Некоторые мысли о наиве и примитивизме ч. 3

Иван Генералич. "ЕДИНОРОГ" 1961. стекло 76см Х 145 см

начало здесь http://proza.ru/2021/07/05/15 НАИВ АНРИ РУССО И НИКО ПИРОСМАНИ
продолжение http://proza.ru/2021/07/06/34 НАИВ КАТЕРИНЫ БИЛОКУР


НАИВ И ПРИМИТИВИЗМ.

Рассказывая о наиве, я просто не могу не поделиться творчеством нежно любимого мною Генералича.

Где-то в 75 наверно году я "отхватила" огромный альбом Ивана Генералича - югославского  художника.  Сейчас выяснила, нет такого понятия - югослав, посмотрела кто же он, - хорват.

 Живопись на стекле. Явление .

Как должен работать мозг чтобы писать от обратного? Перевернув стекло - нижние слои оказываются верхними.
Это так называемый реверсный способ. То есть пишется не на лицевой, а на обратной стороне. Под стекло подкладывается эскиз и сначала пишутся детали, которые потом будут самыми верхними, высвеченные места, блики, то есть то, чем обычно заканчивает работу художник, наносит так называемый оживляж.  Здесь же всё наоборот. Работа начинается с будущего потом верхним слоем, а затем накладываются передний план, потом средний и так далее. Последний слой - фон.

Эта техника восходит к народным иконам на стекле, распространённым в альпийских областях Европы и всему балканскому ареалу.

Книга - большого формата. В альбоме очень хорошая печать - не хуже цифровой, даже не понимаю, отчего такое великолепное качество. Издание  посмотрела - итальянское  - Флоренция. Тираж 5000 экз. 1975 г
Большая монография. Хорошая статья (на сербском или хорватском?), читать трудно, но понять можно. Черно-белые фотографии: художник, его окружение, пейзажи. И потом как взрыв - его работы в цвете. Оранжево красные сполохи с чёрным. Где вы видели ещё такое изумрудное небо? Или звёздную черноту со снегом и сказочным единорогом?
 
Узоры переплетенья веток деревьев кажутся иногда сделанными по трафарету, но я завороженно рассматриваю и блуждаю по полотну, как те олени, что утопают в снегу и трубят в морозный воздух. Кричат петухи, встревоженные пожаром, бредут женщины, гонимые половодьем или  наводнением...

Словно птицы на ветках, расселись на деревьях дровосеки и рубят сучья. И всё движется, как  вода в реке, жизнь идёт, сменяются сюжеты. Не меняется только восторг перед жизнью и её проявлениями.

Потому что мир для "наивных" художников-самоучек это гармония и совершенство. Для них не важно, что жизнь вокруг была беспросветно-тяжелой, драматичной, а подчас и трагичной. В своём творчестве они как будто хранят свойственную их предкам целостность восприятия мира.
И творческий процесс для них это лучезарная действительность, какой бы не была она на самом деле. Вот видят они так!

Мозг художника-любителя не загружен постулатами "нельзя", он не соблюдает никаких правил. Он не знает, что нельзя писать открытыми красками, и шарит открытым цветом. Перспектива? А он просто уменьшает размер как ему хочется. Он чист и наивен.

***

Вверху толстенного корешка моего альбома изображён красный бык. Книга раньше стояла высоко. На наш рост. Дети часто просили: "Мамочка, достань пожалуйста,  "красного быка", мы будем очень аккуратны!!”.
За хорошее поведение - разрешалось :))
Теперь существует целая школа хорватского наива, основоположником которого был Иван Генералич.
***

Не могу  обойти вниманием и не упомянуть американский наив. Уж очень известна бабушка Мозес( настоящее имя Анна Мэри Мозес).  Про неё много писали. Работы действительно очень самобытны и интересны. Живописью занялась ближе к 70,  но жизнь оказалась долгой(101 год), поэтому оставила большое количество работ. В основном сельские пейзажи, часто многофигурные и напоминают детские рисунки.

И раз уж речь про Америку, то конечно Фрида Кало.* Наив. Мексика. Несмотря на то, что она была женой знаменитого не только в Мексике, но и в США и во всём мире Диего Ривера, заговорили о ней только в 1980-х годах прошлого столетия . А была она самодостаточной художницей и очень яркой личностью.  Пару лет назад прилетали её работы к нам в город на выставку. Но о ней как ни будь в другой раз.

***

А теперь о примитивистах. В этом направлении художники играют, надевают маски. Они намеренно упрощают картину, как бы делая форму более примитивной, специально стремясь приблизиться к творчеству ребёнка. Но всё же это игра.




В конце прошлого века познакомилась с работами Владимира  Любарова. Он мне показался интересен тем, что будучи очень успешным профессиональным художником-графиком, покинул Москву, работу, стабильный заработок, купил домик в деревне Перемилово( каково название, да?)в 1991 году и  и...ушёл в народ.
 Отказался от привычных классических приёмов. Не каждому дано так перевернуться. Его работы на грани лубка и "наива" оказались очень востребованными. На основе его "деревенской" серии в Великобритании была издана книга "Русские пословицы", а через год ее переиздали в США.

Стоит найти и посмотреть серии его картин «Деревня Перемилово» и «Город Щипок», «Амстердам», «Еврейское счастье», «Наводнение» и «ФизкультПривет!»

 Не могу сказать, что испытала восторг.  Близко к этому стилю работали в Москве живописцы Наталья Нестерова и Татьяна Назаренко. Их картины нравились всегда. Работы Любарова заинтересовали. Поначалу. Даже купила себе книгу Улицкой "Детство сорок девять" с его иллюстрациями. Сейчас любовь утихла. Возможно из-за большого наплыва этого самого "примитивизма".
Хотя сам стиль имеет  право на существование. Недаром у него столько адептов.




***

Писать о Марке Шагале я не буду. Мировая известность. Мне кажется он сам за себя может ответить. И хоть Маяковский упрекал его в излишней говорливости, я всё же вместо его картин просто приведу несколько  цитат  из книг художника.

"Наш внутренний мир реален, быть может, даже более, чем видимый мир. Называть все, что кажется нелогичным, фантазией, сказкой или мечтой, — значит расписываться в полном непонимании природы вещей."

"Народное искусство, которое я всегда любил, не удовлетворяло меня. Оно слишком специфическое. Оно исключает утонченность и изысканность как результат достижений цивилизации."

"В использовании изобразительных элементов я ощущаю себя даже большим абстракционистом, чем Мондриан или Кандинский."

"Все, чего я хотел, — не стоять слишком близко к величайшим в мире мастерам, таким, как Рембрандт, Эль Греко, Тинторетто и другие; мне казалось, я должен быть по духу ближе к нашим отцам и дедам. Быть жизненно значимым, как они, слиться с их печальными душами, с их морщинами — спрятаться в складках их одежд, среди их вздохов и тревог, горестей и — таких редких — радостей."

"Если все в жизни неминуемо движется к концу, мы должны, пока живем, расцветить жизнь всеми красками любви и надежды."



*
После  невероятного успеха на Международной сюрреалистической выставке в Художественной галерее Мехико 1940 года,где было выставлено полотно Фриды "Двойной портрет", её стали называть сюрреалистом, хотя она себя таковой не считала: "Я никогда не знала, что я — сюрреалист, до тех пор, пока в Мексику не приехал Андре Бретон и не сказал мне об этом. Единственное, что я знаю, так это то, что я пишу, потому что мне это необходимо, и я всегда пишу то, что возникает у меня в голове, особенно не раздумывая об этом".



ПРОДОЛЖЕНИЕ  ...http://proza.ru/2021/07/07/1770 ПРИМИТИВИЗМ


ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Дровосеки " http://proza.ru/2021/07/07/48
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Старый бык" http://proza.ru/2021/07/07/59
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 http://proza.ru/2021/07/07/76
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Адам и Ева http://proza.ru/2021/07/07/62
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 http://proza.ru/2021/07/07/53
 


Рецензии
"Живопись на стекле". Очень сложно. Иван Генералич. Уютные, мягкие, сказочные картины. В них какая-то обтекаемость. Очень понравились. С уважением Нина.

Нина Измайлова 2   30.10.2021 15:45     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, дорогая Нина!
С поклоном, Эль

Эль Ка 3   30.10.2021 17:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.