Принуждение к проповеди

(Рецензия на книгу протоиерея Андрея Ткачёва "Проповедь о проповеди")

Эту россыпь коротких эссе, объединённых под одну обложку, можно уподобить ожерелью из многоценного бисера. А можно сравнить с блистером горьких таблеток.
 
К сожалению, христиане, как и все смертные, болеют. Недуги поражают и мирян, и монахов, и духовенство. Молчание проповедника – это постыдный недуг, а не разновидность «священного безмолвия».

Ещё на заре христианской эры святитель Иоанн Златоуст уподобил пастыря, который не проповедует, сторожевому псу, который не лает. (Эту фразу частенько цитирует ректор Курской семинарии епископ Железногорский Паисий, напоминая будущим и настоящим священникам об одной из главных обязанностей священнослужителя).
 
«Горе тому пастырю, который молчит», - говорил Курский архиепископ священномученик Онуфрий (Гагалюк) в те годы, когда христианская проповедь была связана с риском для жизни проповедника. За проповедь слова Божия пострадал и сам владыка Онуфрий. Именно слова, сказанные им с амвона, затем пересказанные секретными осведомителями и вольно интерпретируемые следователем, легли в основу обвинения, выдвинутого против архиепископа в 1935 году в Курске.

Священномученик Онуфрий не только призывал к проповеди, но и сам показывал пример растерявшимся пастырям, неустанно и безбоязненно проповедуя. Часть богатого гомилетического наследия владыки чудесным образом сохранилась, ныне издана и назидает наших современников. Его слова, обращённые к самой широкой аудитории, звучат так, будто написаны не век назад, а сегодня.

Конспекты проповедей в качестве вещественного доказательства вины встречаются в следственных делах священнослужителей. К примеру, несколько проповедей подшито к делу священника Феодора Арбузова, расстрелянного в Рыльском уезде в 1918 году. В деле священника Константина Чефранова, арестованного в Фатеже в 1930 году и сгинувшего на Дальнем Востоке, мы обнаружили проповедь батюшки на Рождество Христова. Слово в Неделю о мытаре и фарисее найдено в материалах дела выпускника Курской семинарии протоиерея Леонида Духовского, расстрелянного в Валуйках в декабре 1937 года.

Однако и до периода гонений за веру случались в среде проповедников эпидемии немоты. Листаем подшивку «Курских епархиальных ведомостей» за 1876 года. Находим статью П.З-мина «Одно из средств усилить проповедь для сельского простого народа» и читаем диагноз: «В редком сельском храме слышится постоянная церковная проповедь…». Есть в статье и варианты лечения этого недуга.

Но у нас в руках уже подшивка «Курского церковного вестника» за 1918 года. И в тот момент, когда девизом многих бывших граждан разрушенной Российской империи стали слова «Спасайся, кто может!», издание Курской епархии размышляло о том, как спастись всем:

«Переживаемое время прежде всего настоятельно требует усиления церковной проповеди. Призыв к любви и миру, этим основам Евангелия, как отклик на современные кошмарные события, произведёт огромное впечатление на народ, всколыхнёт задавленную в наш практический век культом материального благополучия духовную жизнь».

Вереница «кошмарных событий» не завершилась в 1918 году. Кошмаров хватает и в наши дни. Поэтому призыв к любви и миру должен и ныне звучать. Культ материального благополучия и ныне подавляет духовную жизнь. Может быть, ещё больше, чем в минувшее столетие. Евангельских основ нет в основании многих современных начинаний. Отсюда и ощущение непрочности, зыбкости всего происходящего…

Простите, я кажется отвлёкся…

Цитируя святителя Иоанна Златоуста, священномученика Онуфрия и старые публикации, забыл, что собирался поделиться своими мыслями после прочтения книги протоиерея Андрея Ткачёва «Проповедь о проповеди».

Не столько о тексте, сколько о проблеме, которую поднял отец Андрей. Это он умеет. Недаром некоторые именуют его Златоустом наших дней.

Протоиерей Андрей Ткачёв не стремился написать академический учебник по гомилетике. Он определил болевые точки и беспощадно надавил на них.

То, что священник получил во время учёбы в семинарии, принадлежит не только ему. Прослушанные лекции, прочитанные книги не должны быть зарыты на жёстком диске памяти. Это материал, из которого надлежит готовить проповеди. К этой мысли подводит отец Андрей своих читателей-священнослужителей с помощью арифметических расчетов. (Эссе «Арифметика»). Проповедь должна звучать не только под сводами храма. (Эссе «Быть священнику в школе»). Уши, готовые её услышать, есть повсюду. (Эссе «Кому нужна и нужна ли проповедь?»). «Надо быть готовым проповедовать даже сухим костям», не поддаваясь духу уныния. (Эссе «Проповедь важнее воздуха»).  Проповедник должен бороться за место для проповеди в информационном пространстве, не стыдясь говорить о вере. (Эссе «Кто внушил нам молчать о самом главном?»). Если священник не может проповедовать, его место может занять мирянин, но серьёзно подготовленный для этой миссии. (Эссе «Не занимай взлётную полосу!»). Блестящей иллюстрацией к этому эссе является деятельность Сергея Комарова, с которым протоиерей Андрей Ткачёв выпустил совместно книгу.

Хороший проповедник ищет точки соприкосновения с малознакомой аудиторией. А для этого порой приходится погружаться в глубины незнакомой культуры, как это делал равноапостольный просветитель Японии Николай (Касаткин). (Эссе «Николай и духи страны восходящего солнца»). Расширить аудиторию слышателей Слова Божия мы можем, используя новые технологии. (Эссе «Проповедь – всем?»). Проповеднику следует учитывать и реакцию слушателей, чтобы между ним и паствой не выросла стена. (Эссе «Проповедь – диалог со многими»).
 
Отец Андрей подсказывает, в какой момент богослужения наиболее уместна проповедь. («Нужно, можно, не стоит…»). Проповедь должна «бодрить, а не убаюкивать» (Эссе «Ревность»). Евангельское слово, звучащее в храме порой проходит мимо сердца слушающего. Повторяя и разъясняя его в проповеди священник помогает донести до сознания человека то, что способно перевернуть жизнь от вялотекущей повседневности к каждодневному христианскому подвигу. (Эссе «Слушатели евангельских слов»).

К проповеди надо готовиться. Это прописная истина. Но и прописные истины следует время от времени перечитывать. Отец Андрей напоминает, как именно надо готовиться: молиться, думать, писать и читать. (Эссе «Трубу к устам твоим…»).

Кстати, о чтении… Разумеется, протоиерей Андрей – не единственный автор, пишущий на тему теории и практики проповеди. В церковной библиотеке пособий по гомилетике – целая полочка.

Примечательно, что в этом ряду есть и труды курских авторов. В 1916 году в Курской епархиальной типографии вышел очерк систематического курса «Теория православно-христианской пастырской проповеди (этика гомилии)». Автор этой книги – преподаватель Курской духовной семинарии Георгий Ильич Булгаков. Им же были составлены ещё несколько пособий по гомилетике: «Русская гомилетическая христоматия» (1909г.; 1915 г.), а так же множество проповедей, регулярно публиковавшихся в «Курских епархиальных ведомостях».

Новый учебник по гомилетике, появившийся в свет в 2018 году, написан В.В. Бурегой и архимандритом Симеоном (Томачинским) в его бытность ректором Курской духовной семинарии. Через два года текст учебника был восполнен «Хрестоматией по гомилетике», которую составили тот же отец Симеон и преподаватель Курской семинарии священник Константин Аристов.

В учебнике Буреги и архимандрита Симеона материал изложен системно, рассмотрены вопросы теории, практики и истории проповеди в христианском мире (не только в среде православных). Главы завершаются контрольными вопросами для самопроверки, как и в других книгах серии «Учебник бакалавра теологии», издаваемых Общецерковной аспирантурой и докторантурой им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Брошюра протоиерея Андрея Ткачёва «Проповедь о проповеди», изданная в 2016 году издательством Сретенского монастыря, не претендует на статус учебника. На её страницах автор предстаёт не академическим лектором, а (если это не прозвучит слишком вольно) православным коучем, тренером.

Он перезагружает, переформотирует, мотивирует. В конце концов, принуждает к проповеди.

(Рецензия написана к зачёту по гомилетике накануне очередной сессии в Курской духовной семинарии).


Рецензии
Св Силуан Афонский говорил "совершенные говорят только то, что Дух Святой даёт сказать". Но при том и много может, как Св Ефрем Сирин и Златоуст, но не Ткачев
+
Как Богородица в явлениях в сирийском Суффани "священники земли, говорящие заученными фразами и формулами, которые не насыщают никого из алчущих, тнедостойные приносить Жертву Моего Сына".
+
Или как ангел покаяния в Пастыре Ерма: пойдем я покажу тебе антихриста. И за церковной кафедрой человек и к нему валит народ. Ангел: между ним и народом отношения взаимной лести (с 666 идолов самих себя). А в полутьме в одиночестве в стороне несколько человек. Ангел: это настоящие пророки (свидетели Христовы).
+
И вот ещё. Правда хорошо сказано.
Максиму Григорий Богослов с выделением
Что это? И ты, Максим, смеешь писать? Писать смеешь ты? Какое бесстыдство! В этом уже превзошел ты и псов. Вот дух времени — всякий смел на все! Подобно грибам вдруг выбегают из земли и мудрецы, и военачальники, и благородные, и епископы, хотя и не потрудились прежде на свою долю над чем-нибудь добрым. Что же выходит из этого? Добродетель унижается, не берет преимущества перед необразованностью, потому что дерзость пользуется ненаказанностью, едва бросит несколько каких ни есть слов. Кидайся вниз головой всякий и не учась, стреляй из лука, заносись на крыльях под самые облака; довольно захотеть, а знать дело вовсе не нужно.
Видно, и ты у нас вдруг получил вдохновение от муз,
как говорят иные о древних мудрецах? Видно, и тебя
привела в исступление какая-то лавровая ветвь? Или
нечаянно ты напился прорицательных вод и начал
потом источать стихи, не наблюдая даже и
стихотворного размера? Какие невероятные и
неслыханные доселе новости! Саул во пророках, Максим
в числе писателей! Кто же после этого не пророк? Кто
сдержит свою руку? У всякого есть бумага и трость; и
старухи могут говорить, писать, собирать вокруг себя
народ. А ты не побоялся возбуждать и рукоплескания.
+
В числе слушателей немного бывает мудрых, но много
Максимов и слабоумных. Нужно понравиться
последним, а мудрецам можно пожелать доброго пути,
после того как пообстригут и посожмут их насмешники.
А если нужно отмстить (мудрому на все надобно быть
отважным), будь смел! Пусть знают Максима по
дерзости.
+
И мы вправе посмеяться! Что ныне этого
легче, как смеяться, и смеяться много? Будь витией, а
на оскорбителей — псом. В таком случае никто не
возьмет над тобой преимущества.
Опять воскликну, и воскликну не раз: о речи! Этим
истощу свою скорбь, но истощу не вполне. Писать
смеешь ты? Скажи же: где и у кого научился? Чьей руки
дело этот дар — писать? Но вчера было не то; ты рад
был и тому, что узкий плащ и непрестанно лающие
жизнь и нравы доставляли тебе скудный кусок. А речи
для тебя тогда были то же, что для осла лира, для
вола — морская волна, для морского животного — ярмо.
Теперь же ты у нас Орфей, своими перстами все
приводящий в движение, или Амфион, своими
бряцаниями созидающий стены. Таковы-то ныне псы,
если захотят позабавиться!
+
Верно, смелость эту
вдохнули в тебя старые няньки, твои помощницы,
заодно с тобой слагающие речи; для них ты лебедь, для
них музыкальны издаваемые тобой звуки, когда,
подобно зефиру, текут с крыльев, приятно
распростираемых кроткими веяниями.
+
Но что и против кого пишешь ты, пес? Пишешь против
человека, которому так же естественно писать, как воде
течь и огню греть. Не буду говорить, что пишешь против
того, кто, сколько возможно человеку, ничем тебя не
обижал, хотя и много был оскорблен. Какое безумие!
Какая невежественная дерзость! Коня вызываешь,
дорогой мой, помериться с тобой в беге на равнине,
бессильной рукой наносишь раны льву. Разве допустить,
что у тебя одно было в виду: ты надеялся, что, и
оскорбляя, не будешь удостоен словом. Это одно и
кажется мне в тебе умным. Ибо кто при здравом
смысле захочет связываться с псом?
Максиму
автор Григорий Богослов (†
ок. 390 г.) , пер. Московская
духовная академия
От Никовула-
сына к отцу →
Язык оригинала: древнегреческий. — Дата создания: IV
век. Русский перевод: 1843—1848 гг.
+
+
+
Точно подходит к Ткачеву в смысле целевой аудитории тетушек ревнительниц без елея, лето красное пропевших и "бегущих зимой и в субботу". Как поощрение такого жизненного пути - широкой колеи в погибель. И насмешка над Религией малых сих, младенцев мужского пола.

Дмитрий Хохлов 2   13.07.2023 17:52     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.