Немного о свободе

Свобода, о сколько о ней сказано, и сколько сил затратило человечество в борьбе за свободу личности. И всё же понятие это, по – прежнему остаётся невыясненным. Не находиться ни под чьей властью, и не быть никому обязанным, так человек представляет себе личную свободу. Однако, является ли ею отсутствие ограничений?

Скорее всего, если кто – либо начнёт рассказывать нам о свободе, то мы поинтересуемся у него, - "О свободе от чего, или от кого идёт речь? Ведь свободы самой по себе, без того, кто бы ощущал её противоположность - несвободу, в нашей жизни не существует. Как, впрочем, и других абстрактных свойств, которыми жонглируют философы, но при этом, не имея возможности разобраться, а могут ли люди поступать в соответствии с ними.
 
И потому для начала следует выяснить, а есть ли в человеке свойство свободы, в соответствии с которым он может поступать. Ведь свобода подразумевает под собой свободу выбора, а человек не выбирает, где и когда и с какими свойствами ему родиться. Но и после рождения его вкусы, взгляды и предпочтения формирует окружающее общество, и он в этом влиянии не способен себя осознать. И как бы он ни поступал, его этому тем или иным образом научили.

Но тогда возникает вопрос, - "может ли человек ощутить границы своей несвободы? На первый взгляд эта задача кажется не сложной, однако в ней существует подвох. Ведь если бы человек мог сам себя освободить из "тюрьмы", своими собственными силами, то и не ощущал бы тюрьму "ограничением".

Вытащить себя из "тюрьмы", кстати, в древние времена тюрьмой служила глубокая яма, или вытащить себя за волосы из болота, как это сделал знаменитый барон Мюнхгаузен, человек не может. Всегда должен быть кто – либо снаружи, кто подаст ему руку, или подготовит побег. И потому свою свободу человек должен искать в правильных взаимоотношениях с социумом.

Ему помогает в этом, ставший общим, и взаимосвязанным, мир. Он раскрывает нам давно позабытую истину - человек создан природой существовать в обществе. В былые времена им для него являлась семья, от которой зависело его жизнеобеспечение. И потому он находил в себе силы заботиться о её благополучии, как о своём собственном.

Однако объединившись в города, страны, а сегодня в одно человечество, человек заботится об обществе вынуждено, не чувствуя по отношении к нему никаких обязательств. Более того, он ищет в бегстве от них свою личную свободу, и не воспринимает своё нежелание заботиться о ближнем, как ту границу, за которой человеку следует её искать.


Рецензии
"Свобода, ... И всё же понятие это, по – прежнему остаётся невыясненным";
"Ведь свобода подразумевает под собой свободу выбора, а человек не выбирает, где и когда и с какими свойствами ему родиться".
Я думаю, свобода — это отсутствие ограничений использовать имеющиеся свойства и, соосветственно, данные от природы возможности. Это достаточное понятие свободы, потому что оно реалистичное. Если же обращать внимание на рождение не по своей собственной воле с определёнными свойствами или на то, что эти врождённые свойства не позволяют чего-то сделать, то окажется, что полной свободы не существует в принципе. Ведь ни у кого сейчас нет возможности летать на другие планеты, расположенные у других звёзд. Вообще, когда говорят о несвободе, имеют в виду искусственные ограничения, принуждение делать нежелаемое. И в этом плане, относительно общества и ближних, нужно осознание полезности для себя хороших отношений. Тогда "долг" или "обязанность" превратится из принуждения в желание. Это эгоистический подход. Согласен, если меня в этом упрекнут. Но ведь и Иисус говорил: "возлюби ближнего как самого себя". Это естественно. А высокопарные суждения о заботе об обществе как о самоцели, обязанности или долге хорошего человека звучит как изощрённый инструмент принуждения.
Я недавно разбирался с понятием "справедливость". Здесь оказывается не меньше неопределённости и разнобоя в определениях. Но ключевое свойство справедливости я всё же нашёл. Это уравнивание отданного полученным взамен. То есть, в контексте вышесказанного, забота о ближнем или обществе должна предполагать и обратный процесс — заботу о тебе ближнего или общества. Иначе тебя просто используют, эксплуатируют. Ну кому же хочется заботиться о таких? Только через принуждение или ограничения личной свободы выходит такая "забота".

Павел Черняков   23.02.2022 10:47     Заявить о нарушении
Спасибо, Павел!Рад Вашему отклику. Ни в коем случае не для спора, а только для того, чтобы обозначить, из чего Я исходил, напишу несколько мыслей. Говоря о свободе, я подразумеваю свободу желания. Оно является сутью человека и всего сущего. То, что происходит вопреки желанию, ощущается ограничением и болью, и это указывает на то, что природа создавшая нас, не терпит насилия, и свобода является ее законом, охватывающим всю действительность. Каждому желанию присущи его свойства. Реализовать желание можно в двух формах. Одна, забота о себе без расчета с окружающими,и вторая, которой у нас пока нет, забота о ближнем как о себе.Развиваясь мы пришли к ситуации, когда заполнить свои потребности не считаясь с окружающими, стало невозможным, и его нужно рассматривать как ограничение со стороны природы. Она обязала нас жить в обществе, и сегодня мы зависимы от поставок со всего мира. Поэтому нас обязала считаться друг с другом природа, а вовсе не мораль красящая человека.Поэтому нам нужно только воспитание и просвещение, в результате которого мы можем привести свои свойства и желания, с требованием природы. И тогда мы перестанем ощущать в своих взаимоотношениях страдания, и начнем потихоньку наслаждаться. Ведь мы наслаждаемся в том случае, если происходящее соответствует нашему желанию.

Эдуард Кобринчук   23.02.2022 13:23   Заявить о нарушении
Спасибо, Эдуард, за Ваш ответ! Он меня заинтересовал и обрадовал. Я вижу, что в высказанных выше наших, на первый взгляд, разных размышлениях намечается единое совершенное решение, способное улучшить наш мир.

Павел Черняков   23.02.2022 19:50   Заявить о нарушении
Спасибо, Павел!

Эдуард Кобринчук   23.02.2022 20:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.