое произведение. Слепому музыканту  очень запомнился тот стадион и звукоизвлечение. Сначала он не мог понять — почему же так двоится звук? Позже он осмыслил: это от того, что стадион был настолько большим.
      По рассказу Олега, он с языками дружит на «ты». Говорит на английском, немецком, французском, бразильском, португальском, испанском и итальянском, изучает финский и польский. Ему это очень помогает на гастролях, когда просят спеть что-то на местном языке. Недавно на гастролях в Баварии вел целый концерт на немецком.
      И всё же сфера восприятий окружающей среды этого незаурядного человека, по его описаниям, до чрезвычайности узка: «Даже когда я не играю музыку, она все равно со мной. Музыка — это моя душа, мой язык, мои чувства, это мой мир». [5]


      Ольга Ивановна Скороходова — человек необычной судьбы. В раннем детстве она заболела менингитом и полностью потеряла зрение, а потом и слух. Только благодаря заботливым педагогам школы-интерната для слепоглухонемых, которые не только  обучали детей, но и относились к ним как к своим с огромной любовью и нежностью, Ольга смогла научиться по-своему воспринимать окружающий мир, разговаривать, читать, писать и считать, заниматься лепкой, шить, разводить цветы, писать стихи и многому другому.
      Она стала научным сотрудником Научно-исследовательского института дефектологии АПН СССР. Здесь она защитила кандидатскую диссертацию по психологии и получила учёную степень кандидата педагогических наук по психологии, написала несколько книг.
 
      Вот несколько цитат из книги Ольги Ивановны «Как я воспринимаю этот мир».

      «Строго придерживаясь геометрических форм и воображаемых линий, я только таким способом могу представить себе те вещи, предметы, расстояния, которые не в состоянии исследовать руками».

      «Луна представляется мне в форме большого, пустого внутри фарфорового шара — я как бы ощущаю его гладкую поверхность. Шар мне представляется в тех случаях, когда речь идет о полнолунии. Этот шар кажется мне светлым не потому, что у меня есть зрительное представление о светлом или темном; нет, у меня нет реального представления о свете и мраке, но есть кожные ощущения теплоты и холода, что и сливается с представлением о свете и темноте. Но поскольку зрячие говорят: «луна светит», то я о ней думаю, как о «светлом шаре».

      «Многие зрячие думают, что красота и обаяние прекрасного весеннего или летнего вечера совершенно недоступны пониманию слепоглухого. Это не совсем так. Конечно, мы не можем непосредственно любоваться полной луной, яркими звездами и т.д. Об этом могут рассказать только зрячие. Но ведь кроме луны и звезд есть еще легкий ветерок, аромат цветов, роса на их лепестках. Все это вполне доступно ощущению слепоглухих, и если зрячий и слышащий человек сумеет хорошо передать им то, что он видит и слышит, то у слепоглухого может создаться еще более полная картина красоты весеннего или летнего вечера. Я приведу маленький отрывок из своего дневника. «…Был такой чудный вечер. Мне кажется, что за все лето еще ни разу не было такого вечера. Неудержимо тянуло в сад, где благоухали белые табаки, петунии и настурции. Я сидела на скамье и думала… Едва уловимый ветерок теплыми струйками скользил по моему лицу и рукам. Ко мне подошла Е. А. Я спросила ее: «Какой сегодня вечер, лунный или темный»“ — «Да, лунный. Небо чистое, синее, с крупными звездами». Я долго сидела в саду, а когда легла спать, не могла уснуть. Обаяние этого вечера далеко отогнало от меня сон…»

      Судя по восприятиям Олега А. и Ольги Скороходовой, окружающий мир существует для них только на расстоянии вытянутой руки. Вселенная для слепых недоступна.
 
      Ольга пишет в своей книге:
      «Если я попытаюсь выразить свои представления поэтическим языком, то это будет примерно так: вся жизнь, которая протекает вокруг, отделена от меня «стеклянной стеной». Зрячие люди видят все окружающее и могут рассказать мне об этом, но, как только я захочу непосредственно воспринять эту жизнь, без помощи зрячих и слышащих, я натыкаюсь на тонкую «стеклянную стену», которая кажется мне настоящей «китайской» стеной. Я многое о жизни знаю, но зрительно и в виде слуховых восприятий ее не ощущаю».

      «Я не воспринимаю извне никакого шума, не вижу света — вообще пребываю во мраке и тишине, но это не значит, что я погружена в небытие. Напротив, я знаю, что вокруг меня происходит непрерывное движение человеческой жизни. Я пытаюсь представить себе жизнь людей, движение в городе. Но шум и звуки представляются мне в виде непрерывных вибраций. Свет и звуки выключены. Остается воздух: его движение и направление этого движения, температура, насыщенность запахами и т.п... Из этих, казалось бы, мелких, незаметных ощущений постепенно складывается определенное, стройное представление об окружающем мире…»

      Казалось бы, слепому человеку иметь суждение о невидимом всемогущем Боге и обрести  безотчетную веру в него проще, чем зрячему. Но следует отметить остро атеистическое восприятие окружающего мира слепоглухонемой Ольгой Ивановной Скороходовой:
      «Мне ясно вспомнился тот непонятный в детстве «дом» (имеется в виду церковь – прим. А.С.), вспомнилась «доска» (икона – прим А.С.), которую меня заставляли целовать. Но даже в сознательном возрасте мне было непонятно, странно и тоже смешно «видеть», что взрослые и умные люди прикладываются к «доске» и с чувством умиления вдыхают тошнотворный запах ладана. Мне ясно вспомнились всякие мучения, которым меня подвергала мать, полагавшая, что знахари, иконы и «ученые попы» могут исцелить меня». [5]

      Дополнительно в качестве иллюстрации к изложенному выше приведу притчу.

      Четверо слепых от рождения попросили показать им слона. Их подвели к слону, чтобы они могли его потрогать руками.
      Первый слепой оказался у брюха и заявил, что слон похож на бочку.
      Второй ощупал ногу и слон ему представился бревном.
      Третий, потрогал хобот, сказал, что слон похож на шланг.
      Четвёртому в руки попался хвост и он уверенно произнес, что слон похож на верёвку.

      Серьёзный сбой в работе только органов зрения — и внешняя среда для незрячих никогда не будет доступной в достаточной мере. Это почти что полное крушение понятий о вселенной.

      Возникает вопрос к философским построениям — а существует ли вселенная в осознании слепых людей? И куда вселенная исчезнет, если исчезнет человечество, способное её воспринимать органами зрения и разумом?
 

Е С Л И    И С Ч Е З Н Е Т    Ч Е Л О В Е Ч Е С Т В О

      На этот вопрос частично отвечает научно-популярный фильм «Жизнь после людей (Life After People)», в котором ученые рассуждают на тему того, что произойдет с планетой, животными и растениями, если человек исчезнет, а также о том, как долго после исчезновения человечества будут существовать созданные им памятники и артефакты. Данный фильм основан на результатах исследования территорий, внезапно покинутых людьми, а также возможных последствий прекращения ухода за зданиями и городской инфраструктурой. [6]
      Гипотеза о покинутом мире иллюстрирована цифровыми изображениями, показывающими последующую участь таких архитектурных шедевров, как Эмпайр-Стейт-Билдинг, Букингемский дворец, Сирс-Тауэр, Спейс Нидл, мост Золотые ворота, Эйфелева башня и других.

      Тема, раскрывающаяся в фильме, безусловно, очень остра для большинства людей, ведь нам известно о том, как следы пребывания человечества на этой планете постепенно исчезают. А это не может оставлять равнодушным никого, особенно когда мы можем наблюдать за подобными впечатляющими переменами будущего как бы «в живую». В фильме время летит так быстро, что нам отчётливо видно, как все наши «вечные» и «самые, самые» масштабные постройки и достижения исчезают день за днем.
      В фильме участвуют представители самых разных профессий: инженеры, архитекторы, историки, экологи. Они готовы ответить на все заданные им вопросы. Основываясь на своем опыте, тщательно изучив останки существовавших ранее цивилизаций, а также устройство современного мира, они рассказывают, что может ожидать Землю и как планета будет выглядеть без нас.
      Нередки на экране кадры – руины некогда процветавших городов, монументов и памятников искусства. Все это вполне реально. Ведь украинский город Припять четверть века назад был покинут всего за одну ночь. И это лишь единичный пример.
 
      Полуторачасовой фильм открывается словами диктора: «Что бы случилось, если б все люди на Земле исчезли?»
 
      Далее диктор продолжает:
 
      «В некий момент будущего это может произойти на нашей планете. Эта история не о том, как мы можем исчезнуть, эта история о том, что случится с миром, оставшимся после нас.
      Жизнь после людей. Исчезновение людей может выглядеть как научная фантастика, но в конце-концов такой день наступит. День, когда люди больше не будут ходить по земле. Не слишком сложно представить исчезновение людей с поверхности Земли.
      В каждом поколении есть истории об Армагеддоне и Апокалипсисе. [7] Мы не первое поколение, которое своими действиями может приблизить свой конец. И какой будет жизнь после исчезновения людей? Нас беспокоят наши же мифы о собственном уничтожении. И также беспокоит мысль: «Эй, может пришло время кого-то другого? Что они будут делать после нашего исчезновения? Что будет с Землёй после моего ухода?». Это самый естественный вопрос в мире».

      Этот текст звучит на фоне 3D видеокадров разрушения зданий, обрушения мостов, дряхления вставшей техники. После чего начинается отсчёт будущего времени.

      Диктор на фоне показа реалистических событий и анимации озвучивает текст:

      ПЕРВЫЙ  ДЕНЬ  БЕЗ  ЛЮДЕЙ
      «Время людей истекло. Их власть на планете закончилась. Добро пожаловать на Землю с нулевым населением.
Если некому будет заправить генераторы топливом, тогда вскоре по всему миру  погаснет свет городов. Атомные электростанции вряд ли остановятся — реактор содержит достаточно топлива, чтобы работать в течение двух лет. Но без людей, потребляющих электроэнергию, реакторы автоматически перейдут в безопасный режим всего за два дня. Без обслуживания и ухода остановятся водяные турбины и ветрогенераторы. Произойдёт волна отключений. Через несколько недель планета погрузится в глубокую ночную тьму, какую не знала с  тех пор, когда люди впервые собрались вокруг костров.
      С исчезновением электроэнергии по всему миру все остальные системы тоже начнут выходить из строя. В частности, все подземные коммуникации и метрополитен будут залиты грунтовыми водами».
      Текст сопровождается показом реальных последствий остановившейся деятельности людей.

      ДЕСЯТЬ  ДНЕЙ  БЕЗ  ЛЮДЕЙ
      «Еда гниёт на полках супермаркетов. Домашние холодильники превращаются в контейнеры с гниющей пищей.
Какова же будет судьба домашних животных, когда не останется людей, чтобы за ними ухаживать? Прежде всего, начнётся массовое вымирание собак, потому что перестанут мусорить, производить еду, которой питаются собаки. Они ведь не смогут открыть банки или забраться в холодильник. Им придётся покинуть дом или они там погибнут. А выбравшись, они должны найти источник пищи. Они будут копаться в мусоре или поедать мертвечину. Но лишь немногие из них смогут прожить без людей в борьбе за выживание.
      В первые недели после исчезновения людей мыши и крысы наводнят домашние кладовые и полки магазинов. Но в конце-концов им придётся возвращаться в дикую природу и там бороться за пищу, хотя они и сами станут лёгкой добычей хищников».

      ШЕСТЬ   МЕСЯЦЕВ   БЕЗ   ЛЮДЕЙ
      «Города и посёлки всё ещё различимы. Но природа начинает отвоёвывать прежние позиции. Дороги, автостоянки, свободные площадки превратятся в места с изобильной растительной жизнью. Растения в этом отношении удивительно сильны, они могут разрушить всё за несколько лет. Ухоженные в прошлом дворы превращаются в поля, где добывает себе пищу олень. Дикие животные находят путь в покинутые города. Так называемое господство человека над дикой природой оказывается хрупким. Корни ползучих растений разрушают кирпичную кладку, обрушивая фасады домов.
      Вызванные молниями лесные пожары, с которыми люди так доблестно сражались, действуют теперь бесконтрольно. Города и районы, полные заброшенных зданий, сорняков и мусора, служат пищей для пламени».
      По безлюдным пространствам городов разгуливают дикие животные, через разбитые окна в домах поселяются птицы, стены домов оплетают ползучие растения…

      ПЯТЬ   ЛЕТ   БЕЗ   ЛЮДЕЙ
      «Через пять лет дороги по всему миру исчезают под зелёным ковром, распространяющимся как чудовище. Продвижение природы не знает границ. В Москве Красная площадь стала совсем зелёной.
      Господство человека над природой всегда было иллюзией. Когда камбоджийский город Ангкор и его храмы были покинуты в XV веке, деревья джунглей выросли на каменных зданиях, опутав их своими корнями».

      ЧЕРЕЗ   ДВАДЦАТЬ   ЛЕТ   ПОСЛЕ   ИСЧЕЗНОВЕНИЯ   ЛЮДЕЙ
      «Без должного ухода города превращаются в мрачные города-призраки. Животные и птицы, избегавшие центров населённых людьми, теперь возвращаются и селятся среди рушащихся стен.
      Как мы узнали это? Потому что на свете есть одно место, где это случилось. Мы находимся на центральной площади города Припять в Украине. Когда-то это был самый современный город в СССР. Прошло двадцать лет с тех пор, как этот город был покинут. И это даёт нам правдоподобную картину того, что происходит, когда люди оставляют цивилизованное место. Эвакуированная после чернобыльской ядерной катастрофы Припять превратилась из города с пятидесятитысячным населением в город-призрак за одну ночь. Пыль покрыла школьные парты, покинутые учениками чуть более двадцати лет назад. Дикая растительность взламывает кладку, карабкаясь по стенам домов. Парк развлечений, который должен был открыться через четыре дня после аварии, так и не был открыт. Парковое колесо обозрения собирает ржавчину вместо пассажиров. Электромобили неподвижны и разрушаются. Припять дала редкую и поразительную возможность видеть то, что происходит с построенным людьми городом, когда люди исчезают. И это всего двадцать лет. Теперь можно представить, как это всё будет выглядеть лет через двести.
      Первоначальный уровень радиации после аварии  был достаточен для того, чтобы погубить всё живое в регионе около полутора тысяч квадратных километров. Но невероятно: влияние отсутствия людей за двадцать лет превысило первоначальный ущерб, причинённый ядерным кошмаром. Здесь встречается редкий красный олень, вепрь и другие дикие животные. Даже деревья, казавшиеся особенно уязвимыми к радиоактивным осадкам, находят новый дом в зоне эвакуации.
      На футбольном стадионе города Припяти, куда двадцать лет назад приходили приветствовать любимую команду, футбольное поле почти неразличимо. На нём теперь растительность и поле, как и следовало ожидать, возвращается к тому, чем оно было сотни лет назад — смешанный лиственный лес.
      И очень грустно сейчас смотреть, во что превратился красивый город Припять, и что люди здесь никогда не будут жить».
      Реальные кадры кинохроники показывают заброшенный город, разрушение его зданий и сооружений и неминуемое поглощение растительностью.
 
      ДВАДЦАТЬ   ПЯТЬ   ЛЕТ   ПОСЛЕ   ИСЧЕЗНОВЕНИЯ   ЛЮДЕЙ…
      Дальнейшее воспроизведение здесь дикторского текста без видеоряда считаю нецелесообразным. Лучше всего практически посмотреть этот удивительный фильм на сайте: «Жизнь после людей / Life After People /».

      Далее в фильме в увлекательной реалистичной анимации показан неотвратимо разрушающийся и дичающий мир без людей поэтапно — через сорок, пятьдесят, семьдесят пять, сто, сто пятьдесят, двести, пятьсот, тысячу и десять тысяч лет.

      Рушатся небоскрёбы, падают мосты, прорываются плотины. Настаёт триумф дикой природы.

      Для тех, кто не дойдёт до просмотра фильма, а также для логической связи со следующим разделом статьи, приведу текст концовки.

      «Так что же останется через десять тысяч лет от человечества, чтобы рассказать историю о некогда великой цивилизации, населявшей Землю. Железо ржавеет, бетон слоится, дерево и бумага гниют. Землетрясения, песчаные бури, дожди. Окружающая среда, в конце-концов побеждает.
      Кем или чем могут быть наши преемники? Может быть, шимпанзе удастся совершить скачок? Некоторые учёные полагают, что природе легко довести животных до разумного уровни, когда они смогут применять орудия и стать хозяевами окружающей среды.
      Но скачок, чтобы они смогли смотреть на небо и представлять космос, чтобы могли себя осознавать, могли обдумывать свою роль на Земле? Такой скачок был бы чистой случайностью для человечества.
      В этом случае нельзя говорить о полном восстановлении. Речь идёт о планете, что продолжает существовать и даже процветать. Но некому будет обсуждать это, обдумывать это.
      Итак, подобно заброшенной деревне глобальных размеров, Земля продолжит развиваться без нас.
      Была жизнь до людей, будет жизнь и после людей» (конец фильма).


П Р О Д О Л Ж Е Н И Е    К И Н О

      В заключение создатели фильма с оптимизмом утверждают, что жизнь была до людей, будет жизнь и после людей. Имея в виду, несомненно, расцвет растительной и животной жизни. Даже сильнейшее ядерное заражение не смогло остановить жизни дикой природы в Чернобыле.
      Вместе с тем авторы серьёзно сомневаются в возможности случайного скачка возрождения сознательной жизни на Земле.

      Я не ставлю себе задачу описывать  катаклизмы, которые повергнут человечество в небытие (хотя скажу честно, когда в 2022 году находился между жизнью и смертью в ковидном бреду в изоляторе стационара , это всемирное бедствие мне мерещилось реальным вариантом исхода существования всего человечества на Земле). Просто позволю себе продолжить фабулу только что просмотренного фильма. К этому я достаточно подготовлен (надеюсь, как и мои читатели) предварительными исследованиями, которые конспективно изложены в предшествующих главах этого повествования. Тот объём материала, который я перелопатил за много-много лет, позволяет мне претендовать на независимое суждение о существовании Бога и Вселенной. 

      Итак, прошло десять тысяч лет. Людей на планете нет. На её поверхности остались лишь трудноразличимые следы деятельности человечества — полузанесённые песками верхушки египетских пирамид, едва различимые руины великой китайской стены, обветшавшие обломки крупных сооружений…
      В зарослях буйной растительности, захватившей всё свободное пространство,  привольно расплодились дикие звери.

      Создатели фильма колоритно изобразили картину разрушения творений рук людских, но не показали самого главного — безвозвратной гибели интеллектуального наследия человечества: превратилась в пыль вся информация на глиняных, берестяных, пергаментных, деревянных, тканых, бумажных, пластиковых и цифровых носителях. Вместе с ними навсегда канули в вечность все научные познания  и религиозные концепции людей.

      Не стало храмов, священных книг, церковных икон, идолов и, в конце концов, религии.

      Ничьим разумом не отождествляются солнце, луна, солнечная система и сама земля, звёзды, галактики, да и вся вселенная, хотя планеты по-прежнему вращаются вокруг солнца, солнечная система несется в пространстве вокруг центра  галактики Млечный Путь, всё это вместе устремляется со страшной скоростью в направлении громадного скопления галактик Великого Аттрактора, а в глубинах вселенной проистекают грандиозные катаклизмы.
      Проходят триллионы лет. Но никто всего этого не видит, не воспринимает, не анализирует, не обожествляет.

      Никем не воспринимается вообще ничего, что ранее воспринималось при помощи органов чувств и разума, так как такие восприятия были только у человека, который всё это и придумал.
 
      Люди на планете Земля исчезли. Бога нет. Вселенная не существует.

      Нет ничего на свете.


 

      Александр Соханский
            1993 - 2021 г.г.



Все главы исследования «Существует ли Бог»:

        1. Библия - http://proza.ru/2021/02/25/534
        2. Коран - http://proza.ru/2021/03/04/486
        3. Веды - http://proza.ru/2021/03/11/180
        4. Солнечное время - http://proza.ru/2021/03/18/486
        5. Ведическая шкала времени – http://proza.ru/2021/03/23/592
        6. Боги в индуизме -  http://proza.ru/2021/03/25/861   
        7. Вселенная - http://proza.ru/2021/03/31/429
        8. Как я воспринимаю Бога - http://proza.ru/2021/05/02/420 
        9. Существует ли Вселенная? - вы находитесь на этой странице


П  Р  И  М  Е  Ч  А  Н  И  Я

      [1] А.М.Дзумер О.Л.Петришина Человек. Анатомия, физиология, гигиена. Изд-во «Просвещение», Москва
      [2] А.Н.Кабанов Учебник анатомии и физиологии человека. Учпедгиз, Москва
      [3] Философия (дословно с др.-греч. «любомудрие; любовь к мудрости») — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира. К задачам философии на протяжении веков относились как изучение всеобщих законов развития мира и общества, так и изучение самого процесса познания и мышления, а также изучение нравственных категорий и ценностей. К числу предельных философских вопросов относятся, например, вопросы «Познаваем ли мир?», «Существует ли Бог», «Что такое истина?», «Что такое хорошо?», «Что есть Человек?», «Что первично — материя или сознание?» и другие.
      Солипсизм (от лат. solus — «одинокий» и ipse — «сам») — философская доктрина и позиция, характеризующаяся признанием собственного индивидуального сознания в качестве единственной и несомненной реальности и отрицанием объективной реальности окружающего мира. Может рассматриваться как крайняя форма субъективного идеализма.
      Эмпириокритицизм — в философских течениях конца 19 - начала 20 в.: субъективно-идеалистическое направление, отрицающее объективное существование материального мира и рассматривающее его как явление сознания и сочетания ощущений (Толковый словарь русского языка Ожегова и Шведовой)
      Диалектический материализм  — философское направление, базирующееся на материализме и материалистическом понимании диалектики Гегеля. Основными идеями этого направления являются: первичность материального (объективного) мира и вторичность идеального (субъективного, мыслимого); всесторонняя связь и постоянное движение различных систем на основе внутренних механизмов движения и развития — постоянного преодоления неизбежных противоречий. Основой учения послужили идеи К.Маркса и Ф.Энгельса, развитые В.Лениным и другими философами-марксистами.
       Энгельс называл эту систему мировоззрением и противопоставлял её как идеалистической философии, так и всей предшествующей материалистической философии. Это мировоззрение отрицает всякое философское учение, имеющее претензию быть «наукой наук» над частными науками и существовать отдельно от практических задач.
      [4] Очерки истории КПСС. Издательство Политической литературы, Москва
      [5] Интернет – информация
      [6] Фильм «Жизнь после людей (Life After People)», 2008 г. 
      [7] Армагеддон  — упоминаемое в «Апокалипсисе» место последней битвы сил добра с силами зла в конце времён. Став крылатым, слово получило несколько более общих значений вне контекста христианства: конец света, глобальная война либо катастрофа, последствия которых равнозначны концу света; последняя, решающая схватка между силами Добра и Зла.
      


Рецензии
. Ко мне подошла Е. А. Я спросила ее: «Какой сегодня вечер, лунный или темный»“ — «Да, лунный. Небо чистое, синее, с крупными звездами».
Слепая и глухонемая?
Как же она услышала ответ?
Нашла в википедии - тёмная история и вранья слишком много.
Это как безного научить танцевать балет :)
Но Вы затронунили много интересных тем.
Спасибо!

Надежда Шевцова   31.01.2024 19:04     Заявить о нарушении
Надежда!

Когда я очень-очень давно впервые узнал об Ольге Скороходовой, мне тоже было совершенно непонятно как она общается с окружающими людьми.

Как я отмечал в начале раздела "НЕВИДИМАЯ ВСЕЛЕННАЯ", Ольга Ивановна Скороходова — человек необычной судьбы. В раннем детстве она заболела менингитом и полностью потеряла зрение, а потом и слух. Только благодаря заботливым педагогам школы-интерната для слепоглухонемых, которые не только обучали детей, но и относились к ним как к своим с огромной любовью и нежностью, Ольга смогла научиться по-своему воспринимать окружающий мир, разговаривать, читать, писать и считать, заниматься лепкой, шить, разводить цветы, писать стихи и многому другому.

Судя по описанию какие-то задатки раннего детства у Ольги Ивановны сохранились. В частности, сохранилась речь, так как слух она потеряла не сразу. Вероятно, сохранились в памяти кое-какие зрительные образы. Так что в её вопросах не было ничего невероятного. А главное, что у неё на базе знания разговорного языка сохранилось мышление.

Далее, по мере развития полной глухоты, её удалось обучить воспринимать сообщения из реального мира тактильными способами, с помощью азбуки Брайля.

Если бы Ольга Ивановна была глухой и слепой от самого рождения, то есть совершенно без понятия об окружающем мире, то описываемых событий, конечно же, не произошло бы. До неё просто не смогли бы достучаться. Как это не ужасно, но такие люди существуют.

Благодарю за пытливый ум и высказанные вопросы.

P.S. По поводу балета без ног - читайте "Повесть о настоящем человеке" Бориса Полевого, о несчастном случае с фигуристом Романом Костомаровым без ног и рук выехавшим на лёд. Не советую читать на http://biographe.ru/uchenie/stivit-hoking/?ysclid=ls52r4zd1p508950311 про физика и космолога Стивена Уильяма Хогинга, у которого не работало вообще ничего.

Человеческий организм может существовать в невозможном!

Всего Вам наилучшего и, главное, здоровья!

Александр Соханский   02.02.2024 23:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.