Скудара-27

Война.

В конце марта 1914 года, российская разведка донесла военному министру Российской Империи, о замыслах Германии, напасть на Россию.

В апреле разведка предоставила план стратегического развёртывания войны Австро-Венгрии против России. Германия же намеревалась напасть на Францию, Бельгию, разбить их армии и обрушиться на Англию. После чего, добила бы уже изрядно потрёпанные Австро-Венгрией войска Российской Империи.
 С Россией было бы всё покончено !

Получив такой стратегический план,военный министр Российской империи, Сухомлинов В.А. в апреле 1914 года собирает в Киеве  действующих военных генералов и начальника генерального штаба Янушкевича Н.Н. Министр Сухомлинов знакомит их со стратегическим планом Германии. Согласно этому плану был составлен сценарий военных действий войны с Германией и Австро-Венгрией.

Но как это зачастую бывает, в Германии стало известно о сценарии ведения возможной войны, и она изменила сценарий своего замысла.

Германия сама стала готовиться к войне с Россией.

А 31 июля морской военный флот Германии обстрелял берега Балтийского моря Российской империи. Был разрушен литовский город Либава.

1 августа Германия объявила войну России и 2 августа её флот приступил к обстрелу Балтийских губерний и берегов заливов.

Николай, в чине унтер-офицера, попал в Сибирский полк армии Брусилова и первые месяца был добровольным разведчиком.
 
Сафрон тоже получил звание унтер-офицера и ему доверили муштровать новобранцев-ополченцев.

Под Перемышлью, ночью, с группой бойцов нижних чинов, Николай добровольно отправился в разведку, с целью выяснить расположение вражеских позиций, снять схему расположения окопов и обследовать проволочные заграждения. Группа была из сибирских охотников, работали грамотно, тихо. Нужно было перейти реку Сан. Обследовали берег, приняли решение идти там, где река разливается на множество притоков, заболачивая почву. Для того, чтобы пройти по болоту, разведчики соорудили гать – плавучий мост.
Тихо и безшумно обследовали вражеские позиции и так же тихо вернулись обратно, доставив в штаб ценные данные. После чего Николай получает задание:
1. Проделать проходы в проволочных заграждениях.
2. Обследовать подходы к вражеским позициям на предмет взрывающихся самодельных сооружений.
3.Организовать переправы с использованием временных мостов.

На следующую ночь, с группой смельчаков, Николай отправился, по разведанным вчера местам.
Они аккуратно прорезали проволочные заграждения неприятеля, обследовали все подозрительные места, на предмет самодельных взрывчатых сооружений, а чтобы следом идущие роты смогли  внезапно и быстро атаковать врага, сделали гати по болоту и собрали мост из звеньев - щитов на козлах.
 Сами отправились дальше, ползли по дну канавы и свернули в лес. Один из разведчиков, Усьянцев Егор, заметил на дереве сооружение наблюдательного характера. Стрелять нельзя, нужно снять наблюдателя тихо и без шума. Егор дал знак Николаю, указывая на дерево с наблюдательным,хорошо замаскированным, пунктом. Общение было только жестами.
Сибиряк- охотник, Иванцов Анатолий, молодой боец щупленькой комплекции. Взглянув на него, Николай  кивнул на дерево, на котором был сооружён наблюдательный пункт.

 Анатолий быстро пополз к дереву, ловко, как кошка,  взметнулся на соседнее, с наблюдательным пунктом, дерево, и безшумно перебираясь с одного сучка на другой, быстро поднялся вверх.
 В это время Усьянцев Егор заметил телефонный провод, спускающийся с дерева на землю. Не дожидаясь команды, Егор быстро подобрался  к проводу, выдернул из ножен нож и перерезал его.
В тот же самый момент Иванцов, как белка перепрыгнул на дерево с наблюдателем и,"снял"его. Всё произошло быстро и тихо, враг ничего не  услышал и не заметил.

 Вскоре раздались взрывы и пулемётный огонь. Но группа разведчиков, живой цепью, продолжала пробираться вперёд, медленно, тихо и внимательно обследуя  позиции противника с флангов.

Не только группу разведчиков во главе с Николаем, отправляли обследовать  подходы к крепости города Перемышль. Город немаленький и очень укреплённый, он требовал обследования со всех сторон.

Вокруг города, на холмах были сооружены такие укрепления,которые можно было разбить только тяжёлой артиллерией.
Это был неприступный город-крепость.

 Когда-то Перемышль принадлежал Польше, но в 1795 году, когда рухнула от мятежей, восстаний и разногласий в вероисповедании, Речь Посполитая, которая постоянно нарушала договора с соседями и присваивала чужие территории, была поделена между Австрией, Пруссией и Россией.

Город Перемышль перешёл к Австрии.

Перемышль закрывал перевал Карпатских гор, который являлся воротами в Венгрию.
 
Поэтому австро-венгры возвели вокруг Перемышля мощные фортифицированные сооружения.

Стены крепости имели толщину в три с половиной метра и были укреплены стальными плитами.

 Внутри и снаружи крепость была оснащена электричеством. В крепости были лифты и вентиляция, хорошие коммуникации.

Мощное освещение города-крепости не представляло возможным атаковать крепость ночью.

 А талантливые военные инженеры рассчитали зоны обстрела так, что артиллеристы имели точные данные обо всех огневых точках.

Взять Перемышль штурмом, в котором засели 150 000  хорошо вооружённых военных австро-венгров, оказалось не возможно.

Все атаки были отбиты. Защитники крепости, из тяжёлых орудий, накрывали атакующих сильнейшим шквальным огнём.

Не умеющие воевать, новобранцы, были не достаточно обучены, чтобы атаковать такую цитадель.
 
Из крепости  на головы российских солдат, обрушивался такой шквал огня,что взлетая и клубясь в воздухе, взорванная снарядами земля, закрывала видимость, засыпая солдат огромным слоем. Кому удавалось выбраться на поверхность и остаться в живых, откапывал сослуживцев.

В этой схватке погибло около двадцати тысяч солдат российской армии.

Сафрон получил тяжелейшее ранение, ему раздробило ногу по самое колено, оторвало ступню. Он был в сознании и поэтому хорошо понимал, что может умереть от потери крови.
 Сняв ремень, Сафрон перетянул ногу выше раздробленных тканей. Над ним свистели пули и рвались снаряды,  он знал, что под таким градом огня,санитары не смогут оказать ему помощь, шёл бой. Почувствовав слабость и сильный холод, от которого стало трясти,как в лихорадке, Сафрон решил, что он должен сесть  и отстреливаться. Ему удалось сесть и взять в руки винтовку, но руки дрожали, а голова кружилась, , он свалился на бок.потеряв сознание.

Очнулся Сафрон, когда его, и ещё нескольких раненых, везли в полевой госпиталь
.
Рядом кто-то бредил, кто-то стонал, и кто-то плакал, проклиная войну и "австрияков".

Убедившись, что невозможно штурмом взять крепость, генерал Селиванов А.Н.принял решение взять её измором.

Вокруг Перемышля, под прикрытием артиллерийской батареи, солдаты приступили к возведению траншей.

Николай получил повышение, ему дали роту в 155 человек и зачислили в инженерные войска.

В ноябре начались осенние дожди, холодные ветра, вода в реках стала ледяной, но группа разведчиков  его роты, каждый раз успешно справлялась с своей задачей.
 
23 ноября Николай отправил своих разведчиков, трёх смелых сибиряков, обследовать берега реки.
Был вечер. Шёл перекрёстный огонь.

Разведчики, прячась за кусты и бугры, пробираясь по- пластунски, оглядели берега, как свой, так и противоположный.

От охладевшей земли и сырости, мёрзли руки и мокли колени, но солдаты, за три месяца уже научились не обращать на это внимания, они стремились выполнить ту задачу, которую поставил перед ними командир.
 
Бой хотя и был не интенсивный, всё же пули летели над их головами и, нужно было беречься от шальной или целенаправленной пули.
Чтобы не получить целенаправленную пулю, нужно было слиться с землёй и ничем себя не выдать.
 
Их было трое, и они приняли решение переплыть реку на вражеский берег.
 Там под кустами, которые нависли над водой, удобнее скрыться от вражеских глаз, чем на своём берегу быть у врага перед глазами.

Они нашли узкое и тёмное  место, сплотившись, пошли по дну. Река оказалась не очень глубокой, и разведчики удачно перешли на противоположную сторону.

Перестрелка не прекращалась и надо было идти очень осторожно, чтобы не обнаружить себя.
 Они шли по дну, вдоль реки,  определяя удобные места для мостов. Таких мест нашлось аж восемь и, уже приняли решение, возвращаться, как заметили под густыми кустами, несколько немцев- разведчиков.
Вынырнув из воды, немцы стали пробираться к своему берегу.
 
Притаившись в воде, под кустами, российские разведчики быстро решили, вернуться в роту с "языком". Осторожно они вылезли на берег и спрятались за кустами. Подождав, когда из воды выйдет первый немец, встретили его на берегу, за кустами и, быстро ликвидировали, он даже и вскрикнуть не успел.
Второй выходил в двух метрах от них. Разведчики успели перебежать и встретить его так же, как и первого. А вот третьего взяли в плен, заткнув ему рот и слегка притопив в воде, потащили "языка" на свой берег.

Дождавшись, когда стемнеет, доставили немца в штаб.
Как потом оказалось, немец рассказал, что прибыли они с Бельгии, которую разнесли в пух и прах и что часть немцев пошла во Францию, а они сюда, помочь австрийцам выстоять в Перемышле и не пустить русских в Карпаты, чтобы те не взяли Венгрию.

В роте топилась полевая баня, разведчики нагрелись, напарились, высушили свои вещи. Только так было не всегда, приходилось сушиться порой у костра, да и мундир не всегда был сухим и чистым, а порой и вовсе удавалось только хорошо отжать, а сушился он на разгорячённом в атаке, теле.

 Задача была не только при любых условиях обеспечить армию мостами, но и охранять эти мосты, отражать атаки врага, обеспечивая армии успешное форсирование рек.

 А также проводить разведки, где удобнее и правильнее поставить мосты, в каких местах и для какого рода войск.

Поэтому  и мосты делались разные. Мост для пехотно-пулемётных войск один, а мост для кавалерии с пулемётными орудиями, другой, а мост для пушечно-пулемётных бронеавтомобилей, третий, для обоза, четвёртый.

Рота Николая с задачей всегда успешно справлялась, хотя зачастую им приходилось строить эти мосты под шквальным артиллерийским огнём и не взирая на погоду.

начало: Скудара-1   http://proza.ru/2021/03/19/1902

 продолжение Скудара -28 http://proza.ru/2021/10/20/1144


Рецензии