Всколыхнулся, взволновался Тихий Дон

В коллекции Старочеркассского музея хранятся несколько художественных произведений, посвященных образу донского казака Степана Тимофеевича Разина, известного больше, как Стенька Разин. Облик знаменитого атамана имеет разные версии. Его фигура привлекала огромное внимание современников и потомков. Он стал героем фольклора, его изображали многие художники, скульпторы о нем был снят в 1908 году первый российский художественный фильм «Понизовая вольница», написаны романы, стихи поэмы, музыкальные произведения. Опираясь на исторические материалы, изучая фольклор - народные песни и сказания о крестьянском вожде и его сподвижниках художники по-разному в своих произведениях отражали черты крестьянского вождя.  В 1971 году, одним из первых, в фонды музея поступил портрет XIX века, неизвестного автора под названием «Степан Разин». На нем изображен мужчины восточного типа, средних лет, одет в черную шубу, накинутую на плечи поверх форменной одежды. Через плечо перекинута кожаная портупея, украшенная металлическими, круглыми бляшками. Вокруг талии пояс, на котором видна рукоять сабли. Шапка барашковая, черная, с высоким околышем, по центру круглая бляха, верх (шлык) из синего сукна, с висячий кисточкой. Лицо круглое, с темными глазами, четко очерченными дугообразными бровями. Нос прямой, губы небольшие узкие. Волосы черные, курчавые, усы тонкие, длинные, на концах закручены. В изображение портрета ощутимо влияние русской парсуны - "примитивный" жанр портрета.
  По-иному представлен образ предводителя крестьянской войны художником Львовым Евгением Александровичем (1892 -1983), написанным в 1960-е годы. Художник Львов один из тех, кто закладывал основы советского изобразительного искусства. Начало его творческой биографии совпало с революционными событиями 1917 года Участник Великой Отечественной войны и штурма Берлина. Автор ряда картин, посвященных историческим личностям. Собирательный образ «Степан Разин», где воплотились черты, описанные современниками и созданные устным народным творчеством. Благодаря истории, историческому познанию прошлое не умирает, а продолжает жить в настоящем, служить современности. Привлекает мужественное, полное решимости лицо. На лбу две глубокие морщины, волосы темные, кудрявые, окладистая борона, усы и брови густые с проседью. Глаза темные прищуренные. В мочке правого уха-серьга. На голове (ближе к затылку) меховая темная шапка с красным шлыком. На нем распахнутая шуба, под которой виден кафтан охристых оттенков. На обороте холста в правом верхнем углу надпись коричневой краской «художн. Е. Львов Степан Разин". Именно таким личность Степана Разина была описана  Яном Стрейсом - путешественником XVII века, мастером парусных дел  : «вид его был величественный, осанка благородная, выражение лица гордое, роста он был высокого, густые кудри, черные брови вразлет». Среди казаков Разин слыл умным, ловким, расторопным, сведущим в военном деле, мог красиво сказать и внимательно выслушать. От природы обладал прекрасной памятью, помимо русского знал турецкий язык, легко понимал татарский и еще несколько языков.  В ту пору было ему около 40 лет.
Еще одна совместная работа художников Н.А. Драгунова и Б.Н. Крыжевского -картина под названием «Разинский стан». На высоком холме поросшим донским разнотравьем изображены казаки. Они отдыхают, одни играют на струнных музыкальных инструментах, другие просто сидят, курят, на склоне пасется лошадь. Справа, опираясь на левую руку полулежит Степан Разин. Фигура Степана Разина является одной из ключевых. На нем светлый зипун, сверху плащ. На голове меховая высокая шапка. На ногах красные сапоги. Перед ним лежит сабля в ножнах и булава-символ атаманской власти. Предводитель ничего не делает, он печален, не отвлекается на внешние раздражители, погружен в собственные мысли. Его основные действия происходят в голове, он думает, как подобает истинному лидеру.
В фонды музея в 2017 году поступило еще одно произведение под названием "Стенька Разин с персидской княжной". Датируется началом XIX века, передана в безвозмездное пользование жительницей г. Ростова-на-Дону Додельцевой Л.Л. по ее рассказу принадлежала ее прабабушке, к ней, как попала неизвестно. Картине требуется реставрация, по оценке художника-реставратора В. И. Ефремова произведение очень интересно, написана маслом, на тонком холсте, состоящим из 2-х кусков, сшив холста проходит чуть выше центра картины. Изображение расположено горизонтально. В центре полотна казачий струг, с мачтой, парус скручен, «нос» украшен резьбой.  В струге восемь казаков, в центре композиции Степан Разин держит на руках княжну. На корме четверо казаков, один сидит спиной у него в руке чарка, остальные смотрят на атамана. Глядя на картину вспоминаешь слова знаменитой песни о Разине: «И за борт её бросает, в набежавшую волну».
XVII век – один из самых бурных в истории России. Современники называли его «бунташным», так как через все это столетие проходит полоса ожесточенных классовых битв, в которых активное участие принимали донские казаки. Надо сказать, что по-разному историки оценивают личность Степана Разина. Ссылаясь на то что, то или иное событие нужно рассматривать с точки зрения: Что оно дало обществу? Способствовало оно продвижению вперед или наоборот, оно отбросило его назад? Тем не менее, Степан Разин был первым русским, о котором на Западе была защищена диссертация, причем уже через несколько лет после его смерти. 29 июня 1674 года в Виттенбергском университете (Германия) состоялась защита диссертации о восстании Разина. Работа Иоганна Юста Марция неоднократно переиздавалась в XVII-XVIII вв., ею интересовался А. С. Пушкин. Высший показатель исторической правды для Пушкина - народное мнение, устный народный приговор, и то, что Разин стал любимым героем национального фольклора, говорило поэту о многом. Пушкин назвал Степана Разина единственным поэтическим лицом русской истории. Ни один человек не был так опоэтизирован народом как Степан Разин, ни об одном человеке народ не создал столько легенд, былин, сказок, песен, сколько о своем любимом герое Степане Тимофеевиче.
Каким должен был быть человек, которому народ посвящал свои песни? Почему именно с именем Степана Разина связано столько произведений устного народного творчества, где Разин предстает как личность былинного склада. В произведениях он выступает, как храбрый, удалой атаман, вершитель социального возмездия, суда над людьми неправедными, народными притеснителями. Разинцы не добились своей цели: уничтожения дворян и крепостного права.
В истории нашего Отечества есть темы, к которым не угасает ни интерес читателей, ни внимание ученых. Сколько бы книг, очерков, статей им ни посвящалось, люди разных возрастов и поколений, вкусов и увлечений ждут новых публикаций по этим проблемам. К их числу относится и величайшая битва народных масс в феодальную эпоху – Крестьянская война 1667-1671 гг., возглавляемая донским казаком Степаном Тимофеевичем Разиным. До сих пор ведется изучение и осмысление этого крупного народного движения эпохи феодализма и личность легендарного предводителя более чем трех столетий привлекает внимание историков, писателей, публицистов.   
Ст. научный сотрудник отдела фондов Бузнякова Т.А.
Представлена иллюстрация - Портрет "Степан Разин" Художник Львов Е.А.1960-е годы.


Рецензии
Да, Стенька Разин - именно народный герой. Именно он в числе первых, кто поставил вопрос ликвидации сословного неравенства и боярских привилегий. Однако, не видно в России памятников Разину. Я видел только один, на Дону, около шлюзов Волго-донского канала - вырезанную из дерева композицию, изображающую Степана, стоящего в лодке с соратниками. Так она, поди, уже совсем рассохлась. А отлить бронзовую у казаков нет денег, что ли? Есть и немало. Боятся. А то ж царь Владимир третий ругаться будет.

Заранее   02.09.2021 17:32     Заявить о нарушении
На набережной Ростова-на-Дону, есть памятник Степану Разину. Представляет собой композицию из семи скульптур, которая включают в себя фигуры Степана Разина и персидской княжны, которые стоят на ладье. Автор художник С. Т. Конёнков и архитектор Лобанов. Деревянный памятник, о котором вы говорите, находится в водах реки Дон, вблизи города Волгодонска Ростовской области. Памятник представляет из себя деревянный челн с восемью фигурами, выполненными из лиственницы, в Волгоградской области имеется памятник донскому атаману. В Новочеркасском музее хранится скульптурная фигура С. Разина работы Е.В. Вучетича.

Татьяна Бузнякова   06.09.2021 12:07   Заявить о нарушении