Читая Пушкина. Почему Сальери убил Моцарта? Ч. 1

Читая Пушкина. Почему Сальери убил Моцарта?

Каждый, кто слыхал о "Моцарте и Сальери" Пушкина знает, это история убийства, и  что известный композитор Сальери убил знаменитого композитора Моцарта из зависти.

То есть, якобы, Сальери понял, что музыка Моцарта лучше, позавидовал, и убил Моцарта, чтобы тот больше такой хорошей музыки не писал, и чтобы другим было неповадно.


Если задуматься, это звучит несколько неправдоподобно.  Убийство из зависти было бы бессмысленным, ведь Моцарт уже создал невероятное количество музыки. Да и Пушкин навряд-ли написал пьесу с незамысловатой идеей, что завидовать —   плохо. Все это и так знают. 


1. Почему же пушкинский Сальери убил?
Вкратце, Пушкинский Сальери  дает свой ответ  в двух  первых строках трагедии:

Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет — и выше.

Бог несправедлив, утверждает Сальери. Тем самым, он отвергает и Бога, и его мораль. Этот  вывод побуждает его взять правосудие в свои руки.

Как объясняет Сальери,  несправедливость Бога в том, что "священный дар,... бессмертный гений", достался Моцарту, а не ему, Сальери.  Сальери доказывает, что он заслужил дар, и что Моцарт его не заслужил.

Доказательство заслуг Сальери опирается на три пункта: (1) его врожденная любовь к музыке, (2) его тяжелый труд изучения музыки, и (3) самоотверженность,  жертвенное служение музыке.

Говоря о своей врожденной  склонности, Сальери вспоминает

Ребёнком будучи, когда высоко
Звучал орган в старинной церкви нашей,
Я слушал и заслушивался — слёзы
Невольные и сладкие текли.

Чувствуется, что у него до сих пор текут слезы, когда он вспоминает об этом. Не случайно здесь речь идет о церкви. Сальери говорит здесь даже не столько о любви к музыке, сколько о своей  врожденной святости.

Его тяжелые труды, предшествующие собственно композиции, описываются им как обременительные и неприятные

Труден первый шаг
И скучен первый путь. Преодолел
Я ранние невзгоды. Ремесло
Поставил я подножием искусству;
Я сделался ремесленник: перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию.

Я не думаю, чтобы Сальери (или Пушкин) так уж любил алгебру.
Сальери не получал удовольствия от учебы - это был тяжелый труд, который требовал самоотверженности и преданности идее.

Но и дальше было не легче.

Вкусив восторг и слёзы вдохновенья,
Я жёг мой труд и холодно смотрел,
Как мысль моя и звуки, мной рожденны,
Пылая, с лёгким дымом исчезали

Затем, когда он узнал музыку Глюка, он стал последователем этого композитора, продемонстрировав самоотвержение снова. 

Короче говоря,

Где ж правота, когда священный дар,
Когда бессмертный гений — не в награду
Любви горящей, самоотверженья,
Трудов, усердия, молений послан —
А озаряет голову безумца,
Гуляки праздного?..

Мотив Сальери, по его словам,  - восстановление справедливости, нарушенной самим Богом.  Для начала рассмотрим случай, что это и был его истинный мотив. Для критики Сальери мы можем здесь опереться на слова Бога.

2. Точка зрения Бога известна, потому что треугольник Сальери -> Моцарт -> Бог подобен другому известному  треугольнику: Каин -> Авель -> Бог.   

"И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.. Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним."

Будучи земледельцем, Каин трудился в поте лица. В этом состояло Божье проклятье людям за грех Адама и Евы:
"за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб"
Именно так и жил Каин, отбывая наказание за грех родителей. 

Авель нашел способ увильнуть от проклятья. Он был пастухом и кочевником — как все пастухи в библейские времена. Каин мог бы сказать, что Авель — "гуляка праздный" по сравнению с ним. Более того, у Каина были права первородства на все лучшее. Он тоже считал несправедливым, что Бог предпочел приношение Авеля. Бог понял это, но не стал объяснять, почему приношение Авеля ему был любезнее. Бог просто сказал: если делаешь доброе, тебе нечему огорчаться или унывать. Иначе - грех.

Тут есть несколько  очень интересных моментов.
-  Бог требует от Каина - и от всех людей -  различать, если они делают доброе или не доброе. Люди сорвали плод с дерева познания добра и зла. И теперь обязанность людей - различать добро и зло, совершать добрые поступки и не совершать злых поступков. Моральная ответственность пришла с  изгнанием из рая.

- Сознание, что делаешь доброе, важнее знаков признания, даже признания  от самого Бога. Так говорит Бог.

- Бог говорит, что выбор - за человеком. Его судьба  не предрешена. И поэтому человек ответственен за выбор.

 - "если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит". Другими словами, если человек знает, что он не делает доброго, то и до зла недалеко.  Что это может значить? Речь идет о мотивах, как я понимаю. Если человек работает для своего личного блага, за награду, это не засчитывается как деланье добра. То есть сам по себе труд - еще не заслуга.
 Если мотивы не добрые, то зло может соблазнить человека. Например, он может прибегнуть к злу, чтобы добиваться преимуществ для себя.
Каин, как известно, не внял предупреждению Бога и убил Авеля. Он был проклят Богом за это.

Сальери трудился для  успеха:

Усильным, напряженным постоянством
Я наконец в искусстве безграничном
Достигнул степени высокой. Слава
Мне улыбнулась;

Его критерием было не деланье добра, но признание. Он не руководился своим   внутренним знанием добра  и зла. Он не смог и устоять перед соблазном греха.
Он поступил как Каин.


А Моцарт? Что было его мотивом? Он сам отвечает на этот вопрос у Пушкина:

Но нет: тогда б не мог
И мир существовать; никто б не стал
Заботиться о нуждах низкой жизни;
Все предались бы вольному искусству.
Нас мало избранных, счастливцев праздных,
Пренебрегающих презренной пользой,
Единого прекрасного жрецов.

Моцарт Пушкина занимался созданием  прекрасного, пренебрегая пользой. В сущности это - то же деланье добра.


4. Заключение. Справедливость, о которой говорит Сальери, и которой жаждал Каин -  награда за добросовестно потраченные усилия.  Желание восстановить нарушенную справедливость  повлекло убийство невинного  и в случае с Каином, и в случае с Сальери. Можно также вспомнить, что справедливость, плата по труду, лежит в основе Марксизма и двигало кровавые революции.

Оплата по труду - это  человеческая справедливость. Божья справедливость лежит в другой  плоскости: она учитывает стремление к добру. По-видимому, верность самому себе и своей правде ценится Богом не меньше, чем покорное усердие, следование установленным правилам и самоотвержение. Каин не только не заслужил признания Бога своим трудом, он заслужил проклятье Бога за то, что выбрал зло вместо добра. Бог отрицает претензии Каина к нему. По тем же причинам, претензии Сальери к Богу можно считать необоснованными.


Рецензии
Спасибо Марина.
Мне, как фанату этой трагедии: видел все экранизации, оперу Римского-Корсакова могу почти всю напеть, попытался перевести на два языка, очень интересна ваша трактовка этих печальных событий.

Николай Андреевич Гардба   08.08.2022 00:17     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.